Конспект логопедического занятия по обучению чтению детей 6 лет с нарушением зрения и речи "Лесные звезды"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Горлова Наталья Викторовна

Занятие "Лесные звезды" разработано на основе методики обучения чтению детей с нарушением речи А.Н.Корнева. Данная методика интегрирует нейропсихологический и нейролингвистические подходы, что ососбенно актуально для детей со сложной структурой дефекта. В процессе обучения чтению у детей развиваются высшие психические функции, навки саморегуляции и взаимообучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_obucheniyu_chteniyu_lesnye_zvezdy_.doc778 КБ

Предварительный просмотр:

        Тема: «Лесные звезды»

Цель: профилактика дислексии у детей с нарушением зрения путем формирования функционального базиса чтения.

Задачи:

Образовательная: Знакомство с буквой Л. Совершенствование навыков чтения.

Развивающая: Активизация произвольного слухового внимания, умения концентрироваться на слуховых образах.

Формирование правильного диафрагмального дыхания.

Расширение сенсомоторного репертуара, межполушарного взаимодействия.

Развитие зрительно-пространственного восприятия.

Развитие сукцессивных способностей.

Развитие воображения, образного мышления

Воспитательная: Воспитание добрых чувств, желания заботиться о других, развитие умения эффективно сотрудничать со сверстниками.

        Оборудование: презентация по сказке В.Степанова «Лесные звезды», проектор, экран, фонограммы: «Фырканье ежа», «Веселая азбука» (песенка про букву Л)», песни «Падают, падают листья»; перчаточная кукла Ежик, домик Ежика, материалы ( пластиковые бутылочки, сжатая бумага, колокольчик, крышки пластмассовые0 для «Сказки-шумелки», массажеры (Су-Джок, массажные валики, щетки, шарики), материалы для чтения: «Теремок с буквами» В Воскобовича, слоговые таблицы и тексты А.Н.Корнева, картонные листья на палочках, сувениры – звездочки для подарка.

Ход занятия.

I. Вступление.

Логопед предлагает детям, посмотрев на календарь природы в группе, просит найти ошибки в нем. Дети называют правильное число и исправляют ошибку в календаре.

- Какое время года наступит за осенью? Назовите времена года по порядку.

Назовите дни недели по порядку.

-Сегодня 30 ноября, среда, последний день осени. Попрощаемся с ней, побывав в доброй осенней сказке. А вот и главный герой голос подает.

Звучит фонограмма «фырканье ежа».

- Кто, бы это мог быть? (ответы детей) Чтобы проверить, правильны ли ваши догадки, отправимся в путь.

Справа путь и слева путь.

Ну, куда же нам свернуть.

Дети идут по дорожке из листиков, определяя направление пути (прямо, направо, налево и снова прямо).

II. Погружение в сказку.

1. Встреча с ежиком

Дети находят сказочный домик под елкой.

Тук- тук, кто в теремочке живет? Кто в невысоком живет?

Появляется перчаточная кукла – ежик.

Логопед за ежика. Это я, ежик, ни головы, ни ножек.

(здоровается с детьми).

(Далее логопед общается с детьми от лица перчаточной куклы – Ежика).

Ежик. Приглашаю вас в осеннюю сказку. Но, чтобы наполниться волшебной силой, надо покатать ладонями колючие шарики (массажеры по выбору детей).

(дети поют песенку «Маленький ежик» и делают массаж пальцев рук, ладоней).

Ежик. Наполнились волшебной силой? Отправляемся в осеннюю сказку «Лесные звезды».

2.На проекционном экране появляется заставка сказки «Лесные звезды»

Сказка.

Ежик. Гулял я осенним вечером по лесу. Хорошо в лесу, тихо. Даже слышно как с деревьев листья падают. Шу-шу, словно дышат.

2.1. Шорох листьев. Упражнение на дыхание.

И.п. сидя или стоя. На вдохе дети мягко и плавно поднимают руки вверх, слегка наклоняясь вперед, на выдохе опускают руки, отклоняются в исходное положение и длительно произносят: ш-ш-ш

2.2. Прогулка ежика. Дети вначале просматривают на экране анимированный слайд про прогулку ежика. Ежик предлагает озвучить фильм про себя.

Дети выбирают, с помощью каких материалов, можно озвучить шаги ежика, шелест листьев, завывание ветра, шум дождя, сияние звезд.

Далее вновь демонстрируется слайд про ежика со звуками.

Сказка.

Ежик. Долго, долго я гулял. И на горке побывал и под горкой, а друзей не встретил. Ни Белки, ни Зайчонка, ни Медвежонка.

- Уж не заблудились ли они? – подумал я и стал звать своих друзей.

2.3. Где же друзья? На экране появляются изображения друзей. Дети делят слова на слоги, появляются слоговые схемы.

Сказка.

А потом вышел я на лунную поляну и увидел …

2.4 Ежик находит букву Л. На слайде дети читают слова – луна –лужа –лу- Л, лужа – лу-жа – лу –Л.

На что похожа буква Л? Покажите букву с помощью пальцев.

(Прослушивание магнитофонной записи про букву Л, пропевание песенки)

Теремок с буквами (поиск стилизованной буквы Л).

Логопед. На каком этаже живет найденная буква. В какой по счету квартире слева, справа, сверху, снизу.

Сказка.

Ежик. Оглянулся я по сторонам. Прямо передо мною в траве звезды светятся: красная, оранжевая, желтая.

2.5.Физминутка со зрительной гимнастикой. Падают, падают листья.

Дети выполняют движения глаз (вверх, вниз, вправо, влево, по диагонали, по кругу, по восьмерке), следя за листочками на палочках.

Сказка.

Ежик. Я так обрадовался: - Вот вы мне как раз и нужны. Собрал я звезды и побежал к заячьей избушке.

Повесил я Зайцу на дверь красную звездочку. Красную, как Зайкина любимая морковь. Повесил и побежал дальше.

А тут и заяц появился. Потрогал он лапой звездочку и сказал

-Спасибо, тебе звездочка, выручила. Если бы не ты, плутать бы мне по лесу до утра.

Сказка.

Ежик. Прибежал я к дереву, где белка жила и повесил ей над входом оранжевую звездочку. Оранжевую, как Белкины любимые грибы – рыжики. Повесил и побежал дальше.

А тут и Белка появилась. Потрогала она звездочку и сказала:

- Спасибо тебе, звездочка, выручила. Помогла мне найти дорогу в родное дупло.

2.6.Белка собирает грибы. (Чтение слоговой таблицы на букву Л)

ОЛ ЛУ ЕЛ

ЛИ ЛА УЛ

ЛЕ ЛО ИЛ

Задание: Кто быстрее прочитает слоги.

Работа в микрогруппах. Дети на разделяются на подгруппы. Один «учитель» - предлагает найти заданный слог, другой – «ученик», читает по заданию «учителя». Затем дети меняются ролями.

Сказка.

Ужик. Остановился я перед домиком Медвежонка и повесил ему над крыльцом желтую звездочку. Желтую, как мишкин любимый мед. Повесил и побежал дальше. Потрогал он лапой звездочку и сказал:

-Спасибо, тебе звездочка, выручила. Я твой огонек еще из-за речки увидел.

А потом вернулся я домой и рассказал о звездах маме.

Расскажи без слов. Дети по заданию логопеда показывают, кого встретил Ежик в лесу и как помог друзьям.

Сказка.

 Улыбнулась моя мама и стала укладывать меня спать. А перед сном я очень любил почитать свой Букварик.

2.7. Прочти. Дети по очереди читают слова и предложения. Речевой материал предлагается дифференцированно в зависимости от сформированных навыков чтения.

В процессе чтения обсуждается вопрос, для чего нужно уметь читать.

Сказка.

Логопед. Спит Ежик. А в лесу по-прежнему тихо. Даже слышно, как с деревьев листья падают. Листья – лесные звезды: красная, желтая, оранжевая.

2.8. (Звучит колыбельная. Дети кладут голову на стол, закрывают глаза и отдыхают. Ежик гладит каждого ребенка своей лапкой).

III. Заключение.

Ежик. Вот и закончилась сказка. Но прежде, чем мы расстанемся, я хочу спросить у вас:

- Как вы думаете, почему улыбнулась моя мама, когда услышала мой рассказ о звездах?

- Вспомните, когда последний раз вы делали добро другим людям, когда кто-то заботился о вас.

И в подарок на память о нашем занятии Ежик дарит каждому ребенку цветные звездочки (елочные небьющиеся игрушки). Скоро Новый год, вы можете повесить их на елку. Пусть сияют и напоминают вам о том, как приятно совершать добрые дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение чтению детей с речевыми нарушениями

раздаточный материал для обучения чтению детей с речевыми нарушениями, составленный с опорой на программу Г. А. Каше для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием1 лист = 1 занятие...

Конспект коррекционного занятия в подготовительной к школе группе с нарушением зрения «В гости к Зимушке - Зиме».

В статье говорится о значении адаптации    реберка в  детском   саду. Какие трудности могут возникнуть у  родителей и детей во время адаптации.  Как родители должны прави...

Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет с нарушением зрения и речи "Заяц Коська и Родничок" (интеграция нейропсихологической и логопедической коррекции)

В основе занятия сказка А.Грибачева "Заяц Коська и Родничок". Решаются образовательные задачи (знакомство с круговоротом воды в природе в сказочной форме) и коррекционные,основанные на интеграции неро...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ограниченными возможностями здоровья(дети с задержкой психического развития старшего и подготовительного возраста)

Материал по обучению грамоте детей с ОВЗ с Задержкой психического развития с использованием цифровых образовательных ресурсов....

Конспект занятия в обучении чтению детей дошкольного возраста по методике Н.А. Зайцева

Конспект занятия в обучении чтению детей дошкольного возраста по методике Н.А. Зайцева...

Обучение чтению детей с тяжелыми нарушениями речи. Практический материал.

В статье предложены этапы работы по обучению чтению детей с тяжелыми нарушениями речи, к каждому этапу подобран практический речевой материал, который может быть использован в работе....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте детей с ТНР

Коррекция речевых нарушений через обучение грамоте....