"Развитие речи у детей с речевой патологией через экологическое воспитание"
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Петрова Антонина Александровна

Из опыта работы (статья).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tonya_statya.docx162.51 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы.

Тема: «Развитие речи у детей с речевой патологией

через экологическое воспитание».

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» четко определяет задачи развития речи детей для разных возрастных этапов и предусматривает предупреждение исправление ее нарушений. Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

При нормальном формировании речевой системы ребенок к 4,5-5 годам должен говорить связно, полно, излагать мысли четко, строить развернутые предложения; без труда пересказывать тексты; произносить правильно все звуки, иметь словарный запас на четыре-пять тысяч слов.

Если же 4-5 летний ребенок хорошо слышит, но мало и неразборчиво, возможно у неге общее недоразвитие речи- речевые расстройства, при которых нарушения касается всех компонентов языковой системы: фонетики (звукопроизношения), лексики(словарного запаса), грамматики и связной речи.

При общем недоразвитии речи дети, в фонетическом плане неверно произносят до десяти (иногда до двадцати) звуков; не различают парные мягкие-твердые согласные, звонкие-глухие согласные, а так же звуки с-ш, 3-ж, ть-ч и др.; искажают сложные по структуре слова (фотография-атаграфия. магнитофон-атафон).Не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию(кот-кит-ток и т.д.), некоторые сочетания слогов(па-ба), что касается лексического запаса .то при широком наборе общеупотребительных слое обиходно-бытового характера слабо представлены менее употребительные слова,

Характерные трудности касаются знания частей предметов и объектов; глаголов уточненного действия; приставочных глаголов; антонимов; относительных прилагательных.

В грамматическом строе распространены ошибки: в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи; построении предложений.

В связной речи смысловые высказывания детей отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью. Труднее всего даются таким детям рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Характерно, что отсутствие чувства ритма и рифмы мешают заучиванию ими стихов.

Для детей с общим недоразвитием речи наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированностъ процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: нарушены пальцевая и артикуляционная моторика, недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.

Нарушение внимания и памяти проявляется в следующем: дети трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках- шутках. Дети с общим нарушением речи не могут воспринимать в полном объеме пространные объяснения педагога, длинные инструкции.

Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, следовательно, словеснологическое мышление детей с общим нарушением речи несколько ниже возрастной нормы. Такие дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения бедны, отрывочны, нелогичны, некоторые дети не в состоянии отгадать даже несложные загадки. Поэтому необходимо развивать речь детей.

Старший дошкольный возраст отличается большой любознательностью, в этом возрасте у детей активно формируются экологические представления. А так как экология- (по определению академика М.С.Гилярова) -это наука о взаимоотношении живых организмов между собой и с окружающей средой, мы решили использовать для развития речи у наших детей, в логопедической группе, экологическое воспитание. Под экологическим воспитанием я понимаю, прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг.

А так как одной из задач коррекционно-воспитательного воздействия является пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей, я старалась решить ее, используя окружающий нас мир.

Работая с детьми в уголке живой природы, я просила детей ответить, какой цветок расцвел, как ведут себя рыбки в аквариуме. Выполняя отметки в фенологическом календаре, задаю детям другие вопросы: кого мы сегодня видели на участке? Что делала ворона? Какая она? Кто сидел на ромашке? Что у нее есть? и т.д.

Во время прогулки мы с детьми наблюдаем за окружающим и спрашиваем детей, какое небо, какой снег на участке, какие листья лежат на земле и т.п. Я стараюсь побудить детей слушать и слышать взрослых, задавая вопросы типа: "Кто больше придумает слов об осени?", "Кто точнее скажет о кошке, гуляющей на участке?", "Кто больше назовет перелетных птиц? (деревьев, цветов и пр.)"

Рассматривая картинку с изображением дятла, отмечаем особенности этой птицы: красная шапочка на голове, крепкий, длинный клюв, дятел - лесной доктор и пр. Здесь используем игру "Дятел", когда вся подгруппа детей произносит:

Дятел дерево долбит,

Дятел клювом дуб долбит.

А ребенок, изображающий дятла, говорит: "д-д-д" и бьет кулачком о кулачок. Так закрепляется произношение изолированного звука «д»

Однажды на территорию детского сада забрела кошка с котятами. Конечно мы с ребятами рассмотрели маму и ее деток, отметили, что котята маленькие, пушистые, пугливые и игривые.

И сразу же дети вспомнили и прочитали стихотворение, которое мы разучили для закрепления звука «ш».

Кукушка кукушонку сшила капюшон.

Надел кукушонок капюшон

Как в капюшоне он был смешон.

Наши дети с удовольствием работают на огороде детского сада, ухаживают за овощами, собирают урожай, при этом расширяются знания детей, пополняется их словарный запас. При этом можно закреплять и звуки ранее поставленные детям. Так собирая щавель для борща на обед, мы закрепляли звук "щ", читая потешку:

Ты нас, мама, не ищи -

Щиплем мы щавель на щи.

В роще травы, шевеля,

Мы нащиплем щавеля.

На прогулках дети отмечают все прекрасное, что они видят вокруг себя и стараются выразить своё впечатление словами, а мы им в этом помогаем.

Березка стройная, белоствольная, зелененькая, кудрявая.

Елочка пушистая, колючая, зеленая, пахучая.

Муравей маленький, юркий, трудолюбивый, муравьи дружные.

Облака воздушные, кучерявые, пушистые, белые.

Осенью отмечаем, что солнышко обманчивое, нежаркое, листья на деревьях золотые, пурпурные.

Осень золотая, яркая, разноцветная, теплая, сухая.

Рассматривая листья с разных деревьев называем их: кленовый, березовый, дубовый, липовый, осиновый, тополиный. Совершая экскурсию на территории детского сада, закрепляем родительный падеж множественного числа: "На поляне растут две березы, а там нет берез", "Какие стройные тополя, а здесь нет тополей" и т.д. Образование и употребление родственных слов, например, показываешь детям лист, а они подбирают родственные слова: осиновый листок, лиственный лес, березовый листочек, пушистая лиственница, осенний листопад.

С наступлением зимы очень хорошо используя стихи, потешки, загадки, закреплять произношение звуков.

С, с'

Сыпься, сыпься,

Посыпай всех, всех!

Л, л'

Все бело, бело, бело

Много снега намело

Вот веселые деньки.

Все на лыжи и коньки!

Лежало одеяло

Мягкое, белое

Солнце напекло

Одеяло утекло.

Когда после оттепели подморозило, подмечаем это явление - гололедица, закрепляя звук «ц»:

Не идется и не едятся,

Потому что гололедица.

Но зато отлично падается,

Почему ни кто не радуется?

Ребятам очень нравится слушать стихи русских поэтов о природе. Осенью стихи Ф.Н. Тютчева "Есть в осени первоначальной", П.Н. Плещеева "Осень наступила", А.С Пушкина" Унылая пора, очей очарованье", "Уж небо осенью дышало", С.А.Есенина "Нивы сжаты, рощи полы".

Слушая, дети определяют, когда это бывает: в начале, середине или конце сезона, стараются повторить некоторые строки. Таким образом, я учу детей видеть прекрасное вокруг нас, пополняю их словарный запас красивыми эпитетами, определениями.

Важное место в речевом развитии детей принадлежит беседе по картинке, как по предметной, так и сюжетной, знакомой или малознакомой. Диалог по картине способствует закреплению у детей навыков ведения индивидуальной и групповой беседы, пополнению, уточнению и активизации словарного запаса, развитию памяти, внимания, совершенствованию словесной стороны речи, приобретению умения устанавливать взаимосвязи между предметами, развитию понимания смысла и содержания картин, формированию объяснительной, доказательной речи и пр.

В ходе диалогов по картине я провожу систематический контроль над постановкой звуков и грамматической правильностью речи детей, навыками звукового анализа и синтеза. Кроме этого, использование диалогов по знакомой картинке способствует не только речевому, но так же социально-эмоциональному развитию ребенка, становлению его мотивационной сферы. Беседа представляет ему возможность реализовать свои знания и представления об окружающим путем высказывания собственного мнения. Например, при рассматривании картины с зимним пейзажем, детям можно задать следующие вопросы:

•Какое время года изобразил художник? Почему вы так считаете?

•Какого цвета больше всего на картинке? Почему больше всего белого?

•Как можно назвать погоду, когда идет снег?

•Какие слова - родственники слова "снег" вы можете назвать?

•Кому может быть плохо в снежную, холодную зиму?

•Почему птицам зимой голодно?

Поэтому рассказы детей насыщены эпитетами и красочными определениями.

Ребята с удовольствием слушают экологические сказки и так ими увлекаются, что рисуют к ним рисунки, а так же с удовольствием придумывают свои сказки.

Я поощряю эти творческие порывы детей, записываю сказки, а потом зачитываю всем детям. Ребятам нравится, когда мы на прогулке вместе с ними проводим какое-либо наблюдение, а потом даю детям задание на дом: придумать об этом объекте сказку. Ребята проявляют свою фантазию, а родителей просят эти творения записывать. Приведу примеры:

Саша 3. Жил был муравей. Он был маленький, но много трудился. Однажды он ушел далеко от своего дома - муравейника. Вдруг он увидел маленькую березку. Березке было очень плохо, ее листья ела гусеница, Муравей решил помочь березке. Он победил гусеницу. А березка стала его другом. Муравей часто навещал ее. С тех пор гусеницы никогда не обижали березку, и она выросла высокая, стройная, красивая.

Захар С. В лесу рос высокий, могучий дуб. Летом на нем появились желуди. Однажды осенью пролетала мимо большая птица. Она сорвала самый красивый желудь, зажала его клювом и понесла. Когда она пролетала над детским садом, то уронила из клюва желудь. Устала его держать. Желудь упал в маленькую ямку. Ветер засыпал его землей и желудь уснул. Он проспал всю зиму. Наступила весна. Снег растаял и напоил землю водой. Желудь проснулся и решил посмотреть, что вкруг. Он выпустил маленький зеленый росток. Росток выбрался из под земли и увидел солнце. Он потянулся к нему и рос все больше и больше. Пока не стал таким высоким и красивым. Так на нашем участке появился дуб.

Аня Б. По небу плыла большая, темная туча. В ней жило много капелек воды. Одна капелька захотела попутешествовать, Когда начался дождь, она упала на землю, скатилась в канавку. Там уже была вода. Дождь асе шел и шел, и канава наполнялась водой. Потом эта вода, а вместе с ней и капелька потекла в ручей. Ручей тек по лугу и капелька видела, как красиво вокруг. Потом ручей слился с большой рекой, капелька отправилась дальше, к большому морю. Она видела много интересного. Это путешествие ей понравилось.

Даша Т. В лесу под березой рос гриб, подберезовик. Он был очень красивый и сильный, потому что его корни- грибница была очень большая. Однажды в лес пришли папа с дочкой и увидели рядом с большой березой маленькую. Они захотели посадить эту березу в своем детском саду. Выкопали ее вместе с землей и посадили у скамейки на участке. Березке очень понравилось жить в детском саду. На следующий год, летом, когда прошел теплый дождик, около березки из-под земли показался коричневый бугорок. Он становился больше, оказалось, что это гриб. Так у нас в детском саду появились грибы.

В придумывании этих экологических сказок, дети не только развивают свою речь, логическое мышление, но и расширяют свои представления об окружающем. Кроме этого воспитывается любовь детей к окружающему нас миру, доброе отношение ко всему живому.

В работе логопедической группы большое значение имеет развитие внимания и памяти. Это является важной коррекционной задачей. Развитие внимания и памяти теснейшим образом связаны с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Р.Е.Левина выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи. Экспериментальные данные также подтверждают эту связь: у детей с общим недоразвитием речи внимание нарушено примерно в 90 из 100 случаев. Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. Я занимаюсь этим со своими детьми не только на занятии, но и во время некоторых режимных моментов. Очень эффективны в этой работе игры и упражнения. Приведу примеры.

Можно начать с самых элементарных упражнений. Во время сборов на прогулку можно предложить ребятам посоветовать, например, что можно еще надеть Алеше, или проверить, все ли правильно в одежде товарищей и в своей собственной, (как зашнурованы ботинки, повязан платок, все ли пуговицы застегнуты и т.д.). Собираясь на музыкальное занятие, спрашиваю детей: кто за кем стоял на прошлом занятии? Кого похвалил музыкальный руководитель? Кто лучше всех танцевал?

На прогулке мы с детьми играли в игру "Летает - не летает", называли предметы или объекты, которые могут летать. Услышав название такого объекта, дети стоя машут руками. На все другие слова можно предложить детям приседать. Дается примерно такой набор слов: ворона, ворота, дверь, лебедь, бабочка, береза, вертолет и т.д. По такому же принципу проводятся игры на выделение любого обобщающего понятия: овощи, фрукты, деревья, цветы, птицы, насекомые, звери, рыбы и т.п. Задуманное обобщение можно выделять среди других слов хлопками, прыжками, приседаниями и другими действиями.

Можно на прогулке выполнять такое упражнение: я просила детей назвать все зеленое (деревянное, высокое и т.д.)

Со своими детьми я играю в дидактические игры: "Соберем грибы в корзину''(дети должны из предложенных выбрать только съедобные грибы), "Что изменилось?"(детям предлагаю расположенные в ряд предметы - овощи, фрукты, животные и пр., а затем, когда ребята закрывают глаза, предметы меняю местами или убираю. Открыв глаза, дети должны отметить изменения.

Интересная игра: "Найди похожие по форме предметы", когда ребята из многообразия предметов (листья, овощи, фрукты и пр.) выделяют предметы похожие на круг, овал, квадрат, треугольник и пр.

Ребята с удовольствием играют в дидактическую игру: "Узнай по описанию" (это может быть природное явление, объект живой или неживой природы и пр.)

В подготовительной группе дети сами с удовольствием бывают ведущим и рассказы их довольно интересные.

Помимо изложенных полезно проводить и традиционные, хорошо известные всем игры: "Съедобное - несъедобное", "Кто в лесу живет?", "Улетают - не улетают" и пр.

Следующая коррекционно-воспитательная задача - совершенствование словесно- логического мышления. Словесно-логическое мышление - один из видов мышления, который непосредственно связан с речью. Два других: наглядно- действенное и нагляднообразное - осуществляются посредством действий и образов. А словесно-логическое характеризуется использованием суждений и умозаключений, и таким образом, оно невозможно без речи. Словесно-логическое мышление является одной из функций речи. Иными словами - речь и мышление тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, развивая друг друга.

С первых дней пребывания ребёнка 8 логопедической группе я должна помочь ему осмысленно воспринимать события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности. Например:

•Почему осенью люди теплее одеваются?

•Почему летом нельзя кататься на лыжах?

•Почему зайца трудно увидеть на снегу?

•Как не выходя на улицу узнать, дует ли ветер?

Эти и подобные вопросы и задаю детям во время игр, прогулки, умывания и тому подобное. Важно приучать их задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из кино и телефильмов, рассказов взрослых. Взрослым не следует торопиться, объяснять детям. Сначала нужно задавать наводящий вопрос, дать толчок мысли, затем опросить других детей, выяснить, кто из отвечающих прав и только после этого самому объяснять. Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различие в сходном и общее в различном. Например:

•Чем отличаются кукла и девочка?

•чем отличаются птица и самолет?

•Чем отличаются куст и дерево? и т.д.

•Что общего у дерева и цветка?

•Что общего у дома и муравейника?

•Что общего у шарика и яблока? и т.д.

Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки типа: "Кто его раздувает, тот слезы проливает" - не несут никакой умственной нагрузки. А другие заставляют задуматься не только ребенка, но и взрослых: "Два соболя хвостиками друг к другу лежат” (брови), "Не на полу, не на потолке, а смотрит в дом и на улицу" (окно).

Естественно, что такие загадки для детей с общим недоразвитием речи не доступны. Но предложить ребенку подумать, натолкнуть его мысль обобщающим понятием, начальным звуком в отгадке, несколькими предметами, один из которых и есть отгадка - значит дать полезную работу мышлению.

Например, рассматривая с детьми изображение зайца, отличали разницу в длине его передних и задних лап, затем я загадала детям загадку; у кого передние лапы короткие задние длинные? Конечно, ответ прозвучал очень быстро, а через некоторое время

От охотников спасаясь,

Я лечу в знакомый лес.

Ноги задние бросаю

 Впереди передних ног.

Тоже не вызывала никаких трудностей.

Весной, когда мы наблюдали с детьми соко-движение из деревьев, отметили, что березовый сок очень вкусный и полезный, поэтому загадка о березе:

По весне в лесу высоком

На опушке и в глуши

Всех я вкусным, сладким соком

Угощаю от души.

была детьми быстро отгадана.

Рассматривая осинку, отмечали, что черенки у листочков длинные, поэтому при малейшем ветре, листочки качаются, как бы "дрожат".

Хоть не плохо я одета,

Бьет озноб меня всегда,

И весной и жарким летом,

Вся дрожу, как в холода.

Беседуя о подготовке животных к зиме, я знакомлю детей с повадками зверей, с особенностями их поведения. А для закрепления полученных знаний, загадала детям загадки:

1. Впрок маслят набрать стараюсь,

Нанизать их на сучки,

Словно делать собираюсь

Я грибные шашлычки.

2. Утоляем голод мхами,

Пусть укрыла их пурга.

Как лопатами рогами

Разгребаем мы снега.

3. Сыт бываю только летом.

 В час, когда малину рву.

И полгода без обедов

И без завтраков живу.

Так, развивая кругозор детей, пополняя их словарный запас, продолжая работу по экологическому воспитанию, я развиваю речь детей в своей логопедической группе.

http://inventory-dacha.ru/wp-content/uploads/2013/03/big969.jpgG:\дипломы, грамоты\P1020424.JPGПрезентация на тему уход за комнатными растениями для дошкольников - Большой архив книг



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования фонетико-фонематической стороны речи у детей с речевой патологией

Статья для работников дошкольных учреждений: воспитателей, логопедов, психологов. В статье излагаются некоторые аспекты коррекционно-логопедической работы, связанные с формированием фонематических пре...

Проект: "Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевой патологией"

Проект: "Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевой патологией"...

ОПТИМИЗАЦИЯ КАЧЕСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПОНИМАНИЯ РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВУЮ ПАТОЛОГИЮ, ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Над этой темой мы работали совместно с моей коллегой, воспитателем группыкомпенсирующей направленности для детей с ТНР Братских Натальей Адольфовной....

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через экологическое воспитание.

Влияние экологического воспитания на развитие речи детей дошкольного возраста....

Развитие интонационной выразительности речи у детей с речевой патологией средствами театрализованной деятельности.

В своей работе я использую имаготерапию как  средство развития интонационной выразительности речи.Для этого на основе методики Л. В. Лопатиной я разработала свою систему работы «Развитие ин...

«Развитие речи у детей с речевой патологией через экологическое воспитание».

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хо...