Конспект НОД по развитию связной речи с использованием приемов ТРИЗ “Путешествие по весеннему лесу”.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Епифанова Галина Сергеевна

Тема: Составление рассказа от имени живого и неживого предмета (с творческим заданием: рассказ от первого лица).

Цель:

Учить выделять объекты изображенные на картине

продолжать учить детей отвечать на вопросы взрослого полным предложением,

учить составлять предложения – сравнения со словом – как,

закреплять умение решать задачи творческого характера с использованием приёмов ТРИЗ,

составлять рассказ от имени живого и неживого предмета (с творческим заданием: рассказ от первого лица),

развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами

продолжать учить придумывать загадки,

упражнять в чтении,

воспитывать у детей высшие чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_vospitatel_goda.docx661.55 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ

Конспект НОД по развитию связной речи с использованием приемов ТРИЗ

“Путешествие по весеннему лесу”.

Подготовила: Учитель-логопед Епифанова Г.С.

Учреждение: МБДОУ «Детский сад п.Новопушкинское»

Энгельсский район 2015 год

Тема: Составление рассказа от имени живого и неживого предмета (с творческим заданием: рассказ от первого лица).

Цель:

Учить выделять объекты изображенные на картине

продолжать учить детей отвечать на вопросы взрослого полным предложением,

учить составлять предложения – сравнения со словом – как,

закреплять умение решать задачи творческого характера с использованием приёмов ТРИЗ,

составлять рассказ от имени живого и неживого предмета (с творческим заданием: рассказ от первого лица),

развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами

продолжать учить придумывать загадки,

упражнять в чтении,

воспитывать у детей высшие чувства.

Ход занятия:

Орг. момент: В зал входят дети и здороваются с гостями.

Логопед: “Посмотрите: к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся”.

  1. Прежде чем, сказать о чнм мы будем говорить, я загадаю вам загадку, вы попробуете отгадать, что это:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи,

В дом свой – улей – пчела

Первый мед принесла.

На ветках плотные комочки –

В них дремлют клейкие листочки.

Логопед: “Ребята, о каком времени года я рассказывала? (о весне). Сегодня мы поговорим о весне”.

  1. Ребята, я вам предлагаю отправиться вместе со мной на весеннюю полянку, снимите обувь и присядьте. 

Я предлагаю вам рассмотреть картину с помощью подзорной трубы и  рассказать, что вы видите. Выделить любой предмет описать его.

Потом загадайте загадки про любой предмет, который изображен на картине.

Я привожу пример загадки.

В гости к нам приходит ростовая кукла и просит помочь определить правильно приметы весны.

  1. Д/ игра: “Найди приметы весны”.

Логопед: “Ребята, давайте найдем картинки, на которых изображены приметы весны. Но, вы, взяв картинку, должны объяснить: почему вы ее взяли”. Дети выставляют картинки на магнитную доску.

  1. Речевая игра: “Ассоциации” - придумывание предложений со словом КАК по схеме методом ТРИЗ “мозговой штурм”.

Логопед: “Луч согревает как - одеяло, шарф,….

В снегу ноги утопают как в – каше, болоте ….

Ручей мчится как - автобус, ракета, поезд, ….

шумит как – ребенок;

Листочки прилипают как – пластырь, смола, …

Птицы шумят, ссорятся как – дети, листва на дереве, погремушка, ветер…

Почки набухают как – каша, губка, ранка после ожога, ….

Сосульки капают как – слезы, …

Деревья покрываются листвой как – одеялом, шалью, …

Логопед выбирает наиболее точный и понравившийся вариант.

Немного отдохнем . Физминутка:

Солнышко, солнышко, в небе свети (дети тянутся руками вверх)

Яркие лучики к нам протяни! (вытягивают руки вперед ладонями вверх).

Ручки мы вложим в ладошки твои,

Нас покружи, оторвав от земли. (Кружатся, хлопают в ладоши).

Быстро шагают резвые ножки. (Быстро шагают на месте).

Солнышко скрылось, ушло на покой, (Приседают),

Мы же на место сядем с тобой. (Тихо садятся на свои места).

Логопед: “А вы хотите очутиться в весеннем лесу?” Выставляется сюжетная картинка.

  1. Прием ТРИЗ “вхождение в картину”.

Логопед: Посмотрите еще раз на картину. Представьте, что вы находитесь в ней. Нам в этом помогут схемы - Помощники: Волшебники “Я вижу”, “Я слышу”, “Я ощущаю носом”, “Я ощущаю руками” и т. п.

Логопед: “Продолжите предложения:

Я ощущаю руками…(холодный мокрый снег, нежные клейкие листочки и т.п.

Я слушаю….(пение птиц, звон ручья, звон капели)

Я чувствую запах…(Цветов, свежести, влаги, листьев)

(Использование ИКТ, музыкального сопровождения).

  1. Логопед: “Я предлагаю оживить картинкиВы – герои.

Логопед: “Превратись во что – нибудь и опишите своё настроение и своё отношение к окружающим вас” - приём эмпатии.

Рассказ от первого лица. Выбирают картинки: лужа, трава, ель, прутик, ручей. Схема: “Черное и белое”помогает рассказать об отношении с окружающим миром и проблемы.

Логопед: “Придумайте “красивые слова” к картинкам.

Солнце (луч) – Я – доброе, яркое, лучистое, ослепительное, теплое, желтое, круглое. Мне нравится дарить тепло, согревать землю. Мне не нравиться, что деревья скрывают от меня цветы и я не могу их согреть.

Ручей – Я чистый, лесной, быстрый, стремительный, шумный, звенящий. Я люблю петь песни, когда бегу, их напеваю. Мою воду ждут цветы и птицы. У меня много дел. Я несу воду в большую реку.

Лужа – Я грязная, большая, темная. Я ничего не делаю, меня никто не беспокоит, все забыли обо мне.

Снег – я серый, мокрый, рыхлый, грязный. Не люблю солнечный свет,люблю прятаться под деревьями

7. Придумывание загадок. Например, я круглое, но не мяч, горячее, но не пирог, свечу, но не лампочка, всех согреваю, но не одеяло.Что это? (солнце). Теперь ваша очередь придумать загадки с любыми картинками изображающими признаки весны.

6.Игра с элементами ТРИЗ: “Давайте найдем самое удачное название картине”. Упражнение в чтении.

Давайте выберем пословицу о весне, прочитаем её. Она будет названием нашей картине. Дети выбирают пословицу среди других произвольно.

Логопед: “Почему так назвали картину?”

Одна ласточка весны не делает. Весенний лед толст, да легко тает. Весна красная, а лето страдное. Весна красна цветами, а осень – снопами. Весной дождь парит, а осень молчит. Поможешь другому в беде и тебе помогут.

  1. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

ВЕСНА КРАСНА ЦВЕТАМИ,  А ОСЕНЬ- СНОПАМИ

C:\Users\Галечка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\T8V7IQ98\MP900185202[1].jpg

ВЕСНА КРАСНА, ДА ГОЛОДНА

C:\Users\Галечка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\T8V7IQ98\MC900200351[1].wmf

ВЕСНОЙ ЛЕД ТОЛСТ- ДА ЛЕГКО ТАИТ

C:\Users\Галечка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\HS5ZIRC2\MP900433777[1].jpg

C:\Users\Галечка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\6AP9H1EK\MC900441733[1].png     C:\Users\Галечка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\6AP9H1EK\MC900281285[1].wmf    C:\Users\Галечка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\AZM4WQ5S\MC900331621[1].wmf

C:\Users\Галечка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\AZM4WQ5S\MC900339198[1].wmf

C:\Users\Галечка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\HS5ZIRC2\MP900427841[1].jpgC:\Users\Галечка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\6AP9H1EK\MM900356575[1].gif

C:\Users\Галечка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\HS5ZIRC2\MC900300203[1].wmfC:\Users\Галечка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\T8V7IQ98\MC900437481[1].wmf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию связной речи с использованием элементов мнемотехники в подготовительной группе.

Конспект НОД по развитию связной речи с использованием элементов мнемотехники в подготовительной группе. Тема: «Хитрая лиса, где ты?»Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет)Написала и составила: ...

Конспект ООД по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники во второй младшей группе. Тема: Заучивание стихотворения «Фрукты».

Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по развитию речи детей младшего дошкольного возраста по лексической теме "Фрукты". В конспекте содержится мнемотаблица для заучивания стихотворения....

Конспект НОД по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники в средней группе. Тема: «День рождения куклы Тани».

Конспект поможет обогатить словарный запас детей по теме "чаяная посуда", закрепит педставления о ее назначении.С помощию прилагаемой мнемотаблицы дети смогут самостоятельно составить расска...

"Перспективное планирование по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники" (подготовительная группа)

Данное планирование разработано для подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Также в плпнировании есть раздел с рекомендациями воспитателю. Планирование включает последов...

"Перспективное планирование по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники " (старшая группа)

Данное планирование разработано для старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Также в плпнировании есть раздел с рекомендациями воспитателю. Планирование включает последовательную ...

Развитии связной речи с использованием приемов мнемотехники

Наглядная схема выступа­ет в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его за­вершить. Это достигается и...