Игровые приемы для развития навыков словоизменения и словообразования у дошкольников
консультация по логопедии на тему

Марина Сергеевна Замогильная

 

В связи с постоянным увеличением количества дошкольников с речевыми нарушениями проблема формирования лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос то методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.

Как отмечают исследователи, у детей с отставанием в развитии речи в той или иной степени не сформирована речевая система, нарушено оперирование элементами речи на практическом уровне [4;10].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8._slovoizmenenie_i_slovoobrazovanie.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Игровые приемы для развития навыков словоизменения и словообразования у дошкольников

 

В связи с постоянным увеличением количества дошкольников с речевыми нарушениями проблема формирования лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос то методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.

Как отмечают исследователи, у детей с отставанием в развитии речи в той или иной степени не сформирована речевая система, нарушено оперирование элементами речи на практическом уровне [4;10].

Это ограничивает возможность перехода к более высокому, теоретическому уровню овладения речью, осознанию элементов структуры слова, предложения, закономерностей их сочетания и оперирования ими. В результате возникает значительное недоразвитие лексической и грамматической сторон языка, а именно функций словоизменения и словообразования.

У детей с речевыми нарушениями формирование строя речи происходит с большими трудностями Р. И. Лалаева,  Н.В. Серебрякова объясняют это абстрактным характером грамматической системе языка [10].

Грамматические формы словоизменения и словообразования появляются у детей с речевыми нарушениями в той же последовательности, что и при нормальном  речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическими категориями заключается  в медленном темпе усвоения. Нарушения обусловлены недоразвитием морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью языковых операции грамматического конструирования, выбора определенных языковых единиц [10].

Формирование и значительный опыт освоения навыков словообразования и словоизменения у детей накапливается при участии в словесных дидактических играх, игровых упражнениях, а так же играх драматизациях, подвижных играх, так как игра – ведущая деятельность дошкольников, способ познания окружающей действительности. Дидактическую игру педагоги определяют как игру познавательную, направленную на воспитание познавательных способностей. Именно в игре и через игру речь проявляется наиболее ярко.

Игры для младшего дошкольного возраста.

Цель: учить образовывать слова с суффиксами уменьшительности и ласкательности.

 

Игровое упражнение «Ласковые имена»

Дети побуждаются называть друг друга ласково: Танечка, Олечка, Вовочка.

Аналогичное упражнение проводится по называнию детёнышей животных:

- У кошки – котёночек.

- У медведицы – медвежонок, у утки – утёнок, у мышки – мышонок.

 

Игра «У меня нос, а у тебя? »

Воспитатель называет части своего тела, а ребёнок повторяет их, используя суффикс уменьшительности.

- У меня нос, - говорит воспитатель.

- А у меня носик.

- У меня уши (а у меня ушки) и т. п.

 

Игра – драматизация «Кто пришёл? »

Приходит котёнок, здоровается с детьми.

- Кто к нам пришёл? (Котёнок).

- Как назовём его ласково? (Котёночек). И т. п.

  

Средний дошкольный возраст

Цель: учить способам образования видовых пар глаголов

 

Игровая ситуация «Чего не хватает Мише для прогулки? »

На стенде выставляются картинки с изображением зимней одежды: валенки, варежки, носки, шарф, пальто, шуба, шапка и предлагается их перечислить. По мере называния картинки убираются. Затем дети помогают одеть на прогулку мальчика Мишу, называя по памяти названия одежды на картинках. Дети ошибаются, воспитатель ненавязчиво поправляет: не хватает носков, валенок и т. д.

 

Цель: учить образованию слов суффиксальным способом

 

Игровое упражнение «Два брата»

Воспитатель рассказывает детям историю о двух братьях – медвежатах: Шустрика и Мямлика.

- Рано утром Шустрик проснулся и быстро встал, Мямлик ещё только … .

- Встаёт, - добавляют дети.

- Шустрик оделся, а Мямлик…

далее дети отвечают: оделся - одевается, заправил – заправляет, умылся - умывается, позавтракал - завтракает, почистил – чистит и т. д. Можно использовать различные сюжеты: «В лесу», «На прогулке», «На реке» и т. д.

 

Цель: учить образовывать формы глаголов настоящего времени

 

Игра – драматизация «В гостях у куклы»

Воспитатель говорит:

- К Маше придут гости, а она не знает во что положить хлеб, конфеты, сахар. Давайте подумаем и поможем ей. Для этого есть специальная посуда. Как она называется?

- Для хлеба есть что? (Хлебница) .

-Значит Маша хлеб положит во что? (В хлебницу). (Хором) .

- Как называется посуда для конфет? И т. п.

 

Старший возраст 

 

Цель: учить соотносить наименования действий и названия спортивных специальностей

Аналогичным образом проводится

игра «Киоск открыток»

На открытках изображены действия спортсменов. Дети называют кто на ней изображён и что он делает. Футболисты – играют в футбол, бегуны – бегают, пловцы – плавают, борцы- борются и т. д.)

 

Цель: учить образовывать уменьшительно – ласкательные наименования, соотносить действия и производный глагол

Народная игра «Кузовок»

Дети сидят. Один из них ставит на стол корзину и говорит соседу: Вот тебе кузовок, Клади в него что на – ок, Обмолвишься – отдашь залог.

Дети по очереди называют слова с рифмой на –ок.

- Я положу в кузовок клубок (замок, платок, сапожок, башмачок, чулок, воротничок, сахарок, мешок, колпачок, колобок, гребешок, коробок и т. д.) . В конце игры разыгрываются залоги.

- Чей залог вынется (из корзины, что тому делать? Дети назначают выкуп: побегать, попрыгать посмеяться поплясать спеть и т. д.

 

Учителя-логопеды МДОУ №108 г. Петрозаводск Суси И.Л., Фиски О.Л. в своей работе по формированию грамматического строя речи используют дидактические игры с использованием элементов цветотерапии – науки, изучающей свойства цвета. (c. 42).

Ребенку с первых дней жизни поступает колоссальная цветовая информация. При нормальном речевом и умственном развитии дети довольно рано начинают обращать внимание на цвет предметов [10].

В 3 года они знают названия двух-трех основных цветов, узнают и соотносят пять цветов. Дети же с различными речевыми нарушениями испытывают трудности в определении цветов и оттенков предметов:

         позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета;

         плохо запоминают название цвета;

         малонасыщенные цвета иногда называют белыми;

         часто заменяют названия оттенков цветов основными.

            Ниже приведен практический материал, направленный на формирование у дошкольников навыков словоизменения и словообразования с использованием элементов цветотерапии.

 

Формирование навыков словоизменения

Дидактическая игра «Желтые овощи и фрукты»

Педагог раздает детям конверты с разрезными картинками (овощи и фрукты) желтого цвета. Дети складывают картинки и составляют словосочетания: желтый лимон, желтая репа, желтое яблоко и т.д.

Дидактическая игра «Помоги Незнайке раскрасить картинки»

В наборе для игры кукла Незнайка, карточки с изображениями бесцветных овощей и фруктов, разноцветные кружки, кисточки. Дети выбирают предметы для окрашивания и  заданный цвет. Впроцессе «раскрашивания» составляют словосочетания: зеленый огурец, зеленая капуста, зеленый перец, зеленый горох, зеленое яблоко. Варианты игры разнообразны. Овощи и фрукты дети «раскрашивают» понарошку.

Загадки

Педагог. Дети, послушайте и отгадайте загадки:

Сидит девица в темнице,

А коса на улице

(Оранжевая морковка.)

Дети передают по кругу муляж, повторяя это словосочетание.

 

В шкуре золотистой

Сладкий и душистый.

(Оранжевый апельсин.)

 

А какой еще фрукт бывает оранжевым? (Оранжевый мандарин.)

 

Подвижные игры

В процессе этих игр можно

показывать картинки по

содержанию.

«В зеленом лесу» [5,с. 13]

В зеленом, зеленом, зеленом лесу

Дети маршируют.

Зеленый листок, как  флажок, я несу.

Вытягивают правую руку вперед.

Зеленая шишка под елкой лежит.

Наклоняются вперед, «берут шишку».

Зеленая музыка где-то звучит.

Прикладывают сначала правую ладошку

 к правому уху, затем левую к левому.

Зеленый кузнечик в зеленой траве

Прыгают на обеих ногах.

Играет зеленую песенку мне

А. Стройло

Имитируют игру на скрипке.

 

 

Дидактическая игра «Белые слова»

Педагог демонстрирует детям белый дом, сделанный из картона, и предлагает «заселить» его сложными словами, уточнив, что если слова попадают в белый дом, они становятся белыми. Например, у человека белые зубы, значит, он белозубый. Картинка с изображением зубов помещается на одну сторону из стен дома. Аналогично проводится работа с другими словами.

 

Дидактическая игра

«Чей, чья, чье?»

Из набора цветных геометрических фигур (кругов и треугольников) дети выбирают фигуры определенного цвета, соответствующего окраске заданного животного, выкладывают на столе круг и называют животное, затем подкладывают к кругу треугольники и называют части тела животных, образую притяжательные прилагательные. Например: серый волк- серый волчий хвост, серая волчья лапа, серое волчье ухо. Белый медведь –белый медвежий хвост, белая медвежья лапа, белое медвежье ухо.

Игра с мячом

«Белое-черное»

Логопед и ребенок встают на черную и белую полосу «полянки» и называют противоположные друг другу слова.

Взрослый                             Ребенок

входит                                  выходит

подлетает                            отлетает

                                           наливает                               выливает

 УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД: Замогильная М.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игровые приемы для развития навыков словоизменения и словообразования"

Консультация для родителей "Игровые приемы  для развития навыков словоизменения и словообразования"...

«Формирование навыков словоизменения и словообразования с использованием элементов цветотерапии»

Методическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольников...

Игровые приемы для развития навыков самообслуживания и словообразования дошкольников

На современном этапе развития нашего государства, на фоне политических и экономических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребёнка. В последнее время возросл...

Формирование навыков словоизменения и словообразования у старших дошкольников с ОНР в процессе ИЗО деятельности.

     Своевременное формирование лексико-грамматического строя языка является важнейшим условием полноценного речевого и общего психического развития ребенка, поскольку речь и мыш...

Консультация для родителей «Игровые приемы для развития навыков словоизменения и словообразования у дошкольников»

Для наиболее быстрого обогащения словарного запаса и уточнения смыслового значения слов ребенка необходимо обучить навыкам словообразования и словоизменения - сторон грамматического строя речи. Предла...

Мастер-класс Тема: Использование игровых приемов для развития предпосылок инженерного мышления у старших дошкольников в условиях реализации ДОП «Логика».

Инженерное мышление (далее ИМ) представляет собой синтез разных видов мышления, которые между собой неразрывно связаны и в зависимости от ситуации доминируют тот или иной вид. Главные и...

Игровые приемы для развития навыков словоизменения и словообразования у дошкольников

Игровые приемы для развития навыков  словоизменения и словообразования у дошкольников...