Авторское игровое пособие "Артикуляционная карусель"
учебно-методическое пособие по логопедии на тему

Волк Виктория Валерьевна

Основная цель данного игрового пособия заключается в создании и поддержании интереса к индивидуальным занятиям с учителем-логопедом, в частности в выполнении артикуляционной гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_karusel.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Авторское игровое пособие «Артикуляционная карусель»

ОПИСАНИЕ:  Пособие представляет собой два скрепленных в центре  между собой картонных круга. Нижний круг разделен на восемь равных частей, в каждой из которых размещен рисунок к артикуляционному упражнению. На верхнем круге вырезана 1/8 часть.  

«Изюминкой» этого пособия является то, что при выполнении артикуляционного упражнения ребенок видит только одну картинку. Остальные являются для него сюрпризом. Малыш сам поворачивает круг и обнаруживает следующее задание. Прежде чем приступить к упражнению, можно сначала загадать загадку. Это усилит эффект «сюрприза» и вызовет у ребенка еще больший эмоциональный настрой на выполнение. Например, перед тем, как показать картинку «Грибок», можно загадать загадку:

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть – нет головы. 

Игровое пособие  «Картинки -  символы»

  ОПИСАНИЕ:  Пособие представляет собой карточки с изображениями картинок, которые соответствуют артикуляционным упражнениям для постановки свистящих, шипящих и сонорных звуков.  Стрелка указывает очередность выполнения упражнений.

Цель: Создание игровой мотивации; показ точных движений органов артикуляционного аппарата; отработка артикуляционных упражнений.

Ход игры. Ребенок рассматривает картинку, называет упражнение, выполняет его, а учитель – логопед  сопровождает выполнение упражнения чтением стихотворения.

Упражнение « Дудочка»

Цель: формирование умения вытягивать губы вперед и удерживать их в таком положении.

Алгоритм выполнения: вытянуть несомкнутые губы вперед «трубочкой» и держать в таком положении, считая до пяти. Зубы сомкнуты.

Мои губы – трубочка – Превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу: Ду-ду, ду-ду-ду.

Упражнение «Лопатка»

Цель: выработка умения, расслабив мышцы языка, удерживать его широким.

Алгоритм выполнения: улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Подержать его в таком положении, считая до пяти.

Вот она лопатка, широка да гладка.

Упражнение «Заборчик»

Цель: формирование навыка непроизвольного удержания улыбки.

Алгоритм выполнения: поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд.

Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем…

А сейчас раздвинем губы, посчитаем наши зубы.

Упражнение «Чищу зубы»

Цель: выработка умения удерживать кончик языка за нижними зубами.

Алгоритм выполнения: улыбнуться, приоткрыть рот, провести языком по нижним зубам, делая движения из стороны в сторону, так же верхние зубы.

Чищу зубы, чищу зубы и снаружи…и внутри…

Не болели, не темнели, не желтели, чтоб они.

Упражнение «Качели»

Цель: выработка умения менять положение языка с постепенным ускорением темпа.

Алгоритм выполнения: улыбнуться, открыть рот, как при произнесении звука [а]. Опустить широкий кончик языка за нижние зубы (с внутренней стороны) и подержать под счет «раз». Поднять широкий язык за верхние зубы и подержать под счет «два», Повторить несколько раз. Следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

На веселые качели Таня и Никита сели.

Опустились вниз качели, а потом наверх взлетели.

Вместе с птицами, наверно, улететь они хотели.

Упражнение «Пиала»

Цель: выработка умения делать язык широким, приподнимая края и удерживая форму

Алгоритм выполнения: широко открыть рот. Язык-лопатку положить на нижнюю губу. Приподнять края языка и подержать под счет до «пяти».

Язык широким положи, его края приподними –

Получилась пиала, почти круглая она.

В рот ее ты занеси, и края к зубам прижми.

Упражнение «Вкусное варенье»

Цель: выработка движений широкой передней частью языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

Алгоритм выполнения: слегка приоткрыть рот, широким кончиком языка провести по верхней губе сверху вниз.

Ох и вкусное варенье! Жаль осталось на губе.

Язычок я подниму и остатки оближу.

Упражнение «Гармошка»

Цель: укрепление мышц языка, растягивание подъязычной уздечки, закрепление умения подъема языка. К выполнению задания можно приступить, если ребенок овладел умением присасывать язык к небу и удержать его.

Алгоритм выполнения: улыбнуться, приоткрыть рот, медленно щелкнуть языком и присосать его к небу. Не опуская язык, закрывать и открывать рот (подъязычная уздечка растягивается, как меха гармошки).

К небу язычок прижми, челюсть ниже опусти.

Рот открой, потом прикрой, гармонист ты неплохой.

Упражнение «Барабанщик»

Цель:  выработка умения удерживать кончик языка за верхними зубами.

Алгоритм выполнения: рот приоткрыть. Кончик языка поставить за верхние зубы. Быстро произносить ряд звуков и стучать языком «д –д –д –д»

        В руки барабан возьмем и играть на нем начнем.

        Язычок наверх подняли, «д –д – д» застучали.

Упражнение «Иголочка»

Цель: выработка умения делать язык узким, напрягая его мышцы.

Алгоритм выполнения: открыть рот, язык высунуть далеко вперед, напрягать мышцы языка и делать его узким. Удержать иголочку под счет до «пяти».

Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю.

Острый кончик потяну, до пяти считать начну.

Раз, два. три, четыре. Пять! Иголку я могу держать.

Упражнение «Трубочка - желобок»

Цель: выработка умения удерживать язычок, свернутый в «трубочку».

Алгоритм выполнения: открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх. Подуть в «трубочку - желобок». Можно придерживать «трубочку - желобок» из языка губами.

        Ну-ка делай, дружок! Язычок в желобок.
        Щёки ты не надувай, губками прижимай!
        Плавно воздух выпускай, желобок не разрушай!

Упражнение «Киска сердится»

Цель: выработка умения удерживать язычок  за нижними зубами.

Алгоритм выполнения: открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы. Язык приподнять вверх. Спинка языка должна быть выгнута, как спинка у кошки, когда она сердится.

        Вот так кошка, что за чудо! Выгнулся язык упруго.

        Спинка сильно выгибается – вот,  какая кошка получается!

Упражнение «Лягушка»

Цель: выработка умения удерживать длительное время губы в улыбке.

Алгоритм выполнения: поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке. Удерживать губы в таком положении  3 – 5 секунд. Зубы не видны.

        Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам,

        Мы потянем, мы потянем… И нисколько не устанем.

Упражнение «Маляр»

Цель:  укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх

Алгоритм выполнения: рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой маляра, проводить от верхних резцов до мягкого неба, производя движения вперед – назад.

        Стал язык твой маляром, он будет красить старый дом:

        Вперед – назад, вперед – назад…Ремонту каждый будет рад.

Упражнение «Пароход»

Цель: выработка умения удерживать длительное время губы в улыбке

Алгоритм выполнения: улыбнуться. Рот открыть. С напряжением произнести долгое «ы - ы».        Вот (имя ребенка) пароход смело по морю плывёт.

            Не боясь крутой волны,  весело гудит он: «ы – ы – ы»

Упражнение «Лошадка»

Цель:  укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх

Алгоритм выполнения: улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

         Скачем, скачем на лошадке. Очень цокать нам приятно.
        Ритм копыта отбивают, язычок им помогает.

Ожидаемые результаты:

В конце цикла занятий у детей должна выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба). Опыт работы показал, что выполнение комплекса упражнений артикуляционной гимнастики в течение девяти месяцев, способствует - помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрой и эффективной коррекции звукопроизношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация авторского игрового пособия "Паутинка"

Авторское игровое пособие учителя-логопеда Микрюковой Натальи Анатольевныпомогает сконцентрировать внимание ребенка, вырабатывает  усидчивость, стимулирует творческие способности, воспитыва...

Авторское игровое пособие "Логодиск"

Игровое пособие "Логодиск" используется в работе по коррекции речи и для развития мелкой моторики дошкольников. ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ТАНЦЕВАЛЬНО - ИГРОВОЙ ГИМНАСТИКЕ «Карусель»

Дополнительное образование: танцевально-игровая гимнастика "Карусель"  возраст от 2 до 3 лет...

Формирование представления о цвете у детей раннего и младшего дошкольного возраста через авторскую игру «Разноцветная карусель».

Главной задачей в работе над формированием у ребенка представлений о цветах является последовательное ознакомление с ними, а также формирование у него эталонной системы и постепенное развитие лексики ...

Использование авторского дидактического пособия "Карусель" в работе учителя – логопеда и воспитателей комбинированной группы (с элементами Триз-технологии).

Использование авторского дидактического пособия "Карусель" в работе учителя – логопеда и воспитателей комбинированной группы. учитель-логопед С.А. Позднякова МБДОУ &laqu...

Авторское игровое пособие - макет по ПДД «Улицы района Заречья » с подборкой дид.игр и игровых ситуаций.

        Важным условием успешного обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах является создание соответствующей материальной базы, развивающей предметно &ndash...

авторская игра "Волшебная карусель"

Авторская   игра « Волшебная  карусель».Дети дошкольного возраста, имеющие речевой диагноз общее недоразвитие речи, не используют в речи предложные конструкции,  с труд...