Конспект коррекционного логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР (IV уровень)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Волкова Юлия Сергеевна

Конспект коррекционного логопедического занятия

по развитию фонетико-фонематической стороны речи

     у детей с ОНР (IV уровень)

 

Тема: Звуки [Ф-В]. 

 

Цель: дать детям понятие о механизме образования звуков [Ф — В] в сравнительном плане.

 

Задачи:

Образовательные:совершенствовать навык характеристики звуков по акустическим и артикуляционным признакам («согласный глухой, мягкий звук»), формировать умение дифференцировать звуки, совершенствовать навык нахождения места звука в слове.

Коррекционные: корригировать речевые высказывания детей; общую, мелкую и артикуляционную моторику; упражнять в составлении схемы слов.

Развивающие: развивать фонематический анализ и синтез; дыхание и голос.

Воспитательные: развивать у детей наблюдательность; воспитывать у детей самоконтроль за речью; умение слушать педагога и товарищей; давать адекватную оценку своей и их деятельности.

 

Оборудование: зеркала, салфетки, план анализа артикуляции звука; карандаши; карточки с заданиями на каждого ребенка; «Паровозик» для определения места звука в слове; фишки; буквы разрезной азбуки, картинка с изображением двух домиков, волшебника и фокусника, поросенка и барана, флокса, василька, слоги со звуками В, Ф, предметные картинки со звуками В-Ф.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_f-v.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционного логопедического занятия

по развитию фонетико-фонематической стороны речи

     у детей с ОНР (IV уровень)

Тема: Звуки [Ф-В].  

Цель: дать детям понятие о механизме образования звуков [Ф — В] в сравнительном плане.

Задачи:

Образовательные:совершенствовать навык характеристики звуков по акустическим и артикуляционным признакам («согласный глухой, мягкий звук»), формировать умение дифференцировать звуки, совершенствовать навык нахождения места звука в слове.

Коррекционные: корригировать речевые высказывания детей; общую, мелкую и артикуляционную моторику; упражнять в составлении схемы слов.

Развивающие: развивать фонематический анализ и синтез; дыхание и голос.

Воспитательные: развивать у детей наблюдательность; воспитывать у детей самоконтроль за речью; умение слушать педагога и товарищей; давать адекватную оценку своей и их деятельности.

Оборудование: зеркала, салфетки, план анализа артикуляции звука; карандаши; карточки с заданиями на каждого ребенка; «Паровозик» для определения места звука в слове; фишки; буквы разрезной азбуки, картинка с изображением двух домиков, волшебника и фокусника, поросенка и барана, флокса, василька, слоги со звуками В, Ф, предметные картинки со звуками В-Ф.

  Ход занятия

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сейчас сядет кто, кто вспомнит и назовёт слова со звуками[ф-ф’]. Дети выполняют задание.

- Чтобы правильно и чётко произносить звуки давайте выполнимартикуляционную гимнастику.

- Сядьте красиво, ровно, поставьте зеркала так, чтобы хорошо видеть своё лицо.

Упражнения: «Заборчик», «Блинчик»,  «Часики», «Месим тесто», «Качели».

Работа по развитию дыхания и голоса.

- Сели ровно, спинка прямая, сделаем вдох через нос, выдох через рот. Еще раз сделаем вдох через нос, но только теперь шумный выдох через нос. Молодцы.

- А сейчас это же упражнение сделаем через рот. Дети выполняют задание.

- Поём слог ФА с повышением и понижением голоса, я буду показывать вам рукой, когда необходимо понижать или повышать голос. Дети выполняют задание.

II. Основная часть

Сообщение темы.

- На лесной полянке стояли два одинаковых домика(предъявляется картинка). Жили в них два весёлых человечка волшебник и фокусник. (Картинки  волшебника и фокусника).

— Ребята, кто такой волшебник? (сказочный персонаж, который творит чудеса с помощью волшебных предметов или заклинаний).

— Ребята, кто такой фокусник? (реальный человек, который показывает фокусы с помощью ловкости рук и необычных предметов).

- Оба человечка были добрые, весёлые, но постоянно спорили между собой. А спор этот был из-за двух обычных звуков [В] и [Ф].

- Волшебник считал, что самым главным и самым красивым является звук [В], потому что его имя начиналось с этого звука. А фокусник считал лучшим звуком звук [Ф], потому что его имя начиналось с этого звука. Спор длился много лет. Давайте сегодня на занятии помирим волшебника и фокусника, чтобы они больше не ссорились.

- Сегодня мы будем учиться правильно и красиво произносить звуки [ф-в], определять место звуков [ф-в] в словах, произносить слоги и слова с этими звуками, будем учиться составлять схемы слов, а также вспомним буквы, которые обозначают эти звуки.

Акустико-артикуляционный образзвука.

- Давайте вспомним, как мы характеризуем звуки по плану и расскажем о звуках [ф-в]. Еще раз произнесите звуки [ф-в]. Проверьте, правильно ли у вас работают губы, зубы, язык, когда вы произносите звуки[ф-в].

-  Как выходит воздух при произнесении звука [ф]? (Воздух выходит тяжело, встречает преграду – губы и зубы).

- Проверим, можно ли его петь? (Нет, звук [ф] петь нельзя).

- А звуки, которые нельзя петь, называются согласными, и обозначать их мы будем фишкой какого цвета?  (Фишкой синего цвета).

-  А сейчас положите руку на горлышко и произнесите звук [ф]. Горлышко дрожит? (нет, не дрожит).

- Верно! Значит звук [ф] какой? (глухой).

- Какая воздушная струя, когда мы произносим звук [ф]? (воздушная струя теплая).

- Дайте характеристику звуку [ф]. (Звук [ф] согласный, глухой, твердый).

- Фишкой, какого цвета мы будем обозначать звук [ф]. (Обозначать мы его будем фишкой синего цвета).

- Как выходит воздух при произнесении звука [в]? (Воздух выходит тяжело, встречает преграду – язык и зубы).

- Проверим, можно ли его петь? (Нет, звук [в] петь нельзя).

- А звуки, которые нельзя петь, называются согласными, и обозначать их мы будем фишкой какого цвета?  (Фишкой синего цвета).

-  А сейчас положите руку на горлышко и произнесите звук [в]. Горлышко дрожит? (да, дрожит).

- Верно! Значит звук [в] какой? (звонкий).

- Какая воздушная струя, когда мы произносим звук [в]? (воздушная струя теплая).

- Дайте характеристику звуку [в]. (Звук [в] согласный, звонкий, твердый).

- Фишкой, какого цвета мы будем обозначать звук [в].(Обозначать мы его будем фишкой синего цвета).

- Молодцы ребята.

Развитие фонематического слуха.

- Волшебник выращивал васильки. Фокусник выращивал флоксы (картинка васильков, флоксов).
— Как вы думайте, почему волшебник выращивал васильки, а фокусник флоксы?

(потому что в слове васильки звук – [в], а в слове флоксы звук [ф]).
— Сейчас я буду называть звуки, а вы когда услышите звук [в] то показываете картинку с изображением васильков, а если услышите звук [ф] –показываете  картинку с изображением флоксов.
Звуки:Ф, С, Ч, В, В, Ш, Ф, К, Ф, К, В, Ч, В, ТЬ, Ф.

- А сейчас я буду называть слоги, будьте внимательны.

Слоги: ТЯ, ФА, ЧУ, ТИ, ВО, ЧИ, ФО, АФТ, КО, АВА, УВА.

Слова: вода, флейта, лифт, квас, фокус, буквы, вагон, фара.

- Молодцы ребята.

Повторение слоговых рядов. Игра «Дразнилки».

- У фокусника жил поросёнок Фунтик, а у волшебника барашек  Валик (предъявляются картинки   Фунтика и Валика)

- Они тоже спорили между собой, и даже дразнились:
Валик говорил: Ва-ва-ва. Фунтик передразнивал:фа–фа-фа.
Валик говорил: Во-во-во. Фунтик передразнивал:фо-фо-фо.

Валик говорил: Ву-ву-ву.Фунтик передразнивал:фу-фу-фу.
Валик говорил: Вы-вы-вы. Фунтик передразнивал:фы-фы-фы.
Валик говорил: Вэ-вэ-вэ. Фунтик передразнивал:фэ-фэ-фэ.

Фунтик говорил: Фаня. Валикпередразнивал:Ваня.

Фунтик говорил: фаза. Валик передразнивал:ваза.

Фунтик говорил: фон. Валик передразнивал:вон.

Фунтик говорил: софа. Валик передразнивал:сова.

- Молодцы ребята.

Игра «Чьи вещи?».Дифференциация [В – Ф] в словах. Определение места звуков [в-ф] в словах.

- Волшебник и фокусник решили сделать в своих домиках ремонт и вынесли во двор свои вещи. В названии вещей волшебника слышится звук [В], а в  названии вещей фокусника – [Ф].

- Отгадайте где, чьи вещи и отдайте их хозяину.Но мы должны с вами  просто отдать вещь своему хозяину, но и определить где спрятался звук [Ф]или [В] в слове. Только тогда фокусник и волшебник примут вещь обратно. Дети выполняют задание.

Картинки, на которых изображены: валенки, варежки, ванна, кровать, ваза, диван,  магнитофон, шарф, фотоаппарат, кофта, фартук, фломастеры.

- Молодцы ребята.

Физкультминутка.

- Давайте немного отдохнем. И сделаем зарядку, как делают волшебник и фокусник. Слушайте меня и

повторяйте за мнойдвижения.

Мы ногами топ - топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг - миг,

Мы плечами чик - чик.

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз - два, раз - два,

Заниматься нам пора!

Звуковой анализ слов.

- Волшебник и фокусник решили больше никогда не ссориться и устроили чаепитие. А чай они пили со сладостями, в названии которых слышится два звука и [В] и [Ф].  

- Отгадайте, что это за сладости (конфеты, пряники, вафли, печенье, мармелад, шоколад)?

- Давайте составим схему слова вафли, чтобы волшебник и фокусник помирились.

- Какой полоской мы обозначаем слово? (полоской серого цвета). Дети выкладывают полоску серого цвета перед собой.

- Ребята сколько слогов в слове  ВАФЛИ(2 слога). Полоской какого цвета мы обозначаем слог? (полоской желтого цвета). Сколько полосок нам необходимо? (две полоски).

- Какой первый звук в слове ВАФЛИ? (первый звук В). Фишкой какого цвета мы обозначим звукВ? (фишкой синего цвета). Дети выполняют задание.

- Какой второй звук в слове ВАФЛИ? (второй звук А). Фишкой какого цвета мы обозначим звукА? (фишкой красного цвета). Дети выполняют задание.

- Какой третий звук в слове ВАФЛИ? (звук Ф).Фишкой какого цвета мы обозначим звук Ф? (фишкой синего цвета). Дети выполняют задание. Молодцы.

- Какой четвертый звук в слове ВАФЛИ? (звукЛь). Фишкой какого цвета мы обозначим звукЛь? (фишкой зеленого цвета). Дети выполняют задание. Молодцы.

- Какой последний звук в слове ВАФЛИ? (звук И). Фишкой какого цвета мы обозначим звук И? (фишкой красного цвета). Дети выполняют задание.

- Молодцы.Волшебник и фокусник помирились и больше никогда не ссорились.

Связь звуков и букв.

- Давайте вспомним, какой буквой мы обозначаем звук [в] (буквой В).

- Сколько элементов в букве «В» (три элемента).

- Давайте возьмем невидимые карандаши и напишем букву «в» в воздухе.

- Давайте вспомним, какой буквой мы обозначаем звук [ф] (буквой Ф).

- Сколько элементов в букве «Ф» (три элемента).

- Давайте пропишем букву «Ф» в воздухе. Молодцы!

- Помогите Гномику добраться в гости к волшебнику и фокуснику, раскрасьте фонари, на которых написаны буквы Ф и В. Тогда фонари загорятся и гномик доберётся до своих друзей. Дети выполняют задание.

- Молодцы ребята.

- А сейчас, давайте прочитаем слоги и распределим их по столбикам, первый столбик слоги со звуком В, второй столбик слоги со звуком Ф. Дети читают слоги и распределяют по столбикам.

ФА-ФО-ФЫ-ФУ-ФЭ

ИФ-АФ-ОФ-УФ-ЭФ

ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ

АВА-ОВО-УВУ-ЭВЭ

- Молодцы ребята.

III. Итог занятия, оценка детей.

- Ребята, вспомните, с какими звуками мы сегодня работали? (со звуками [ф-в]).

- Дайте характеристику звуку [в] ([в] – согласный, звонкий, твердый).Фишкой, какого цвета мы обозначаем звук [в]? (фишкой синего цвета).

- Дайте характеристику звуку [ф] ([ф] – согласный, глухой, твердый). Фишкой, какого цвета мы обозначаем звук [ф]? (фишкой синего цвета).

- Каких героев сегодня нам мы с  вами мирили? (фокусника и волшебника). Удалось нам это? (да, удалось).

- Как вы сегодня работали? Расскажите о своей работе? (ответы детей).

- Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!

- До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями.

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями...

Конспект группового логопедического занятия по формированию фонетико – фонематической стороны речи. Тема: «Звук и буква П»

Тема: Звук [П], [П′]. Буква П Цели занятияКоррекционно – образовательные: - Закрепить умение придумывать слова на заданный слог...

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук [ы] и буква Ы.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук [ы] и буква Ы. Цель: создание условий для  фор...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе. Тема «Зима. Зимующие птицы».

Занятие поможет решить: коррекционно-образовательные,коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные цели. В основном игры направлены на развитие грамматического строя речи....