Буклет для родителей "Игры и упражнения для профилактики ДИСГРАФИИ и ДИСЛЕКСИИ у детей старшего дошкольного возраста"
консультация по логопедии (старшая группа)

Гурбанова Юлия Борисовна

Буклет для родителей "Игры и упражнения для профилактики ДИСГРАФИИ и ДИСЛЕКСИИ у детей старшего дошкольного возраста". При скачивании файла, сохраняется формат буклета.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_dlya_roditeley_doshkolnikov.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

     

 

     Одной из самых актуальных для школьного обучения проблем остается проблема нарушений письменной речи (дисграфия). Рост количества детей, имеющих нарушения речи, заставляет специалистов задуматься о необходимости принятия каких-либо профилактических мер на этапе подготовки к овладению грамотой, а именно формирования у данной категории дошкольников предпосылок, необходимых для нормального овладения письмом и чтением.      

Основное занятие ребенка дошкольного возраста – игра. При обучении детей грамоте, в частности при профилактики дисграфии и дислексии целесообразно использование                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   игр и заданий с элементами рисования, лепки, аппликации.  Они помогут ребенку выучить и запомнить графические изображения букв.

Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв:

(по И.Л. Калининой):

  • лепка из пластилина,  глины (Глинотерапия);
  • выкладывание из счетных палочек, спичек, мозаики;
  • выкладывание из  толстых шерстяных ниток, веревочек на фланелеграфе или на бархатной  бумаге ( Ниткография)
  • выкладывание из  тонкой проволоки, буквы из проволоки сразу оживают: они могут шевелить «ручками» и «ножками», кланяться и даже ходить по дорожке. Вместе с    ребенком можно сочинить забавные истории из жизни букв.
  • вырезание из цветной бумаги;
  • вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»);
  • отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет буквы на ладони, на щеке, на  спине ребенка);
  • узнавание буквы на ощупь (игра «Умные ручки»);

   

Рисование -   один из самых популярных видов изобразительной деятельности дошкольников. Через цвет ребенок передает свое настроение, отношение к тому, что его привлекает, волнует.

Рисовать можно: цветными карандашами, простым карандашом, цветными и восковыми мелками, различными красками, углем, восковой свечой, нитками, штампами, палочками или пальцами по крупе, по песку, в воздухе, по спине, по руке, по стеклу (развитие тактильных ощущений) и т.д. Например, на прогулке нарисуйте палочкой на земле буквы или слоги или выложите их из шишек, камешков, желудей или прутиков. Нарисованные на земле буквы можно читать, одновременно шагая по ним.

   Игра с красками и водой

Предложите ребенку поиграть в художника и кистью нарисовать большие яркие буквы. Или, вместо краски, смочив указательный палец в воде, нарисовать буквы на листе бумаги.

  Рисовать можно не только традиционный образ буквы, но и использовать различные дорисовки и штриховки. Штриховки бывают: горизонтальные, вертикальные, косые, волнистые, спиралевидные и др. Это могут быть такие задания:

«Заштрихуй (буквы) фигурки»,

«Обведи фигурки (буквы) одной линией, не отрывая карандаш от бумаги»,

 «Дорисуй вторые половинки»,

«Обведи по точкам и продолжи сам»,

«Обведи и раскрась»,

«Напиши буквы в клеточках»,

«Скопируй фигуру (букву) по точкам».

Упражнение «Сюрприз»

При выполнении задания ребенок закрашивает карточку краской и называет ту букву, которая проявляется сквозь фон. Буква предварительно нанесена на карточку восковой свечой (белым восковым мелком). Это задание можно использовать при закреплении знания графического изображения буквы и др.

   

Упражнение «Кто внимательнее?» (обычно используется для

   самостоятельной  работы)

 • «Перепечатать» с полотна буквы, которые состоят:

 - из одного элемента (О, С);

 - из двух элементов (У, Г, З, Р и т.д.);

 - из трех элементов и т.д.

 • «Перепечатать» с полотна буквы, которые «смотрят»:

 - прямо (А, И, Й, М, Н, О, Т и т.д.);

 - вправо (Б, В, Г, Е и т.д.);

 - влево (З, Л, У, Ч и т.д.);

 - «открыты» (А, Б, Г и т.д.);

 - «закрыты» (В, О).

  Упражнение «Угадай какая буква?»

  Первую загадку о букве в качестве образца предлагает педагог.  

  Например: «Эта буква   имеет   три   элемента:   малый

  полуовал   и   две   палочки - большую и среднюю.  Большая  

  палочка стоит вертикально, полуовал «висит» на ней слева, а

  палочка   средней   величины   словно   «поддерживает»

  полуовал.  Какая  эта буква? (Я).

 Затем загадку загадывает ребенок, а педагог отгадывает.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДМИТРИЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Ракитянского района Белгородской области

Буклет для родителей

Игры и упражнения для профилактики ДИСГРАФИИ и ДИСЛЕКСИИ

у детей старшего дошкольного возраста.

Подготовила:

учитель – логопед

МОУ «Дмитриевская СОШ»

Гурбанова Юлия Борисовна

                                         2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Преемственность в коррекционной работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ по профилактике дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста»

  Развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению.Одним из основных этапов формирования грамматически правильной ус...

Консультация для родителей. "Игры и упражнения для обогащения и активизации словаря для детей старшего дошкольного возраста"

Игры и упражнения для обогащения и активизации словаря для детей старшего дошкольного возраста...

консультация для воспитателей "Профилактика дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста"

причины возникновения дисграфии и дислексии у первоклассников, подбор упражнений для детей старшего дошкольного возраста по профилаклике дисграфических и дислексических расстройств в помощь воспитател...

Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей  старшего дошкольного возраста с ТНР»...

Послушные буквы: игры и упражнения для профилактики дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи

Послушные буквы: игры и упражнения для профилактики дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи...