"Уж небо осенью дышало..." познавательный проект в группе для детей с общим недоразвитием речи
проект по логопедии (старшая группа) по теме

Филимонова Оксана Николаевна

Цель проекта: Развивать познавательный интерес к природе и животному миру, к тем изменениям, которые происходят в природе осенью.

Задачи: Закрепление знаний детей о временах года. Систематизация и обобщение знакомой детям информации о признаках осени, о изменениях в животном и растительном мире. О дарах осени и труде людей осенью.

Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира. Познакомить детей с фразеологическими оборотами, народными приметами, пословицами и поговорками об осени.

Обогатить и актуализировать словарь прилагательных и глаголов по теме. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных и существительных в роде, числе и падеже).

Развивать умение понимать содержание произведений, внимательно слушать сказки, рассказы и стихотворения об осени.

Воспитание любви и бережного отношения к природе. Продолжить работу по активному вовлечению родителей в жизнь детского сада.

Итоговое мероприятие:

Развлечение  и викторина  для родителей и детей группы: «Осенний праздник в гостях у лесных гномов»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение комбинированного вида детский сад 1

МО Кореновский район

Утверждаю                                                                             Утверждаю

Заведующий МДОБУ   Д/С №1                                            Старший воспитатель МДОБУ  Д/С №1  

_________________/Аникиенко Е.Ю./                           ______________/ Рычина И.А./

«Уж небо осенью дышало…»

познавательный проект  в  группе

для детей с общим недоразвитием речи (второй период обучения)

Учитель - логопед: Филимонова Оксана Николаевна

Кореновск 2015-2016 учебный год

Информационная карта проекта:

Автор проекта: Филимонова О.Н. 

Участники проекта:

  1. Ткачева Е.Н., Шульгина Н.М., Гринь С.А.-  воспитатели группы
  2. Кучерёнок Е.А. – учитель-логопед
  3. Дети групп ОНР-3, ОНР-5 (второй период обучения)
  4. Родители детей  группы

Продолжительность проекта:

Долгосрочный (с 5 октября по 30 октября 2015г.)

Тип проекта: познавательный

Возраст детей: дети старшего дошкольного возраста

Цель проекта: Развивать познавательный интерес к природе и животному миру, к тем изменениям, которые происходят в природе осенью.

Задачи: Закрепление знаний детей о временах года. Систематизация и обобщение знакомой детям информации о признаках осени, о изменениях в животном и растительном мире. О дарах осени и труде людей осенью. Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира. Ознакомление детей с фразеологическими оборотами, народными приметами, пословицами и поговорками об осени. Обогащение и актуализация словаря прилагательных и глаголов по теме. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных и существительных в роде, числе и падеже). Развивать умение понимать содержание произведений, внимательно слушать сказки, рассказы и стихотворения об осени. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Продолжить работу по активному вовлечению родителей в жизнь детского сада.

Итоговое мероприятие: 

Развлечение  и викторина  для родителей и детей группы: «Осенний праздник в гостях у лесных гномов»

Ожидаемые результаты проекта:

Систематизация знаний по теме и обогащение словарного запаса детей. Развитие творческих способностей. Обновление предметно-развивающей среды.  Активное участие  родителей в жизнь группы .

План мероприятий  проекта:

  1. Подготовительный этап

- Создание мультимедийных презентаций

- подбор иллюстративного материала , книг и  оборудования для занятий, дидактических, сюжетно-ролевых  игр  и бесед.

-заседание родительского клуба «Внимательные родители» обсуждение подготовки театрализованного представления малышам «Осень в лесу» и важности игр-драматизаций для речевого развития детей.

- написание сценария праздника «Уж небо осенью дышало…»

- объявление творческого конкурса для детей и родителей «Дары осени».

   

  2.  Практический этап

  • Область познания: (наблюдения, целевые прогулки, экскурсии)
  • Коммуникация (игры, беседы)
  • Художественное творчество (рисование, аппликация, лепка, конструирование из природного материала)
  • Чтение художественной литературы
  • Работа с родителями

даты

Программное содержание

Организованная педагогическая деятельность

Работа

 с родителями

3-4 октября

Познакомить с характерными признаками осени. Учить замечать изменения в природе и делать выводы.

Учить видеть красоту осенних деревьев.

Упражнять в различении и назывании деревьев в осеннем уборе.

Закрепить слова по теме и знания о труде людей в природе осенью.

Во время экскурсий и наблюдений  учить замечать явления природы и охарактеризовывать погоду. Обогатить словарь прилагательных и глаголов по теме.

Ввести в активный

 словарь понятия

«ранняя осень»,

«золотая осень»,

«поздняя осень»;

наблюдение за первыми

признаками осени и

 опаданием листьев.

 Д/и «Назови дерево

с которого упал лист»,

 «Назови ласково»,

 «Чего не стало».

Беседа с родителями:

«Как интересно провести экскурсию в городской парк?»

Экскурсия

с родителями  в

городской  парк.

Сбор природного

материала, подготовка

к изготовлению

поделок.

5-9 октября

Закрепить знания о характерных признаках осени. Продолжать учить замечать изменения в природе и делать выводы.

Учить передавать в рисунке красоту осенних деревьев.

Во время коллективной аппликации,  продолжать учить вырезывать предметы округлой формы (скругление углов). Актуализация словаря по теме. Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде числе и падеже.

Учить детей слушать стихи.

Коллективная аппликация «Блюдо с фруктами и ягодами», рисование красками «Осенний лес», рисование карандашами «Идет осенний дождик»

Наблюдение за солнцем (светит, но не такое жаркое, как летом)

Поручение: найди самый красивый лист на участке.

Чтение стихов об осени. Д/и «Назови дерево с которого упал лист», «Назови ласково», «Чего не стало».

Участие в творческом

конкурсе «Дары осени».

Заседание родительского

 клуба, обсуждение

вариантов участия

 родителей в осеннем

 празднике,

распределение ролей.

12-16 октября

Продолжать учить детей наблюдать, делать простейшие выводы. Учить обследовательским действиям. Учить детей слушать, отвечать на вопросы.

Учить детей передавать в рисунках и поделках красоту осени. Уточнить представления о том, что дерево – это растение, о его основных частях (корень, ствол, ветки, листья), используя модели.

Познакомить детей со съедобными и несъедобными грибами. Учить детей наблюдать , охарактеризовать погоду.

Лепка: Совершенствовать умения скатывать комки между ладонями прямыми движениями рук,  правильно располагать части. Учить передавать красоту окружающего мира. Обобщать представление о дарах осени в лесу, в садах и полях, закреплять умение описывать предметы, замечать характерные признаки. Воспитывать любовь, уважение  и бережное отношение к природе.

Безопасность:

С\Р игра «Собираемся в лес за грибами» (правила безопасности),

Лепка «Собираем урожай с полей»

Экскурсия по экологической тропе.

Д/и «Собери грибок» (съедобные и ядовитые); «Узнай на вкус или по запаху» (овощи-фрукты); «Назови ласково» (овощи-фрукты), «Мой, моя, мое, мои» (притяжательные местоимения+ сущ), «1 – 2 – 5» (согласование сущ и числительных в словах по теме). Наблюдение за дождем (послушать как капли стучат по окну, дождик холодный, не такой как летом), ветром (опыты: определение силы и направления ветра, изготовление вертушек); на что похожи осенние облака.

Предложить

 родителям

сделать дома

 вместе с детьми

 салат из овощей.

Поиграть в д/игры

«Угадай на вкус»,

«Варенье из…»

(яблок – яблочное и тд.),

«Веселый повар»

 (из чего сварим:

 компот, борщ…и др)

19-23 октября

Учить согласовывать речь и движения в такт музыке. Развивать темпо-ритмические способности и интонационную выразительность.

Во время  аппликации  продолжать учить вырезывать предметы округлой формы (скруглением углов). Закрепить слова по теме и знания о том, как осенью лесные звери, птицы и насекомые  готовятся к зиме.

Закрепить приемы рисования красками (кисть плашмя и примакивание)

Беседы по картинам: «Золотая осень» И.Левитан, «Дары осени» А.М.Герасимов. Наблюдение в природе за тем, куда прячутся насекомые (паучки – в пень, бабочки – под кору, пчелки в дупло, жуки забираются в кору).

Беседа о том, почему перелетные  птицы улетают на юг»

Подготовка к празднику осени: Разучивание стихов, музыкальной игры «Здравствуй осень».

Чтение с элементами драматизации «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Крылатый, мохнатый да масляный».  

Аппликация «Угощение для белки» (грибы и орешки) Рисование красками по теме.

Предложить родителям

принять активное участие

 в осеннем празднике

 (участие в драматизации

 по мотивам народных

сказок, подготовка

 костюмов,

 разучивание стихов)

26-30 октября

Продолжать учить согласовывать речь и движения в такт музыке. Развивать темпо-ритмические способности и интонационную выразительность.

Беседа по картине «С.Ю.Жуковский «Осень. Веранда».

Подготовка к осеннему празднику, разучивание стихов, музыкальных игр, танцев по теме. Закрепление изученного материала. Учить применять полученные знания в других видах деятельности.  Игра – викторина «Что я знаю об осени».

Предложить родителям

сделать коллективный фотоальбом

 «Осенняя экскурсия в

 городской парк».

3. Заключительный этап:

- Итоговое мероприятие по проекту: «Осенний праздник в гостях у лесных гномов»

- Участие родителей в осеннем празднике; в викторине и творческом конкурсе с элементами драматизации «Мои любимые сказки».

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение комбинированного вида детский сад №1

МО Кореновский район

 «Осенний праздник в гостях

у лесных гномов».

Итоговое мероприятие по проекту «Уж небо осенью дышало» Развлечение для детей с общим недоразвитием речи

(второй период обучения).

                                                      Кореновск 2015 год

Под музыку П.И.Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года» дети входят в зал.

Ведущий:

«Пришла без красок и без кисти – перекрасила все листья» Как вы думаете, о чем эта загадка?

Конечно, это осень к нам пришла. Посмотрите, в окно залетел осенний листочек. Его осень покрасила в золотой цвет. Это непростой листок, это послание от лесных гномов. Они приглашают нас в гости в осенний лес. Сейчас я листочком взмахну, и мы окажемся в лесу. Раз, два,три – полетели!

(Дети кружатся на месте под музыку, «танец осенних листиков» - импровизация)

Вот мы с вами и в осеннем лесу, смотрите какая красота вокруг!  

Дети читают стихи об осени:                    

                                                                        ***

                                                        Пышным сарафаном

                                                        Землю укрывая,

                                                        В гости к нам шагает

                                                        Осень золотая

                                                        Праздник осени! Кругом

                                                        И светло и весело!

                                                        Вот какие украшенья

                                                        Осень нам развесила.

                         ***

Осень! Осыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелый по ветру летят.

Лишь вдали красуются там, на дне долин,

Кисти ярко-красных вянущих рябин.

                                                                      ***

                                                          Листопад, листопад,

                                                          Утопает в листьях сад.

                                                           Листья грустно шелестят

                                                           И летят, летят, летят…

                                                           А ветер врывается мне в рукава,

                                                           В лицо мне летит, кувыркаясь, листва.

                     ***

Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень нам подарки.

Бусы красные - Рябине,

Фартук розовый – Осине,

Зонтик желтый – Тополям,

Фрукты осень дарит нам.

Вед: …Ну а где же гномы, приглашение в лес нам прислали, а даже встретили, давайте их позовем: «АУУУ! Ау, ау, ау» …. Нет никого, только эхо в ответ…

Выходят лесные гномы:

Гном: А это не эхо, это мы с вами шутим! Но эхо у нас в лесу тоже есть, веселое! Мы любим с ним играть!

Вед: Интересно, эхо все повторяет? А можно и мы с ним поиграем?

Игра со словом «ЭХО»

Рыбы лают иногда? – Да, да, да!

Скажут тигры на суку. – Ку, ку, ку!

Зайцы хором на трубе. – Бе, бе, бе!

Овцы вышли на луга. – Га,га,га!

Гусь насупился, как граф. – Аф, аф, аф!

Ел траву козел в степи. – Пи, пи,пи!

Мышь взлетела высоко. – Ко,ко,ко!

Волку грустно одному. – Му, му, му!

А медведь пропел ежу – Жу, жу, жу!

Сколько пальцев, посмотри! – Три, три, три!

А сейчас спрошу опять. – Пять, пять, пять!

Получилось ерунда? – Да, да, да!

Вед: Да, веселое у вас эхо! И вы целый день с ним играете?

Гном: «Нет! Мы заняты, мы учимся в лесной школе!»

Вед: А чему учат в лесной школе?

Гном: В лесной школе учат правилам поведения в лесу!

  1. Что в лесу нельзя шуметь.
  2. Даже очень громко петь –
  3. Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
  4. Ветки ели не ломать,
  5. Мусор с травки убирать,
  6. Зря цветы не нужно рвать,
  7. Из рогатки не стрелять,
  8. И костры не разжигать,
  9. Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
  10. Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить!

Вед: Спасибо, гномики! Теперь и мы знаем как вести себя в лесу.

А ещё мы знаем, кто живет в нашем лесу.

Дети: Волки, белки, лисы, зайцы и медведи….

Вед: Выходите-ка, зверята, в гости к вам пришли ребята!

***

Косолапый и большой

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд.

Ну-ка, кто же назовет?

                                                                                 ***

                                                            У косого нет берлоги,

                                                            Не нужна ему нора.

                                                            От врагов спасают ноги,

                                                            Зимой от голода – кора!  

***

Рыжая плутовка

Спряталась под елкой.

Зайца ждет хитрюга та.

Как зовут её?

                                                                                       ***

                                                                   Сердитый недотрога

                                                                    Живёт в глуши лесной.

                                                                    Иголок очень много,

                                                                    А нитки  - ни одной.

Вед: Много мы знаем лесных зверей, но ещё в нашем волшебном лесу живут сказочные персонажи. Попробуйте угадать, каких сказочных героев мы сейчас встретим.

Творческий конкурс для детей и родителей «Мы ищем таланты»

Драматизация отрывков сказок «Колобок», «Заюшкина избушка»; диалог Лисички-сестрички и Серого волка  с участием детей  и родителей группы.

Вед: Красиво наш лес разукрасила осень, все люди и зверята готовят припасы на зиму.  На полях урожай поспел, в саду – яблоки, в лесу для белочки лесные орешки. Давайте поиграем и узнаем, какие же дары нам осень принесла.

Музыкальная ИГРА: «У тебя мы осень спросим!»

(Дети сели на стульчики)

Осенью в лесах много грибов, и белочки заготавливают их себе на зиму, сушат на веточках. Но грибы бывают разные, знаете какие?

Дети: Съедобные и несъедобные.

Вед: Белочки собрали много грибов, но все ли можно есть. Давайте поможем белочкам разобрать грибочки. В одну корзинку – съедобные боровики.

 Во вторую – мухоморы!

Эстафеты: «Собери грибы»,  «Паучки».

Вед: Какой хороший солнечный денёк сегодня в осеннем лесу! Такое настроение хорошее, так и просятся ноги в пляс.

Давайте потанцуем с гномиками и лесными зверятами.

Танец по показу : «1-2-3-!»

Какое замечательный танец, и какое хорошее путешествие в лес у нас получилось, жалко, что пора  возвращаться! А в садике нас ждёт сюрприз! Давайте взмахнем волшебным осенним листиком и  скажем волшебные слова: «1-2-3-4-5, полетели в детский сад опять!» Вот и закончилось наше путешествие. Но осень еще не закончилась. Вы с мамами и папами дома делали поделки, у нас получилась целая выставка работ из природного материала. Каждый, кто участвовал в конкурсе – получит награду!

Вручение почетных грамот и призов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический познавательно-игровой проект "Домашние животные и их детёныши\'\' в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи

Игровые экологические проекты встречают большой интерес со стороны четырехлетних малышей, буду рада, если мой опыт пригодится кому-то......

«1 сентября – День знаний!» познавательный проект в группе для детей с общим недоразвитием речи (второй период обучения)

Цель проекта: Развивать познавательный интерес к школе, книгам и получению знаний.Задачи: Закрепить знания детей о школе. Систематизировать и обобщить знакомую детям информацию о том кто работает в шк...

"ЧЕТВЕРОНОГИЕ МАЛЫШИ\'\' познавательно-информационный проект в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи

    Первичная диагностика по развитию речи показывает, что у детей 4-5лет с общим недоразвитием речи очень слабые знания о домашних животных: порой они даже не знают, как их правильно...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей-подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи по теме «Деревья в осеннем лесу» с использованием ИКТ

Фронтальные занятия — коллективная форма работы, которая проводится с воспитанниками логопедической группы. Занятие в старшей-подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи...

Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи

В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...

Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категории, фонетической стороны речи, развитию связнои речи, обучению грамоте в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на 2022 — 20

Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категории, фонетической стороны речи, развитию связнои речи, обучению грамоте в подготовительной г...