Конспект совместной коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и воспитанников подготовительной к школе группе с ОНР “В гости к Зимушке-Зиме”
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия по теме “В гости к Зимушке-Зиме” с использованием следующих технологий:

  • Технология обучения детей составлению сравнений
  • Мнемотехника
  • Здоровье сберегающие технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gosti_k_zimushke-zime.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №72

Калининского района г. Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ

СОВМЕСТНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАННИКОВ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКЛОЕ ГРУППЕ

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Тема: “В гости к Зимушке-Зиме”

Технологии:

        Технология обучения детей составлению сравнений

        Мнемотехника

        Здоровье сберегающие технологии

Провела учитель-логопед высшей категории Прохорова Ирина Александровна

Задача: формирование лексико-грамматического строя речи

Цели:

        •        корркеционно-образовательные цели:

совершенствовать грамматический строй речи;

учить употреблять в речи предложно-падежные конструкции с простыми и сложными предлогами;

закреплять навык употреблять существительные в творительном родительном падежах;

формировать навык правильного употребления в речи сложноподчиненных предложений;

работать над четкостью дикции, речевым дыханием;

употреблять и активизировать словарь по теме “Зима”;

формировать навык составления схемы слова и предложения;

совершенствование навыка составления рассказов описаний;

совершенствование навыка подбора слов-антонимов и родственных слов;

        •        коррекционно-развивающие цели:

развивать зрительное, слуховое внимание и память;

развивать временные представления;

развивать словесно-логическое и наглядно-действенное мышление ;

развивать общую и мелкую моторику;

закреплять умение использовать в речи обобщающее понятие;

развивать фонематические процессы (анализа и синтеза);

        •        коррекционно-воспитательные цели:

развивать навыки взаимодействия;

воспитывать доброе отношение друг к другу, к окружающим, к окружающей среде;

воспитывать желание помочь другому.


Предварительная работа

Развитие общих речевых функций

        •        работа по развитию силы и продолжительности ротового выдоха;

        •        разучивание стихотворений и диалогов по теме “Зима” - развитие четкости дикции, эмоциональной выразительности речи;

        •        работа по увеличению речевого выдоха.

Развитие психических функций

Игра: “4-ый лишний” - развитие зрительного внимания и памяти, слухового внимания и памяти, мышления.

Игра “Что изменилось?” - развитие мышления, зрительного внимания и памяти.

Игра “Посмотри и назови”-развитие зрительного внимания, памяти мышления.

Игра “Найди предмет” - профилактика оптико-пространственной дисграфии, развитие зрительного внимания.

Игра “Послушай, повтори” - развитие речеслуховой памяти и внимания, мышления.

Развитие лексико-грамматического строя речи

Игра: “Снеговик”

Цель: развивать умение пользоваться в речи глаголами повелительного наклонения, обогащать глагольный словарь.

Игра:”Скажи правильно”

Цель: развивать умение согласовывать в предложениях имена существительные с числительными.

Игра:”Подбери слова” (проводится устно без опоры на картинный материал)

Цель: развивать умение подбирать слова с сходным значением, навык составлению сравнений;

Игра:”Найди”

Цель: развивать умение понимать смысловое значение слов, усваивать конкретные пары слов-антонимов.

Игра: “Доскажи”

Цель: развивать умение образовывать глаголы с помощью приставок.

Развитие фонематических процессов

Игра: “Снежная крепость” - развитие фонематического анализа и представления, звуко-буквенный анализ слов.

Игра: “Сани” - развитие слогового анализа и синтеза слова.

Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением

Работа с “шнуровками” - развитие пальчиковой моторики;

Выполнение обводок, штриховок, графических диктантов - развитие графо-моторных навыков;

Развитие умения координировать речь с движением;

Работа с разрезными картинками.

Развитие связной речи

        •         беседа по теме с опорой на сюжетную картинку - развитие диалогической речи;

        •         составление рассказа по серии картинок и с опорой на схему - развитие монологической речи;

        •         составление загадок-описаний - развитие монологической и диалогической речи.

Работа с родителями

Оформление стенда рекомендаций по закреплению лексической темы “Зима”.

Совместное изготовление родителей и детей игрушек-самоделок по теме.

Привлечение родителей непосредственно к педагогическому процессу - совместное изготовление витаминного сала с мамой.

Взаимосвязь с педагогами

- разыгрывание сюжетно-ролевых игр;

- настольные игры по теме;

        •        чтение произведений: “Морозко”, “Девочка Снегурочка”, В. Сутеев “Елка”;

        •        - конструирование снежных объектов на прогулке;

        •        словотворчество.


Оснащение и материалы

        •        мольберт;

        •        магнитафон

        •        мяч;

        •        декорации к “лесной полянке”;

- схемы для звуко-буквенного анализа;

        •        картинный материал с изображением зимних месяцев, зимнего леса,карточки-схемы;

- рабочие столы для детей и стулья по количеству детей;

- контейнера на каждого ребенка;

        •        снег;

        •        наборы цветных карандашей на каждого ребенка;

        •        “волшебная” палочка.

Литература:

Арбекова Н.Е. “ Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР”. М.: Издательство Гном.2011

Большова Т.В. “ Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники”.- СПб. 2011

Епифанова О.В. “ Разработки занятий с детьми дошкольного возраста”. Изд. “Учитель-АСТ”. 2004

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей с 5-летнего возраста с ОНР”.-М. 1991


Совместная образовательная деятельность

        Вопросы к детям        Предполагаемые

ответы детей

Звучит тихая спокойная музыка.

В группу вместе с логопедом входят дети и образуют круг. Логопед и дети приветствуют друг друга.

Друзья вставайте в круг и подарим друг другу улыбку-тепла, улыбку-поддержку.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Поворачивая голову к человеку, стоящему справа улыбаются и легко сжимают ладонь. Т.о. действие распространяется по очереди всем детям и возвращается к логопеду.

Ушли все тревоги, а снами осталось хорошее настроение. Теперь с волшебной улыбкой - тепла и поддержки у нас с вами обязательно все получится.

Да.

Да, конечно.

Плавно стихает музыка.

Вспомним наши правила.

Отлично.

Внимательно слушай.

На меня смотри.

И красиво, правильно звуки произноси.

 Ребята. Какое сейчас время года?

Сейчас время года Зима.

По каким признакам мы узнаем об этом?

Кругом много снега.

Дует холодный северный ветер.

На окнах мороз рисует узоры.

Люди носят теплую одежду...

Какие три зимних месяца вы знаете?

Первый зимний месяц декабрь.

Второй зимний месяц январь.

Третий зимний месяц февраль.

Молодцы ребята.

Какая зима?

Зима холодная, метельная, вьюжная, длинная, морозная ...

Подберите родственные слова к слову зима, с помощью вопросов.

Как говорят о птицах, которые остаются у нас на зиму?

Птицы которые остаются у нас зимовать называются зимующие.

Что они делают?

Птицы зимуют.

Каким словом мы назовем день зимой?

День зимой мы называем зимний.

Каким ласковым словом называют зиму?

Это слово зимушка.

 Слова родственники не просто должны иметь похожую часть, но и должны быть связаны друг с другом по смыслу.

 Сегодня у нас необычное занятие, мы побываем в гостях у Зимушки-Зимы, встретимся с зимними месяцами.   Попросим их, чтобы зима была теплой, солнечной, чтоб чаще мы могли гулять на улице. Вы согласны?

Да. Мы любим ходить в гости.

Ну , тогда давайте будем одеваться и называть предметы зимней одежды.

Дети подходят к корзине с одеждой по очереди достают из нее вещи и озвучивая одевают на себя.

Мы надеваем зимнюю шапку.

Мы надеваем зимнюю куртку.

Мы надеваем зимнее пальто.

Мы надеваем зимнюю шубу.

Обуваем зимние сапоги

Теперь мы готовы и можем отправляться в путь.

На ковролине выкладывается декорация зимнего леса. Звучит музыка

 Какая красота в лесу! А кто знает загадку?

В этом доме сто осин

Сто берез и сто рябин,

Сосны, ели и дубы.

Травы, ягоды, грибы.

Много жителей в нем.

Назовите этот дом.

Это лес.

 Ребята, посмотрите кругом, много-много снега.

Какого цвета снег?

Снег белый.

 Ребята, посмотрите кругом, много-много снега.

Какого цвета снег?

Логопед кладет на ладошку каждому ребенку немного снега, все наблюдают.

Холодный.

Что происходит?

Куда же пропал снег в ваших руках?

Снег в наших руках растаял.

Почему он растаял?

Снег боится тепла, а наши руки теплые.

Тепло растопило снег.

Рассмотрите воду в которую превратился снег в чашке, чистая ли она?

Вода в чашке серая.

В воде плавают крупинки грязи.

Талая вода в чашке грязная.

Опустите в чашку палец и скажите, какая в ней вода?

Вода в чашке холодная.

Вода в чашке холодная и грязная.

Дети вытирают руки влажными и сухими салфетками.

Ребята после нашего опыта, объясните почему нельзя есть снег?

Снег холодный от него может заболеть горло.

Снег грязный и в наш организм попадут вредные микробы от которых мы можем заболеть.

Молодцы ребята. Теперь вы знаете , что есть снег это опасно для нашего здоровья. Этот опыт вы можете повторить дома с вашими друзьями или братишками и сестренками.

Какие слова-признаки можно сказать про снег?

Белый, пушистый, липкий, серебристый, сверкающий, хрустящий, мокрый ...

Корригирующее упражнение

 Большие сугробы намело в лесу.

Давайте пойдем по сугробам, высоко поднимая колени.

Дети выполняют имитирующие движения ходьбы по сугробам.

Затем дети подходят к столам, на которых лежат пакетики с крахмалом.

Ребята закройте глаза и нажмите рукой на пакет.

Что напоминает вам этот звук?

Скрип снега.

Л. Когда скрипит снег?

 Когда на улице сильный мороз, то снег под ногами скрипит.

Когда на улице не очень холодно, то снег липкий, из него можно лепить.

 Наши ручки замерзли. Давайте их погреем.

Пальчиковая гимнастика.

Ребята в зимнем лесу мало птиц.

Каких зимующих птиц вы знаете?

Голуби. Синички. Воробьи. Свиристели. Клест. Дятел.

Как помочь им выжить в зимне время?

Подкармливать их, повесить кормушку.

На ковролине появляется картинка с месяцем - декабрь.

 Мы идем в гости к Зимушке-Зиме. Подскажи нам, пожалуйста, дорогу?

Логопед говорит за декабрь Что ж, подскажу, если вы справитесь с моим заданием.

“Метель”, “ Студень” почему меня так называют?

 За лютую морозную пору, за длительную стужу.

Декабрь. Правильно

А знаете ли вы пословицы, поговорки обо мне?

Декабрь узоры на окнах рисует.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля то это к урожаю.

Молодцы. Я вам вот какое задание приготовил.

Если справитесь с ним, подскажу дорогу. Я вам прочту стишок, а вы должны выставить к нему символы, по которым можно прочитать стихотворение.

Белый снег пушистый

В воздуху кружиться,

И на землю тихо, падает, ложиться.

Дети по очереди выполняют задание.

Молодцы справились с заданием.

Провожу вас к моему брату-Январю.

Звучит музыка. На ковролине появляется картинка с изображением января.

Я - январь. Меня в народе называют “сечень” , отправляюсь в лес порубить вымороженные деревья. За синеву неба называют “просинец”.

Дети знают приметы, пословицы о тебе.

Январю - морозы, февралю - метели.

Холодные январи подряд  не бывают.

В январе растет день-растет и холод.

Я хочу с вами поиграть в игру. Если услышите слово о зиме - хлопните в ладоши, если нет - ничего не делаем.

Сугроб, лыжи, шуба, бабочка, мороз, снеговик, ромашка, снежинка.

Дети играют.

Молодцы! Я вас провожу к следующему брату -Февралю.

Звучит музыка. На ковролине появляется картинка с изображением Февраля.

 Я февраль, самый короткий месяц в годы, финал зимы.

В народе меня называют “лютень” и “богогрей”. Почему?

Потому что в феврале бывают крепкие морозы только по ночам, а днем в затишье начинает пригревать солнце.

Мы знаем пословицы и поговорки о тебе.

В феврале сильные морозы - сильная зима.

Теплый февраль приносит холодную весну.

У февраля два друга: метель и вьюга.

И я приготовил для вас задания.

По зашифрованным картинкам нужно составить рассказ.

Дети составляют рассказ.

Молодцы ! Вы справились с заданием. Мы отведем вас к Зимушке-Зиме.

Холодно в лесу, здесь хозяйничает Зимушка-Зима.

Вспомним загадку  и тогда откроется замок.

Учит их лепить снежки,

Дарит санки и коньки

Дружит с вьюгой и пургой.

Появляется зима, логопед порошит снегом, звучит музыка.

Я Зимушка-Зима

хожу по полям,  по лесам, ступаю тихо не слышно.

Где пройду - там мороз трещит, снег падает. Все дорожки замел, деревья запорошил, а вы смотрю, не испугались мороза и холода. С чем пожаловали ко мне?

 Мы хотим побывать у вас в гостях.

Посмотреть на ваш замок.

Все кто ко мне приходят в гости оставляют мне что-то на память.

Показывает на картинку, что вы мне подарите, чтобы я не забыл о нашей встрече?

 Мы хотим нарисовать необычную картину о тебе и оставить ее в твоем замке.

Дети составляют предложения и зарисовывают картинки  зимой......

мало, намело, деревья, из снега, зимой, отмечают.

Давайте воспроизведем ваш рассказ под музыку.

Рассказ одного ребенка.

Спасибо вам, ребята. Вашу картину я повешу в своей картинной галереи. Буду любоваться ею и вспоминать о вас. Я тоже хочу вас отблагодарить за то, что вы проделали такой путь и не испугались холода и мороза. Я подарю вам леденцы.

Спасибо Зимушка-Зима.

Чтобы побыстрее оказаться дома, я превращу вас в снежинки, а мой друг ветер унесет вас в детский сад.

Дети кружась под музыку возвращаются в группу.

Ребята, мы с вами в детском саду. Понравилось ли вам в гостях.

Что больше всего понравилось?

Вам понравилось путешествие?

Что вам понравилось больше всего, что вы запомнили?

Мне понравилась встреча с зимними месяцами.

Мне понравился наш опыт. Мне понравилось все...

А мне понравились вы. Вы очень старались и на отлично занимались.

Я хочу подарить вам небольшие сувенирчики в память о нашем путешествии.

Спасибо Ирина Александровна.

Логопед вручает памятные призы и прощается с детьми.

 

Литература:

Арбекова Н.Е. “ Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР”. М.: Издательство Гном.2011

Большова Т.В. “ Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники”.- СПб. 2011

Епифанова О.В. “ Разработки занятий с детьми дошкольного возраста”. Изд. “Учитель-АСТ”. 2004

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей 5-летнего возраста с ОНР”.-М. 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«На ферме» Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми группы компенсирующей направленности (подготовительная к школе группа)

«На ферме» Конспект  совместной непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми  группы компенсирующей направленности (подготовительная к школе группа)...

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленностистаршего дошкольного возраста...

Планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной к школе группе

Планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда и воспитателя в подготовительной к школе группе...

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с ТНР в подготовительной к школе группе «Весна идет».

Предназначен для детей 5-7 лет с на рушениями речи.Помогает решить задачи речевого,художественно этететического развития....