Консультация для родителей "Игровые приемы для развития навыков словоизменения и словообразования"
консультация по логопедии на тему

Таль Наталья Викторовна

Консультация для родителей "Игровые приемы  для развития навыков словоизменения и словообразования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация  для  родителей

«Игровые приемы для развития навыков  словоизменения и словообразования у дошкольников»

Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, формировании социальных связей.

Для усвоения грамматических правил в дошкольном возрасте необходимо формирование базы, под которой подразумеваются:

*    Достаточно богатый и правильно систематизированный словарный запас (при правильном понимании смыслового значения слова);

*    Устойчивое владение грамматическими нормами языка в устной речи.

Для наиболее быстрого обогащения словарного запаса и уточнения смыслового значения слов ребенка необходимо обучить навыкам словообразования и словоизменения - сторон грамматического строя речи.

Словообразование – образование от однокоренных слов новых, приобретающих новый смысл (кастрюля – кастрюлька).

Словоизменение – изменение слов по различным грамматическим категориям: родам, числам, падежам, временам, без изменения основного значения слова (стол, столы, столом)

 

Формирование навыков словоизменения                          

Дидактическая игра «Помоги Незнайке раскрасить картинки»

В наборе для игры кукла Незнайка, карточки с изображениями бесцветных овощей и фруктов, разноцветные кружочки, кисточки. Дети выбирают предметы для окрашивания в заданный цвет. В процессе «раскрашивания» составляют словосочетания: зеленый огурец, зеленая капуста, зеленый перец, зеленый горох, зеленое яблоко. Варианты игры разнообразны. Овощи и фрукты дети «раскрашивают» понарошку.

Подвижная игра «В зеленом лесу»

В зеленом, зеленом лесу (дети маршируют)

Зеленый листок, как флажок, я несу. (вытягивают правую руку вперед)

Зеленая шишка под елкой лежит. (наклоняются вперед, «берут шишки»)

Зеленая музыка где-то звучит. (прикладывают сначала к правому уху правую ладошку, затем к левому левую)

Зеленый кузнечик в зеленой траве (прыгают на обеих ногах)

Играет зеленую песенку мне. (имитируют игру на скрипке)

                                                                                        А.Стройло

Формирование навыков словообразования

Дидактическая игра «Семья» с предметами – заменителями

Детям предлагается набор цветных кругов большого, среднего и маленького размера.

Выбрав круги определенного цвета, соответствующего окраске заданного животного, они раскладывают на столе фигуры в порядке убывания, называя семью животных.

Подвижная игра

Вечер зимний в небе синем (дети встают со стульев)

Звезды синие зажег. (встают на носки, потягиваются)

Ветви сыплют синий иней

На подсиненный снежок. (потряхивают руками, тихонько приседают)

                                                                                                    А.Фетисов

Использование перечисленных игр способствует не только совершенствованию грамматического строя речи дошкольников, но и содействует их сенсорному развитию.

Учитель – логопед: Таль Н.В..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование навыков словоизменения и словообразования с использованием элементов цветотерапии»

Методическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольников...

Формирование навыков словоизменения и словообразования у старших дошкольников с ОНР в процессе ИЗО деятельности.

     Своевременное формирование лексико-грамматического строя языка является важнейшим условием полноценного речевого и общего психического развития ребенка, поскольку речь и мыш...

Игровые приемы для развития навыков словоизменения и словообразования у дошкольников

В связи с постоянным увеличением количества дошкольников с речевыми нарушениями проблема формирования лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопр...

Консультация "Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с ОНР".

Материал предназначен не только для воспитателей ДОУ, но и для родителей. Он поможет взрослым научить детей правильно образовывать новые слова, при этом сделать этот  процесс  игровым и инте...

Игры на формирование навыков словоизменения и словообразование

1. Игра «Что спрятано?»Цель: формирование способности ребенка употреблять существительные в единственном числе, винительном падеже.Оборудование: Муляжи овощей, фруктов, цветы.Описание игры...

Консультация для родителей «Игровые приемы для развития навыков словоизменения и словообразования у дошкольников»

Для наиболее быстрого обогащения словарного запаса и уточнения смыслового значения слов ребенка необходимо обучить навыкам словообразования и словоизменения - сторон грамматического строя речи. Предла...

Игровые приемы для развития навыков словоизменения и словообразования у дошкольников

Игровые приемы для развития навыков  словоизменения и словообразования у дошкольников...