Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук [ы] и буква Ы.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и по подготовке к обучению грамоте.

 

Тема: Звук [ы] и буква Ы.

 

Цель: создание условий для  формирования предпосылок обучения грамоте.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи.

  • Ознакомление со звуком [ы] и буквой Ы.
  • Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
  • Совершенствование навыков чтения и печатания слогов, слов, предложений с новой буквой.

Коррекционно-развивающие задачи.

  • Развитие фонематического восприятия, тонкой и общей моторики, координации движений.

Коррекционно-воспитательные задачи.

  • Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Магнитная доска, рабочие тетради (Н.В. Нищева «Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста», часть 2), буквари (Н.В. Нищева «Мой букварь»), картинки, красные квадраты по числу детей, стаканы с простыми и цветными карандашами.

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

1.Упражнение «Слушайте внимательно».

Объявление темы занятия. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Создание эмоционального положительного фона, объявление темы занятия.

Логопед встречает детей, организует приветствие, предлагает детям занять свои места. Он помещает на магнитную доску несколько картинок: шары, коты, бананы, арбузы.

Логопед. Посмотрите на картинки. Назовите их.

Дети. Шары, коты, бананы, арбузы.

Логопед. Каким звуком заканчиваются все эти слова?

Дети. Звуком [ы].

Логопед. Вот с этим звуком и буквой, которая его обозначает, мы и познакомимся сегодня. Как всегда, мы будем много играть, читать, писать.

А теперь по очереди разделите эти слова на слоги.

1-й ребенок. Ша-ры. Два слога.

2-й ребенок. Ко-ты. Два слога.

3-й ребенок. Ба-на-ны. Три слога.

4-й ребенок. Ар-бу-зы. Три слога.

Логопед. Отлично. Вы справились с заданием. А теперь давайте составим предложения с этими словами.

Знакомство детей с понятием «предложение».  ПРЕДЛОЖЕНИЕ, это слова, которые стоят друг за другом в определенном порядке. Они связаны между собой по смыслу. А если порядок нарушить, то предложения уже не получится.

На доске логопед рисует схему. Дети составляют предложение с картинками по схеме. Логопед убирает картинки.

II. Основная часть.

2. Игра «Подними квадрат». Развитие фонематического восприятия.

Логопед раздает детям красные квадраты.

Логопед. Давайте произнесем новый звук все вместе.

Дети вместе с Логопедом произносят звук [ы].

Логопед. Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, у нас во рту нет преграды. Как вы думаете, звук [ы] — гласный или согласный?

Дети. Гласный.

Логопед. Верно. Его можно петь. Каким цветом мы будем обозначать этот звук?

Дети. Красным.

Логопед. Правильно. Поэтому вы будете поднимать красные квадраты, как только

услышите звук [ы].

Для упражнения рекомендуется следующий материал:

  • ы, и, а, ы, у, ы, о, э, ы, и;
  • мы, ба, ын, им, ты, пи, ым, ан;
  • мышь, губы, вилка, рыжий, рыть, сидеть, толстый, синий, рынок.

Дети слушают и поднимают красные квадраты, услышав звук [ы].

Логопед. Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок.

3. Упражнение «Кто скорее?» Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Логопед убирает квадраты.

Логопед. А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно.

Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек

больше всех. Т, ы. Что получилось?

1-й ребенок. Ты.

Логопед. Верно. М, ы. Что получилось?

2-й ребенок. Мы.

Логопед. Правильно.

Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: вы, ды, дым, бык,  боты.

4. Работа по букварю. Знакомство с буквой Ы. Совершенствование навыка чтения. Развитие фонематического восприятия.

Логопед раздает детям буквари.

5. Звуко-буквенный анализ.

Логопед. А сейчас, мы с вами попробуем выложить схему слов ДУБЫ, БОБЫ, ДЫМ, БЫК, НОТЫ, ТИНА, ХАТЫ.

6. Упражнение «Делим на слоги».

Дети по очереди выходят к доске, на которой написаны слова, дети должны их разделить и выполнить схему.

Слова: ДУБЫ, БОБЫ, ДЫМ, БЫК, НОТЫ, ТИНА, ХАТЫ.

7. Пальчиковая гимнастика «На шоссе». Координация речи с движением, развитие мелкой моторики.

Логопед приглашает детей на ковер. Дети встают в круг и выполняют упражнение.

Посмотрите-ка, ребята! Ритмично хлопают в ладоши.

У зайчат два самоката.

В джипе едут три медведя.

Мчится ежик на мопеде.

Вы поверите едва ли —

Катит волк на самосвале,

А лисица в лимузине

И цветы везет в корзине.

В синем вертолете — белка,

Волк — в летающей тарелке.

У бобра велосипед,

А у льва кабриолет.

Только серый бегемот

На каждое название животного загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке.

По шоссе пешком идет. «Шагают» пальчиками обеих рук в воздухе.

7. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков.

Логопед раздает тетради.

8. Игра «Полки». Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [ы]—[и] в ряду слов).

Логопед выкладывает на стол картинки, содержащие звуки [ы]—[и] в названиях.

Логопед. А теперь каждый из вас должен взять одну картинку со звуком [ы] в названии и одну картинку со звуком [и] и поместить первую картинку на первую полку, а вторую — на вторую полку.

Дети выполняют задание. Картинки крепятся на доску с помощью магнитов. Логопед оценивает работу детей.

III. Заключительная часть. Окончание занятия. Оценка работы детей.

Логопед предлагает детям рассказать о том, что они делали сегодня, какие игры и упражнения им понравились, кто занимался лучше всех, а кому нужно быть активнее и внимательнее.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_y.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и по подготовке к обучению грамоте.

Тема: Звук [ы] и буква Ы.

Цель: создание условий для  формирования предпосылок обучения грамоте.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи. 

  • Ознакомление со звуком [ы] и буквой Ы.
  • Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
  • Совершенствование навыков чтения и печатания слогов, слов, предложений с новой буквой.

Коррекционно-развивающие задачи. 

  • Развитие фонематического восприятия, тонкой и общей моторики, координации движений.

Коррекционно-воспитательные задачи. 

  • Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Магнитная доска, рабочие тетради (Н.В. Нищева «Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста», часть 2), буквари (Н.В. Нищева «Мой букварь»), картинки, красные квадраты по числу детей, стаканы с простыми и цветными карандашами.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1.Упражнение «Слушайте внимательно».

Объявление темы занятия. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Создание эмоционального положительного фона, объявление темы занятия.

Логопед встречает детей, организует приветствие, предлагает детям занять свои места. Он помещает на магнитную доску несколько картинок: шары, коты, бананы, арбузы.

Логопед. Посмотрите на картинки. Назовите их.

Дети. Шары, коты, бананы, арбузы.

Логопед. Каким звуком заканчиваются все эти слова?

Дети. Звуком [ы].

Логопед. Вот с этим звуком и буквой, которая его обозначает, мы и познакомимся сегодня. Как всегда, мы будем много играть, читать, писать.

А теперь по очереди разделите эти слова на слоги.

1-й ребенок. Ша-ры. Два слога.

2-й ребенок. Ко-ты. Два слога.

3-й ребенок. Ба-на-ны. Три слога.

4-й ребенок. Ар-бу-зы. Три слога.

Логопед. Отлично. Вы справились с заданием. А теперь давайте составим предложения с этими словами.

Знакомство детей с понятием «предложение».  ПРЕДЛОЖЕНИЕ, это слова, которые стоят друг за другом в определенном порядке. Они связаны между собой по смыслу. А если порядок нарушить, то предложения уже не получится.

На доске логопед рисует схему. Дети составляют предложение с картинками по схеме. Логопед убирает картинки.

II. Основная часть.

2. Игра «Подними квадрат». Развитие фонематического восприятия.

Логопед раздает детям красные квадраты.

Логопед. Давайте произнесем новый звук все вместе.

Дети вместе с Логопедом произносят звук [ы].

Логопед. Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, у нас во рту нет преграды. Как вы думаете, звук [ы] — гласный или согласный?

Дети. Гласный.

Логопед. Верно. Его можно петь. Каким цветом мы будем обозначать этот звук?

Дети. Красным.

Логопед. Правильно. Поэтому вы будете поднимать красные квадраты, как только

услышите звук [ы].

Для упражнения рекомендуется следующий материал:

  • ы, и, а, ы, у, ы, о, э, ы, и;
  • мы, ба, ын, им, ты, пи, ым, ан;
  • мышь, губы, вилка, рыжий, рыть, сидеть, толстый, синий, рынок.

Дети слушают и поднимают красные квадраты, услышав звук [ы].

Логопед. Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок.

3. Упражнение «Кто скорее?» Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Логопед убирает квадраты.

Логопед. А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно.

Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек

больше всех. Т, ы. Что получилось?

1-й ребенок. Ты.

Логопед. Верно. М, ы. Что получилось?

2-й ребенок. Мы.

Логопед. Правильно.

Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: вы, ды, дым, бык,  боты.

4. Работа по букварю. Знакомство с буквой Ы. Совершенствование навыка чтения. Развитие фонематического восприятия.

Логопед раздает детям буквари.

5. Звуко-буквенный анализ.

Логопед. А сейчас, мы с вами попробуем выложить схему слов ДУБЫ, БОБЫ, ДЫМ, БЫК, НОТЫ, ТИНА, ХАТЫ.

6. Упражнение «Делим на слоги».

Дети по очереди выходят к доске, на которой написаны слова, дети должны их разделить и выполнить схему.

Слова: ДУБЫ, БОБЫ, ДЫМ, БЫК, НОТЫ, ТИНА, ХАТЫ.

7. Пальчиковая гимнастика «На шоссе». Координация речи с движением, развитие мелкой моторики.

Логопед приглашает детей на ковер. Дети встают в круг и выполняют упражнение.

Посмотрите-ка, ребята! Ритмично хлопают в ладоши.

У зайчат два самоката.

В джипе едут три медведя.

Мчится ежик на мопеде.

Вы поверите едва ли —

Катит волк на самосвале,

А лисица в лимузине

И цветы везет в корзине.

В синем вертолете — белка,

Волк — в летающей тарелке.

У бобра велосипед,

А у льва кабриолет.

Только серый бегемот

На каждое название животного загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке.

По шоссе пешком идет. «Шагают» пальчиками обеих рук в воздухе.

7. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков.

Логопед раздает тетради.

8. Игра «Полки». Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [ы]—[и] в ряду слов).

Логопед выкладывает на стол картинки, содержащие звуки [ы]—[и] в названиях.

Логопед. А теперь каждый из вас должен взять одну картинку со звуком [ы] в названии и одну картинку со звуком [и] и поместить первую картинку на первую полку, а вторую — на вторую полку.

Дети выполняют задание. Картинки крепятся на доску с помощью магнитов. Логопед оценивает работу детей.

III. Заключительная часть. Окончание занятия. Оценка работы детей.

Логопед предлагает детям рассказать о том, что они делали сегодня, какие игры и упражнения им понравились, кто занимался лучше всех, а кому нужно быть активнее и внимательнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового занятия по развитию фонетико- фонематической стороны речи у детей с ТНР (старшая группа) Тема "Звук и буква Ж"

Конспект группового занятияпо развитию фонетико- фонематической стороны речиу детей с ТНР (старшая группа)   учитель – логопед Усова Г.В.МБДОУ «ДС №280 г. Челябинска»2016 г....

Конспект открытого занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи: «Путешествие в страну гласных звуков»

Цель занятия: закрепить знания детей о гласных звуках.Задачи:Закрепление чёткой артикуляции гласных звуков [а],  [у],  [и];правила о гласных звуках.Развитие фонематического слуха, памяти и в...

Конспект коррекционного логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР (IV уровень)

Конспект коррекционного логопедического занятияпо развитию фонетико-фонематической стороны речи     у детей с ОНР (IV уровень) Тема: Звуки [Ф-В].  Цель: дать детям п...

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе. Тема: Звуки [М] – [М’]. Буква М

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико – фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи в подготовительной группе....

Конспект логопедического занятия по формированию фонетико - фонематической стороны речи .Тема: « В стране шумов и звуков».

Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей на материале неречевых звуков и слов, близких по звуковому составу....