Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики с использованием сказок о Весёлом Язычке
методическая разработка по логопедии на тему

Шевченко Светлана Витальевна

Материал может быть полезен для  логопедов и воспитателей ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

к проведению артикуляционной гимнастики

с использованием сказок о Весёлом Язычке

                                                                                                   

                                                                                                МДОУ  ДС № 25 г.Будённовска

     Учитель - логопед: Шевченко С. В.

Памятка

для логопеда и воспитателя логопедической группы

«Как правильно сочинить сказку»

  1. Главный герой сказки - язычок ребёнка или предмет, игрушка его заменяющая.

  1. Неизменными компонентами в сказке являются сказочные помощники, необычные герои (ветер, солнышко, лопатка и др.).

  1. Эти необычные персонажи, объекты в сказке могут быть «живыми» и всегда связаны одним сюжетом.

  1. Сюжет сказки – яркое, увлекательное действие.

  1. Так как сказка нужна, чтобы помочь ребёнку справиться с конкретной проблемой, то и главный герой (Язычок) по сюжету должен оказаться в подобной ситуации.

  1. Все проблемные ситуации в сказке характеризуются педагогом образно, красочно, чтобы получить эмоциональный отклик ребёнка и вызвать у него необходимые действия.

  1. Сказка может быть представлена в стихотворной, текстовой или чаще всего в смешанной форме, а также сопровождается рисунками, картинками, музыкой.

  1. Подбор артикуляционных упражнений для сказки осуществляется в соответствии поставленных задач.

  1. Объём сказки можно сокращать или, наоборот, увеличивать с учётом возраста, состояния здоровья и произносительных возможностей ребёнка.

  1.  Конец сказки всегда должен быть положительным и вызывать у ребёнка удовлетворение от своих даже небольших успехов (успехов своего языка).

Модель

«Структура сказки о Весёлом Язычке»

        

        

Библиотека сказок о Весёлом Язычке:

  1. А.Я. Мухина «Речедвигательная ритмика», издательство «Астрель», 2008г.

  1. Е.М. Косинова «Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких», издательство «Эксмо», 2008г.

  1. О.Е. Громова «Инновации - в логопедическую практику», издательство «Линко - пресс», 2008г.

  1. Т.А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.

  1. М.А. Поваляева «Сказки о Весёлом Язычке», издательство «Феникс», 2003г.

  1. Е. Карельская. Опыт  работы  логопеда. Журнал   «Дошкольное  воспитание»

          № 5, 1998г.

        7. Н.А. Новоторцева. Рабочая  тетрадь  по  развитию  речи  на  звуки  «ш»,  «ж»,            

издательство «Академия развития», 1999г.

Логосказки

в системе коррекции речевых нарушений

Логосказка - это сказка, способствующая коррекции речевых нарушений детей и активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения)

Виды сказок:

  1. Артикуляционные (развивают дыхание, артикуляционную моторику).
  2. Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).
  3. Фонетические (уточняют артикуляцию звука, автоматизацию, дифференциацию звука).
  4. Лексико - грамматические (обогащает словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий).
  5. Сказки для формирования связной речи.
  6. Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).

      Логосказка может представлять собой целое занятие, часть занятия, а может носить и интегрированный характер. Это когда несколько логосказок объединяются в одну. Как правило, это чаще всего происходит на итоговых занятиях.

      К артикуляционным сказкам относятся известные нам всем сказки о Весёлом Язычке. Чаще всего мы берём их из методических пособий (Библиотека сказок о Весёлом Язычке). Но нередко сказки о Весёлом Язычке мы сочиняем сами. Как правильно их сочинить?       (Памятка для логопеда и воспитателя логопедической группы «Как правильно сочинить сказку», модель «Структура сказки о Весёлом Язычке»)

Последовательность работы

над артикуляционными упражнениями

с использованием сказок о Весёлом Язычке

Основные принципы

отбора артикуляционных упражнений

  • Характер дефекта

  • Подбор упражнений

  • Индивидуальность

  • Точность движения

  • Плавность и лёгкость движения

  • Темп

  • Устойчивость конечного результата

  • Переключение

  • Дозировка

Эффективность

логопедической работы в выполнении упражнений артикуляционной гимнастики зависит от:

- участие ребёнка в процессе её проведения;

- роль ребёнка;

- степень его инициативности;

- систематичность повторения;

- благоприятные условия;

- эмоциональный настрой;

- интересная форма;

- элемент игры, сказки;

- новизна;

- оформление;

- использование картинок, сказочных героев, игрушек;

- обмен ролями (ребёнок – взрослый);

- умение видеть и называть ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приключения весёлого язычка" в младшей группе. Артикуляционно-пальчиково-мимический праксис.

«ПРИКЛЮЧЕНИЯ  ВЕСЁЛОГО ЯЗЫЧКА»Задачи:1.     Закрепление знаний об основных органах артикуляционного аппарата.2.     Развитие слухового внимания, рече...

Артикуляционная гимнастика "Сказка о весёлом язычке"

Артикуляционная гимнастика для детей от 4 до 7 лет "Сказка о весёлом язычке"...

Памятка для родителей. Артикуляционная гимнастика "Весёлый язычок"

Информация знакомит с некоторыми видами упражнений по артикуляционной гимнастике,  поможет правильно организовать работу при выполнении упражнений дома....

Консультация для воспитателей «ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИС ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ».

«ОСОБЕННОСТИ   ПРОВЕДЕНИЯ  ЗРИТЕЛЬНОЙ  ГИМНАСТИКИС ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»....

Методическая разработка по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей младшего дошкольного возраста "Весёлый язычок"

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста посредством проведения специальных артикуляционных упражнений, направленных на укрепление и развитие мышц артикуляционног...

Картотека логопедических сказок о весёлом язычке для старшей и подготовительной группы

Картотекалогопедических сказок о весёлом язычкедля старшей и подготовительной группы...