Особенности применения гендерного подхода в коррекционной логопедической работе.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Цельнер Елена Ивановна

Учет психологических  различий в логопедической работе требует иной его организации с мальчиками и девочками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernoe_vospitanie.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности применения гендерного подхода в коррекционно-логопедической работе.

Мальчики и девочки – это два разных мира.

 Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием педагогов и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.

Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола: Я девочка; Я мальчик.  

Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является четвертый год жизни. Уже на четвёртом году жизни дети, чьё поведение соответствует правильному гендерному воспитанию, чувствуют себя отличающимися от противоположного пола.

Учет психологических  различий в учебно-воспитательном процессе требует иной его организации с мальчиками и девочками. В.Ф. Базарный утверждает, что у мальчиков и девочек разный мозг, разные темпы физического созревания, разные уровни активации, разные интересы, разные эмоциональные доминанты. В связи с этим, он выдвинул идею о необходимости полоролевого дифференцированного обучения и воспитания мальчиков и девочек. Дошкольный период детства (онтогенеза) является наиболее значимым для речевого развития детей, а также гендерной социализации мальчиков и девочек. Помочь детям справиться с проблемами социализации, составной частью которой является самоидентификация мальчика или девочки, призвана зарождающаяся гендерная педагогика. Гендерный подход в воспитании и обучении в детском саду предполагает разнообразие способов подачи учебного материала, учитывая гендерные ососбенности дошкольников, создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек в процессе педагогического взаимодействия, соответствие методов руководства играми их содержанию и специфике игровых стилей детей разного пола.

К концу дошкольного возраста большинство речевых навыков, основанных на многократном повторении и активно обогащающемся лексиконе, лучше развито у девочек. Логическое оперирование элементами языка и составление сложных синтаксических конструкций успешнее развито у мальчиков. Анализ связной речи показал, что лексический уровень рассказов мальчиков характеризуется большим объёмом высказывания, чем  у девочек. Рассказы мальчиков содержат больше глаголов, тогда как рассказы девочек – больше существительных и прилагательных. Большее число прилагательных в рассказах девочек свидетельствует об их внимании к признакам предметов и явлений. В силу преобладания глагольной лексики высказывания мальчиков  характеризуются большей динамичностью и информированностью.

Согласно  многочисленным наблюдениям, девочки лучше справляются с типовыми заданиями, опираются на память, используя штампы. Психологи отмечают, что период включения в занятие у детей, зависит от пола. Девочки после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности.  Я учитываю эту особенность, и самый трудный материал планируем на первую половину занятия. Девочкам быстрый темп работы мешает, они лучше работают на пошаговых технологиях, эффективнее выполняют задания не новые, а типовые, шаблонные. Учитывая все эти особенности, на занятиях я использую красочный материал с предпочтением красного спектра, подаю материал – от частного к общему, эмоционально окрашенный. Именно такой подход целесообразен, и применяется у нас  в подгруппе девочек.

Особенностью мальчиков, по мнению ученых-психологов,  является то, что с ранних лет у них возникает острая потребность в понимании себя, окружающего мира, повышенный интерес к тому, как воспринимают его самого, что он может, кем и каким станет взрослым. Для организации оптимального процесса обучения мальчиков мы используем принципы, разработанные учеными-нейропсихологами Т.П. Хризман и В.Д. Еремеевой. Логопедические занятия в группе мальчиков мы проводим в быстром темпе – это как раз то, о чем пишет В.Ф. Базарный, мальчик готов действовать сразу, в отличие от девочки. Использование разнообразных нестандартных логических заданий в учебно-воспитательном процессе позволяет мальчикам становиться собранными, организованными, внимательными.

Работа на занятии в режиме поисковой активности с акцентом на самостоятельность принимаемых решений создает условия для проявления индивидуальных особенностей каждого мальчика, формирует на занятии атмосферу доверительных отношений: каждый имеет возможность высказать свою точку зрения, предложить свой вариант, привести примеры из личного опыта. Для мальчиков преимущественно использование зрительных стимулов, объяснение задания должно быть четким, немногословным. Однополовая группа дает возможность детям избавиться от речевых комплексов, быстрее преодолеть имеющуюся у некоторых из них замедленную реакцию, проявить себя среди сверстников.

Мы стараемся удовлетворить потребность мальчиков в соревновательности и победе. Для этого используем групповые формы работы со сменой лидера, с элементами соревновательности. Также учитываем особенности интересной мальчикам игровой деятельности, способствующей становлению мужественности. На занятиях мальчики учатся быть смелыми, выдержанными, преодолевать трудности. Мальчишкам необходимо предоставить возможность побегать, повозиться. Если и в детском саду и дома мальчики постоянно будут себя сдерживать, у них может случиться нервный срыв.

Подобраться к эмоциям мальчика особенно трудно. Используя на занятиях элементы театральных действий, музыку, мы развиваем их чувства, ведь они более уязвимы, чем девочки, их мозг предпочитает информацию радостную, позитивную. Мальчики особенно нуждаются в ощущении радости и добрых взаимоотношений. Радостный индивид в эволюции более предпочтителен, его мозг быстрее и прогрессивнее развивается. Потому что радость – это какие-то дополнительные активации всего мозга. Это прогрессивное развитие.

    Подитог: в коррекционно-логопедической работе  необходимо учитывать  психофизиологические особенности детей. Для оптимального процесса обучения и воспитания использовать на занятиях принципы работы с мальчиками: быстрый темп подачи материала, высокую двигательная активность, поисковую деятельность, элементы соревновательности, большое количество логических заданий, подход к формированию правил через практические действия и очень важно, чтобы объяснение материала и инструкция к заданиям были чёткими и немногословными, и принципы работы с девочками: невысокий темп подачи материала, использование красочного материала с предпочтением красного спектра; при сообщении важного момента концентрация внимания на нём; эмоционально окрашенная подача материала; увеличение количества  повторений пройденного материала; подача материала от частного к общему; подача абстрактных понятий через примеры реальных жизненных ситуаций.

     Реализуя гендерный подход в коррекционно-логопедической работе, мы используем следующие формы работы, методы и приемы:

    - Воспитание культуры поведения мальчиков по отношению к девочкам на протяжении всего периода обучения.

- Работа по развитию связной речи в процессе привлечения элементов театрализованной деятельности: роли для мальчиков и для девочек.

- Работа по развитию лексико-грамматического строя речи, особенно при изучении таких лексических тем как «Семья» (уточняется роль мужчины и женщины), «Профессии» (профессии для мальчиков и для девочек), «Игрушки» (игрушки для мальчиков и для девочек), «Дикие и домашние животные и их детёныши» (семьи животных: самка, самец и их детёныши), «День защитника отечества» (роль мужчины защитника), «8 марта» (роль женщины, мамы), «Человек».

· Сюжетно – ролевая игра «Семья»

· Сюжетно – ролевая игра «Профессии»

·Проблемные ситуации с этическим содержанием, например составление рассказа по сюжетной картине «Настоящий друг»

 · Дидактические игры: «Кто чем любит заниматься?, «Что кому?», «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я такой, потому, что…», «Кем быть?», «Одень мальчика, одень девочку».

         

Основные направления работы   на различных возрастных этапах:

 -   формирование гендерной идентичности;

 -   формирование привлекательности гендерной роли;

 -  формирование умения  реализации гендерных ролей в совместной деятельности.

    Изучение различной литературы и  опыт работы  показали, что неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом гендерных особенностей могут оказать произведения устного народного творчества – ФОЛЬКЛОР.

      Произведения устного народного творчества отличаются своей простотой, точностью и красотой русского слова. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в фольклорных произведениях таят в себе не малые жанровые богатства.    Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учётом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребёнку, а к девочкам и мальчикам.

     С самого рождения в семье учитывались гендерные особенности ребенка. Мать, укачивая своего малыша,    колыбельной песне обращается непосредственно к девочке или мальчику: «Мы сыночка покачаем…», « Баю-баюшки-бай-бай! Поди, бука, под сарай, мого Ваню не пугай…», «Прийди, котик, ночевать, нашу Машеньку качать…»,  .

     Первая задача гендерного воспитания – формирование гендерной идентичности и при решении этой задачи большую помощь могут сыграть потешки, пестушки, прибаутки, величания. В этих произведениях отражаются те или иные качества,  внешние особенности девочек и мальчиков.  

    Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд  девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды, ухаживали за домашними животными, приобретали  навыки  в прядении, вышивании, шитье. Мальчиков привлекали в качестве помощников к жатве, сенокосу, боронованию, учили молотить, запрягать лошадь и управлять, а также  охотиться и рыбачить. Также от  девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, отзывчивость, вежливость, исполнительность. Особенно значителен был статус женщины-матери. Это все можно донести до детей, посредством фольклорных произведений.  В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику. Все это должно проецироваться на современную, реальную жизнь.

        В работе с детьми младшего дошкольного возраста педагоги активно используют пестушки, потешки с движениями   в качестве физкультминуток, двигательных разминок.  

       Так же неоценимую помощь в работе оказывают  загадки. С помощью которых  в интересной и увлекательной  для детей форме, можно знакомить с предметами обихода, одежды, профессиями. Есть такое поверие про то, как появилась загадка. У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода - охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику  нужно  было доказать не только  свою физическую силу, ловкость, мужество, но и знания,  ум, сообразительность, и проявлял он эти качества в отгадывании загадок.

       В старшем дошкольном возрасте по гендерному воспитанию перед педагогами ставится задача - формирование умения  реализации гендерных ролей в совместной деятельности. Эта задача эффективно реализовывается через игровую деятельность.

 

     Вывод: таким образом, для более эффективного развития и коррекции речи,  необходимо учитывать гендерные особенности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе".

В настоящее время  большое внимание стало уделяться здоровью человека, в частности детскому здоровью. Дошкольный возраст является решающим этапом формирования  фундамента физичес...

презентация опыта работы "применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедическом процессе"

Особенно важным становится применение з.с.т.  в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Контингент логопедических занятий составляют дети с различными психо...

Обобщённый опыт коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Шабалиной Светланы Витальевны по теме: "Применение метода наглядного моделирования в логопедической работе"

В своей работе я часто использую символы и моделирование сюжета. Моделирование- это способ последовательного формирования речевых умений и навыков, который позволяет определять содержание и последоват...

Применение компьютерных игр в коррекционной логопедической работе

Применение компьютерных игр в коррекционной  логопедической работе...

Особенности гендерного подхода в коррекционной логопедической работе

Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребёнка. В наше время возрождаются традиции раздельного воспитания и обучения детей. Это обусловлено различиями п...

Статья "Применение Лего-технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ТНР"

В статье говорится об эффективности применения лего-технологий в процессе коррекционной работы логопеда с дошкольниками, имеющими тяёлые нарушения речи. Описаны преимущества исползования лего-тех...