Особенности лексики у дошкольников с ОНР III уровня
статья по логопедии на тему

Михайлова Анжелика Алексеевна

Особенности нарушения лексики у детей с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                        Статья   разработана

                                                                                 Воспитателем ГБОУ средняя школа №296

                                                                                        Структурного подразделения

                                                                                   Отделением дошкольного образования

                                                                                                              Фрунзенского района

                                                                                     Михайловой Анжеликой  Алексеевной

ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР   III  УРОВНЯ.

  Нарушения формирования лексики детей с ОНР III уровня проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объёма активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафразиях,  несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.

  В работах многих авторов подчёркивается, что у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас, характерны значительные индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом.  Следующей особенностью речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, в расхождение в объёме пассивного и активного словаря.  Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов;  объём их пассивного словаря близок к норме.  Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывает большие затруднения.

  Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является расхождение в объёме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объём их  пассивного словаря достаточен, но употребление слов в речи сильно затруднено.

  Бедность активного словаря проявляется в неточном произнесении многих слов – названий ягод, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и лица.  В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова, имеющие обобщённое значение, и слова, обозначающие оценку, состояние,  качество и признак предмета. Слова и понимаются, и употребляются неточно, значение их неправомерно расширяется, или, напротив, оно понимается слишком узко.  Отмечается задержка  в формировании семантических полей.

  При ОНР  формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарём: значения грамматических форм более абстрактны, правила грамматического изменения слов многообразны.

  Овладение грамматическими формами словоизменения, способами словообразования, различными типами предложений происходит у детей с ОНР в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии; недостаточность грамматического строя проявляется в более медленном темпе усвоения законов грамматики, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка.

  В работах Н.С. Жуковой, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской выделены следующие нарушения морфологической системы языка у детей с ОНР.

    Это неправильное употребление:

   - окончаний имён существительных, местоимений, прилагательных;

   - падежных и родовых окончаний количественных числительных;

   - личных окончаний глаголов;

   - окончаний глаголов в прошедшем времени;

   - предложно-падежных конструкций.

  Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, отсутствии сложноподчинённых конструкций.

  Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенном речевым развитием  наблюдаются при актуализации предикативного словаря. У дошкольников с ОНР выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников.  В глагольном словаре дошкольников с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает. Трудно усваиваются слова обобщённого значения, слова, обозначающие оценку, качество, признаки и др.

  Нарушение формирования лексики у этих детей также выражено в трудности поиска нового слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.

  Характерной особенностью словаря детей с ОНР является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафразиях. В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в других – появляется слишком узкое понимание значения слова. Иногда дети с ОНР используют слово лишь в определённой ситуации, слово не вводится контекст при оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и использование слова носит ещё ситуативный характер.  Среди многочисленных вербальных парафразий у этих детей наиболее распространёнными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю.

  Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов. Распространёнными являются, например, такие замены: высокий – длинный, низкий – маленький, узкий – тонкий, короткий – маленький и т.д. замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, толщины, ширины.

  Наряду со смешением слов по родовым отношениям наблюдаются замены слов на основе других семантических признаков.

  Нарушения развития лексики у детей с ОНР проявляется и в более позднем формировании лексической системности, организации семантических полей, качественном своеобразии этих процессов.

  Как и в норме, у детей 7-8 лет так же происходят качественные изменения в соотношении синтагматических и парадигматических реакций. Если в 5-6 лет количество синтагматических ассоциаций значительно превышает количество парадигматических ассоциаций, то в 7 лет парадигматические ассоциации преобладают над синтагматическими. Однако это преобладание у детей с ОНР, по мнению Р.И. Лалаевой, не является столь значительным, как у детей с нормальным речевым развитием.

  Дети с ОНР в сравнении с нормой гораздо больше нуждаются в систематических занятиях.

Используемая литература:

  1. Жукова Н.С. , Мастюкова Е.М.,  Филичева Т.Б. Преодоление  общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
  2. ЛалаеваР.И., Серебрякова Н.В.  Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001.
  3. Филичева Т.Б., Соболева А.В .  Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Инфра – М, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРОЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

ФОРМИРОВАНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ  НЕДОРОЗВИТИЕМ  РЕЧИ  III  УРОВНЯ...

Семинар для воспитателей «Игровые методы и приёмы в формировании лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития»

Цель: систематизация знаний педагогов по проблеме формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития....

Статья "Развитие эмоционально - оценочной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня"

Эмоциональная лексика является частью лексикона и способствует более точному осознанию и описанию настроений, чувств, переживаний человека, лучшей оценке происходящих событий, наиболее адекватно выраж...

Особенности лексико-семантической стороны лексики у детей с умственной отсталостью умеренной степени.

У детей с умственной отсталостью особенности психических функций, познавательной деятельности, обусловленные бедностью представлений об окружающем мире, ограниченностью знаний о пространственных, врем...

Особенности развития памяти старших дошкольников с ОНР 3 уровня

Исследование по развитию памяти детей с ОВЗ...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ...

Статья "МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ"

*Копия печатного издания*XIII Международная научно-практическая конференция "Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы"https://elibrary.ru/item.asp?id=50237187Стат...