Формирование правильного употребления падежных форм существительных по лексической теме "Домашние животные и их детеныши"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект НОД с детьми старшей группы на логопункте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt._nod.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия с детьми старшей группы  на логопункте

Тема: «Формирование правильного употребления  падежных форм существительных

по лексической теме «Домашние животные и их детеныши»

Задачи:

  1. Коррекционно - образовательные:

- закрепить, упрочнить знания о домашних животных и их детенышей;

- закрепить практическое использование падежных форм: творительный (Кто кем был?); предложный (Кто, где живет?); дательный (К кому поставили?); Родительный (Кого нашли?);

- закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;

- закреплять умение детей отличать внешние признаки животных, чем они питаются, как подают голос, где живут;

- упражнять в использовании  глаголов (мяучит, лает, ржет, мычит, хрюкает, блеет);

- формировать навыки ориентировки  на листе бумаги;

- закреплять умение детей отвечать на вопросы логопеда полными ответами.

  1. Коррекционно - развивающие:

- развивать речевое дыхание, диалогическую речь, зрительное внимание, мышление, общую и мелкую моторику;        

- развивать фонематическое восприятие;

  1. Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным;

-воспитывать умение внимательно слушать, развивать познавательный процесс;

-воспитывать коммуникативные навыки.

Оборудование: кукла Маша, предметные картинки по теме; ПК: фрагмент мультфильма «Маша и медведь»; слайд-презентация «Домашние животные»; « Чего не хватает?»; звуки домашних животных; мяч; муляжи «Домашних животных»; макет «Крестьянского  двора»;

Раздаточный материал: картинки домашних животных в конвертах; контейнеры с разноцветными камнями на каждого ребенка; карточки для игры «Кто, что ест?»

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Маша и медведь»;

Ход занятия

Дети заходят в группу, здороваются.

  1. Организационный момент

Логопед: Садитесь за столы. Послушайте. (Загадки на карточках в конверте)

1. Голодна – мычит,

Сыта – жует,

Малым деткам молочка дает.

(Корова)

(на слайде появляется корова)

2. Вместо хвостика – крючок,

Вместо носа – пятачок.

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый

(Свинья)

(на слайде появляется свинья)

3. Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

(Кошка, кот)

(на слайде появляется кошка)

4. Ходит печка вся в колечках.

(Овца)

(на слайде появляется овца)

5. Проживает во дворе

В личном доме – конуре.

И на всех, кого не знает,

То рычит она, то лает.

(Собака)

(на слайде появляется собака)

6. Посмотри, как я красива,

Хороши и хвост, и грива.

Я копытцами стучу,

Если хочешь – прокачу.

(Лошадь)

(на слайде появляется собака)

7. Есть бородка, шерсть и ножки,
Ушки, хвост, а также рожки.
Хоть я блею, не пою -
Молоко тебе даю.
Я такая егоза!
И бодаюсь, я 

(Коза)

(на слайде появляется коза)

8. Длинное ухо,

Комочек пуха.

Прыгает не очень ловко,

Но любит морковку.

(Кролик)

(на слайде появляется коза)

(Последний слайд с изображением всех животных)

Логопед: Ребята, какие же вы молодцы, все загадки правильно отгадали. Полина, назови еще раз этих животных.

Ребенок: корова, свинья, кошка, собака, овца, коза, лошадь, кролик.

Логопед: Умничка. Как можно назвать двумя словами этих животных?

Ребенок: Домашние животные.

Логопед: Почему их так называют?

Дети: Потому, что  за ними ухаживает человек, они живут рядом с домом.

Логопед: Правильно, хорошо.  Теперь посмотрите на экран.

(Включаю мультфильм «Маша и медведь» - Первая встреча. На фрагменте, когда Маша убегает за бабочкой, выключаю.)

Логопед: Ребята, кого мы сейчас видели.

Дети: Машу и т.д.

Логопед: Да, это был Маша из мультфильма «Маша и медведь». Кто еще был на экране?

Дети: Животные: козёл, собака, свинья, куры и т.д.

Логопед: Как вы думаете, почему все эти животные спрятались от Маши.

Ответы детей. Они её боялись, потому что она их обижала….

Логопед: Кто из вас запомнил, где спрятались эти животные?

Дети: Собака под крышу в будке, свинья в луже, козёл за деревом…..

Стук в дверь

Логопед: По-моему к нам кто-то стучится, пойду, посмотрю кто - же там. (Ухожу смотреть, заношу куклу Машу)

О, ребята, да это же Маша к нам пришла. Здравствуй Машенька! А мы как раз про тебя мультфильм смотрели и увидели, как от тебя все домашние животные спрятались. Видимо, ты их чем-то обидела. Вот наши дети не обижают своих животных (любимцев), а умеют с ними правильно обращаться и могут тебя научить. Ну что ребята, расскажем Маше.

Дети: Да.

  1. Основная часть

Логопед: Сначала подскажем Маше, как можно ласково называть домашних животных. Внимание на экран. Назови ласково кошку и т.д.

(На слайдах изображения животных) 

Упр. «Назови ласково»

Кошка-кошечка

Собака-собачка

Корова-коровка

Коза-козочка

Овца-овечка

Лошадь-лошадка

Свинья-свинка

Д/и «Кто, где живет?»

Логопед: Правильно, молодцы. У каждого животного есть свой домик, и он имеет своё название. Сейчас мы с вами вспомним, как они называются, и кто в них живет. Отвечать мы будем полным предложением. Посмотрите внимательно на доску. Что это?

(Достаю  картинки с изображением домиков домашних животных: конура, конюшня, коровник, хлев, свинарник, дом, овчарня, клетка.)

Ребенок: Это конура, будка.

Логопед: Кто живет в конуре?

Ребенок: В конуре живет собака.

Логопед: Что здесь нарисовано?

Ребенок: Это конюшня.

Логопед: Кто живет в конюшне?

Ребенок: В конюшне живет лошадь.

Логопед: Что изображено на этой картинке?

Ребенок: На картинке изображен коровник .

Логопед: Кто живет в коровнике?

Ребенок: В коровнике живет корова.

Логопед: Что это?

Ребенок: Это хлев.

Логопед: Кто живет в хлеву?

Ребенок: В хлеву живет коза.

Логопед: Что здесь нарисовано?

Ребенок: Это свинарник.

Логопед: Кто живет в свинарнике?

Ребенок: В хлеву живет свинья.

Логопед: Что это?

Ребенок: Это дом.

Логопед: Кто живет в доме?

Ребенок: В хлеву живет кошка.

Логопед: Что это?

Ребенок: Это овчарня.

Логопед: Кто живет в овчарне?

Ребенок: В овчарне живет овца.

Логопед: Что здесь нарисовано?

Ребенок: Это крольчатник.

Логопед: Кто здесь живет?

Ребенок: Здесь живет кролик.

Логопед: Правильно, а теперь посмотрите, что лежит у вас в конвертах?

(В конвертах картинки животных)

Логопед: Даша кто изображен у тебя на картинке?

Ребенок: У меня на картинке корова.

Логопед: Покажи Маше домик коровы. Приклей картинку коровы под картинкой домика (коровника). Антон, кто изображен у тебя на картинке?

Ребенок: У меня на картинке свинья.

Логопед: Покажи Маше свинарник. Приклей картинку свинья под картинкой свинарника. Алена, кто изображен у тебя на картинке?

Ребенок: У меня на картинке лошадь.

Логопед: Покажи Маше конюшню. Приклей картинку лошади под картинкой конюшни. Владик, кто изображен у тебя на картинке?

Ребенок: У меня на картинке кролик.

Логопед: Покажи Маше домик кролика. Приклей картинку кролика под картинкой клетки. Правильно, молодец! Полина, кто изображен у тебя на картинке?

Ребенок: У меня на картинке овца.

Логопед: Покажи Маше домик овцы. Приклей картинку овцы под картинкой овчарни. Умница! Тимофей, кто изображен у тебя на картинке?

Ребенок: У меня на картинке коза.

Логопед: Покажи Маше домик козы. Приклей картинку козы под картинкой хлева. Дуся, кто изображен у тебя на картинке?

Ребенок: У меня на картинке кошка.

Логопед: Покажи Маше домик кошки. Приклей картинку кошки под картинкой дома. Саша, кто изображен у тебя на картинке?

Ребенок: У меня на картинке собака.

Логопед: Покажи Маше домик собаки. Приклей картинку собаки под картинкой конуры. Правильно, молодцы! Подойдите все ко мне. Мы по кругу будем передавать мяч, тот у кого в руках окажется мяч, тот громко доскажет словечко.

Физ. минутка.

(игра с мячом)

Жил был маленький щенок,

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок,

А взрослая собака.

Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал конем.

Бык, могучий великан

В детстве был теленком.

Толстый увалень баран

Тоненьким  ягненком.

Этот важный кот Пушок

Маленьким котенком. 

(играем 2 раза)

Логопед: Садитесь на свои места. Навострите свои ушки и внимательно слушайте.

Д/и «Угадай, кто кричит?»

(Включаю звук лошади)

Логопед: Кто так кричит?

Ребенок: Так ржет (кричит) лошадь.

Логопед: ( А еще говорят, ржет лошадь)Правильно! (Ставлю на макет лошадь, кролик уже стоит) Слушайте дальше.

(Включаю звук коровы)

Логопед: Кто так кричит?

Ребенок: Так мычит корова.

Логопед: (Ставлю на макет корову).

(Включаю звук собаки)

Логопед: Кто так?

Ребенок: Так лает собака.

Логопед: Правильно. (Ставлю на макет собаку).

        (Включаю звук кошки)        

Логопед: Кто так кричит?

Ребенок: Так мяучит кошка.

Логопед: (Ставлю на макет кошку). Слушайте дальше.

(Включаю звук козы)        

Логопед: А кто так кричит?

Ребенок: Так блеет коза.

Логопед: (Ставлю на макет козу).

(Включаю звук свиньи)        

Логопед: А кто так кричит?

Ребенок: Так хрюкает свинья.

Логопед: (Ставлю на макет свинью).

(Включаю звук овцы)        

Логопед: А кто так кричит?

Ребенок: Так блеет овца.

Логопед: Правильно, молодцы. (Ставлю на макет овцу). Вы все очень внимательно слушали. Посмотрите внимательно на стол.

(Раздаю контейнеры с цветными камешками, в которых спрятаны детеныши домашних животных). 

Логопед: Что это?

Ребенок: Это коробочка.

Логопед: Откройте крышку и посмотрите, что там лежит?

Ребенок: Там камни.

Логопед: Потрогайте, какие интересные камушки. А теперь поищите руками, может, там ещё что-то есть. Алена ты кого нашла?

Ребенок: Я нашла щенка.

Логопед: К кому ты поставишь щенка?

Ребенок: Я поставлю щенка к собаке.

Логопед: Поставь. Даша, а ты кого нашла?

Ребенок: Я нашла котёнка.

Логопед: К кому ты поставишь котёнка?

Ребенок: Я поставлю котёнка к кошке.

Логопед: Поставь. Антош, а ты кого нашёл?

Ребенок: Я нашёл жеребёнка

Логопед: Антош, а кого нашел ты?

Ребенок: Я нашел жеребенка.

Логопед: А кого нашел Тимофей?

Ребенок: Я нашел поросенка.

Логопед: А Полина?

Ребенок: Я нашла козленка

Логопед: Дуся, а ты кого нашла?

Ребенок: Я нашла теленка

Логопед: Владик, а ты кого нашел?

Ребенок: Я нашел крольчонка.

Логопед: Ребята посмотрите, кто спрятался в контейнер у Маши?

Дети: В контейнере у Маши спрятался ягненок.

Логопед: Молодцы. Сейчас верните детенышей своим мамам.

(дети относят детенышей к животным)

Ребята, проверьте, вы правильно поставили малышей?

Дети: Да.

Логопед: Даша к кому ты поставила котенка?

Ребенок: Я поставила котёнка к кошке.

Логопед: Алена, а ты к кому поставила щенка?

Ребенок: Я поставила щенка к собаке.

Логопед: Антон, к кому ты поставил жеребенка?

Ребенок: Я поставил жеребенка к лошади.

Логопед: Тимофей, к кому ты поставил поросёнка?

Ребенок: Я поставил поросенка к свинье.

Логопед: Дуся, к кому ты поставила телёнка?

Ребенок: Я поставила теленка к корове.

Логопед: Полина, к кому ты поставила козленка?

Ребенок: Я поставила козленка к козе.

Логопед: Владик, к кому ты поставил крольчонка?

Ребенок: Я поставил крольчонка к крольчихе.

Логопед: Ребята, а вот Маша не знает к кому нужно поставить найденного им детеныша. Подскажите ей.

Дети: Ягненка нужно поставить к овце.

Логопед: Правильно, молодцы. Вы все просто отличные сыщики  и хорошо справились с этим заданием. А теперь немного отдохнем. Подойдите все ко мне, встаньте в кружок. Взрослые животные раньше были кем?

Дети: Малышами, детенышами.

А сейчас мы расскажем и покажем Машеньке, кто что ест. На листе справа, у вас нарисованы животные, а слева их еда, корм. Вам нужно соединить линиями животных и их еду. Прежде чем приступить к выполнению задания, Машенька предлагает нам поиграть в игру. Приготовьте свои пальчики и повторяйте движения.

Пальчиковая гимнастка «Машина каша»

Маша каши наварила, (указательным пальцем правой руки дети «мешают» в левой ладошке)
Маша кашей всех кормила. (руки разводят в стороны)
Положила Маша кашу:
Кошке - в чашку,
Жучке - в плошку,
А коту - в большую ложку,
В миску - курицам, цыплятам,
И в корытце - поросятам.    
(загибают по одному пальчику на левой руке)
Всю посуду заняла,               (разжимают кулачок)
Всё до крошки раздала.       (сдувают «крошки» с ладошки)

Логопед: Приступайте к заданию.  Проверяем. Что ест лошадь?

Ребенок: Лошадь ест овес, ячмень.

Логопед: Что ест корова?

Ребенок: Корова ест траву, сено.

Логопед: Что ест кошка?

Ребенок: Кошка ест рыбу, молоко

Логопед: Что ест кролик?

Ребенок: Кролик ест морковку, траву, капусту.

Логопед: Что ест собака?

Ребенок: Собака ест мясо, косточку.

Логопед: Молодцы! Маша рассказала мне, что очень любит рисовать и принесла нам несколько своих рисунков. Посмотрите на них.

(На слайдах появляются рисунки без некоторых деталей)

Ребята, мне кажется, что Маша забыла  дорисовать некоторые части тела у этих животных. Подскажите Маше, чего не хватает у кошки?

Ребенок: У кошки не хватает усов.

Логопед: Правильно!  (на слайде появляются усы) Чего не хватает у козы?

Ребенок: У козы не хватает рогов.

Логопед: Правильно!  (на слайде появляются рога) Чего не хватает у собаки?

Ребенок: У собаки не хватает хвоста.

Логопед: Правильно!  (на слайде появляется хвост) Чего не хватает у кролика?

Ребенок: У кролика не хватает ушей.

Логопед: Правильно, молодцы! Ребята, а теперь мы с вами вспомним, что мы рассказали Маше о домашних животных и  чему её научили.

Дети: Учили ласково называть домашних животных, рассказали кто где живет и кто что ест ит.д.

Логопед: Молодцы. Маша решила вас поблагодарить за помощь и подарить вам подарок. Это раскраска о её приключениях. Ну что ж, а теперь  нам пора прощаться с Машенькой, до свидания! (На этом наше занятие окончено).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «День рождения в лесу» (лексическая тема: дикие животные и их детеныши) (старшая группа)

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе на лексическую тему "Дикие животные и их детёныши"...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Домашние животные и их детеныши»

Цель: Закрепление и расширение знаний детей о домашних животных и их детенышей....

Конспект НОД в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (нарушения речи) Неделя «Дикие животные и их детеныши готовятся к зиме» Тема: Приставочные глаголы. Согласование существительных с числительными 1, 2.

Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные и их детеныши». Совершенствование грамматического строя речи: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суфф...

Тренинг для родителей " Формирование правильного употребления падежных форм существительных по лексическим темам"

Семья - это первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. К сожалению, в последнее время вследствие повсеместно...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя у детей с ТНР в средней группе.Тема «Употребление уменьшительно-ласкательной формы имен существительных по лексической теме «Одежда»».

Програмное содержание занятия: Обучение правильному употреблению уменьшительно-ласкательной формы имен существительных по теме "Одежда". Активизация словаря по теме "Одежда". Закре...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Кошкин дом» по лексической теме «Домашние животные и их детеныши»

АННОТАЦИЯЗанятие на формирование лексико-грамматического строя речи предназначено для детей дошкольного возраста с ОВЗ. Рекомендуемый возраст - 5-6 лет. Занятие разработано с учетом особенностей катег...