Перспективный план логопедической работы с детьми подготовительной группы с ТНР
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа) на тему

Власова Татьяна Александровна

Перспективный  план логопедической работы с детьми подготовительной группы с ТНР

 

 

 

2015 – 2016 учебный год

           

 

                                       Внесены некоторые изменения в раннее представленный план работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _perspektivnyy_plan_podgotov_gruppa.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №1362

Дошкольное отделение №1

                                                         

Перспективный  план логопедической работы с детьми подготовительной группы с ТНР

2015 – 2016 учебный год

                                                                                                           

                                                                                                                                        Учитель-логопед Т.А. Власова

                                                                   Пояснительная записка

Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 2. второй год обучения (подготовительная группа)».

Коррекционная работа рассчитана на 38 недель (включая диагностику речевого развития детей с ТНР) и разделена  на 3 периода. Во всех периодах обучения проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия. В неделю проводится три подгрупповых занятия: формирование лексико- грамматических средств языка, развитие связной речи и обучение грамоте.

Подгрупповые занятия по развитию связной речи проводятся с учетом методических рекомендаций Гомзяк О.С. « Говорим правильно. Конспекты по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе».

Обучение грамоте проводится по комплекту рабочих тетрадей и азбуке Игнатьевой Л.В., Колесниковой Е.В. « Мой первый учебник».

 Первый период: (сентябрь, октябрь, ноябрь).

    Содержание коррекционного обучения включает в себя:

 * Развитие фонематического слуха с опорой на зрительное восприятие собственной артикуляции, артикуляции логопеда и речедвигательный анализ.

 * Постановка отсутствующих и нарушенных звуков.

 * Воспитание направленности внимания к изменению грамматических форм путем сравнения и сопоставления существительных, глаголов, прилагательных, местоимений.

 * Составление простых распространенных предложений: по картинке, по демонстрации действия, по вопросам, объединение их в небольшие рассказы.

 * На всех этапах коррекционного обучения: работа над дикцией, темпом, голосом, работа по устранению затруднений в произношении слов сложного звукослогового состава, развитие мелкой моторики, координации речи с движением.

       * Обучение грамоте: знакомство с буквами. Чтение слогов.

       * Знакомство и усвоение терминов: слог, слово, гласные, согласные, звонкие, глухие, мягкие, твердые звуки, предложение.

       * Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности  мышления.

 * Постановка и закрепление звуков: У, А, И, Э, О, Ы, П, ПЬ, К, КЬ, Т, ЛЬ, Х, ХЬ, Й,  С, СЬ, З, ЗЬ.

  * Дифференциация звуков на слух и в произношении всех гласных звуков, согласных на слух: П-Б-ПЬ, Т-Д-К, К-Г-Т-Х, Л-ЛЬ-РЬ, Х-К,      С-Ц-З, Ш-Ч-Щ, С-СЬ, З-ЗЬ-С-СЬ. В произношении: С-СЬ, З-ЗЬ; З-ЗЬ-С-СЬ.

  * Подготовка к анализу звукового состава слова. Выделение ударного гласного звука в начале слова (утка, Алик). Анализ и синтез ряда  гласных: а-у-и, а-у… Анализ и синтез обратных слогов типа: ап, уп… Выделение согласного звука из конца слова (мак, кот). Выделение начального согласного звука и гласного в односложных словах. Анализ прямых слогов типа: па, са… Полный звуковой анализ и синтез слов типа: мак…

Второй период обучения.: (декабрь, январь, февраль).

   Содержание коррекционного обучения включает в себя:

* Развитие грамматического строя речи: изменение формы слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени.

* Составление и распространение предложений по картинкам, по вопросам, по демонстрации действий, по опорным словам.

* Составление и заучивание коротких рассказов, стихотворений, потешек.

* Усвоение терминов: слог, слово, гласные, согласные, звонкие, глухие, мягкие, твердые звуки, предложение.

* Расширение и активизация словаря (предметный, глагольный, словарь признаков – исходя из речевого уровня группы).

            * Постановка и закрепление звуков: Ц, ТЬ, Б, БЬ, Д, ДЬ, Г, ГЬ, Ш, Л, Ж,.

* Дифференциация звуков на слух и в произношении на слух:  Ц-Т-С, Б-БЬ-П-ПЬ, ТЬ-ДЬ, Д-ДЬ-Т-ТЬ, Г-ГЬ-К-КЬ, С-Ш-Ж-Щ, З-Ж-Щ;

В произношении: Ц-С, Б-П, Д-Т, Г-К, С-Ш, З-Ж, С-Ш-З-Ж.

* Анализ и синтез звукового состава слова: (работа со схемой слова), деление слов на слоги, звуко-слоговой анализ односложных слов, двусложных (зубы), односложных со стечением согласных в начале слова (стол), двусложных слов с закрытыми слогами (кошка, каток…).

* Грамматический строй речи: употребление существительных в различных падежах единственного и множественного числа, согласование с прилагательными в роде, числе, падеже. Спряжение глаголов. Согласование числительных с существительными, некоторые способы словообразования: прилагательные от существительных, суффиксальный, префиксальный. Подбор однокоренных слов. Составление предложений: по вопросам, по демонстрации действий, по опорным словам. Распространение предложений по вопросам. Составление рассказа по вопросам, по картине, по серии картин. Заучивание наизусть стихотворений, потешек, текстов.

* Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов.

* Обучение грамоте: Чтение слогов, слов, предложений и коротких рассказов.

Третий период обучения: (март, апрель, май)

 Содержание коррекционного обучения включает в себя:

* Закрепление правильного произношения звуков: Р, РЬ Ч, Щ и ранее поставленных звуков.

* Дифференциация звуков на слух: Ч-ТЬ-СЬ-Щ, Щ-Ч-СЬ-Ш, Л-Р, Р-РЬ-Л-ЛЬ. В произношении: Л-ЛЬ-Р-РЬ,Ч-ТЬ, Ч-СЬ, Щ-Ш, Щ-Ч, Щ-СЬ.

* Развитие фонематического восприятия: речевой слух, слуховая память, фонематический слух.

* Анализ и синтез звукового состава слова: закрепление навыков работы со схемой слова. Анализ и синтез трехсложных слов.

*Совершенствование практических навыков употребления и преобразования грамматических форм: категория числа существительных, глаголов, согласование прилагательных и числительных с существительными.

            * Развитие связной речи: составление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Составление разных типов рассказов.

* Обучение грамоте: Чтение предложений и рассказов. Усвоение некоторых правил правописания: раздельное написание слов, постановка точки в конце предложения, употребление заглавной буквы в именах собственных и начале предложения.

Месяц

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Неделя

Лексическая

тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Грамота

1-2

Психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии, выявления уровня актуального речевого развития.

3

Осень

Усвоение употребления в речи глаголов в разных временных формах, в единственном и множественном числе. Формирование номинативного словаря (словарь существительных) по теме

Ранняя осень в картине И.И. Левитана «Золотая осень».

Составление простых распространенных предложений.

Буква А

4

Овощи

Закрепление категории родительного падежа множественного числа. Усвоение употребления в речи предложений со значением противопоставления. Согласование прилагательных с существ-ми мужского и женского рода.

Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь».

Буква О

5

Фрукты

Употребление в речи предложных конструкций и категорий творительного падежа, усвоение употребления в речи предлога возле. Усвоение существительных в родительном падеже, употребление в речи сложных предложений. Развитие логического мышления. Закрепление относительных прилагательных по теме

Пересказ рассказа Л.Толстого «Косточка»

Буква У

6

Сад - огород

Составление сложных предложений со значением представления.  Составление сложных предложений с союзом а.

Рассказ – сравнение «Огурец и персик». Учить детей самостоятельно составлять рассказ, используя накопленный речевой материал

Буква Ы

7

Лес.  Грибы и ягоды.

Согласование числительных с существительными. Развитие слухового восприятия и логического мышления. Формирование навыка словоизменения и словообразования

Пересказ рассказа Катаева «Грибы»

Буква  Э

8

Деревья

Образование относительных прилагательных от существительных. Употребление распространённых предложений и предлогов в, за,из.

Рассказывание по теме «Осень»; составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы-описания.

Буква Л

9

Перелётные птицы

Формирование у детей обобщающего понятия «насекомоядные». Усвоение знаний детей о частях тела птицы. Уметь связывать изменения в живой и неживой природе с изменениями внешних условий: постепенное замирание жизни растений вызвано похолоданием; отлет птиц связан с исчезновением насекомых.

Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова « Улетают журавли»

Буква М

10

Зимующие птицы

Образование слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Активизация глаголов по теме. Закрепление знаний детей о частях тела птицы

Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картинок.

Буква Н

11

Части тела

Составление и употребление в речи сложных предложений с предлогом для. Употребление грамматических категорий дательного падежа. Согласование существительных с числительными

Сказка «Великан и Гномик». Образование слов с увеличительными и ласкательными оттенками.

Буква Р

12

Продукты питания

Усвоение категории родительного падежа. Составление сложных предложений со значением противопоставления. Уточнить значение слов названий предметов посуды

Пересказ рассказа В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» с придумыванием предшествующих событий.

Буква Я

13

Посуда

Образование относительных прилагательных от существительных. Составление предложений со значением противопоставления. Употребление глаголов будущего времени. Усвоение употребления предлога для. Составление предложений с однородными членами.

Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль».

Буква Ю

14

Зима

Подбор однородных определений к слову зима, образование новых слов. Усвоение категории родительного падежа. Составление сложных предложений со значением противопоставления. Привлечение внимания детей к предстоящим изменениям в природе: день стал короче чем осенью, солнце греет мало, земля покрывается снегом, а водоемы — льдом, часто бывают морозы, деревья и кустарники стоят без листьев; насекомых нет, птиц мало, выпал снег.

Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картинке.

Буквы Е  Ё

15

Одежда

Усвоение словаря по изучаемой теме, усвоение глагола надеть, подбор прилагательных к слову одежда. Знакомство с деталями одежды. Усвоение категории родительного падежа. Усвоение конструкций с предлогом с.

Составление описательного рассказа по теме «Одежда» с опорой на схему.

Буква И

16

Обувь и головные уборы

Усвоение словаря по изучаемой теме, усвоение глаголов обуть, обуться; подбор прилагательных к слову обувь. Знакомство с деталями обуви. Усвоение категории родительного падежа.

Пересказ сербской сказки «Почему у месяца нет платья»

Буква Г

17

Мебель

Подбор определений к слову мебель. Усвоение категории творительного падежа с предлогом с. Образование существительных мн. ч. родительного падежа. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Правильное употребление предлогов: В, НА, ЗА, ПОД, МЕЖДУ, ОКОЛО.

Составление рассказа « Откуда к нам мебель пришла»

Буква К

18

Новогодний праздник

Согласование числительных с существительными. Подбор родственных слов. Образование сравнительной степени прилагательных от наречий.

Пересказ рассказа Н. Калинина « Про снежный колобок»

Буква Д

19

Домашние животные и их детеныши

Подбор прилагательных к слову животные. Усвоение категории творительного и родительного  падежа. Усвоение притяжательных прилагательных, падежных окончаний. Употребление конструкций с предлогом с. Закрепление суффикса –нок- 

Составление рассказа « Неудачная охота» по серии сюжетных картинок.

Буква Т

20

Дикие животные наших лесов и их детеныши

Подбор прилагательных к слову животные. Усвоение притяжательных прилагательных, падежных окончаний. Употребление конструкций с предлогом с. Закрепление суффикса –онок-

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Буква В

21

Животные холодных и жарких стран

Составление сложных предложений со значением противопоставления по двум опорным картинкам. Составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что. Усвоение категории творительного падежа с предлогом за. Дифференциация животных севера и юга.

Пересказ рассказа Б.С.Житкова «Как слон спас хозяина от тигра»

Буква Ф

22

Рыбы

Подбор глаголов к слову рыба, формирование обобщающих понятий у детей. Усвоение притяжательных прилагательных. Расширение лексического запаса по изучаемой теме. Формирование навыка словообразования, употребление существительных с увеличительными суффиксами –ище, -ища.

Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»

Буква З

23

Транспорт

Познакомить с понятием транспорт, виды транспорта. Правильное употребление приставочных глаголов. Согласование числительных с существительными.

Составление рассказа « Как я ездил в метро».

Буква С

24

Профессии

Образование существительных от глаголов. Подбор подходящих по смыслу определений. Формирование навыка словообразования. Закрепление названий профессий.

Составление рассказа о профессиях родителей по вопросам логопеда.

Буква Б

25

День Защитника Отечества

Знакомство с разными видами войск. Рассказать о значении армии. Образование однородных слов.

Составление рассказа «В каких войсках хочу служить».

Буква П

26

Семья

Составление предложений с предлогом с. Составление предложений со значением противопоставления. Усвоение прилагательных в сравнительной степени. Формирование понятия о старших и младших членах семьи.

«Расскажи о себе». Составление рассказа о своей семье, опираясь на картинки подсказки.

Буква Х

27

8 Марта. Мамин день.

Подбор прилагательных к существительным. Образование существительных мн. ч. родительного падежа. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Составление рассказа по сюжетной картинке «Поздравляем маму».

Буква Ж

28

Весна

Подбор прилагательных к слову весна. Употребление сложных предложений с союзом потому что. Установление причинно – следственных связей. Словообразование существительных путём сложения основ. Составление предложений с предлогом над по двум опорным словам и картинкам. Усвоение глаголов с разными приставками. Подбор антонимов.

Составление рассказа «Пришла весна» с опорой на картинки – символы.

Буква Ш

29

Дом и его части

Подбор однородных сказуемых к слову дом. Усвоение категории творительного падежа с предлогами с и со. Образование прилагательных от существительных.

Составление рассказа «Дом в котором я живу»

Буква Ч

30

Инструменты

Согласование числительных с существительными. Усвоение глаголов с разными приставками.

Пересказ сказки «Две косы»(текст представляет собой литературную обработку сказки К.Д.Ушинского «Два плуга»)

Буква Щ

31

Перелетные птицы

Закрепление у детей обобщающего понятия «насекомоядные». Закрепление знаний детей о частях тела птицы. Уметь связывать изменения в живой и неживой природе с изменениями внешних условий.

Составление рассказа описания различных видов птиц с опорой на схему.

Буква Ц

32

Космос

Активизировать лексический запас  по теме «Космос». Формирование и  совершенствование грамматического строя речи: отработка единственного и множественного числа имен существительных в именительном падеже;

образование относительных прилагательных,

образование сложных слов. Развитие связной речи:

составлять распространенные предложения.

Составление рассказа «Я космонавт» по сюжетной картинке.

Буква Й

33

Наш город. Наша улица

Усвоение антонимов. Усвоение степеней сравнения прилагательных. Озеленение нашей улицы. Парк, сквер, клумбы, газон. Знать, что деревья и цветы специально сажают и ухаживают за ними. Воспитание бережного отношения к посадкам.

Составление рассказа «Случай на улице» по сюжетной картинке (с придумыванием предшествующих событий).

Буква Ь

34

Мир. Труд. Май

Формирование первоначальных представлений о празднике и его атрибутах: флагах,  цветах. Рассказать историю возникновения праздника, его значение;

воспитать чувство интереса к истории, чувство патриотизма. Подбор прилагательных к существительным.

Пересказ рассказа С.А.Баруздина «Страна, где мы живем» ( с изменением главных действующих лиц).

Буква Ъ

35

День Победы

Воспитывать чувство уважения к Ветеранам Великой Отечественной войны. Составление сложных предложений. Согласование числительных с существительными. Усвоение глаголов с разными приставками.

Составление рассказа «Собака санитар» по серии сюжетных картинок.

Повторение пройденных букв

36

Насекомые

Подбор глаголов к слову насекомые. Составление сложных предложений со значением противопоставления. Употребление слов с увеличительными оттенками. Согласование существительных с числительными.

Составление описательного рассказа о пчеле по опорной схеме.

Повторение пройденных букв

37

Лето. Летние цветы

Подбор прилагательных к слову лето. Составление предложений с предлогами над, между, из-за, около. Усвоение категории родительного падежа множественного числа.

Составление рассказа «Как я проведу лето» (на заданную тему).

Алфавит

38

Школа

Обобщение представлений о школе и школьных принадлежностях. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Школа. ». Согласование существительных с числительными.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок (с одним закрытым фрагментом)

Алфавит

Список литературы:

1. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.» (М.: «Мозаика-Синтез», 2005.)

2. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» (СПб.: «Детство-пресс», 2001.)

3. Волкова Л.С. и др. «Логопедия.» (М.: Просвещение, Владос, 1995.)

4. Гомзяк О.С. « Говорим правильно. Конспекты по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе». (М.: Просвещение, Владос, 1995.)

5. Игнатьева Л.В., Колесникова Е.В. « Мой первый учебник». (М.: Ювента)

6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. II. Второй год обучения (подготовительная группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей.» (М.: Альфа, 1993.)

7. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В.,Туманова Т.В.и др. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.» (М.:  Просвещение, 2008) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по развитию речи на тему "Путешествие в Электроград"

Конспект разработан для детей подготовительной группы , имеющих ОНР. Форма занятия – игра-путешествие – увлекает необычным сюжетом, создает эмоционально-комфортную среду, способствует развитию творчес...

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по теме: "Весенняя звуковая полянка"

   Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по теме: "Весенняя звуковая полянка"...

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по развитию речи на тему "Путешествие в Электроград»

Цели:Обобщить знания по теме «Электробытовые приборы».Развивать образное мышление.Развивать диалогическую речь.Корректировать слоговую структуру, темпо-ритмический рисунок слов.Развивать пространствен...

Логопедическая ритмика с детьми подготовительной группы (с использованием народных мелодий)

Конспект  занятия по логопедической ритмики с детьми подготовительной группы с использованием народных мелодий. Проводится учителем - логопедом....

Рабочая программа логопедического пункта для работы с детьми подготовительной группы

Рабочая программа логопедического пункта для работы с детьми подготовительной группы разработана в соответствии с нормативными документами. Программа учитывает основные задачи развития образования в Х...

Анализ коррекционно – развивающей работы с детьми подготовительной группы посещающих логопедический пункт.

Анализ коррекционно – развивающей работы с детьми подготовительной группы посещающих логопедический пункт. Разработка рекомендаций для родителей и педагогов по дальнейшему сопровождению детей....

Перспективный план логопедической работы с детьми подготовительной группы.

Настоящий план составлен в соответствии с программами  Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В.«Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у д...