"Говорю.Пишу.Читаю.Звуки "с-сь", буква С".Формирование речи, работа над произношением и обучение грамоте.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Коррекция системных речевых нарушений зачастую требует и соответствующий системный (комплексный подход). В материале представлен алгоритм работы по формированию речи, работе над произношением и обучению грамоте детей и взрослых с нарушением речи. В процессе обучения активно привлекается не только зрительный и слуховой анализаторы, но также и тактильно-вибрационное чувство. Во всех направлениях (формировании речи, работе над произношением и обучении грамоте) используется фонетическая и сопряжённо-контактная ритмика. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование речи, работа над произношением и обучение грамоте детей и взрослых с нарушением речи «Говорю.Пишу.Читаю. Звуки [с]-[сь],буква С» (от 5 лет)

Сегодня мы познакомимся с ещё одним согласным звуком. Сначала вспомни, чем отличаются согласные звуки от гласных? Правильно, отличаются они тем, что, когда говорим гласные звуки, у нас «работают» только голосовые связки, на пути у воздушной струи никаких преград нет. Назови три знакомых гласных звука. А если произносим согласные звуки (некоторые – с голосом, а некоторые – без голоса), но всегда во рту появляется какая-нибудь преграда на пути у воздушной струи и поэтому получается шум. Назови три знакомых согласных звука.

Звуки с-сь. Буква С.

Сначала послушай стихотворение и назови звук, который повторяется чаще других. Логопед утрированно произносит звук «С», привлекая внимание к артикуляции и звуку.

В лесу темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку сидит,

Во все стороны глядит.

(И.Токмакова)

Перед зеркалом (уточнение артикуляции)

          Губы в положении, зависящем от следующего звука, слегка растянуты в улыбку. Зубы сжаты или сближены так, что расстояние между резцами не превышает двух миллиметров. Кончик языка упирается в десны нижних резцов, спинка выгнуты и сближается с альвеолами, боковые края прилегают к верхним коренным зубам; посредине языка образуется желобок, а между спинкой языка и альвеолами – узкая круглая щель.

Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты. Видно положение губ и резцов, а если приоткрыть рот, то и положение передней части спинки языка. Можно осязать рукой холодную сильную струю воздуха, направленную косо вниз (ребёнок почувствует прохладную узкую струю воздуха на тыльной стороне кисти руки, поднесённой снизу к подбородку). Картинка: ребёнок, приложив тыльную сторону кисти одной руки к своей шее, а другую руку – к шее взрослого, почувствует, что голосовые складки не дрожат, голоса при произнесении звука С нет.

Движение фонетической ритмики на звук С

          Картинка с изображением движения фонетической ритмики.

          Поднять пальцы рук ко рту и тут же опустить их вниз плавным, слегка давящим движением при одновременном произнесении с_____. Движение слегка напряжённое, слабое, длительное.

Сопряжённо-контактная ритмика. 1 вариант: логопед «водит» руками ребёнка, держа их за запястья. 2 вариант: ребёнок плотно прикладывает («приклеивает») свою ладонь к рыльной стороне кисти руки логопеда и педагог надевает на соединённые (будто склеенные) руки тонкий эластичный носок или круглую эластичную повязку.

                                                            Узнавание звука

Звук С – согласный, глухой (произносим без голоса).  Будем обозначать синим квадратиком, если С – твёрдый; зелёным квадратиком, если СЬ – мягкий.

«Угадай, какой звук произнесли». Логопед: я буду произносить звуки М, Н, В, П, Т без голоса, а ты угадай, какой звук я сказала (произнесла): н, в, т, с, п, м, т,  н, с.

          «Слушай звук» (есть ли в звукоряде, в слогах, словах). Взрослый: «Я буду произносить (говорить) разные звуки (слоги, слова), а ты подними правую руку, если услышишь звук С: ф, с, т, м, с, ф, у, к, ф, с; са, та, бу, су, сы, но, ус, ит, ис, ош, ос, Саня, Таня, сумка, шуба, коса, гора, нос, мох, автобус, камыш, собака, фонтан, маска, школа, сыр, шапка, сахар. Чтобы исключить догадку по артикуляции можно закрыть лицо до глаз экраном.

Работа над ритмико-слоговой структурой

Произнеси С длительно (протяжно): С___

Произнеси С кратко (отрывисто): С

СА-СЫ            СО-СЭ         СУ-СЫ        СА-СУ-СЫ       СУ-СЫ-СА

СА-СО-СУ-СЫ-СЭ             АС-ОС-УС-ЫС-ЭС

          Попробуйте произнести «С» протяжно и отрывисто, с ударением на разные слоги, сопровождая произнесение движениями фонетической ритмики. В случае, если ребёнок неправильно повторяет движения, воспользуйтесь первым или вторым вариантом сопряжённо-контактной ритмики.

          Сколько слогов? (суп, сетка, сани, гуси, сапоги, самокат). Схемы слов к рисункам.

          Произнесите слово «СОМ», «САМ», «СОК», «СУК» (картинки), сопровождая произнесение движениями фонетической ритмики или сопряжённо-контактной ритмики.

Работа над интонацией

          Картинки: мальчик показывает, что завязал шнурки  сам (восклицательная интонация); маленькая девочка показывает, что сделала красивую поделку, бабушка спрашивает: «Сама?» (вопросительная интонация);  девочка радуется, что мама даёт ей пакетик сока, радостно говорит: «Сок!» (восклицательная интонация); бабушка говорит: «Идите есть суп» (повествовательная интонация); рыбак показывает большую рыбу, сын у него спрашивает: «Это сом?» (вопросительная интонация); мальчик смотрит в окно, за окном идёт дождь, мальчик говорит: «Сыро» (повествовательная интонация).

Знакомство с буквой. Показ буквы. Стихи о букве.

Стихи о букве С.

Полумесяц в небе тёмном

Буквой С повис над домом.

(В.Степанов)

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

(Г.Виеру)

В старинной азбуке у буквы С было название «слово». Представьте, если бы при чтении слога СА произносили бы «словоаз»! Картинка: дети в национальных русских костюмах с удивлёнными лицами (пожимая плечами) читают слово «САД» (на табличке): «словоаздобро». Но при чтении мы видим буквы, а произносим звуки, в слоги и слова соединяем не названия («имена») букв, а звуки.

Вместе с ребёнком найдите (в старых книжках и журналах) картинки на С (в названиях которых есть твёрдый или мягкий С) и наклейте в тетрадь: санки, ананас, сито, сетка, сёмга.

Ищите букву С в названиях магазинов, учреждений, в объявлениях, газетах, на кубиках. «Пишите» букву С в воздухе, на земле; выкладывайте из счетных палочек, веточек, камешков и т.д.; согните из проволоки, слепите из пластилина или из теста. Картинка: дети показывают надкусанные бублики, похожие на С.

«Угадай, какая буква в руке». Ребёнок отводит руки за спину, а взрослый кладёт в руки букву-фигурку С (и другие знакомые буквы). Составление слогов и коротких слов из знакомых букв.

«Угадай, какую букву написали» (на спине (спина является проекцией листа бумаги), на руке). Ребёнок стоит спиной к взрослому, а взрослый «пишет» на спине букву С (и другие знакомые буквы). Можно использовать приём одновременного письма, но тогда поначалу нужно предупреждать ребёнка о том, какую букву будут одновременно писать: взрослый – на спине ребёнка, а ребёнок – в воздухе перед собой.

«Твёрдый или мягкий». Подними синий квадратик, если услышишь твёрдый звук С, а если услышишь мягкий звук СЬ, то подними зелёный квадратик. Слова: сахар, сито, сок, сухари, Сима, оса, Вася, сын, Сева, ананас.

«Составь слово». Ребёнок отводит руки за спину, а взрослый кладёт в руки знакомые буквы-фигурки (К, С, О). Ребёнку предлагается составить слово из данных букв (СОК).

                                                                         Загадки

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк

Две медали на груди –

Лучше в дом не заходи. (Собака)

Зимой на ветках яблоки,

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это … (снегири).

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом)

Про что загадка:

Нос да пятка,

На голове – труба,

Вся жизнь – ходьба? (Сапоги)

Творожку я – брат.

Сметанке – сват.

Маслу – племянник я,

А молоко – матушка моя. (Сыр)

Что за птица:

Песен не поёт,

Гнезда не вьёт,

Людей и груз везёт. (Самолёт)

Всё лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры –

Помчались с горы. (Санки)

На реке стена из нитей:

Кто войдёт – не может выйти. (Сеть)

                                             Грамматические игровые упражнения

Эти упражнения можно «превратить» в физминутки, перекидывая друг другу мяч.

          «Назови ласково» (сад – садик, сом – сомик, суп – супчик, сахар – сахарок, сова – совушка, санки – саночки, самолёт – самолётик, колос – колосок; синий – синенький, красный – красненький, серый – серенький, солёный – солёненький, сладкий – сладенький).

          «Имена». Давайте назовём имена на С: Соня, Саня, Сима, Сеня, Сёма… Теперь попробуйте назвать ласково: Сонечка, Санечка, Симочка, Сенечка, Сёмочка.

          «Чьи вещи?»: Сонины носки, Санина сумка, Симино платье, Сенины сапоги, Сёмин свитер.

          «У кого кто?» У сокола – соколята, у совы – совята, слона – слонята, у свиньи – поросята, у лисы – лисята, у барсука – барсучата).

Картинка: «Семья сокола». Сокол, соколиха, соколёнок, соколинка, соколята, соколёночек, соколиная семья.

 Звуко-буквенный анализ слова НОС (картинки: нос человека, нос животного, нос корабля): для дошкольников.

Произнесите слово НОС с движениями фонетической ритмики.

Как «нос» превратить в «сон»?

Составь схему слова САНКИ (для школьников).

- Какой первый звук в слове? (Первый звук С).

- Что ты знаешь об этом звуке? (Звук С – согласный, глухой, в этом слове звучит твёрдо). Кладу синий квадратик.

- Какой следующий звук в этом слове? (Звук А. Это гласный звук, он поётся). Кладу красный квадратик. Получилось СА.

- Назови следующий звук. (Звук Н. Это согласный звук, звонкий, в этом слове звучит твёрдо). Кладу синий квадратик. Теперь получилось САН.

- Какой следующий звук? (Следующий звук – КЬ. Это согласный, глухой, мягкий звук). Кладу зелёный квадратик.

- Последний звук? (Звук А. Это гласный звук). Кладу красный квадратик.

В этом слове 5 звуков: три согласных – С, Н, КЬ и два гласных – А, И; два слога – САН- КИ.

- Теперь под/над квадратиками выложи буквы. Сколько букв? (Тоже 5).

- Произнеси САНКИ, сопровождая движениями  фонетической ритмики или сопряжённо-контактной ритмики.

- Попробуй составить новые слова из букв этого слова. Киса. Произнеси это слово, сопровождая движениями фонетической ритмики.

Тренажёр.

СА-САМ-САД-САНЯ-САНКИ

АС-НАС, ВАС, АНАНАС, КВАС, СТАС

СО-СОК-СОМ-СОВА-СОВЫ-СОТЫ; ОС-НОС, КОКОС

СУ-СУП-СУПЫ-СУМКА; УС-ФОКУС, ФИКУС, УКСУС, ВКУС, ИНДУС

СЫ-СЫН, СЫТ

При воспроизведении слогов и слов со стечениями хорошо использовать фонетическую или сопряжённо-контактную ритмику.

СМА-СМО-СМУ-СМЫ-СМИ-СМЯ

АСМ-ОСМ-УСМ-ЫСМ-ИСМ-ЯСМ

АМС-ОМС-УМС-ЫМС-ИМС-ЯМС

СНА-СНО-СНУ-СНЫ-СНИ-СНЯ

АСН-ОСН-УСН-ЫСН-ИСН-ЯСН

АНС-ОНС-УНС-ЫНС-ИНС-ЯНС

СВА-СВО-СВУ-СВЫ-СВИ-СВЯ

Для начинающих читать: левую часть (повторяющиеся слоги) читает ребёнок (дети), а правую – педагог (взрослый).

Са-са-са – в лесу бегает лиса.

Су-су-су – а вы видели лису?

Сы-сы-сы – нет нигде лисы.

Это киска Фима. Это миска. Там суп. Киска Фима сыта. (картинки)

Вот сова. У совы нос.

У нас сок. А у вас? А у нас соты. (картинки)

У мамы сын Саня. Саня сыт. (картинка: мама смотрит, как сын доедает суп)

Вот станок. У станка стоит … (картинки)

Прочитай.

Это Сима. У Симы капуста. Она квасит капусту. (картинки)

Ответь на вопросы:

  1. Кто это?
  2. Что у Симы?
  3. Что делает Сима?

                                                                 Список литературы

  1. Архипова Е.Ф. «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии». М., 2008.
  2. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. «Фонетическая ритмика». М., 1989.
  3. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». М., 1991.
  4. Каше Г.А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи». М., 1985.
  5. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». М., 1998.
  6. Преображенский А. «Букварь для обучения чтению и письму». М., 1908.
  7. Рау Ф.Ф. Слезина Н.Ф. «Методика обучения произношению в школе глухих». М., 1981.
  8. Спирова Л.Ф. «Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи».
  9. Тригер Р.Д., Павленко И.Н. «Методические комментарии к пособию «Подготовка дошкольника к обучению грамоте». М., 2010.
  10.  Хватцев М.Е. «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста». М., 1961.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию правильного произношения и обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема: «Дифференциация звуков «К–Г»

Тема:   «Дифференциация звуков «К – Г».Цели: коррекционно – образовательные: учить различать звуки « К » и « Г » в слогах, словах и фразах;  различать звонкие и глухие согласные; опреде...

Конспект НОД по развитию речи с детьми подготовительной группы. «Обучение грамоте. Звуки [Г], [Г,]. Буква Г»

Цель:развитие фонематического слуха.Задачи:Образовательные:познакомить детей с буквой «Г».Развивающие:научить правильно произносить звуки [г], [г,], развивать зрительное и слуховое внимани...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы - обучение грамоте буква Х. и звуки Х – Хь.

Цель: формировать правильное произношение звуков  [х], [х′]  в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков. Задачи:Познакомить с буквой...

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе. Тема: Звуки [М] – [М’]. Буква М

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе....

Формирование речи, работа над произношением и обучение грамоте "Говорю. Пишу. Читаю. Звуки "м-мь", буква М".

В разработке представлен алгоритм работы с детьми и взрослыми, которые по разным причинам не овладели речью и грамотой или утратили их). Материал раскрывает комплексный подход, опирающийся на полисенс...

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук [ы] и буква Ы.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук [ы] и буква Ы. Цель: создание условий для  фор...