Презентация "Коррекция нарушений слоговой структуры у детей"
презентация по логопедии на тему

Презентация на тему:"Коррекция слоговой структуры у дошкольников по авторской методике Ткаченко Т.А"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекция нарушений слоговой структуры слова по авторской методике Ткаченко Т.А. Подготовила учитель-логопед Стуенко Т.Г г.Ртищево Саратовская обл.

Слайд 2

Работа логопеда над слоговой структурой должна осуществляться в тесной связи с лексическим и грамматическим значениями слова. Нарушение слоговой структуры неправомерно относить к дефектам произношения, предлагается отвести этой патологии особое место как при обследовании дошкольника, так и в процессе коррекции речи. Оценка нарушения слоговой структуры может служить ключом к диф ференциальной диагностике различных нарушений речи. Предлагается рассматривать нарушение слоговой структуры как одно из следствий глубокого недоразвития фонематического восприятия, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии общего недоразвития речи. Самым распространенным дефектом произношения слов различной слоговой структуры у детей является нарушение воспроизведения стечений согласных звуков, преодолению которого мы предлагаем отвести ведущее место в си­стеме коррекционных упражнений. Коррекция фонематического образа слова должна проходить параллель­но с уточнением и закреплением его значения. Одно из важных условий проведения коррекционной работы — формирование слоговой структуры слов с опорой на слуховую, зрительную и кинестетическую функции. Универсальным вспомогательным средством является в данном случае авторская специальная символика.

Слайд 3

1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА Непременным условием для начала работы по коррекции слоговой структуры слова является наличие фонетика-фонематической базы, то есть определенного уровня развития фонематического восприятия и произноситель­ных навыков (см. стр. 8). В начале обучения ребенку предлагаются упражнения со словами, со­держащими только правильно произносимые звуки. По мере усложнения речевого материала для коррекции нарушений слоговой структуры (от слогов к словам, предложениям, затем к стихам и рас­сказам) расширяется и звуковая палитра используемых слов. Сначала это зву­ки раннего онтогенеза, затем свистящие, шипящие, звук Р, и наконец различ­ные их комбинации. На этапе формирования слоговой структуры весь речевой материал ребенок проговаривает отраженно, вслед за взрослым. На этапе закрепления навыков воспроизводятся заученные стихи, скороговорки, рассказы. На зак­лючительном этапе навыки точного воспроизведения слоговой структуры сло­ва окончательно автоматизируются в самостоятельной речи (составление пред­ложений, рассказов, диалог на заданную тему и пр.). При формировании слоговой структуры в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков (см.: Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамо­те. - М.: Издательство ГНОМ иД, 2000). В случае возникновения у ребенка затруднений слогового состава сло­во произносится медленно, раздельно по слогам, при одновременном отхлопывании его слогового контура. Значение слова уточняется до начала его послогового проговаривания. При многократном повторении в ходе отработки слогового состава слова па­раллельно происходит закрепление его значения. Для этого слово включается в различные предложения до полного усвоения его семантики и слогового со­става.

Слайд 4

2. МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА Весь период обучения делиться на четыре этапа: Подготовительный этап (создание фонетико-фонематической базы). Этап формирования слоговой структуры слова (состоящий из 3-х ступе­ней). Этап закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова (заучивание рифмовок, стихов, рассказов, скороговорок с правильно произносимыми звуками). Заключительный этап (использование полученных навыков точного вос­произведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи).

Слайд 5

2.1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (Создание фонетико-фонематической базы для коррекции нарушений слоговой структуры слова) 1.ФОНЕТИЧЕСКАЯ БАЗА — овладение произношением всех гласных, а также согласных звуков раннего онтогенеза (М, Н, Б, П, В, Ф, Д, Т, Г, К, X и их мягких вариантов), исправление имеющихся нарушений голоса, темпа, темб­ра и т. п. 2.ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ БАЗА — способность к воспроизведению: сочетаний гласных звуков (АУИ, АОУИ, УОИА и пр.); слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками (ТА-ТО-ТУ, ПЫ-ПУ-ПА); слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (ПА-КА-ТА, ДО-БО-ГО); слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по звонко­сти — глухости (ДА-ТА, ПА-БА); слоговых сочетаний с согласными звуками, оппозиционными по твердо­сти — мягкости (ТА-ТЯ, ПА-ПЯ); слов, близких по звуковому составу (БОК-БАК-БЫК).

Слайд 6

2.2. ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА (3 ступени, 20 упражнений) На этом этапе в качестве вспомогательного средства используются зритель­ные и жестовые символы звуков. Для повторения ребенку даются слова с легкопроизносимыми звуками. Сло­ва с труднопроизносимыми фонемами предлагаются только для восприятия. 1-я ступень. Соотнесение звучания слов со зрительными символами глас­ных звуков, моделирующими их слоговой контур (упражнения 1—6). 2-ая ступень. Воспроизведение сочетаний слогов со стечением согласных звуков (упражнения 7—14). 3-я ступень. Проговаривание слов (и их сочетаний), содержащих стечения согласных звуков (упражнения 15—20).

Слайд 7

2.3. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НАВЫКОВ ТОЧНОГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА На этом этапе предлагаются тексты, содержащие звуки, которые в начале обучения могли употребляться неверно (шипящие, Л, Р, Р'). Подразумевает­ся, что к началу данного этапа логопед уже исправил их произношение. В про­тивном случае приступать к многократному повторению и заучиванию текстов не рекомендуется, т. к. дефектное произношение стойко закрепляется. Отраженное проговаривание и заучивание: слов, словосочетаний и предложений, рифмовок и стихов, скороговорок, рассказов.

Слайд 8

2.4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Предполагается, что ребенок должен владеть правильным произношением всех звуков речи. Использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи: составление рассказов по опорным словам, описание предметов, придумывание конца или начала к рассказу педагога, сравнение объектов, диалог на заданную тему, рассказывание по воображению, придумывание сказок по набору игрушек и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат учителя-логопеда "Нарушение слоговой структуры у детей с ОНР. Методы, способы, этапы коррекционной работы."

тема  « Коррекция  нарушений  слоговой  структуры  слова  у  детей  дошкольного  возраста  с ОНР »  является  очень  актуальной ,...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)

1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)

Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя  работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (система Н.С. Четверушкиной по коррекции нарушений слоговой структуры слова) - иллюстративный материал.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХДля каждого предложения создана отдельная картинка в таблице. Очередность картинок в таблице соответствует очередности предложений в пособии...

Нарушения слоговой структуры у детей дошкольного возраста

Нарушение слоговой структуры слов представляет значи­тельную сложность для логопедической работы. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впосле...

Слоговая структура слова.Развитие слогового анализа и синтеза слов.Виды нарушений слоговой структуры слова.

1) Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе.2) Первые слова аномальной детской речи.3) Типы нарушений слоговой структуры слова.4) Этапы коррекционной работы по устранению нарушений слоговой ...

"Виды нарушений слоговой структуры у детей с ТНР."

У детей имеющими ТНР я часто отмечаю нарушение слоговой структуры слова.  Оно может проявляться по-разному – от незначительных сложностей при произношении слов в спонтанной речи до гру...