Сценарий проведения дискуссии на городском семинаре «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»
статья по логопедии по теме
Дискуссионные качели «Логопедическое сопровождение детей дошкольного и школьного возраста. «Организация совместной деятельности ребенка с ОВЗ и с детьми дошкольного возраста» (презентация опыта)Дискуссионные качели «Логопедическое сопровождение детей дошкольного и школьного возраста. «Организация совместной деятельности ребенка с ОВЗ и с детьми дошкольного возраста» (презентация опыта)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Секция "Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ" | 26.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий
проведения дискуссии на городском семинаре
«Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»
СЛАЙД Дискуссионные качели
«Логопедическое сопровождение детей дошкольного и школьного возраста.
«Организация совместной деятельности ребенка с ОВЗ и с детьми дошкольного возраста» (презентация опыта)
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы приветствуем вас на нашей дискуссионной площадке, где мы поговорим об «особых» детях, о работе, которая с ними ведется и о преемственности этой работы. Мы предлагаем начать с того, как преемственность представлена в стандартах ДОУ и школы.
СЛАЙД (таблица: ФГОСы)
- Так в пункте 1.6., где определены задачи Стандарта ДОУ, сказано, что он направлен на
3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- И далее на
7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- А в Стандарте школы в п.6 говориться, что он направлен на обеспечение
- условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Вот здесь и хотелось бы обозначить категорию детей, у которых эти образовательные потребности «особые»
СЛАЙД
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)
- Существует еще один Федеральный образовательный стандарт – стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Этот Стандарт уже принят Министерством образования, еще должен пройти апробацию на пилотных площадках, а применять его можно будет с 1 сентября 2016 года (Приказ МинОбраз №1598 от 19 декабря 2014г). И во ФГОСе для детей с ОВЗ подробно прописаны группы детей с ограниченными возможностями здоровья.
СЛАЙД Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в неё входят дети с различными нарушениями.
- слуха;
- зрения;
- речи;
- опорно-двигательного аппарата;
- задержкой психического развития;
- интеллекта;
- расстройствами аутистического спектра;
- множественными нарушениями развития.
- В нашем городе уже созданы специальные условия для детей с ОВЗ: так, например, для детей с нарушениями речи осуществляется ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ.
В детских садах организованы логопедические группы и логопедические пункты. Кроме того, при ДОУ планируется организация дополнительных логопедических услуг «Логоритмика» (Звездочка) и «(?)Учусь говорить…» («Дружба»)
К сожалению, специальные условия для детей с нарушениями речи созданы в основном в дошкольных образовательных учреждениях.
Единственная школа, в которой созданы условия для «речевых» детей это Основная общеобразовательная школа №5.Коротко об этом расскажет Вафина Ольга Владимировна, учитель начальных классов МОУ ООШ №5.
- (Вафина О.В.) При школе создан логопедический пункт, в который по результатам обследования зачисляются обучающиеся 1-4 классов, но приоритет отдается первоклассникам, чтобы своевременно провести профилактическую работу по предупреждению дисграфии. С ними учитель-логопед проводит подгрупповые коррекционно-логопедические занятия. Логопедическое обследование проводится и для вновь прибывших детей 5-9 классов в рамках работы школьного ПМПконсилиума. Кроме того, в рамках коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития в коррекционном классе учителем-логопедом реализуется составительская коррекционная программа, а также в школе с детьми, имеющими нарушения речи, в 1,2,3 классе учитель-логопед занимается и во внеурочной деятельности.
К сожалению, это единственный вариант преемственности, как непосредственной прямой взаимосвязи «детский сад-школа» (кадровая проблема).
СЛАЙД
Логопедическое сопровождение детей дошкольного и школьного возраста | |
МДОУ – детский сад «Ладушки», МДОУ – детский сад «Звездочка», МДОУ «ЦРР- детский сад «Улыбка», МДОУ «ЦРР- детский сад «Дружба»
|
|
- В нашем городе созданы специальные условия не только для детей с нарушениями речи, но и для других детей с ОВЗ.
- Мы представляем вашему вниманию презентацию опыта по Организации совместной деятельности ребенка с ОВЗ и с детьми дошкольного возраста. Пермякова Ольга Петровна, воспитатель МДОУ – детский сад «Звёздочка»
СЛАЙД
Презентация опыта «Организация совместной деятельности ребенка с ОВЗ и с детьми дошкольного возраста»
- Сейчас мы постарались коротко представить вам варианты сопровождения детей с ОВЗ и проследить, где осуществлЯется преемственность в работе с детьми с ОВЗ между ДОУ и школой, а где нет. И мы, конечно, понимаем, что преемственности в этом вопросе практически нет.
- Мы приглашаем вас на наши дискуссионные качели, для того, чтобы постараться найти пути решения одной из самых давних, но всегда актуальных проблем в образовании — проблема преемственности при переходе учащихся с ОВЗ из ДОУ в начальную школу.
Для создания «эффекта качелей» нам нужно разделиться на 2 группы:
СЛАЙД
Дискуссионные качели
- «мнение ДОУ» (с точки зрения педагогов ДОУ)
- «мнение ОУ» (с точки зрения педагогов ОУ)
- Призываем всех участников дискуссии активно высказывать свои предложения, освещать проблемы, строить свой разговор открыто.
- Попробуем на наших дискуссионных качелях «раскачать» разные варианты осуществления преемственности.
- Для начала, хотелось бы услышать ваши мысли по поводу уже сказанного:
- вы согласны, что недостаточно осуществляется преемственность между ДОУ и ОУ в работе с «речевыми» детьми и с детьми с ОВЗ?
- а считаете ли вы, что преемственность с «особыми» детьми особенно необходима?
- может быть у вас уже есть какие-либо варианты, того как может осуществляться преемственность, при отсутствии кадров?
- Мы со своей стороны хотели бы предложить к обсуждению вариант преемственности программ: учителя начальных классов вполне могут выявить в 1 классе детей с речевыми нарушениями. Учитывая постепенно приближающуюся стратегию введения инклюзивного образования, педагог все чаще будет оказываться в ситуации, когда среди нормально развивающихся (нормированных) детей «сядут» дети с ОВЗ с различными нарушениями, и с ними тоже нужно будет реализовывать стандарт.
Предложение и Тезис для обсуждения: Учителю начальных классов при появлении в классе детей с ОВЗ включать в рабочую программу специальный коррекционный блок, который предусматривает коррекционную работу с такими детьми. Ведь в оба стандарта призывают нас обеспечить необходимые условия…
Это предложение касается и программ подготовительных курсов и учителей других «параллелей» . Учитель вполне может предусмотреть и прописать особые приемы, методы в работе с «особым» ребенком на уроке и во внеурочной деятельности. Здесь не имеются ввиду какие-либо специфические упражнения, … (у всех есть педагогическое образование и общие сведения и представления о детях с проблемами и о работе с ними)
СЛАЙД
Тезис 1: «Коррекционный блок в рабочих программах педагогов ОУ по работе с детьми с ОВЗ»
ЗА – ПРОТИВ
- Следующий тезис очень взаимосвязан с предыдущим: чтобы помочь педагогу разобраться в диагнозе и в построении коррекционной работы с «особым» ребенком мы предлагаем продумать вариант взаимодействия ПМПконсилиумов ДОУ и ОУ в плане совместных заседаний для обмена информацией без называния фамилий детей, а например, проговаривая диагнозы и консультируя по разработке дальнейшего образовательного маршрута детей со схожими заключениями. В Положениях консилиумов (добавить пункт) прописать частоту таких заседаний, цель и режим работы и степень ответственности, вопросы о персональных данных и т.п (и /или что-либо еще)
СЛАЙД
Тезис 2:Взаимодействие ПМПк ДОУ и ПМПк ОУ
ЗА – ПРОТИВ
Подведение итогов. Рефлексия
— Мы останавливаем наши дискуссионные качели. Спасибо всем за конструктивную и плодотворную работу. Многие проблемы преемственности были вскрыты. Спасибо, что мы вместе искали и обсуждали пути решения некоторых из них. Прошу вас, уважаемые коллеги, для протокола нашей секции сформулировать и озвучить принятые решения (по группам).
СЛАЙД
«Школа не должна вносить
резкого перелома в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок
продолжает делать сегодня то,
что делал вчера.
Пусть новое появляется в его жизни
постепенно и не ошеломляет лавиной
впечатлений»
В.А. Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекция: Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации ФГОС ДО
Целью преемственности должно стать обеспечение полноценного личностного развития ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания....
Лекция: Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации ФГОС ДО
Целью преемственности должно стать обеспечение полноценного личностного развития ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания....
Обобщение опыта на тему: «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования».
Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу - это, прежде всего, переход ребенка на качественно - новую ступень своего р...
«Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования как основание преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»
Статья "Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования как основание преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»...
Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС
Дошкольное детство – очень важный и сложный этап развития личности ребенка. В это время формируется фантазия, речь, социальные навыки, принятие ролей и нравст...
«Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»
Преемственность дошкольного и начального звеньев образования – как процесс непрерывного образования ребенка...
Окружной семинар-практикум «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС ДО и ФГОС НОО. Математика в детском саду и школе. Единая линия развития ребёнка».
Окружной семинар-практикум «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС ДО и ФГОС НОО. Математика в детском саду и школе. Единая линия развития р...