Профилактика нарушений речи детей среднего дошкольного возраста посредством использования пальчикового театра
методическая разработка по логопедии (средняя группа) по теме

Елагина Елена Сергеевна

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений речи детей среднего дошкольного возраста посредством использования пальчикового театра

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны:

Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.

Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера, часто свободное время старших дошкольников отведено посещению различных кружков и студий. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится на плечи воспитателей.

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Пальчиковый театр – театрализованная, дидактическая, сюжетно-ролевая игра. С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Пальчиковые театры очень хороши для театрализованной деятельности, т.к. театрализованные игры повышают эмоциональный подъем, жизненный тонус ребенка и ребенок чувствует себя раскованно, свободно. Также пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи. 

Известны случаи, когда бедный словарный запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т.к. ребенок не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

 Развитие мелкой моторики: в ходе игр у детей, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, что является для ребенка естественным средством самовыражения.

Пальчиковый театр бывает различных видов:

- вязаный

-картонный или бумажный

-текстильный

-деревянный

Инсценировка сказок и различных сюжетов собственного сочинения при помощи фигурок пальчикового театра обладает несомненной пользой для детей, а именно:

- пальчиковый театр развивает мелкую моторику рук (ведь при выборе очередности выхода персонажей на сцену и во многие другие моменты постановки нужна точная, скоординированная работа пальчиков);

- стараясь не пропустить "выход" своего персонажа, малыш вырабатывает способность к концентрации внимания;

- заучивая реплики героев и стремясь не перепутать их во время спектакля, ребенок тренирует память;

- театральные постановки развивают фантазию и воображение, особенно, если речь идёт о сценка-импровизациях;

- обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым;

- в процессе перемещения персонажей по сцене развивается пространственное мышление (такие важные понятия как "лево" и "право", вниз и верх, предыдущий и следующий отрабатываются в игровой ненавязчивой форме);

- возможность самовыражения на сцене развивает артистические и творческие способности

- выступая перед публикой, малыш приобретает уверенность в себе, становится более общительным.

Опыт показывает, что дети воспринимают тексты с использованием пальчикового театра гораздо лучше. Легче запоминают тот или иной сюжет.

Приятные тактильные ощущения которые испытывают дети при использовании пальчиковый театра улучшают эмоциональное состояние детей, повышают интерес к материалу занятия. Дети отрабатывают новые слова, пополняя свой словарный запас.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 10 «Аленький цветочек» Ступинского муниципального района ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАЛЬЧИКОВОГО ТЕАТРА Елагина Елена Сергеевна Учитель - логопед

Слайд 2

Развитие познавательно- речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Слайд 3

Приемы познавательно-речевого развития: ♥ Наглядные - наблюдения , рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов , презентаций . ♥ Практические - упражнения, игры , эксперименты и опыты, моделирование , проектная деятельность, исследовательно - поисковая деятельность . ♥ Словесные – рассказ, чтение , вопросы, беседы, использование художественного слова.

Слайд 4

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЬ ИГРАЯ

Слайд 5

Пальчиковый театр

Слайд 6

Пальчиковый театр бывает различных видов: вязаный; картонный или бумажный; текстильный; деревянный

Слайд 7

Польза пальчикового театра пальчиковый театр развивает мелкую моторику рук; способствует концентрации внимания; тренирует память ; развивает фантазию и воображение; обогащает словарный запас; развивает пространственное мышление; развивает артистические и творческие способности. …».

Слайд 8

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования электронных картинок" - доклад

Вопросом организации развития коммуникативных способностей старших дошкольников путем использования информационно-коммуникативных технологий и разработана данная тема. Мы делаем попытку раскрыть разно...

Презентация на тему «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр и нетрадиционных техник изобразительной деятельности»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения - начинает...

Профилактика нарушений речи детей младшего дошкольного возраста

Каждый маленький человечек-личность неповторимая. Путь к взрослению у всех одинаков, но каждый проходит его в своем темпе, все это строго индивидуально. Впрочем, родители любят сравнивать достижения с...