Конспект занятия по развитию фонематического слуха с использованием театрализованной деятельности "Путешествие с колобком".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Зоя Сергеевна Голева
Коррекционно-образовательные задачи: вырабатывать умение слушать сказку вместе с группой сверстников, побуждая эмоционально откликаться на воспринимаемое содержание сказки и принимать участие в ней. Коррекционно-развивающие задачи: активизация речевой деятельности. Развитие фонематического слуха, тонкой и общей моторики, слухового внимания, зрительного внимания, творческого воображения, подражательности. Коррекционно-воспитательные задачи.: формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений. Воспитывать желание говорить правильно и красиво. Материал к занятию : ёлочки разной высоты, комочки ваты, бумажные снежинки. Игрушки: колобок, заяц, волк, медведь, лиса. Мультимедийное устройство – показ на нём силуэтов животных: зайца, волка, медведя, лисы и лошади. Показ картинок: лес, ветер, снег, сова, синичка, воробей, ворона, волк. Предметы: зонтик, ленточка, варежки, мелки. Коврики для выполнения релаксации, игрушечные резиновые ёжики для выполнения массажа кистей рук. Магнитофон, кассета с записью звуков природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolobok.docx29.59 КБ

Предварительный просмотр:

ГБ(О)ОУ специальный (коррекционный) детский дом 8 вида

г. Лебедянь

Конспект  открытого  занятия

 по  развитию  фонематического  слуха

у детей  старшей  группы  «Колокольчик» с  использованием  театрализованной  деятельности.

                                                                Учитель – дефектолог:                                                                                        Голева  З.С.                                                                                                

2014 г.

Тема: « Путешествие  с  колобком».                                                        К.о.з.: вырабатывать  умение  слушать  сказку  вместе  с  группой  сверстников, побуждая  эмоционально  откликаться  на  воспринимаемое  содержание  сказки  и  принимать  участие  в  ней.                                                К.р.з.: активизация  речевой  деятельности. Развитие  фонематического  слуха, тонкой  и  общей  моторики, слухового  внимания, зрительного  внимания, творческого  воображения, подражательности.                                        К.в.з.: формирование  положительной  установки  на  участие  в занятии, доброжелательных  отношений. Воспитывать  желание  говорить  правильно  и  красиво.                                                                                        Материал  к  занятию : ёлочки  разной  высоты, комочки  ваты, бумажные  снежинки. Игрушки: колобок, заяц, волк, медведь, лиса. Мультимедийное  устройство – показ  на  нём  силуэтов  животных: зайца,  волка, медведя, лисы  и  лошади. Показ  картинок: лес, ветер, снег, сова, синичка, воробей, ворона, волк.                                                                        Предметы: зонтик, ленточка, варежки, мелки.                                                Коврики  для  выполнения   релаксации, игрушечные  резиновые  ёжики  для  выполнения  массажа  кистей  рук. Магнитофон, кассета  с  записью  звуков  природы.                                                                                                        Ход  занятия:                                                                Организационный  момент.                                                                        - Дети, я  очень  рада вас  видеть.                                                                                        Приветствие.                                                                                Встанем  мы  в  кружочек  дружно,                                                                Поздороваться  нам  нужно.                                                                        Говорю  я  вам « Привет!».                                                                        Улыбнитесь  мне  в  ответ.                                                                        Здравствуй  правая  рука,                                                                        Здравствуй  левая  рука.                                                                        Здравствуй  друг, здравствуй  друг,                                                                Здравствуй  весь  наш  дружный  круг!                                        ( Дети  садятся  на  стулья, поставленные  в  ряд)                                        Педагог: - Дети, вы  любите  путешествовать? ( да, любим)                                - А  сказки  любите? (да)                                                                        - Тогда  давайте   отправимся  в  путешествие  в  сказочный  зимний  лес, нас  там  ждёт  очень  знакомый  вам, герой. Он  приглашает  нас  в  свою  сказку. Нам  надо  на  чём – то  путешествовать. А  давайте  поедем  на  волшебном  паровозике? Согласны? ( да)                                                                Приготовьте  руки, сделайте  их  хоботком. Вероника, ты  будешь  машинистом , объявляй:                                                                        Машинист: - Осторожно, двери  закрываются.( ууууу… не  громко, без  напряжения)                                                                                                Педагог: - И  закрутились  колёса ( руки  согнуты  в  локтях, круговые  движения  руками  в  такт  словам).                                                                                        Поезд  мчится  и  шипит                                                                        И  колёсами  стучит.                                                        Дети: -         Чух – чу, чух – чу.                                                                                Я  лечу, лечу, лечу.                                                                                Я  качу,качу, качу.                                                                Педагог: -  Ну, вот  мы  и  подьехали  к  лесу.                                                ( дети  садятся  на  стулья)                                                                        -Какой  красивый  зимний  лес. Всё  покрыто  снегом, снег  искрится  на  солнышке. Зелёные  ёлочки  стоят  в  снегу.         А  это,  кто         лежит  под  ёлочкой? ( колобок)                                                                                        - Дети, поздоровайтесь  с  колобком  (здравствуй  колобок)                        Педагог: - Дети, колобок  очень  весёлый, любит  задавать  вопросы  и  отвечать  на  них, но  он  может  ошибаться, поэтому  вы , будьте  внимательны  и  если  колобок  ошибётся, вам  нужно  помочь  ему, исправить  его  ошибки. Хорошо? ( да)                                                        И  так, испекла  бабушка  колобок  и  поставила  его  студить  на  окошко. Полежал  колобок, полежал, выпрыгнул  в  форточку  и  покатился  по  снежной  дорожке. И  прикатился  колобок  в  лес, на  снежную  полянку. Остановился  и  слушает. Давайте  поможем  колобку, расскажем  какие  звуки  можно  услышать  в  лесу.                                                                        - Как  шумит  лес?( шшш…)                                                                        - Как  свистит  ветер? (ссссс)                                                                        - Как  скрипит  снег  под  ногами? (сссс)                                                        - Как  ухает  сова? (ууууу)                                                                        - Как  поёт  синичка? ( зинь – зинь – тан – 2  раза)                                        - Как  чирикает  воробей?(чик – чирик)                                                        - Как  каркает  ворона        ( кар – кар)                                                                - Как  воет  волк? (ууу)                                                                                                                Молодцы!                                                                - Дети, давайте  поиграем  в  игру: « Испечём  колобок».                                                        Пальчиковая  гимнастика.                                        1.Покажем, как  бабушка  собирала  муку  для  колобка ( широко  расставляют  пальцы, затем  сжимают  их  в  кулак.                                                2. Месим  тесто – дети  водят  пальцами  одной  руки  по  ладони  другой  по  часовой  стрелке.                                                                                3. Раскатываем  тесто – трут  ладошкой  о  ладошку.                                        4. Лепим  колобок – кладут  ладонь  на  ладонь  и  сжимают  их, меняя  при  этом  положение  рук, накладывая  сверху, то  правую, то  левую  руку.                Молодцы, ребята, колобку  понравилась  игра.                                                 - А  теперь, колобок  просит  вас  догадаться,   каких  зверей  он  вам  покажет . Силуэты: волк, лиса, заяц, медведь, лошадь -  показ   на  экране.                Педагог: - Колобок   говорит,  что   всех  этих  зверей  он  встретил  в  сказке. Правильно? ( нет)                                                                                А, кто  лишний?( лошадка)                                                                        Дети, вспомните, кого  повстречал  колобок  первым? ( зайчика)                        Правильно, зайчика. А  вот  и  зайчик, давайте  поздороваемся  с  зайчиком.( здравствуй , зайка)                                                                        - Ребята, зайчик  какой – то  грустный, видимо  что – то  случилось, давайте  спросим?                                                                                         Дети: - Что  с  тобой  зайка?                                                                        Педагог: - Ой, дети, он  оказывается  простудился , ел  снег. Давайте  оденем  зайку, чтобы  он  согрелся.         ( педагог  надевает  зайке  шубку)                        Дети  хором: - Шубка – шубейка, зайку  согрей - ка.                                        Педагог: - Ну ,  вот  зайка  согрелся  и  говорит  вам, спасибо. А   мы, давайте  скажем  зайке, чтобы  не  простужался.                                                Ребёнок: - Зайчик – побегайчик, больше  по  сугробам  не  бегай, снег  не  ешь.                                                                                                        Дети  хором: - До  свиданья, зайка.                                                                Педагог: - Покатился  колобок  дальше, а  навстречу  ему  серый  волк. Покажите, какой  он  страшый ( дети  показывают). Волк  спрашивает  у  вас, какой   первый   звук  в  его  имени ( звук – в)                                                        Умница, правильно.                                                                                Массаж  кистей  рук (самомассаж  с  помощью  резинового  ёжика)                Дети, потрогаем  колючки  у  ёжика. Возьмите   сначала  одной  рукой,  потом  второй , вот  так – показывает  педагог  ( дети  попеременно, то  правой, то  левой  рукой  сжимают  резинового  ёжика)                                        Катится  колобок  и  видит  кого – то: большой, неуклюжий, в берлоге  сидит. Колобок   говорит, что  это  заяц. Правильно  он  описал  зайца?( нет, это  медведь)                                                                                                Педагог: - Наших  ребят  не  проведёшь, они  знают, что  это  медведь. Давайте  поздороваемся  с  мишкой   ( здравствуй , мишка)                                        - Медведь  говорит, что  он  очень  проголодался  и с  удовольствием  съел  бы  колобка. Давайте  попросим  медведя:                                                 Дети: -  Не  ешь  мишка  колобка, лучше давай  мы  тебе  чем- нибудь  поможем.                                                                                                        А,  пока  мишка  придумывает  нам  задание, мы  немножко  отдохнём.                                        Физкультминутка.                                                        Игровое  упражнение « Повторяйте»                                                        Дети, давайте  сделаем  колобок, он  у  нас  весёлый, любит  катиться  по  дорожке. Возьмитесь  за  руки  и  покатимся  по  дорожке.                                1.Колобок  встретил  зайку, он  мягкий  и  любит  прыгать( прыгают)                2.Колобок  встретил  волка, а  волк  злой  и  любит  бегать ( дети  бегут  друг  за  другом)                                                                                                3. А  теперь  идёт  медведь, он  большой  и  неуклюжий (ходят  - руки  в  стороны)                                                                                                        4.А  лиса  хитрая, рыжая, ходит  на  носочках ( идут на  носочках)                Педагог: - Ну, мишка  придумал  для  нас  задание? Ты, что  такой  растерянный? Ребята, оказывается  у  него  в  стихах  перепутались  звуки, давайте  поможем  ему. Я  буду  читать стихи, а  вы  будете  подсказывать, какой  нужно  поставить  звук, чтобы  было  правильно.                                        1.              Ой! Кричат  вокруг  хозяйки, в  огород  забрались  шайки ( нет  зайки)                                                                                                        2. Здесь  хорошее  местечко, протекает  рядом  печка ( нет  речка)                3.Слёзы  льются  у  Оксанки, у неё  пропали  банки ( нет  санки)                        4. Мишка  спрятался  под  горку  и  грызёт  тихонько  норку ( нет  корку)                                                                                                        5. Сшил  себе  котёнок  тапки, чтоб  зимой  не  мёрзли  шапки (нет  лапки)                                                                                                        - Дети, мишка  благодарит  вас  за  помощь, теперь  он  будет  спокойно  спать.                                                                                                        Дети: - До свиданья, мишка.                                                                        Педагог: - Покатился  колобок  дальше, вдруг  видит  кто – то  тихонько  крадётся, к  земле  пригибается, а  сама  пушистая, золотистая, на  груди  жилет, на  шее  белый  галстучек. Кто  это, ребята?( лисичка)                                -Правильно, лисичка. А  какой  характер  у  лисы?( хитрая, злая,коварная)                                                                                                - Лисичка  хочет  сьесть  колобка.                                                                Дети: - Не  ешь, лисичка, колобка.                                                                Педагог: - Дети, лисичка  не  будет  есть  колобка, если  вы  скажите  с  какого  звука  начинается  её  имя.( Со  звука- ль)                                                                        -Правильно.                                                                Педагог: - Дети, в  русской  народной  сказке  лиса  съела  колобка, а  у  нас  сказка  со  счастливым  концом, потому,что  вы  помогли  колобку. Давайте  на  прощанье  подарим  зверюшкам,  подарки. Смотрите, что  у меня  есть  (показывает)                                                                                                                Зайчику( зонтик)                                                                                        Медведю – (мелки)                                                                                Лисе – (ленточку)                                                                                Волку –( варежки)                                                Дети  выбирают  предметы, название  которых  начинается  с  такого  же  звука, как  и  имя  героя.                                                                        Педагог: - А  лесные  зверюшки  и  колобок, вам  тоже  передают  кое – что. Смотрите, это  вкусные  лесные  орешки.                                                        Дети: - Спасибо. !До  свидания!                                                        Педагог: - Нам  пора  возвращаться  домой.                                        И  закрутились  колёса( руки  согнуты  в  локтях, круговые  движения  руками  в  такт  словам)                                                                                                        Поезд  мчится  и  шипит                                                                        И  колёсами  стучит                                                                                Чух –чу, чух –чу.                                                                                        Я  лечу, лечу,лечу.                                                                                Я  качу, качу, качу                                                Вот , мы и дома. Дети, вам  понравилось  наше  путешествие? ( да)                - Что, мы  делали?( мы  думали)                                                                                        ( мы  говорили)                                                                                        (мы  играли)                                                                Дети, вы  молодцы.                                                                                Релаксация.                                                                                  Дети  сидят  на  ковриках  по  турецки, закрыв  глаза         и  слушают  звуки  природы.                                                                                                                Дети, пройдите          и  сядьте на  коврики, закройте  глаза  и  послушайте  звуки  природы.                                                                                Откройте  глаза. Медленно  встаньте. Глубоко  вдохните  и  выдохните.        Педагог  говорит  слова, а  дети  выполняют  действия, согласно  текста.                                                                                                          Вместе  хлопнули  в  ладоши, ( хлопают)                                                        Дружно  топнули  ногой.( топают)                                                                Всё, во  что  мы, здесь  играли( слушают)                                                        Мы  запомнили  с  тобой. (слушают)                                                        До  свиданья  всем  сказали        ( говорят: « До  свиданья»)                                        И  отправились  домой.        ( идут  в  группу)                                                

                Длительность  занятия – 20 – 22  минуты.                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста на тему:"Путешествие зайчонка Кузи"

Тема:  ПРИКЛЮЧЕНИЯ  ЗАЙЧОНКА  КУЗИ.                 Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия у де...

Повышение устойчивого интереса к развитию фонематического слуха с использованием речевых игр и игровых упражнений

Повышение устойчивого интереса к развитию фонематического слуха с использованием речевых игр и игровых упражнений...

Конспект занятия на развитие фонематического восприятия с использованием ИКТ «Путешествие в волшебную страну»

Конспект занятия на развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза. Для занятия подготовлена слайд-презентация PowerPoint. Сюрпризный момент – появление мульт...

Конспект открытого занятия по развитию фонематического слуха и восприятия.Презентация к занятию "Мир звуков"

Конспект открытого занятия по развитию фонематического слуха и восприятия  в старшей-подготовительной группе «В мире звуков»  Цель: Развитие фонематического слуха и восприят...

Развитие фонематического слуха с использованием шумовых коробочек. Картотека

Шумовые коробочкиРазвитие фонематического слуха начинается с обучения различать неречевые звуки.Для этого этапа очень хорошо подойдут игры с шумовыми коробочкамиРазвиваем логику, слуховое восприятие, ...