статья"Использование комплексного подхода в коррекции речевых нарушений и развитии музыкальных способностей у дошкольников на интегрированных занятиях"
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Шпигарева Ольга Николаевна

В данной статье рассматриваются вопросы взаимодействия музыкального руководителя и логопеда в ДОУ

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Аннотация к статье

"Использование комплексного подхода в коррекции речевых нарушений и развитии музыкальных способностей у дошкольников на интегрированных занятиях".

В данной статье рассматривается возможность применения комплексного подхода как в коррекции речевых нарушений, так и в развитии и коррекции  музыкальных способностей у дошкольников. Её содержание отражает актуальную на сегодняшний день проблему эффективного совмещения различных видов деятельности с использованием комплексного подхода и предусматривает решение программных образовательных задач в совместной  организованной  деятельности педагогов и детей. Авторы статьи попытались раскрыть сущность применения комплексного подхода, освятили проблемы, цели, принципы, формы, методы и приёмы, используемые в  работе. Обобщили опыт работы по исследуемой теме и предложили свои авторские практические разработки.

 Материал статьи будет интересен  логопедам, дефектологам, воспитателям, музыкальным руководителям.

«Использование комплексного подхода в коррекции речевых нарушений и развитии музыкальных способностей у дошкольников в совместной организованной образовательной деятельности".

Шпигарева О.Н., учитель-логопед ГБОУ ЦППРК «Доверие», г. Санкт-Петербург

Василец Е.С., музыкальный руководитель МДОУ №27 «Золотая рыбка», г. Обнинск

Самой главной целью дошкольного образовательного учреждения  является максимально эффективное развитие ребёнка. А основной задачей выступает реализация общеобразовательной программы. К сожалению, сегодня в ДОУ общеобразовательного вида наблюдается большое количество детей с недостатками речи, нуждающихся в помощи логопеда. Неполноценная речевая деятельность  накладывает отпечаток на формирование у детей  сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной сфер. Часто у детей с речевыми нарушениями отмечаются расстройства в сфере коммуникации, как с взрослыми, так и со сверстниками. На базе многих ДОУ открываются логопункты. Нельзя не отметить положительной стороны логопункта – это большой охват детей с нарушениями речи. Но это и значительное снижение качества коррекции речевых нарушений, снижение уровня социализации. Всё это напрямую связано с организацией работы: отсутствие специально отведённого времени для занятий с учителем – логопедом, преимущественное проведение индивидуальных занятий. Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной преемственности в работе всего педагогического коллектива, обеспечивающего единство развивающих, образовательных, коррекционных и воспитательных целей и задач процесса образования, соответствующего критериям полноты, необходимости и достаточности, максимально приближая к разумному «минимуму»

 Невольно встаёт вопрос: « Какой же подход в рамках деятельности ДОУ позволит реализовать как образовательно-развивающие, так и коррекционные задачи?»  Проанализировав множество различных подходов в образовательной деятельности, мы пришли к выводу, что самым эффективным подходом является комплексный подход, основанный на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса с учётом принципа интеграции различных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития воспитанников. Использование комплексного подхода в работе с детьми способствует организации максимальной социализации дошкольников; осуществлению индивидуального подхода.

 Одним из направлений нашей деятельности стала интеграция нескольких областей: «Музыкальное развитие» + « Познание» + «Коммуникация» + «Здоровье» + « Социализация»

Почему же именно музыкальное развитие выбрано нами?

Учёными доказано, что музыка, непосредственные звуки окружающего мира воздействуют  на организм человека и его состояние самым прямым образом, вызывая  изменение кровяного давления, частоту пульса, расслабление или напряжение мышц. И чем младше ребёнок, тем более восприимчив он к звукам окружающей среды (М. Догель, Н.Тарханов). Музыкальные произведения о различных образах (природе, героях и др.) с яркой эмоциональной окраской побуждают ребёнка к сопереживанию, размышлению об услышанном. Многие музыковеды, такие как Б.В. Астафьев, Е.В. Назайкинский, В.А. Васина – Гроссман и др., пишут в своих работах о сходстве словесной и музыкальной речи. Сходство это – в интонациях и движениях, в членении этого движения (паузы, фразы, предложения). Интонационная природа музыки, её живой интерес, взволнованный или спокойный, прерывистое или плавное повествование, своеобразные вопросы и ответы – всё это роднит музыкальную и словесную речь.

Музыка обладает удивительной силой воздействия на ребёнка. Она является одним из прекрасных и очень сильных средств внутреннего развития ребёнка, именно через неё ребёнок учится выражать свои мысли. Музыка, сопровождающая упражнения, влияет на качество исполнения: улучшает пластичность движений, придаёт им мягкость и выразительность. А создание определённого образа, навеянного мелодией, развивает фантазию ребёнка, его слуховое внимание. Слушая музыку, ребёнок учится различать её динамические оттенки, определять темп, ритм, а также подчинять свои движения всем музыкальным изменениям. Таким образом, у ребёнка происходят коррекция и развитие не только двигательных навыков, музыкальных способностей, что важно для успешного исправления речевых нарушений, но и  созданию благоприятного эмоционального состояния, располагающего к общению.

Целью использования комплексного подхода является применение наиболее оптимальных путей коррекции речевых, музыкальных и двигательных нарушений у дошкольников с осуществлением индивидуального подхода к каждому ребёнку при соблюдении единства образовательных, развивающих и коррекционных целей.

Проблемой проведения совместной деятельности является сложность сочетания речевой, музыкальной и двигательной активности детей, с целью наиболее эффективной их коррекции.

Основным принципом совместной работы с детьми является личностно-ориентированная модель общения, которая предполагает передачу детям знаний, навыков и умений через игру и общение.

Формы проведения совместной деятельности: путешествие, игра, экскурсия…..

Сущностью комплексного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом в совместной деятельности педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности, и способствует максимальной социализации детей.

Наиболее эффективными методами и приёмами являются:

-сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;

-проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с  педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.

-разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

При использовании комплексного подхода в совместной деятельности используется смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

Важно отметить и коррекционные задачи для всех типов возрастных групп, реализуемые в рамках комплексного подхода:

- развитие речевого и физиологического дыхания;

- развитие тонких движений пальцев рук;

- развитие у детей внимания и памяти;

- пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей;

- развитие и совершенствование словесно-логического мышления ребёнка как одной из функций речи;

- развитие навыков коммуникации.              

Предлагаем вашему вниманию авторский конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и музыкальному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: учитель-логопед Шпигарева О.Н., музыкальный руководитель Василец Е.С.

« Навестим  лесных друзей»

Цель: всесторонне развитие личности ребёнка в интегрированной непосредственно образовательной деятельности.

 Образовательные задачи:

 -Посредством музыки и развития речи  систематизировать и уточнить знания детей по темам: «Зима»,  « Обитатели леса».

- Совершенствовать  связную речь дошкольников; закреплять умение составлять описательный рассказ о зиме с использованием мнемотаблицы; продолжать учить детей делать умозаключения, выводы, обобщении; учить детей слышать в музыке выразительность и изобразительность.

Развивающие задачи:

-Развивать слуховое и музыкальное восприятие детей;  песенное и  игровое  творчество, ритмический слух детей, вокальные навыки, певческий диапазон; координацию речи с музыкой и движением;  интонационную выразительность; общую, мелкую и артикуляционную моторику; физиологическое и речевое дыхание.

Воспитательные задачи:

-Формировать эмоционально положительное отношение к окружающему миру и природе; умение общаться.

Воспитывать: чувство взаимопомощи, сопереживания, любовь и интерес к «братьям нашим младшим»; бережное отношение к окружающему миру.

Коррекционные задачи были указаны выше.

Материал:

Игрушки: Чебурашка, заяц, волк, белочка, птичка, лиса. Корзинка с муляжами (морковка, орешек, семечки, колбаса, сыр). Шарфы для танца снежинок.

Портрет П.И.Чайковского. Фонограмма со свистом метели, лаем лисы, пением птиц, воем волка, голосом метели, шапочка волка, рисунки со следами  и  жилищами животных,  мнемотаблица «Зима», флажок с заданием, снежинка на ниточке, «сугроб». Музыкальный материал: П.И.Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», «Зимнее утро» из «Детского альбома», В.Шаинский «Песенка Чебурашки», О.Насонов «Зиму всю мели метели» (логоритмическая распевка), Г. Вихарева «А мы хотим играть» (игровой хоровод), Ю. Верижников «Серебристые снежинки» (фонограмма), М.Андреева «Эхо» (распевка), С.Прокофьев «Пятнашки», «Прогулка» из «Детского альбома», «Птичка», «Волк» из симфонической сказки «Петя и волк», К.Сен-Санс «Танец» из альбома «Карнавал животных»

Ход занятия:

Звучит «Вальс снежных хлопьев» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».

Дети входят в зал.

Муз. рук: Ребята, послушайте  стихотворение Владимира Степанова и скажите,  какое время года в нем описывается?

Свистели метели, летели снега.

Стелила постели большая пурга.

Стелила постели морозом она.

И было метелям всю ночь не до сна.

Мы утром в окошко взглянули на сад:

Сугробы в саду, как подушки, лежат… (зима)

Логопед: А ведь мы с вами тоже стихи знаем об этом времени года. Давайте расскажем.

Дети читают свободные стихи.

Муз. рук:  Очень красивые стихи вы, ребята, рассказали. А вот композиторы тоже умеют восхищаться зимой и отображают это в музыке. Хотите послушать? (да.) Композитор (выставляется портрет П.И.Чайковского)….. Петр Ильич Чайковский свою пьесу назвал «Зимнее утро». Послушайте, какая музыка получилась по характеру (Звучит музыка)

Какой   характер у пьесы? (тревожный, взволнованный). Правильно, музыка быстрая, хмурая, как  – будто воет ветер и метёт метель. А вы услышали, как в музыке происходят изменения? (Ответы детей) Правильно, слышны то жалобные, то испуганные интонации.

Слышится шуршание.

Логопед: Ой, что это за звуки слышатся? Кто там прячется?

Звучит «Песенка Чебурашки» муз. В. Шаинского, сл. Э.Успенского.

На ширме появляется Чебурашка.

Чебурашка: Это я – Чебурашка. Здравствуйте, ребята. Я слышал, вы говорили о зиме. А что такое  зима? (время года)

Лог: Ребята, а давайте расскажем Чебурашке о зиме. А поможет нам в этом наша волшебная таблица.

Дети составляют рассказ о зиме по мнемотаблице.

Логопед: Чебурашка, тебе понравился наш рассказ о зиме?

Чебурашка: Да, очень понравился. Спасибо вам, ребята.

Муз. рук:   А еще зимой  может дуть то  сильный, то слабый ветер. Давайте, изобразим ветер, ребята.

Дети выполняют дыхательные упражнения «Сильный – слабый ветер» (во время упражнения муз. рук. проносит снежинку на ниточке около детей: при «сильном» (выдохе) ветре снежинка не должна опускаться вниз, при слабом не должна  взлетать)

Логопед: Он воет, гудит, то громко, то тихо, издавая разные звуки, а метель ему подпевает на разные голоса.

Дети исполняют логоритмическую распевку «Зиму всю мели метели», муз. О. Насонова, сл. И.Демьянова.

Логопед: Как только ветер с метелью успокаиваются, наши дети выходят играть в зимние игры.

Чебурашка: Ой, как интересно… Я тоже люблю играть, только я зимних игр не знаю.

Муз. рук:  А мы тебе сейчас всё покажем и расскажем.

Дети исп. хоровод «А мы хотим играть» муз. и сл. Г Вихаревой.

Вдруг раздается щебетанье птиц, вой волка, лай лисицы.

Чебурашка: (испуганно) Что это?

Дети: это голоса -   птиц, волка, лисы. Это наши лесные друзья. Они нас зовут в гости.

Чебурашка:  Куда? (в лес)

Муз. рук:  Ребята, давайте их навестим, хотите? (хотим) Чебурашка, пойдем с нами.

Чебурашка:  С удовольствием, я хочу увидеть зимний лес и ваших друзей.

Муз. рук:   Но в гости не  ходят без гостинцев, ведь  зимой в лесу не только холодно, но и  голодно. Что мы возьмём с  собой?

Зайцам – морковь, лисе – сыр, волку – колбасу, белочкам – орешки, птичкам – семечки.

Все собираем в корзину  (кладут в корзину гостинцы). А теперь будем одеваться.

Дети выполняют логоритмическое упражнение «Одеваемся тепло»

Дети: Мы наденем шапки -   показывают в движениях  надевание шапок

Муз. рук:  так, так, так (прохлопывает любой ритм, дети его повторяют).

Дети: мы наденем куртки – показывают, как надевают куртки

Муз. рук:  Так, так, так (прохлопывает ритм, дети его повторяют).

Дети: Мы обуем сапоги (показывают в движениях)

Муз. рук:  Так, так, так (прохлопывает ритм, дети его повторяют),

Дети: И, конечно же, шарфы (показывают в движениях)

Муз. рук:  «У- у – у – у – у »

(дети повторяют)

Логопед: Все готовы? (да) В лесу очень глубокий снег, поэтому нам придется что – то придумать, чтобы не проваливаться. Как вы думаете, что нам поможет? (лыжи)

Дети на «лыжах едут в лес» под музыку.

Логопед: Вот мы и приехали. Давайте подышим зимним морозным воздухом  (дети выполняют упражнение на дыхание.)

Логопед: Ребята, а посмотрите, какой чистый снег в лесу, как он искриться и сверкает!

Девочки исп. «Танец снежинок» под муз. Ю. Верижникова «Серебристые снежинки»

Логопед: А вот и следы наших друзей, значит, они совсем недалеко (обращает внимание на картину со следами зверей).  Следы наших друзей мы видим, а вот их самих что-то не видно, они куда-то спрятались. Давайте   посмотрим: кто с нами играет в прятки?  Дети определяют, следы каких зверей нарисованы  на картине (учатся образовывать притяжательные прилагательные).  Молодцы, все следы отгадали, а теперь давайте их позовём.

Дети исп. песенку «Эхо» муз. М.Андреевой.

Звучит фонограмма свиста метели, раздается голос (в записи):

Метель: Кто посмел нарушить мой покой? Кто шумит в моём лесном царстве?

Логопед: Это мы с детьми, пришли к лесным друзьям, гостинцы им принесли, поиграть с ними хотели.

Метель:  Ха – ха – ха, какие смешные, поиграть захотели! Не видать вам лесных зверей. Замела я их в сугробе глубоком. Не смогут они вас услышать. И вас замету, если не уйдёте из леса в скором времени.

Чебурашка:   Ой, я боюсь!

Логопед:  Не бойся, Чебурашка, да и вы, дети, не расстраивайтесь, ведь мы с вами сильные, смелые, одеты, обуты тепло. Нечего нам бояться. А, друзей наших надо спасать, иначе они  погибнуть могут. Правильно? Ответы детей.

Посмотрите,  какой большой сугроб (показывает рукой на сугроб), давайте подойдём к нему поближе… (подходят к сугробу, видят надписи на снегу) Ой, ребята, здесь что-то написано. Давайте, скорее прочитаем: «Мы освободимся только тогда, когда вы выполните   задания Метели:

1. Придумайте песенки для лесных друзей.

2. По музыке определите, кого из лесных жителей   замела метель.

Ребята, это наши друзья успели нам оставить послание. Вы готовы  выполнить задания, чтобы спасти их? (готовы)

Муз. рук:    Тогда начинаем. Давайте придумаем грустную песенку и выразим в её характере, как нам грустно без наших друзей (дети придумывают на слог песенки).

А теперь придумаем весёлую песенку, и изобразим,  как мы будем рады, тому, что  скоро  увидим друзей (дети придумывают весёлые песенки на слог).

Логопед: Молодцы, с первым заданием мы справились.

А теперь принимаемся за второе. Слушайте внимательно музыку, чтобы узнать, кого замела Метель. Смотрите, не ошибайтесь в ответах.

1.Звучит музыка: С.Прокофьева «Пятнашки» из «Детского альбома» (зайчик)

С.Прокофьева «Прогулка» из «Детского альбома» (лисичка)

С.Прокофьева «Волк» из симфонической сказки «Петя и волк» (волк),

К. Сен-Санса «Танец» из альбома «Карнавал животных» (белочки)

С.Прокофьева «Птичка» из симфонической сказки «Петя и волк»

Дети определяют по характеру музыку и соотносят к героям. Если ответ дан правильно, то появляются куклы – игрушки на ширме, благодарят за спасение.

Логопед: Вот мы и помогли нашим друзьям выбраться из сугробов. Давайте поиграем вместе с ними. Дети играют в музыкально – ритмическую игру «Как-то утром на лужайке»:

В начале игры выбирается по считалке «волк» и встаёт в центр круга.

Как-то утром на лужайке по снежку скакали зайки,  (прыгают на 2-х ногах)

Прибегали к ним лисята,  и бельчата, и ежата,    (выполняют «пружинку»)

Вместе все они играли, веселились, танцевали.  (выставляют ногу на пятку)

Вместе делали зарядку   (руки вперед, вверх, вперед, вниз)

Все движенья - по порядку. (повтор движений)

Дружно лапки вверх тянули, ( поднимаются на носочки, руки вверх)

Раз, два, три – вперед нагнулись,   ( наклон вперед, руки отводят назад)

Приседали и вставали,    (приседают и встают)

И нисколько не устали,   (качают головами)

Выскочил из чащи волк. (хлопают в ладоши в ритм стиха)

Он зубами щелк, да щелк.   ( ребёнок «волк» изображает движения)

Эй, ребята, убегайте!       (дети разбегаются)

К Волку в пасть не попадайте!    («волк» их ловит и «салит»)

Логопед:  Весело мы поиграли,  и нам пора отправляться домой, скоро начнёт темнеть, ведь зимний день короткий.

Звери: И нам пора расходиться по своим жилищам.

Чебурашка:      А разве вы не вместе живёте?

Звери: Нет, у нас у каждого есть свои домики.

Логопед:  Вы, друзья, забирайте с собой угощения от нас и бегите  по домам, а ребята сами расскажут Чебурашке, как чей домик называется.

Звери: Спасибо за угощения и помощь. До свидания, приходите к нам ещё, мы будем вас ждать.

Звери уходят.

Логопед: Чебурашка, а тебе дети расскажут, какие жилища имеют лесные жители.

Дети подходят к картине с нарисованными жилищами лесных обитателей  и составляют рассказ.

Чебурашка: Как много интересного и нового я сегодня узнал. Спасибо вам, ребята.

Логопед: Что ж, мы рады, что тебе понравилось, а теперь, ребята, все надеваем лыжи и возвращаемся в наш любимый детский сад.

Дети на «лыжах» под музыку «едут домой».

Логопед: Вот мы и дома. Ребята, мы сегодня сделали доброе дело. Какое? (спасли лесных друзей)

А помогли  нам в этом…. дружба, смекалка и смелость.

Наша прогулка подошла к концу. Чебурашка, приходи к нам в гости, мы всегда рады тебя видеть.

Чебурашка: Обязательно приду. До свидания.

Дети прощаются  и выходят из зала.

 Проанализировав и обобщив опыт по применению комплексного подхода в образовательной деятельности, мы пришли к выводу, что его  использование  обеспечивает оптимизацию содержания совместной организованной деятельности, обеспечивает её полизадачность, что позволяет параллельно реализовывать и гармонично  дополнять различные направления по коррекции и развитию не только тех или иных компонентов речевой системы дошкольников, но и их высших психических , социальных, коммуникативных функций. При этом  цементирующим, обеспечивающим целостность восприятия моментом могут выступать сквозная сюжетно-ролевая линия, единая тематическая организация речевого, познавательного и развивающего материала.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1.Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб, 2005

2.Агранович З.Е. Сборник д/з для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб, 2003

3.Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. М.,2001

4.Васюкова Н., Чехонина О. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности//Детский сад от А до Я. 2004. №6

5.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

6.Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. М.: Сфера,2004

7.Климова Е.П. Художественно-эстетическое развитие дошкольника. В.: Учитель, 2005

8.Лопухина И.Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. М.: Аквариум, 1995.

9.Майер А.А. Интеграция и координация специалистов ДОУ в рамках единого пространства развития ребёнка//Управление ДОУ. 2004.№6

10.Мартынова М.В. Интегрированное обучение. Педагогические технологии. Типы и формы интегрированных уроков. Томск, 2003.

11.Тарасова М.А. Коррекция социального речевого развития детей 3-7 лет. М.: Сфера, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование хороводов и хороводных игр для развития музыкальных способностей старших дошкольников с нарушением речи

Способность создавать музыкально-двигательный образ развивается путем соответствующей целенаправленной организации, как восприятия музыки, так и самих движений детей. Музыка вызывает у любого человека...

проект - "Логосказски, как средство коррекции речевых нарушений и развития коммуникативных навыков у дошкольников».

Сборник представляет материалы реализованного проекта «Логосказки, как средство коррекции речевых нарушений и развития коммуникативных навыков у дошкольников». Данный сборник может быть по...

Статья "Использование наглядного моделирования при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста."

Статья "Использование наглядного моделирования при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста."...

Мастер-класс : «Использование эффективных подходов в коррекции речевых нарушений у детей ОВЗ ".

Использование тренажёров в развитии речи детей ОВЗ старшего возраста....

Комплексный подход к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Все, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частич...

Мастер-класс «Использование эффективных подходов в коррекции речевых нарушений у детей ОВЗ .

Мастер-класс : «Использование эффективных подходов в коррекции речевых нарушений у детей ОВЗ "....