Дидактические игры по коррекции произношения звуков Р и Рь
картотека по логопедии (старшая группа) на тему

Картотека игр по коррекции произношения звеков Р и Рь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_korrektsii_proiznosheniya_zvukov_r.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Игры по коррекции произношения звуков Р – РЬ

Игры подготовительного этапа

1. «Веселый язычок»

Цель: развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимый артикуляционный уклад для произношения шипящих звуков.

2. «Футбол»

Цель: развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.

Ход: дети садятся за стол напротив друг друга. На столе логопед ставит «воротики». Задача детей состоит в том, чтобы загнать теннисный мяч в ворота соперника воздушной струей, следить за тем, чтобы дети не раздували щеки.

3. «Самый большой мыльный пузырь»

Цель: развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.

Ход: детям раздаются мыльные пузыри. Задача каждого ребенка заключается в том, чтобы надуть самый большой мыльный пузырь. Следить за длительным, плавным выдохом.

4. «Светофор»

Цель: выделять звук в ряду других звуков, на фоне слова.

Ход: детям раздаются сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Если в произносимом логопедом ряду звуков дети слышат заданный шипящий звук, то поднимают зеленый сигнал, если другие звуки, то красный сигнал. Аналогично проводится игра со словами.

5. «Где звук?»

Цель: учить определять место звука в слове.

Ход: детям раздаются домики (полоски) с тремя окошками. Фишку, обозначающую шипящий звук ребенку необходимо положить в первое окошко, если звук первый в слове, в третье окошко, если звук последний в слове, во второе окошко, если звук находится в середине слова.

6. «Волшебные кубики»

Цель: закреплять навыки звукового анализа и синтеза.

Ход: ребенку загадывается загадка в отгадке, которой встречается шипящий звук. Ребенок из кубиков (из разрезной азбуки) составляет слово.

7. «Мяч в воздухе»

Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Ход: дети становятся в круг. Один ребенок встает в центре бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает его и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди. Кто ошибается - выходит из игры.

8. «Оркестр»

Цель: развивать длительный, плавный выдох.

Ход: по сигналу воспитателя дети играют на игрушечный духовых инструментах (дудочки, флейты, губные гармошки).

Игры на формирование правильного произношения звуков Р – РЬ

1. «Лошадка»

Цель: формирование правильного произношения звука Р.

Ход: дети делятся на три группы. Одна группа изображает наездников, две другие лошадок. Дети, изображающие лошадок берутся по парно за руки и с цоканьем ездят управляемые наездником. По сигналу воспитателя наездник останавливает лошадок, говоря: тр-тр-тр. Потом дети меняются.

2. «Самолеты»

Цель: формирование правильного произношения звука Р.

Оборудование: гирлянда с флажками, три флажка (красный, синий зеленый).

Ход: на одной стороне комнаты стоят стульчики, впереди натянута гирлянда с флажками – это аэродром. Летчики сидят на стульчиках и заводят моторы: д-д-д-дррр. Получив правильный звук Р, летчики разлетаются в разных направлениях. По команде возвращаются на аэродром. Если ребенок не сумеет перейти на звук Р, то его отправляют в ремонт к механику (логопеду).

3. «Цветные автомобили»

Цель: формирование правильного произношения звука Р.

Оборудование: цветные обручи по числу играющих, несколько цветных флажков.

Ход: на стульях сидят дети. Они автомобили. Каждому дается обруч – это руль. Перед водящим на столе лежат несколько флажков. Он поднимает один из них и дети, у которых руль того же цвета бегут по комнате, подражая звуку мотора. По сигналу дети останавливаются и возвращаются на свои места.

4. «Будильник»

Цель: формирование правильного произношения звука Р.

Ход: все дети ложатся спать (садятся на стульчики). Один ребенок – будильник. Воспитатель говорит, в котором часу детей надо разбудить, и начинает медленно считать, когда он произносит назначенное время, будильник начинает трещать: р-р-р.

5. «Вороны»

Цель: формирование правильного произношения звука Р.

Ход: воспитатель делит детей на три группы: первая группа изображает елочку, дети становятся в круг и, опустив руки, говорят: как под елочкой зеленой скачут, каркают вороны; вторая – вороны, которые прыгают в круг и каркают. Первая группа детей говорит: из-за корочки подрались, во все горло разорались.  Вторая группа каркает. Первая группа: вот собаки прибегают и вороны улетают. Третья группа детей, изображающая собак рычит и гонится за воронами. Пойманные становятся собаки.

6. «Договори словечко»

Цель: формирование правильного произношения звука РЬ.

Ход: воспитатель начинает слово, а дети добавляют правильный звук РЬ (фона…, сниги…, буква…, сло… и т.д.).

7. «У медведя во бору»

Цель: формирование правильного произношения звука Р.

Ход: дети делятся на две группы. Группа детей тихонько подходят «к медведям» и говорит:

У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит

И на нас рычит.

Группа медведей имитируют рычание и ловят детей.

Игры на закрепление правильного произношения звуков Р - РЬ

1. «Сороконожка»

Цель: автоматизация звука Р в слогах.

Ход: перед ребенком кладется картинка сороконожки. Логопед говорит:

Трудно жить сороконожке,

Надевать самой сапожки.

Вот помог бы кто-нибудь

Сорок ножек ей обуть.

Поможем сороконожке обуться? «Надевай» ей на ножки ботиночки и повторяй слоги. Ребенок  проводит пальчиком от ботиночка к раскрашенной в тои же цвет части сороконожки и повторяет слоги, подписанные на ботинках. «Обувать» сороконожку следует с хвоста.

2. «Магазин»

Цель:  автоматизация звука Р в словах.

Ход: на картинке изображен магазин, в котором морж продает предметы, в названиях которых есть звук Р (ватрушки, груши, виноград, гранаты и т.д.). в магазин пришел страус и сделал покупки. На второй картинке изображен магазин после покупок страуса. Задача ребенка назвать те предметы, которые купил страус.

3. «Африка»

Цель: автоматизация звука Р в словах.

Ход: перед ребенком лежит картина, на которой изображены африканские животные. Задача ребенка разделить животных на травоядных и хищников и правильно назвать их.

4. «Замени звук»

Цель: автоматизация звука Р в слогах.

Ход: воспитатель бросает мяч и называет слово, а задача ребенка заменить первый звук на звук Р и назвать новое слово (хобот-робот, пыжик-рыжик, нога-рога, мука-рука и т.д.).

 5. «Ру-ру-ру»

Цель: автоматизация звука Р в слогах и словах.

Ход: воспитатель говорит: ру-ру-ру, ру-ру-ру, затеваем мы игру, руку другу тянет друг, встанем мы в широкий круг. Каждый ребенок по очереди называет слог ру, а рядом с ним стоящий заканчивает слово (ру-башка, ру-ка, ру-чей и т.д.).

6. «Подбери слова»

Цель: автоматизация звука Р в словах.

Ход: воспитатель  предлагает найти в группе как можно больше картинок со звуком Р. после того как все картинки будут собраны логопед и дети пробуют зарифмовать слова между собой (топор-помидор, груша-каркуша, петрушка-ватрушка, тетрадка-кроватка и т.д.).

7. «На стройке»

Цель: автоматизация звука Р в слогах.

Ход: воспитатель предлагает детям помочь трем парасятам построить прочный дом. Дети должны выбрать строительный материал и инструмент необходимый для строительства, в названиях которых есть звук Р (кирпичи, рубанок, топор, мастерок, отвертка и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по коррекции произношения звука [С] в слогах и словах.

Индивидуальное занятие. В ходе индивидуального занятия используются разнообразные методы и приемы. Это и артикуляционная гимнастика, проговаривание слогов, чистоговорок; развития мелкой моторики пальц...

Методическое пособие «Татар фонетикасына хас авазларны әйтүдәге кимчелекләрне төзәтү» («Коррекция произношения звуков татарской фонетики»)

В методическом пособии представлен теоретический обзор литературы по проблеме исследования, а также систематизирован практический материал по постановке звуков татарской фонетики, используя артикуляци...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ "ЧУДО-ДЕРЕВО"

Игра представляет собой панно с изображением сказочного дерева, на котором с помощью липучек прикреплены изображения листьев, фруктов и овощей; с тыльной стороны силуэтного изображения прикреплены кар...

Дидактические игры по коррекции произношения шипящих звуков

Картотека дидактичских игр направленные на коррекцию произношения шипящих звуков....

Дидактические игры по коррекции произношения звуков Л и ЛЬ

Картотека игр направленных на коррекцию произношения звуков Л и Ль...

Картотека дидактических игр по коррекции произношения шипящих звуков

Картотека дидактических игр по коррекции произношения шипящих звуковИгры подготовительного этапа«Веселый язычок»Цель: развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимый ар...

Картотека дидактических игр по коррекции произношения шипящих звуков

Картотека дидактических игр по коррекции произношенияшипящих звуковИгры подготовительного этапа«Веселый язычок»Цель: развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимы...