Консультация для родителей «Влияние дизартрического компонента на развитие письменной речи у детей дошкольного возраста»
консультация по логопедии на тему

Манилова Любовь Владимировна

Влияние дизартрического компонента  на развитие письменной речи у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 24                                                муниципального образования Усть – Лабинский район

Консультация

для родителей

«Влияние дизартрического компонента

 на развитие письменной речи у детей дошкольного возраста»

Подготовила

Учитель – логопед:

Манилова Л.В.

2015г.

Г. Усть - Лабинск

Уважаемые родители!

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

             Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

При тщательном неврологическом обследовании детей с подобными речевыми расстройствами с применением функциональных нагрузок выявляется неярко выраженная микросимптоматика органического поражения нервной системы. Эти симптомы проявляются в виде расстройства двигательной сферы и экстрапирамидной недостаточности и отражаются на состоянии общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также мимической мускулатуры.

              Общая моторная сфера  рук у детей с дизартрией. Они моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т.п. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК. Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок» - сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» - поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный и мизинец и другие упражнения пальцевой гимнастики. На занятиях по оригами испытывают огромные затруднения и не могут выполнять самые простые движения, т.к. требуются и пространственная ориентировка, и тонкие дифференцированные движения рук. Со слов мам, многие дети до 5-6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.

У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо»; замена букв «д»-«б»; гласных, окончаний слов; плохой почерк; медленный темп письма и др.).

Наиболее ярко недостаточность общей моторики проявляется у дошкольников с данным нарушением при выполнении сложных движений, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственной организации движений.

Что может привести  к нарушению письменной речи у детей дошкольного возраста, которое повлияет на дальнейшее обучение в школе и будет иметь тяжелые последствия.

     Письменная речь –  это зрительная форма существования устной речи. В письменной речи моделируется (обозначается) определенными графическими значками звуковая структура слов устной речи, временная последовательность звуков переводится в пространственную последовательность графических изображений, т.е. букв. Автоматизированные движения руки являются конечным этапом сложного процесса перевода устной речи в письменную.  Этому предшествует сложная деятельность, подготавливающая конечный этап. Процесс письма имеет многоуровневую структуру, включает большое количество операций. Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырёх анализаторов:

  • речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;
  • речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;
  • зрительный, который подбирает соответствующую графему;
  • двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

Научиться писать совсем не так просто, как кажется взрослым. Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности. Для маленького ученика – это целая цепочка интеллектуальных и двигательных навыков.

Собственно письмо включает в себя ряд специфических операций:

  1. Анализ звукового состава слова, подлежащего записи.
  2. Первым, и основным,  условием письма является определение последовательности и количества звуков в слове.
  3. Вторым условием является уточнение звуков, т.е. превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в чёткие обобщённые речевые звуки-фонемы. В начале эти процессы протекают спонтанно, но в дальнейшем они автоматизируются. Акустический анализ и синтез протекают при ближайшем участии артикуляции.
  4. Перевод фонем в графемы, т.е. в зрительные схемы графических знаков с учётом пространственного расположения их элементов.
  5. «Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи слова (графемы переводятся в кинемы).

В старшей группе начинается работа по подготовке к обучению грамоте, которая продолжается и в подготовительной группе параллельно с обучением чтению и письму. Эта работа у детей дизартриков должна проводится, не только воспитателями, но и родителями:

- развитие фонематического восприятия (узнавание неречевых звуков, выделение изучаемого речевого звука среди других звуков, в слогах, словах, предложениях и в коротких текстах) ;

- формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции каждого звука;

- формирование оптико-пространственных ориентировок;

- формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза обратных и прямых слогов, односложных и двухсложных слов (закрепляются практическим путем знания о том, что звуки, буквы бывают гласными и согласными, гласные образуют слог – в слове столько слогов, сколько гласных звуков, слог является частью слова и самостоятельного значения не имеет) ;

- развитие тонкой моторики;

- развитие графических навыков (штриховки, а в подготовительной группе – графическое письмо) .

Процесс обучения грамоте в подготовительной группе базируется на следующих условиях:

- обучение происходит только на правильно произносимых звуках и словах;

- параллельно с изучением звуков и букв дети знакомятся с элементарными правилами грамматики и правописания (раздельное написание одного слова от другого, постановка точки в конце предложения, употребление заглавной буквы в именах собственных и в начале предложения) ;

- производится систематическое повторение и закрепление пройденного материала;

- звук и обозначающая его буква изучаются одновременно, при этом необходимо называть букву не ее официальным названием, например – эм, а так как мы называем звук – м ;

- при обучении письму (т. н. печатанью) дети знакомятся с буквой только в печатном варианте, для профилактики оптической дисграфии проводится работа по закреплению зрительного образа буквы: анализ ее элементов, определение сходства и различия между буквами, выкладывание букв из отдельных элементов, мелких предметов, счетных палочек, веревочек, пластилина, дописывание недостающих элементов, выделение правильно написанных букв среди зеркально написанных, узнавание зашумленных букв, отождествление букв с картинками-символами;

- при проведении звуко - слогового анализа используется максимальная наглядность (составление схем, игры в «Живые слова», кассы букв и слогов для первоклассников и т. д.) ;

- анализируются слова, произношение которых не расходится с произношением (окна, но не окно - акно) .
        При ДИСГРАФИИ  дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом с большим трудом сочиняют поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.
У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З" и "Э", "Р" и "Ь" (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или "крючок" в букве "Щ". Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении то почерк расстраивается окончательно.


       Симптоматика дисграфии.
У детей - дисграфиков отмечается несформированность многих психических  функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо - произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.
   Безусловно, огромное количество однотипных повторяющихся ошибок в тетрадке вашего чада – сигнал для срочного визита к логопеду, не затягивайте это.

 Однако несколькими простыми рекомендациями вы можете воспользоваться самостоятельно:
1. Не паниковать!
2. Не заставлять ребенка бесконечно переписывать упражнения «начисто» или писать объемные тексты под диктовку. Рекомендация читать и писать больше часто служит сигналом для родителей о недостаточной компетентности специалиста, который занимается с ребенком.
3. Не торопить неуспешного ребенка.
4. Никогда не упрекать и не злиться на ребенка за ошибки. Фразы типа: «Ты что, балбес?» не применимы ни при каких обстоятельствах.  
5. Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми. У каждого свой  темп развития.
6. Обращать внимание на усердие ребенка, а не на количество ошибок. Вселять в него веру, что трудности в учебе можно преодолеть.
7. Попросить учителя информировать вас об успехах ребенка.
8. Вспомнить, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности

Внимание!
Дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить. 

Направления, в которых нужно работать, чтобы не допустить нарушения письменной речи у детей дошкольного возраста:

1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.

3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому, оставлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т. п.

6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок

7. Развитие мелкой моторики рук

8. Развитие тактильных ощущений

9. Расширение "поля зрения " ребенка.

10. Подготовка к обучению грамоте.

Подготовительный период

(работа ведется в старшей группе и продолжается в подготовительной группе) .

• формирование зрительного восприятия;

• развитие способности концентрации и переключения зрительного внимания;

• развитие зрительной и зрительно-моторной памяти;

• формирование временных ориентировок и представлений;

• формирование пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений;

• Развитие зрительно-моторной координации (логоритмика);

• Развитие тонкой моторики рук;

• Развитие слухового внимания и памяти;

• Ознакомление со звуками, их характеристикой (звуки, которые дети хорошо выговаривают, обучение навыкам звуко-слогового анализа и синтеза (слоги, слова типа: кот, кит, ваза, лиса);

Основной период

(работа ведется в подготовительной группе)

• Ознакомление со всеми звуками, звуко-слоговой анализ и синтез более сложных слов (стол, танк, маска, посуда, овцы);

• Ознакомление с графическим образом букв:

  • подбор опорной картинки (К - куры);
  • анализ размера и расположения элементов буквы;
  • подбор зрительного образа к букве;
  • стихотворное описание графического образа буквы;
  • изображение буквы детьми («живые» буквы)
  • конструирование букв из элементов;
  • закрепление образа букв (вырезывание, лепка, выкладывание из палочек, шнурков, фасоли, пуговиц);
  • развитие тактильного восприятия буквы (обведение буквы пальцем);
  • подбор пары для буквы (буквы написаны разным шрифтом);
  • узнавание недописанных, наложенных друг на друга букв;
  • различение правильно написанных букв и зеркальных;
  • выделение нужной буквы из ряда букв;

• печатанье букв

  • знакомство с правильным направлением линий при написании буквы (слева направо, сверху вниз);
  • печатанье слогов;
  • печатанье слов;
  • видоизменение слов (замена буквы: кот – кит);
  • печатанье предложений;
  • слуховые и зрительные диктанты;

Содержание заданий, используемых на занятиях по обучению грамоте.

• называние слов с изучаемым звуком;

• знакомство с буквой, описание которой представлено в стихах;

• закрепление зрительного образа буквы путем выкладывания ее из палочек, веревочек, пластилина и т. п. ;

• выкладывание схем слов, выкладывание букв по следам звуко-слогового анализа;

• печатанье буквы, слогов, слов, предложений на листе в узкую линейку;

• подбор слов к схеме с частично вписанными буквами;

• преобразование слов путем замены одной буквы;

• составление и печатанье слов с заданным слогом;

• дописывание элементов букв, узнавание «зашумленных» букв.

Формирование сенсомоторной базы овладения чтением и письмом.

1. Упражнения для улучшения общей двигательной активности.

• удержание позы по словесной команде («лягушка»- на корточках, «самолет» - руки в стороны, «дерево» - руки вверх) ;

• сопровождение чтения стихотворения движениями (логоритмика) ;

• сопровождение лингвистических упражнений манипуляциями с предметами (перекатывание мяча, перекладывание предметов) .

2. Упражнения для развития пространственной ориентировки.

• выполнение движений по словесной инструкции, содержащей предлоги и наречия с пространственным значением, составление подобных инструкций;

• нахождение местоположения предмета по его словесному описанию, составление описания местонахождения предмета;

• игры по подражанию движениям ведущего со словесным их обозначением;

• конструирование и реконструирование изображений предметов с называнием этих предметов и их частей.

3. Упражнения для совершенствования темпа и ритма движений.

• сопряженное и отраженное повторение слов в определенном ритме и темпе;

• произношение считалок в различном темпе и ритме, использование их в играх;

• называние и передача предмета в шеренге в определенном темпе и ритме, заданном хлопками логопеда;

• сочетание однотипных движений с чтением стихотворения.

4. Упражнения для развития движений рук.

• дифференцированная работа правой и левой руки (одну руку сжать в кулак, а другую раскрыть; одну положить на ребро ладони, а другую плашмя ит. д.);

• изображение пальцами кольца;

• обучение щипцеобразному захвату (двумя пальцами) ;

• обучение захвату тремя пальцами (рисование, письмо) ;

• развитие движений указательного пальца (показ и пересчет предметов, перелистывание страниц, рисование на песке, нажим пальцем на разные предметы) ;

• разглаживание смятого листа бумаги на столе правой рукой с придерживанием его левой рукой за край, и наоборот;

• поочередное постукивание по столу расслабленной кистью одной и другой руки;

• предплечья рук подняты вверх, локти на столе – встряхивание кистями рук одновременно и поочередно;

• предплечья лежат на столе – поочередное сгибание и разгибание ладоней в кулаки (одна рука согнута, другая в это время раскрыта) ;

• соединение кончиков пальцев – «домик», легкое многократное соединение большого пальца с другими – «покормим птиц»;

• отведение и приведение пальцев с усилием – «кошка выпускает когти»;

• поочередное касание пальцами поверхности стола – «игра на пианино».

Развития сенсомоторной сферы.

• развитие зрительного восприятия цветов: различение, называние цветов, классификация по цвету, рядообразование по интенсивности цвета;

• развитие зрительного и осязательного восприятия форм: различение, называние, классификация, трансформация, сравнение по величине, рядообразование по величине;

• развитие зрительного и осязательного восприятия фактуры предметов: различение, называние, классификация;

• развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений: понимание, называние, ориентирование, трансформация;

• развитие слухового восприятия неречевых звуков;

• развитие темпо-ритмического чувства: узнавание и воспроизведение темпо-ритмических структур.

Игры и упражнения для развития предпосылок готовности к овладению чтением и письмом.

1. Развитие слуховых функций.

• Угадай, кто позвал?

• Угадай, где позвонили?

• Часовой

• Жмурки с голосом

• Тихо – громко

• Улавливай шепот

2. Развитие зрительно-пространственных функций.

• Назвать предметы по их контурам

• Назвать и дорисовать предметы

• Назвать перечеркнутые предметы

• Назвать предметы, наложенные друг на друга

• Определить, что неправильно нарисовал художник

• Распределить предметы по величине с учетом их реальных размеров

• Подобрать картинки по цвету к нужному фону

• Что пропало?

• Чего не хватает?

• Сделай, как было

3. Формирование тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук. Игры в пальчиковом бассейне, наполненном сыпучим наполнителем разной фактуры (манка, рис, горох, фасоль, песок, крышки от пластиковых бутылок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Профилактика нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста"

Описание профилактических мероприятий дислексии и дисграфии (нарушения чтения и письма) у дошкольников...

Предупреждение ошибок в письменной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Наряду с речевым (фонематическим слухом ) люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет , деревья , людей , различные предметы) недостаточно для овладения ...

Будем читать и писать без ошибок. Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста.

В последнее время возрастает количество детей с  различными трудностями в обучения в начальной школе. У 10% учеников массовой школы препятствием для обучения становится дислексия и дисграфия....

Консультация для родителей "Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста"

В чём проявляется нарушение письменной речи.Что необходимо предпринять в дошкольном возрасте,чтобы свести риск развития нарушений чтения и письма в школьном возрасте к минимуму....