Перспективный план логопедической работы с детьми подготовительной группы с ТНР
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа) на тему
Перспективный план логопедической работы с детьми подготовительной группы с ТНР
2015 – 2016 учебный год
Внесены некоторые изменения в раннее представленный план работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_perspektivnyy_plan_podgotov_gruppa.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа №1362
Дошкольное отделение №1
Перспективный план логопедической работы с детьми подготовительной группы с ТНР
2015 – 2016 учебный год
Учитель-логопед Т.А. Власова
Пояснительная записка
Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 2. второй год обучения (подготовительная группа)».
Коррекционная работа рассчитана на 38 недель (включая диагностику речевого развития детей с ТНР) и разделена на 3 периода. Во всех периодах обучения проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия. В неделю проводится три подгрупповых занятия: формирование лексико- грамматических средств языка, развитие связной речи и обучение грамоте.
Подгрупповые занятия по развитию связной речи проводятся с учетом методических рекомендаций Гомзяк О.С. « Говорим правильно. Конспекты по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе».
Обучение грамоте проводится по комплекту рабочих тетрадей и азбуке Игнатьевой Л.В., Колесниковой Е.В. « Мой первый учебник».
Первый период: (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Содержание коррекционного обучения включает в себя:
* Развитие фонематического слуха с опорой на зрительное восприятие собственной артикуляции, артикуляции логопеда и речедвигательный анализ.
* Постановка отсутствующих и нарушенных звуков.
* Воспитание направленности внимания к изменению грамматических форм путем сравнения и сопоставления существительных, глаголов, прилагательных, местоимений.
* Составление простых распространенных предложений: по картинке, по демонстрации действия, по вопросам, объединение их в небольшие рассказы.
* На всех этапах коррекционного обучения: работа над дикцией, темпом, голосом, работа по устранению затруднений в произношении слов сложного звукослогового состава, развитие мелкой моторики, координации речи с движением.
* Обучение грамоте: знакомство с буквами. Чтение слогов.
* Знакомство и усвоение терминов: слог, слово, гласные, согласные, звонкие, глухие, мягкие, твердые звуки, предложение.
* Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.
* Постановка и закрепление звуков: У, А, И, Э, О, Ы, П, ПЬ, К, КЬ, Т, ЛЬ, Х, ХЬ, Й, С, СЬ, З, ЗЬ.
* Дифференциация звуков на слух и в произношении всех гласных звуков, согласных на слух: П-Б-ПЬ, Т-Д-К, К-Г-Т-Х, Л-ЛЬ-РЬ, Х-К, С-Ц-З, Ш-Ч-Щ, С-СЬ, З-ЗЬ-С-СЬ. В произношении: С-СЬ, З-ЗЬ; З-ЗЬ-С-СЬ.
* Подготовка к анализу звукового состава слова. Выделение ударного гласного звука в начале слова (утка, Алик). Анализ и синтез ряда гласных: а-у-и, а-у… Анализ и синтез обратных слогов типа: ап, уп… Выделение согласного звука из конца слова (мак, кот). Выделение начального согласного звука и гласного в односложных словах. Анализ прямых слогов типа: па, са… Полный звуковой анализ и синтез слов типа: мак…
Второй период обучения.: (декабрь, январь, февраль).
Содержание коррекционного обучения включает в себя:
* Развитие грамматического строя речи: изменение формы слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени.
* Составление и распространение предложений по картинкам, по вопросам, по демонстрации действий, по опорным словам.
* Составление и заучивание коротких рассказов, стихотворений, потешек.
* Усвоение терминов: слог, слово, гласные, согласные, звонкие, глухие, мягкие, твердые звуки, предложение.
* Расширение и активизация словаря (предметный, глагольный, словарь признаков – исходя из речевого уровня группы).
* Постановка и закрепление звуков: Ц, ТЬ, Б, БЬ, Д, ДЬ, Г, ГЬ, Ш, Л, Ж,.
* Дифференциация звуков на слух и в произношении на слух: Ц-Т-С, Б-БЬ-П-ПЬ, ТЬ-ДЬ, Д-ДЬ-Т-ТЬ, Г-ГЬ-К-КЬ, С-Ш-Ж-Щ, З-Ж-Щ;
В произношении: Ц-С, Б-П, Д-Т, Г-К, С-Ш, З-Ж, С-Ш-З-Ж.
* Анализ и синтез звукового состава слова: (работа со схемой слова), деление слов на слоги, звуко-слоговой анализ односложных слов, двусложных (зубы), односложных со стечением согласных в начале слова (стол), двусложных слов с закрытыми слогами (кошка, каток…).
* Грамматический строй речи: употребление существительных в различных падежах единственного и множественного числа, согласование с прилагательными в роде, числе, падеже. Спряжение глаголов. Согласование числительных с существительными, некоторые способы словообразования: прилагательные от существительных, суффиксальный, префиксальный. Подбор однокоренных слов. Составление предложений: по вопросам, по демонстрации действий, по опорным словам. Распространение предложений по вопросам. Составление рассказа по вопросам, по картине, по серии картин. Заучивание наизусть стихотворений, потешек, текстов.
* Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов.
* Обучение грамоте: Чтение слогов, слов, предложений и коротких рассказов.
Третий период обучения: (март, апрель, май)
Содержание коррекционного обучения включает в себя:
* Закрепление правильного произношения звуков: Р, РЬ Ч, Щ и ранее поставленных звуков.
* Дифференциация звуков на слух: Ч-ТЬ-СЬ-Щ, Щ-Ч-СЬ-Ш, Л-Р, Р-РЬ-Л-ЛЬ. В произношении: Л-ЛЬ-Р-РЬ,Ч-ТЬ, Ч-СЬ, Щ-Ш, Щ-Ч, Щ-СЬ.
* Развитие фонематического восприятия: речевой слух, слуховая память, фонематический слух.
* Анализ и синтез звукового состава слова: закрепление навыков работы со схемой слова. Анализ и синтез трехсложных слов.
*Совершенствование практических навыков употребления и преобразования грамматических форм: категория числа существительных, глаголов, согласование прилагательных и числительных с существительными.
* Развитие связной речи: составление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Составление разных типов рассказов.
* Обучение грамоте: Чтение предложений и рассказов. Усвоение некоторых правил правописания: раздельное написание слов, постановка точки в конце предложения, употребление заглавной буквы в именах собственных и начале предложения.
Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Неделя | Лексическая тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Грамота |
1-2 | Психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии, выявления уровня актуального речевого развития. | ||||
3 | Осень | Усвоение употребления в речи глаголов в разных временных формах, в единственном и множественном числе. Формирование номинативного словаря (словарь существительных) по теме | Ранняя осень в картине И.И. Левитана «Золотая осень». Составление простых распространенных предложений. | Буква А | |
4 | Овощи | Закрепление категории родительного падежа множественного числа. Усвоение употребления в речи предложений со значением противопоставления. Согласование прилагательных с существ-ми мужского и женского рода. | Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь». | Буква О | |
5 | Фрукты | Употребление в речи предложных конструкций и категорий творительного падежа, усвоение употребления в речи предлога возле. Усвоение существительных в родительном падеже, употребление в речи сложных предложений. Развитие логического мышления. Закрепление относительных прилагательных по теме | Пересказ рассказа Л.Толстого «Косточка» | Буква У | |
6 | Сад - огород | Составление сложных предложений со значением представления. Составление сложных предложений с союзом а. | Рассказ – сравнение «Огурец и персик». Учить детей самостоятельно составлять рассказ, используя накопленный речевой материал | Буква Ы | |
7 | Лес. Грибы и ягоды. | Согласование числительных с существительными. Развитие слухового восприятия и логического мышления. Формирование навыка словоизменения и словообразования | Пересказ рассказа Катаева «Грибы» | Буква Э | |
8 | Деревья | Образование относительных прилагательных от существительных. Употребление распространённых предложений и предлогов в, за,из. | Рассказывание по теме «Осень»; составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы-описания. | Буква Л | |
9 | Перелётные птицы | Формирование у детей обобщающего понятия «насекомоядные». Усвоение знаний детей о частях тела птицы. Уметь связывать изменения в живой и неживой природе с изменениями внешних условий: постепенное замирание жизни растений вызвано похолоданием; отлет птиц связан с исчезновением насекомых. | Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова « Улетают журавли» | Буква М | |
10 | Зимующие птицы | Образование слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Активизация глаголов по теме. Закрепление знаний детей о частях тела птицы | Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картинок. | Буква Н | |
11 | Части тела | Составление и употребление в речи сложных предложений с предлогом для. Употребление грамматических категорий дательного падежа. Согласование существительных с числительными | Сказка «Великан и Гномик». Образование слов с увеличительными и ласкательными оттенками. | Буква Р | |
12 | Продукты питания | Усвоение категории родительного падежа. Составление сложных предложений со значением противопоставления. Уточнить значение слов названий предметов посуды | Пересказ рассказа В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» с придумыванием предшествующих событий. | Буква Я | |
13 | Посуда | Образование относительных прилагательных от существительных. Составление предложений со значением противопоставления. Употребление глаголов будущего времени. Усвоение употребления предлога для. Составление предложений с однородными членами. | Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль». | Буква Ю | |
14 | Зима | Подбор однородных определений к слову зима, образование новых слов. Усвоение категории родительного падежа. Составление сложных предложений со значением противопоставления. Привлечение внимания детей к предстоящим изменениям в природе: день стал короче чем осенью, солнце греет мало, земля покрывается снегом, а водоемы — льдом, часто бывают морозы, деревья и кустарники стоят без листьев; насекомых нет, птиц мало, выпал снег. | Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картинке. | Буквы Е Ё | |
15 | Одежда | Усвоение словаря по изучаемой теме, усвоение глагола надеть, подбор прилагательных к слову одежда. Знакомство с деталями одежды. Усвоение категории родительного падежа. Усвоение конструкций с предлогом с. | Составление описательного рассказа по теме «Одежда» с опорой на схему. | Буква И | |
16 | Обувь и головные уборы | Усвоение словаря по изучаемой теме, усвоение глаголов обуть, обуться; подбор прилагательных к слову обувь. Знакомство с деталями обуви. Усвоение категории родительного падежа. | Пересказ сербской сказки «Почему у месяца нет платья» | Буква Г | |
17 | Мебель | Подбор определений к слову мебель. Усвоение категории творительного падежа с предлогом с. Образование существительных мн. ч. родительного падежа. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Правильное употребление предлогов: В, НА, ЗА, ПОД, МЕЖДУ, ОКОЛО. | Составление рассказа « Откуда к нам мебель пришла» | Буква К | |
18 | Новогодний праздник | Согласование числительных с существительными. Подбор родственных слов. Образование сравнительной степени прилагательных от наречий. | Пересказ рассказа Н. Калинина « Про снежный колобок» | Буква Д | |
19 | Домашние животные и их детеныши | Подбор прилагательных к слову животные. Усвоение категории творительного и родительного падежа. Усвоение притяжательных прилагательных, падежных окончаний. Употребление конструкций с предлогом с. Закрепление суффикса –нок- | Составление рассказа « Неудачная охота» по серии сюжетных картинок. | Буква Т | |
20 | Дикие животные наших лесов и их детеныши | Подбор прилагательных к слову животные. Усвоение притяжательных прилагательных, падежных окончаний. Употребление конструкций с предлогом с. Закрепление суффикса –онок- | Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» | Буква В | |
21 | Животные холодных и жарких стран | Составление сложных предложений со значением противопоставления по двум опорным картинкам. Составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что. Усвоение категории творительного падежа с предлогом за. Дифференциация животных севера и юга. | Пересказ рассказа Б.С.Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» | Буква Ф | |
22 | Рыбы | Подбор глаголов к слову рыба, формирование обобщающих понятий у детей. Усвоение притяжательных прилагательных. Расширение лексического запаса по изучаемой теме. Формирование навыка словообразования, употребление существительных с увеличительными суффиксами –ище, -ища. | Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка» | Буква З | |
23 | Транспорт | Познакомить с понятием транспорт, виды транспорта. Правильное употребление приставочных глаголов. Согласование числительных с существительными. | Составление рассказа « Как я ездил в метро». | Буква С | |
24 | Профессии | Образование существительных от глаголов. Подбор подходящих по смыслу определений. Формирование навыка словообразования. Закрепление названий профессий. | Составление рассказа о профессиях родителей по вопросам логопеда. | Буква Б | |
25 | День Защитника Отечества | Знакомство с разными видами войск. Рассказать о значении армии. Образование однородных слов. | Составление рассказа «В каких войсках хочу служить». | Буква П | |
26 | Семья | Составление предложений с предлогом с. Составление предложений со значением противопоставления. Усвоение прилагательных в сравнительной степени. Формирование понятия о старших и младших членах семьи. | «Расскажи о себе». Составление рассказа о своей семье, опираясь на картинки подсказки. | Буква Х | |
27 | 8 Марта. Мамин день. | Подбор прилагательных к существительным. Образование существительных мн. ч. родительного падежа. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. | Составление рассказа по сюжетной картинке «Поздравляем маму». | Буква Ж | |
28 | Весна | Подбор прилагательных к слову весна. Употребление сложных предложений с союзом потому что. Установление причинно – следственных связей. Словообразование существительных путём сложения основ. Составление предложений с предлогом над по двум опорным словам и картинкам. Усвоение глаголов с разными приставками. Подбор антонимов. | Составление рассказа «Пришла весна» с опорой на картинки – символы. | Буква Ш | |
29 | Дом и его части | Подбор однородных сказуемых к слову дом. Усвоение категории творительного падежа с предлогами с и со. Образование прилагательных от существительных. | Составление рассказа «Дом в котором я живу» | Буква Ч | |
30 | Инструменты | Согласование числительных с существительными. Усвоение глаголов с разными приставками. | Пересказ сказки «Две косы»(текст представляет собой литературную обработку сказки К.Д.Ушинского «Два плуга») | Буква Щ | |
31 | Перелетные птицы | Закрепление у детей обобщающего понятия «насекомоядные». Закрепление знаний детей о частях тела птицы. Уметь связывать изменения в живой и неживой природе с изменениями внешних условий. | Составление рассказа описания различных видов птиц с опорой на схему. | Буква Ц | |
32 | Космос | Активизировать лексический запас по теме «Космос». Формирование и совершенствование грамматического строя речи: отработка единственного и множественного числа имен существительных в именительном падеже; образование относительных прилагательных, образование сложных слов. Развитие связной речи: составлять распространенные предложения. | Составление рассказа «Я космонавт» по сюжетной картинке. | Буква Й | |
33 | Наш город. Наша улица | Усвоение антонимов. Усвоение степеней сравнения прилагательных. Озеленение нашей улицы. Парк, сквер, клумбы, газон. Знать, что деревья и цветы специально сажают и ухаживают за ними. Воспитание бережного отношения к посадкам. | Составление рассказа «Случай на улице» по сюжетной картинке (с придумыванием предшествующих событий). | Буква Ь | |
34 | Мир. Труд. Май | Формирование первоначальных представлений о празднике и его атрибутах: флагах, цветах. Рассказать историю возникновения праздника, его значение; воспитать чувство интереса к истории, чувство патриотизма. Подбор прилагательных к существительным. | Пересказ рассказа С.А.Баруздина «Страна, где мы живем» ( с изменением главных действующих лиц). | Буква Ъ | |
35 | День Победы | Воспитывать чувство уважения к Ветеранам Великой Отечественной войны. Составление сложных предложений. Согласование числительных с существительными. Усвоение глаголов с разными приставками. | Составление рассказа «Собака санитар» по серии сюжетных картинок. | Повторение пройденных букв | |
36 | Насекомые | Подбор глаголов к слову насекомые. Составление сложных предложений со значением противопоставления. Употребление слов с увеличительными оттенками. Согласование существительных с числительными. | Составление описательного рассказа о пчеле по опорной схеме. | Повторение пройденных букв | |
37 | Лето. Летние цветы | Подбор прилагательных к слову лето. Составление предложений с предлогами над, между, из-за, около. Усвоение категории родительного падежа множественного числа. | Составление рассказа «Как я проведу лето» (на заданную тему). | Алфавит | |
38 | Школа | Обобщение представлений о школе и школьных принадлежностях. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Школа. ». Согласование существительных с числительными. | Составление рассказа по серии сюжетных картинок (с одним закрытым фрагментом) | Алфавит |
Список литературы:
1. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.» (М.: «Мозаика-Синтез», 2005.)
2. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» (СПб.: «Детство-пресс», 2001.)
3. Волкова Л.С. и др. «Логопедия.» (М.: Просвещение, Владос, 1995.)
4. Гомзяк О.С. « Говорим правильно. Конспекты по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе». (М.: Просвещение, Владос, 1995.)
5. Игнатьева Л.В., Колесникова Е.В. « Мой первый учебник». (М.: Ювента)
6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. II. Второй год обучения (подготовительная группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей.» (М.: Альфа, 1993.)
7. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В.,Туманова Т.В.и др. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.» (М.: Просвещение, 2008)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по развитию речи на тему "Путешествие в Электроград"
Конспект разработан для детей подготовительной группы , имеющих ОНР. Форма занятия – игра-путешествие – увлекает необычным сюжетом, создает эмоционально-комфортную среду, способствует развитию творчес...
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по теме: "Весенняя звуковая полянка"
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по теме: "Весенняя звуковая полянка"...
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по развитию речи на тему "Путешествие в Электроград»
Цели:Обобщить знания по теме «Электробытовые приборы».Развивать образное мышление.Развивать диалогическую речь.Корректировать слоговую структуру, темпо-ритмический рисунок слов.Развивать пространствен...
Логопедическая ритмика с детьми подготовительной группы (с использованием народных мелодий)
Конспект занятия по логопедической ритмики с детьми подготовительной группы с использованием народных мелодий. Проводится учителем - логопедом....
Рабочая программа логопедического пункта для работы с детьми подготовительной группы
Рабочая программа логопедического пункта для работы с детьми подготовительной группы разработана в соответствии с нормативными документами. Программа учитывает основные задачи развития образования в Х...
Анализ коррекционно – развивающей работы с детьми подготовительной группы посещающих логопедический пункт.
Анализ коррекционно – развивающей работы с детьми подготовительной группы посещающих логопедический пункт. Разработка рекомендаций для родителей и педагогов по дальнейшему сопровождению детей....
Перспективный план логопедической работы с детьми подготовительной группы.
Настоящий план составлен в соответствии с программами Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В.«Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у д...