Использование игр и упражнений для профилактики дисграфии и дислексии в работе с детьми с ОВЗ
статья по логопедии (подготовительная группа)

Кудерко Светлана Анатольевна

Игры и упражнения по профилактике и коррекции чтения и письма удетей дошкольного возраста с ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кудерко С.А., воспитатель 1к.к

группы компенсирующей направленности                        

 МДОУ детский сад №25 «Умка», г. Саяногорск

Использование игр и упражнений для профилактики дисграфии  и дислексии в работе с детьми с ОВЗ

В этой статье описываются эффективные приемы игр и упражнений по профилактике и коррекции чтения и письма у детей дошкольного возраста с ОНР.

Ключевые слова: развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

Тема профилактики дисграфии и дислексии  у детей актуальна в работе логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности. В беседах с учителями начальных классов выясняется, что среди неуспевающих младших школьников есть дети, которые в дошкольном возрасте имели речевые проблемы: они поздно заговорили или у них был несформированный фонематический слух, или дефектное звукопроизношение, ограниченный словарь. Осуществляя работу по коррекции речи в детском саду, можно предупредить целую цепь нарушений письменной речи, которые возникают уже на первом году обучения в школе.

 Огромное значение для успешного обучения детей в начальной школе имеет работа по развитию зрительного внимания. В средней группе это могут быть различные лабиринты, задания на распутывание линий, распределение предметов по цветам или построение предметов из определенных фигур.Очень часто мы используем упражнения, в которых среди множества предметов нужно найти два одинаковых. Сначала для этой цели используются картинки, потом - буквы. Более сложное задание – найти два одинаковых слова. Дети с удовольствием сравнивают похожие картинки и находят в них различия. В этом задании нужно не только определить, чем отличаются картинки, но и полными предложениями рассказать об их различиях. Здесь требуется умение строить фразу и планировать свое высказывание. Дополнительное задание: найти картинки с заданным звуком. Более сложным заданием будет печатание этих слов и выделение заданной буквы из слова.

От простых упражнений с узнаванием силуэтов предметов, их контурных и наложенных изображений  переходим к таким же упражнениям с буквами в подготовительной к школе группе. Дети печатают буквы, которые видят на карточке спрятавшимися друг за друга, либо дописывают недостающие элементы букв, из группы букв выписывают те, что изображены точками, пунктирами.

Следующим заданием на развитие зрительного внимания с грамматической нагрузкой можно считать сравнение групп предметов. Ребенку предлагаются две карточки, на большей карточке предметов больше: кроме изображения предметов, имеющихся на маленькой карточке, на большей есть и другие рисунки. Ребенок сравнивает карточки, называет предметы, которые есть на обеих карточках, а затем те, что есть на большой карточке, при этом автоматизируются поставленные звуки. Позднее дети получают карточки с буквами. Продолжение: составить самостоятельно из «лишних» букв  слово.Кроме сравнения групп букв, мы проводим упражнения на сравнение букв по размеру и расстановку их в порядке убывания размера. Если ребенок правильно разложит буквы на строке, то  у него получится слово. Таким образом, дети не только учатся правильно печатать, составлять слова, но и  находить его границы, выделять слово на фоне других слов.Играя с буквами и словами, можно предложить детям выбрать из строки различно написанных букв только «правильные» буквы. Если задание выполнено правильно, то ребенок прочитает слово или фразу. Все перечисленные игры  и упражнения могут быть использованы как на индивидуальных так и на подгрупповых занятиях. В этом случае в игру вносится соревновательный момент.Закрепление и уточнение сформированных представлений о буквах проводится с помощью таких игр, как: «Куда смотрит буква?», «Домики для букв», «Расставь буквы правильно». Таким образом, у ребенка формируется четкие, устойчивые представления об образе букв алфавита, что поможет в дальнейшем различать письменные буквы. Это и будет наилучшим способом профилактики оптической дисграфии.

Нарушения письменной речи могут быть вызваны нервно-психическими расстройствами, такими как состояние общего психического недоразвития, грубые аномалии зрительного и слухового анализаторов, недоразвития устной речи. Поэтому на занятиях по коррекции речи используем различные упражнения и игры, формирующие психические функции и в первую очередь – внимание.

Первые игры на развитие слухового внимания проводятся уже в младших группах детского сада: «Угадай. На чем я играю?» (дети на слух определяют звучащие игрушки и инструменты), «Кто как разговаривает?» (узнают голоса животных и птиц), «Кто позвал?» (узнают голоса детей). Развитию слухового внимания, способности ориентироваться в пространстве помогают игры «Где позвонили?», «Жмурки» с участием голоса, «Испорченный телефон».

Игра «Поручение» позволяет научить детей не только слушать и запоминать задание, но и уметь контролировать его выполнение. В игре «Цепочка слов» или «Снежный ком» ребенок должен повторить все сказанные до него слова на определенную лексическую тему. Эту же игру можно использовать для автоматизации звуков.Игра «Четвертый лишний» способствует развитию слухового внимания, обогащению словарного запаса, обучению логическому мышлению и умению делать выводы. Формирование навыков звукового анализа помогает детям в школе писать грамотно, избегать грамматических ошибок, и начинаем мы его согласных звуков, так как их проще воспринять, выделить, дифференцировать в словах.

 В подготовительной группе возможности детей возрастают, они могут печатать, вставляют пропущенную букву в напечатанные слова, заменяют буквы в словах. Игра «Волшебники» заключается в превращении одного слова в другое путем замены в нем одной буквы. Дети превращают «мышку» в «мишку», «мишку» в «миску», «точку» превращают в «бочку» из нее выходит «кочка», становится «ночкой», а затем «дочкой».Превращение слов происходит с помощью букв разрезной азбуки или игры «Составь слово» с пластмассовыми буквами.

Беседы с учителями начальных классов а также анализ письменных работ выпускников логопедических групп показал, что одно из первых мест занимают ошибки на оглушение согласных в конце и в середине слова. Чтобы избежать их, мы при изучении парных согласных по звонкости- глухости рассматриваем их артикуляцию, разницу и сходство в произношении – это необходимо в логопедической группе, а так же предлагаем профилактические задания «Подбери родственное слово», «Измени слово»: дуб – дубок, дубовый; глаз – глазок; сапог – сапоги; уж – ужи.Многие младшие школьники допускают ошибки в правописании гласных после шипящих. Поэтому, изучая шипящие, мы знакомим детей с буквами и со звуками, которые в них «живут», отрабатываем правила правописания: ЖИ  и  ШИ пиши с буквой  И; ЧА и ЩА пиши с буквой А; ЧУ и  ЩУ пиши с буквой У.

Все задания мы даем в виде игр, используем на вечерах-развлечениях, предлагаем играть дома с братьями и сестрами, бабушками и дедушками. Эти игры развивают у детей смекалку, сосредоточенность, быстроту реакции, с помощью таких игр у детей расширяются знания, приобретаются учебные навыки, воспитывается уверенность в своих силах, они способствуют успешному обучению в школе.

Используемая литература:

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей.-Москва:Мозаика-Синтез, 2008
  2. Алексеева, А. Формирование готовности к овладению чтением и письмом //Дошкольное воспитание. – 2007.
  3. Волина В.В. Веселая грамматика.- Москва:Дрофа.- 2003
  4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.- СПб: Союз,2003,
  5. Парамонова Л.Г. Ваш ребенок на пороге школы. Как подготовить ребенка к школе.- СПб: Каро,- 2005, 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с буквами на основе использования их свойств, как средство профилактики дисграфии.

Авторское методическое пособие для учителя-логопеда, дидактическое пособие (игры) для детей и их родителей при знакомстве со звуками и буквами их обозначающими....

Презентация "Игры и упражнения по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста"

         Одним из нарушений речевого развития является дисграфия. Дисграфия представляет собой нарушение письменной речи. Письменная речь – это графически оформленная у...

Профилактика дисграфии, дислексии в системе коррекционной работа по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Одним из важнейших условий в подготовке детей с общим недоразвитием речи  к школе является развитие речи.Формирование грамматически правильной устной речи и элементов грамоты в дошкольном возраст...

Буклет консультация для родителей. Игры и упражнения, по профилактике дисграфии, с детьми дошкольного возраста.

Буклет консультация для родителей.Игры и упражнения, по профилактике дисграфии, с детьми  дошкольного возраста. Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв. Игры для развития ...

Послушные буквы: игры и упражнения для профилактики дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи

Послушные буквы: игры и упражнения для профилактики дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи...

Методическая разработка: "Использование игр и игровых упражнений для профилактики дисграфии и дислексии в работе логопеда".

Методическая разработка: "Использование игр и игровых упражнений для профилактики дисграфии и дислексии в работе логопеда". Для современной общеобразовательной школы характерна катастро...

Буклет для родителей "Игры и упражнения для профилактики ДИСГРАФИИ и ДИСЛЕКСИИ у детей старшего дошкольного возраста"

Буклет для родителей "Игры и упражнения для профилактики ДИСГРАФИИ и ДИСЛЕКСИИ у детей старшего дошкольного возраста". При скачивании файла, сохраняется формат буклета....