Формы и технологии эффективного партнёрства семьи и детского сада
статья по логопедии на тему

Ягубкина Ирина Александровна

Работа учителя-логопеда с родителями является очень важным направлением его деятельности, так как семья всегда является бесспорным авторитетом для ребёнка и как никто влияет на развитие и формирование личности ребёнка в целом.Поэтому в своей статье я бы хотела рассказать как в своём саду мы привлекаем родителей к совместной деятельности с детьми, воспитателями и специалистами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и технологии эффективного партнёрства семьи и детского сада.

И.А. Ягубкина

С.В. Чешева

ГБДОУ детский сад №30

Адмиралтейского района

Санкт-Петербурга

Дошкольный возраст – очень важный и ответственный период в жизни человека. Именно в этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, ребёнок активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. И конечно бесспорным является тот факт, что наибольшее влияние на качество этого процесса оказывает семья. Ведь семья всегда является для ребёнка бесспорным авторитетом, она должна стать для малыша лучшим другом, местом,  где он чувствует себя уютно и комфортно, местом, где он всегда найдёт помощь и поддержку при столкновении с любыми жизненными трудностями. Ещё более ответственным родительское воспитание становится в случае, когда в семье растёт ребёнок, имеющий какие-либо проблемы в развитии, в частности нарушение речи. Но многие родители не замечают недостатков в развитии речи своих детей, не имеют даже элементарных представлений о том, чем они могут помочь в данной ситуации. И даже в том случае, когда логопед предлагает готовые задания, далеко не все родители способны правильно, осознанно их выполнить вместе с детьми. Поэтому работа учителя-логопеда с родителями является очень важным направлением его деятельности. В своей статье мы хотели бы рассказать о том, как в своём саду мы привлекаем родителей к совместной деятельности с детьми, воспитателями и специалистами. Ведь очень важная цель нашей работы - это научить родителей помогать их детям справляться с трудностями, которые встречаются в процессе воспитания, развития, овладения речевыми и коммуникативными навыками.

 Каждый год в сентябре проводится обследование речи и  психолого-педагогическое обследование детей. В речевом уголке появляется объявление о том, что в течение ближайшей недели родители в удобное для них время приглашаются для беседы с логопедом. Первая встреча, позволяющая установить контакты логопеда с родителями, играет важную роль для обеих сторон. Во время этой встречи происходит сбор анамнеза, мамы рассказывают о своих детях. Логопед слушает, записывает, задает вопросы.  Родные ребенка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. Беседу нужно вести тактично; ее задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребенка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Очень хорошо, если на консультацию приходят оба родителя.

В конце сентября — начале октября проводится родительское собрание, цель которого организовать родителей на сотрудничество с педагогами. Для достижения этой цели возможно использование различных методов: просмотр видеоматериалов, проведение совместных с детьми игр, анкетирование, сообщение результатов обследования, беседа о необходимости коррекции имеющихся нарушений.  До сознания родителей необходимо довести тот факт, что коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если все — логопед, воспитатели, родители,— имея общую цель, будут действовать согласованно. Только совместное воздействие детского сада и семьи окажет влияние на развитие ребенка, и к концу обучения он будет подготовлен к усвоению школьной программы. На собрании полезно обсудить с родителями возможные формы общения с логопедом и воспитателями, попытаться выбрать наиболее интересные для родителей темы.

В совокупности эти методы позволяют педагогу представить целостную картину семьи и выбрать стиль общения конкретно с каждым родителем. Основываясь на полученных результатах, можно сделать вывод о том, какой семье наиболее необходима помощь педагогов в воспитании, обучении и общении со своим ребёнком

Раз в месяц логопед проводит консультации для родителей, темы которых могут быть следующими:

Артикуляционная гимнастика.

Развитие мелкой моторики.

Развитие мышления.

Работа с книгой.

Речевые игры дома.

Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях.

К каждой консультации логопед продумывает и готовит специальное оборудование. Например, к теме «Развитие мелкой моторики»: бусы, пуговицы, шнуровки, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, одежда для кукол, кубики.

В рабочем порядке проводятся консультации для тех, чьи дети испытывают трудности в усвоении программы.

Для родителей даются открытые индивидуальные, подгрупповые или фронтальные занятия, на которых они могут видеть, как работают все дети, как занимается их ребенок, знакомятся с приемами работы по той или иной теме, что позволяет им оказать помощь своим детям дома. После посещения таких занятий, как правило, у родителей возникают вопросы. Если в начале года родителей приходится убеждать в том, что их помощь необходима, то теперь картина меняется: они сами идут в кабинет к логопеду с вопросами, с наблюдениями, с сомнениями, проявляют активность и заинтересованность.

Интересными формами работы с родителями является ведение рубрики «Сочиняем дома», изготовление «книжек-малышек», проведение словесной игры «Я дарю тебе словечко», привлечение родителей к участию в открытых занятиях. Подготовка совместно родителями и детьми презентаций на заданную тему. Например «Первые весенние цветы», «Новые слова». Родители выбирают один цветок или любое слово, с которым ребёнок ещё не был знаком, и готовят вместе наглядный материал и рассказ по своей теме. Затем на совместном с родителями  открытом занятии дети представляют свои «домашние заготовки». С большим вниманием родители знакомятся с материалами «речевого уголка», где помещаются советы, консультации логопедов и других специалистов, вырезки из газет и журналов. Назовем примерные разделы, по которым можно поместить здесь информацию.

  • «Рекомендации родителям по закреплению лексических тем».

Здесь можно расположить рекомендации родителям по закреплению текущей лексической темы, где дан материал для формирования грамматически правильной речи, словаря, там же даются упражнения, развивающие мелкую моторику, внимание, память и т. д.

  • «Мастер-класс для родителей».

Перечислим примерные темы, которые могут быть здесь освещены:

  • Что такое ОНР?
  • Комплексы артикуляционной гимнастики.
  • Обогащение словаря ребенка.
  • Ребенок учится говорить.
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Развитие речи ребёнка в двуязычной семье.
  • Изучение речевой готовности к школе.
  • Воспитание гиперактивного ребёнка.
  • «Умные игры».

В данном разделе размещаются описания различных игр на развитие речи и таких психических процессов как внимание, память, мышление, воображение.

  • «Наши новости».

Раздел посвящён повседневной информации.

Родительские собрания целесообразно проводить трижды в год (в начале, в середине и в конце года). Альтернативой традиционному родительскому собранию могут быть «Круглые столы», «Викторины», «Ток-шоу», например, можно предложить родителям участие в игре «Поле Чудес», содержание игры при этом будет соответствовать теме родительского собрания.  

Родители заботятся о том, чтобы к моменту поступления в школу ребенок овладел определенными умениями. Но обычно усилия направлены главным образом на то, чтобы ребенок научился читать. Это умение действительно необходимо при поступлении в школу, но, кроме того, у будущего школьника должны быть развиты грамматический строй речи, фонетико-фонематические представления, словарный запас, элементарные математические представления, память, внимание, мышление, конструктивная деятельность, общая и мелкая моторика. Родителям следует делать все возможное для формирования способностей ребенка, а наша задача помочь им в этом.

Итак, подведём итог и перечислим возможные формы работы с родителями:

  • Беседы.
  • Родительские собрания.
  • «Круглые столы».
  • Дискуссии в форме «Викторин», «Ток-шоу».
  • Индивидуальные консультации.
  • Открытые занятия:

- фронтальные;

- подгрупповые;

- индивидуальные.

  • Информационные стенды. Примерные разделы:

- «Рекомендации родителям по закреплению лексических тем».

- «Мастер-класс для родителей».

- «Умные игры».

- «Наши новости».

  • Тетрадь взаимосвязи.
  • «Почтовый ящик».
  • Выполнение поделок по лексическим темам.
  • Ведение рубрики «Сочиняем дома».
  • Презентации.

  Так как работа  с родителями достаточно сложный и объёмный процесс, мы рекомендуем предварительно планировать его. Нами разработано примерное перспективное планирование работы с родителями в средней, старшей и подготовительной к школе группе.

Чем больше мы будем привлекать внимание родителей к нашей работе,  к активному участию в  жизни ребёнка даже в то время, когда он находится в детском саду, тем более продуктивным и успешным будет процесс воспитания и развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и технологии эффективного сотрудничества семьи и детского сада

Организация взаимодействия учителя-логопеда и родителей в условиях ФГОС....

Формы и технологии эффективного партнёрства семьи и детского сада.

Формы и технологии эффективного партнёрства семьи и детского сада....

Современные технологии эффективной социализации ребенка в детском саду по Гришаевой Н.П.

Презентация знакомит с основными технологиями Н.П. Гришаевой, а также начальным опытом работы по внедрению данных технологий в детском саду....

Консультация «Нетрадиционные формы и приемы работы с семьей в детском саду»

Современное общество - требует современных подходов к работе с родителями. В своей консультации я попыталась собрать самые интересные и нетрадиционные формы работы с семьей....

Консультация для родителей "Партнёрство семьи и детского сада в период адаптации детей"

Общеизвестно, что для многих родителей проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. Для ребёнка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Чтобы пр...

Воспитание семейных ценностей: партнёрство семьи и детского сада.

Статья  о важности семейного воспитания. Проект "Моя семья"...