Консультация для родителей "Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Кирильчук Ольга Николаевна

В чём проявляется нарушение письменной речи.Что необходимо предпринять в дошкольном возрасте,чтобы свести риск развития нарушений чтения и письма в школьном возрасте к минимуму. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для родителей детей дошкольного возраста    

«Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного    возраста».

Цель: Привлечь внимание родителей к недостаткам устной речи у
детей, которые потом могут привести к проблемам в письменной речи.

    Каждый из родителей, провожая своего ребенка в 1-ый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно. Далеко не все родители уделяют должное внимание подготовке ребёнка к школе. Не всегда родители дошкольников придают серьёзное значение, несовершенству речи своих детей, надеясь на то, что со временем дефекты устной речи исчезнут без специализированной помощи. Есть и такие родители, которые в дефектном произношении звуков речи не видят причин для беспокойства, считая, что такое произношение не мешает в дальнейшем жить и учиться.

       В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что
вершиной познавательного процесса является мышление и речь. Наша речь –
процесс общения,
поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во  многом определяется уровнем его речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет  чтением и письмом.

      С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом.   Дислексией называют нарушения чтения, дисграфией – нарушения письма. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов или не проговаривают окончание слова...  В дальнейшем у этого ученика будут проблемы  с пересказом и изложением.

    При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: написанные  ими диктанты, выполненные упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк, который обычно трудно различим, дети пишут медленно. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. По мнению многих исследователей, нарушения письма основываются на совокупности дисфункций: дефектов устной речи, недостаточной сформированности психических процессов и их произвольности, мелкой моторики рук, телесной схемы, чувства ритма. Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться

- смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б-п, д-т, г-к, ш-ж);

-искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками букв, их перестановками,добавлением букв и слогов),

-нарушением слитности и раздельности написания слов;

-аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении,

-недописывание или добавление элементов букв (л сместо м; х вместо ж и наоборот)

- зеркальное написание букв.

Следовательно, необходима ранняя своевременная коррекция устной речи. Работа по профилактике нарушений письменной речи должна осуществляться в комплексе по различным направлениям.

Ι. Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи

Ребёнку важно уметь:

•         определять место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);

•         делить слова на слоги;

•         различать твёрдые и мягкие согласные;

•         различать гласные и согласные звуки;

•         различать слова, отличающиеся одним звуком (дом  -  дым, сок  -  сон);

•         находить слова, в которых нет заданного звука;

•         осознавать основные элементы языка – слово, слог, звук.

Ребёнка надо учить:

•         устанавливать последовательность звуков в словах, обозначать их соответствующими буквами;

•         понимать смыслоразличительную роль буквы.

ΙΙ. Формирование правильного звукопроизношения

Причины нарушений звукопроизношения различны – привычка вяло и нечетко произносить звуки, подражание речи взрослых, органические нарушения ЦНС и речевого аппарата.

Родители должны сами говорить правильно, называя предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей.

Если ребенок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к логопеду. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное произношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и на письме.

Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения.
Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению
неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное
проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребёнок пишет
так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв,
соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба»,
жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).

ΙΙΙ. Развитие моторики и графических навыков

Необходимо тренировать:

•         пространственное восприятие расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами, ориентация в понятиях «слева», «справа», «внизу» и т.д.);

•         общую моторику;

•         мелкую моторику (игры с мелкими предметами, шнуровки, пальчиковые игры, штриховки и т.д.).

IV. Развитие словарного запаса.

Дети должны уметь:
- точно подбирать слова;
- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
- дифференцировать обозначения предметов (например, «машина
легковая или грузовая, а не просто машина», «обувь зимняя и летняя»);
- употреблять сложные слова (например, « длинноногий»);
- пользоваться эпитетами (например, «чистое поле»);
- подбирать метафоры (например, «туча комаров»);
- использовать слова и фразы с переносным значением (например, «сломя
голову»);
- подбирать синонимы (например, «храбрый – смелый – отважный»).
Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание
прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом
осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные
трудности вызывают метафоры и сравнения.

Формировать умения:

•         определять количество и последовательность слов в предложениях;

•         составлять предложения, рассказ по сюжетным картинкам;

•         пересказать текст;

•         рассказать сказку.

V. Грамматическая сторона речи. У детей должны быть сформированы
навыки словоизменения и словообразования:
а) Навыки словоизменения:

Дети должны уметь:
- изменять существительные по падежам и числам (например: «санки, на
санках»);
- употреблять различные предлоги;
- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже
(например: «голубое полотенце»);
- согласовывать существительные с числительными (например: «один
карандаш, два карандаша, пять карандашей»);
- правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим,
бегите, бежал, побежит и т.п.).

В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:
- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных
(у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на
санков»);
- пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес –
«пошли лес»);
- ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять
вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).

 б) Навыки словообразования:
Дети должны уметь:
- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и
увеличительных суффиксов (например:глаза – глазки – глазищи);
- образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел –
перешел – обошел);
- образовывать название детёнышей животных;
- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от
существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).

Если у ребёнка не сформированы навыки словообразования, то при письме
могут наблюдаться:
- замены суффиксов (козлята – «козленки»);
- замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»). Могут наблюдаться
трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов
предложений, нарушения последовательности слов в предложении. Может
нарушаться самостоятельная письменная речь.
VΙ. Обучение чтению

Если ребёнок учится читать, необходимо помнить, что чтение должно быть осмысленным, ребёнок должен понимать прочитанный текст, уметь его пересказать.

Если внимательно отнестись ко всем этим направлениям, то это будет хорошей профилактикой нарушений письма.

Поэтому я предлагаю серию заданий, направленных на профилактику дисграфии.

Занимательные задания:

1)Раскрасить букву красным (гласные), синим (согласные) цветом;

2)Обвести букву по точкам;

3)Слепить букву из пластилина;

4)Выложить контур буквы из палочек (спичек, природного материала);

5)Изобразить букву с помощью веревочки, проволоки;

6)“Нарисовать” букву в воздухе (указательным пальцем правой руки либо всей рукой). Определить, на что похожа буква;

7)Отличить правильное и неправильное написание буквы (зеркальное изображение);

8)Найти букву среди других (без наложения и с наложением друг на друга).

9)Обвести найденную букву (красным или синим цветом);

10) Восстановить букву (изолированно в слоге, слове, предложении);

11) Собрать букву из двух половинок;

12)Добавить недостающую половинку буквы в слогах, словах, прочитать их;

13)Прочитать слово по пол-букве.

14)Прочитать слова, составленные из букв разного шрифта;

15)Отгадать, какая буква потерялась, прочитать слово;

16)Собрать” буквы и прочитать слово;

17) Работа с изографами.

18) Развитию фонематических процессов помогут упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и по дороге в детский сад, на прогулке, в магазине и т.д. :

· Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку), когда услышит заданный звук. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Р]». Так можно «играть» с любым звуком речи.

· Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребёнка (на улице, в комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой звук).

· Предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, начинающихся на заданный звук.

· Попросите вспомнить и назвать учебные принадлежности (продукты из магазина, домашних или диких животных и т.д.), в названиях которых «спрятался» звук [С] (или любой другой).

· Произносите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку) когда услышит мягкий согласный звук в начале слова (Например: лента, лапка, моль, мир, мяч, лужа, ремонт, рама , кошка, кедр, санки, сено, и т.д.); в конце слова (моль, укол, якорь, забор, огонь, вагон и т.д.); в середине слова (малина, коляска, корабль, вареный, косилка, косынка).

· Предложите ребенку самостоятельно придумать слова, начинающиеся: на мягкие и твёрдые согласные звуки; звонкие и глухие согласные.

19) Развитию навыков языкового анализа и синтеза помогут следующие задания, выполнение которых не требует специальных условий и могут происходить, например, на прогулке:

  • Сосчитай, сколько слов в предложениях: «Мама моет посуду», «Петя пьет вкусный сок», «Папа едет на работу». Назови первое и последнее слово в предложении.
  • Самостоятельно придумай предложение, в котором будет два, три слова и т.д.
  • Придумай предложение с маленьким словом «на» (так можно придумывать с любым предлогом), например: «Ваза стоит на столе.»
  • Придумай предложение с первым словом "веселый" (или любым другим), постепенно добавляя слова связанные между собой по смыслу. Например: «Весёлый…», «Весёлый кот…», «Весёлый кот прыгнул…», «Весёлый кот прыгнул на …», «Весёлый кот прыгнул на диван.».
  • Составь как можно больше слов, используя буквы заданного слова. Например: метрополитен, велосипедист, экскаватор и др. Можно использовать любые длинные слова.
  • Доскажи слог, чтобы получилось слово. Например: ма-ли-(на), ка-ран-(даш), кар-тош-(ка) и др.
  • Сосчитай сколько слогов в словах. Пример: слон, дом, кран, пень (слова с одним слогом); каша, лето, сумка, урок, сырок (слова с двумя слогами); малина, картина, цыпленок (слова с тремя слогами).
  • Назови первый звук в словах. (Произносим слова с первым гласным звуком: утка, аист, указка, апельсин, игла, обруч и т.д.; с первым согласным звуком: кошка, шуба, зонт, лента и т.д.)
  • Назови последний звук в словах. В 8 и 9 задании родители обращают внимание на то, что ребенок должен произнести именно звук, а не букву.
  • «Угадай слово». Родители предлагают ребёнку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам, делая между ними в произнесении паузу. Например: [с] - [л] –[о] –[ н].
  • «Где спрятался звук?». Ребёнок должен определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале), в слове «миска» (в середине), в слове «нос» (в конце)».
  • «Рассыпушки». Ребёнку предлагается собрать слова из букв, которые «рассыпались», т.е. поменялись местами. Такое задание не обязательно выполнять дома, сидя за столом; интереснее разгадывать слова, написанные во время прогулки палочкой на песке или земле. Можно загадывать слова из 3, 4 и 5-ти букв. Например: а р к (рак), и а л с (лиса), с о т л (стол), о к ш к а (кошка).

В настоящее время на полках книжных магазинов представлено большое количество популярной литературы по развитию речи и коррекции речевых недостатков. В заключение необходимо добавить самое главное: внимательно относитесь к своей собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с ребёнком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым общением и своим вниманием. Помните, что у ребёнка с недостаточно сформированной устной речью, в дальнейшем неизбежно появление школьных трудностей в процессе овладения письмом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Профилактика нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста"

Описание профилактических мероприятий дислексии и дисграфии (нарушения чтения и письма) у дошкольников...

Консультация для родителей «Влияние дизартрического компонента на развитие письменной речи у детей дошкольного возраста»

Влияние дизартрического компонента  на развитие письменной речи у детей дошкольного возраста...

Будем читать и писать без ошибок. Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста.

В последнее время возрастает количество детей с  различными трудностями в обучения в начальной школе. У 10% учеников массовой школы препятствием для обучения становится дислексия и дисграфия....

Профилактика нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста

Путь профилактики нарушений письменной речи будущего первоклассника должен быть основным в решении данной проблемы и осуществляться не только силами специалистов, но и в семье. Родителям важно понять,...

Профилактика нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста

Профилактика нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возрастаСлайд 1 В дошкольном возрасте можно выделить ряд предпосылок, которые в дальнейшем могут привести к нарушениям письменной ре...