Тематический годовой план по формированию лексико-грамматических представлений и развитию речи.
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему

Калязина Елена Евгеньевна

Представлен тематический годовой план по формированию лексико - грамматических представлений и развитию речи для старшей группы детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_plan.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический годовой план

логопедических занятий по формированию

лексико-грамматических представлений и развитию связной речи

в старшей группе

(2-ой год обучения, ОНР)

 

Учитель – логопед:                                 /Калязина Е. Е./

Перспективный тематический план занятий по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи

1 период обучения (сентябрь – ноябрь)

Месяц

Неделя

Тема занятия

Цели

Сентябрь

Третья

 

1.

Развитие общего внимания и понимания речи

Развивать у детей общее внимание, понимание речи и словесно-логическое мышление.

2.

Развитие общего внимания и понимания речи

Четвертая

 

3.

Формирование понятий о действии и предмете

Уточнить понятия «действие», «предмет». Уточнить вопросы: Кто? Что? Что делает? Учить подбирать к действию объекты и наоборот.

4.

Закрепление понятия о действии (вопросы: кто? что? что делает?)

Закрепить полученные навыки и умения занятия 3.

Октябрь

Первая

 

5.

Имена собственные и их уменьшительные формы

Учить образовывать и правильно употреблять в речи собственные существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

6.

Нарицательные существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения

Тренироваться в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Закрепить понятия «большой», «маленький».

Вторая

 

7.

Падежные конструкции. Винительный падеж существительных в единственном числе.

Учить дифференцировать вопросы кто? кого? что? Учить изменять начальную форму сущ., ставя его в вин. пад. ед. числа.

8.

Падежные конструкции. Винительный падеж существительных в единственном числе.

Закрепить навыки и умения, полученные на занятии 7.

Третья

 

9.

Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени

Ввести понятие «прошедшее время». Учить согласовывать глаголы прош. вр. с сущ. в роде.

10.

Согласование существительного и глагола в числе

Ввести понятия «один», «много». Учить согласовывать существительные с глаголами ед. и мн. числа.

Четвертая

 

11.

Составление 3-словных предложений. Понятия «слово», «предложение»

Учить составлять предложения из 3 слов по опорной схеме. Ввести понятия «слово», «предложение».

12.

Составление 3-словных предложений. Понятия «слово», «предложение»

Учить составлять предложение из 3 слов, заменяя дополнение без наглядной опоры. Учить строить фразу по опорной схеме. Активизировать словарь детей.

Ноябрь

Первая

 

13.

Пересказ текста, составленного по демонстрируемому действию.

Учить детей отвечать на вопрос развернутой фразой из 3-4 слов, пересказывать текст, составленный из 3-4 простых предложений , с наглядной опорой в виде натуральных объектов, предметов и действий с ними.

14.

Согласование числительных «один», «одна» с существительными

Учить соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные муж. и жен. рода с числительными один, одна и подбирать сущ. к этим числительным.

Вторая

 

15.

Составление рассказа по демонстрируемому действию

Учить детей отвечать на вопрос 3-6-словной фразой; объединять фразы в рассказ из 4-5 предложений с наглядной опорой. Развивать словесно-логическое мышление.

16.

Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном числе без предлога и с предлогом У

Учить детей образовывать существительные в род. падеже ед. числа. Уточнить значение предлога У.

Третья

 

17.

Пересказ рассказа с использованием магнитной доски

Закрепить умение отвечать на вопрос, строя фразу из 4-6 слов. Научить пересказывать короткий текст с наглядной опорой.

18.

Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном числе

Закрепить навыки и умения, полученные на занятии 16.

Четвертая

 

19.

Приставочные глаголы

Учить дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу. Учить самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол

20.

Пересказ рассказа с использованием магнитной доски

Закрепить навыки и умения, полученные на занятии 17.

2 период обучения (декабрь – март)

Месяц

Неделя

Тема занятия

Цели

Декабрь

Первая

 

1.

Согласование числительных «два», «две» с существительными

Учить соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные муж. и жен. рода с числительными два, две и подбирать сущ. к этим числительным.

2.

Пересказ рассказа с использованием магнитной доски

Закрепить умение отвечать на вопрос, строя фразу из 4-6 слов. Научить пересказывать короткий текст с наглядной опорой.

Вторая

 

3.

Предлог НА

Познакомить детей с предлогом НА. Учить выделять предлог в предложениях и словосочетаниях.

4.

Предлог НА

Учить составлять предложения с предлогом НА по двум опорным словам. Добавлять пропущенный предлог.

Третья

 

5.

Предлог НА

Закрепить умения и навыки, полученные на занятиях 3, 4.

6.

Падежные конструкции. Дательный падеж существительных в единственном числе.

Учить детей правильно употреблять форму дательного падежа сущ-х в ед. числе без предлога; образовывать сущ-е в дат. падеже.

Четвертая

 

7.

Падежные конструкции. Дательный падеж существительных в единственном числе

Закрепить умения и навыки, полученные на занятии 6.

8.

Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картинок

Учить пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картинок.

Январь

Вторая

 

9.

Падежные конструкции. Творительный падеж существительных в единственном числе

Учить детей правильно употреблять форму творительного падежа сущ-х в ед. числе без предлога; образовывать сущ-е в тв. падеже.

10.

Падежные конструкции. Творительный падеж существительных в единственном числе

Закрепить умения и навыки, полученные на занятии 9.

Третья

 

11.

Согласование местоимений «мой», «моя» с существительными

Учить согласовывать местоимения мой, моя с существительными в роде. Подбирать к местоимению сущ-е с соответствующей родовой принадлежностью.

12.

Согласование местоимений «мой», «моя» с существительными

Закрепить умения и навыки, полученные на занятии 11.

Четвертая

 

13.

Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картинок

Учить пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картинок.

14.

Предлог ПОД

Познакомить детей с предлогом ПОД. Учить выделять предлог в предложениях и словосочетаниях. Развивать умение самостоятельного использования предлога ПОД в речи.

Февраль

Первая

 

15.

Дифференциация предлогов НА и ПОД

Учить детей выделять и называть предлоги НА и ПОД в разных предложениях, составлять предложения по 2 опорным словам и предлогу, добавлять пропущен. предлог.

16.

Падежные конструкции. Предложный падеж существительных с предлогом

Учить детей правильно употреблять форму предложного падежа сущ-х; образовывать сущ-е в предожном падеже, используя предлоги.

Вторая

 

17.

Падежные конструкции. Изменение существительных в единственном числе по падежам

Учить детей изменять сущ-ое в зависимости от вопроса и соседних слов в предложении.

18.

Падежные конструкции. Изменение существительных в единственном числе по падежам

Закрепить умения и навыки, полученные на занятии 17.

Третья

(с 12 по 16)

19.

Предлог В

Учить определять пространственное расположение предметов с помощью предлога В, а также воспринимать, выделять и употреблять этот предлог в словсоч. и предложениях.

20.

Предлог В

Закрепить умения и навыки, полученные на занятии 19.

Четвертая

 

21.

Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картинок

Учить пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картинок.

22.

Подбор определений к предметам и объектам (вопросы какой по цвету? какой по форме?)

Учить детей подбирать несколько однородных определений к предметам по вопросам, затем без них.

Март

Первая

 

23.

Подбор определений (вопрос: какой по величине?)

Ввести понятие «величина». Выучить антонимичные пары величин (большой-маленький, высокий-низкий и т.д.). Учить детей правильно употреблять определения величины.

24.

Подбор определений (вопрос: какой по величине?)

Закрепить умения и навыки, полученные на занятии 23. Научить детей сравнивать предметы по величине, форме, цвету.

Вторая

 

25.

Относительные прилагательные (вопрос: какой по материалу?)

Совершенствовать навыки словообразования.

26.

Относительные прилагательные (вопрос: какой по материалу?)

Учить детей образовывать относительные прилагательные и включать их в предложения.

Третья

 

27.

Относительные прилагательные (вопрос: какой по материалу?)

Закрепить умения и навыки, полученные на занятиях 25, 26.

28.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Обучать составлению рассказа по серии сюжетных картин и запоминанию составленного рассказа с опорой на предметные картинки.

Четвертая

 

29.

Подбор нескольких определений к предметам и объектам

Научить детей подбирать несколько определений к разным предметам и объектам, работать со схемами.

30.

Подбор нескольких определений к предметам и объектам

Закрепить умения и навыки, полученные на занятии 29.

Пятая

 

31.

Предлоги В, НА, ПОД

Закрепить умения использовать предлоги В, НА, ПОД в самостоятельной речи детей, составлять словосочетания и предложения, используя схемы предлогов.

32.

Контрольное занятие. Описание предметов и объектов с использованием схем.

Уточнить полученные навыки в описании предметов по схемам.

3 период обучения (апрель – май)

Месяц

Неделя

Тема занятия

Цели

Апрель

Первая

 

1.

Предлоги В, НА, ПОД

Закрепить навыки и умения, полученные на занятии 31.

2.

Описание предметов и объектов с использованием схем сюжетных картинок

Уточнить полученные навыки в описании предметов по схемам. Развивать словесно-логическое мышление.

Вторая

 

3.

Согласование прилагательного с существительным в роде

Отработать формы муж., жен., сред. рода прилагательных.

4.

Согласование прилагательного с существительным в роде

Закрепить умение отвечать на вопросы: какой? какая? какое? Научить детей самостоятельно подбирать признаки к предметам, учитывая род сущ.

Третья

 

5.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Обучать составлению рассказа по серии сюжетных картин и запоминанию составленного рассказа с опорой на предметные картинки и без нее.

6.

Распространение предложений путем введения однородных определений

Учить детей подбирать к предмету или объекту возможно большее количество определений. Включать слова-признаки в определенное место предложения перед определенным словом. Расширять и активизировать словарь детей.

Четвертая

 

7.

Распространение предложений путем введения однородных определений

Закрепить полученные навыки предыдущего занятия.Учить детей построению фразы с однородными определениями.

8.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Обучать составлению рассказа по серии сюжетных картин и запоминанию составленного рассказа с опорой на предметные картинки и без нее.

Май

Первая

 

9.

Предлог К

Учить определять пространственное расположение предметов с помощью предлога К, а также воспринимать, выделять и употреблять этот предлог в словсоч. и предложениях.

10.

Предлог К

Закрепить навыки и умения, полученные на занятии 9.

Вторая

 

11.

Пересказ рассказа, составленного по сюжетной картинке

Учить детей пересказывать текст, составленный по сюжетной картинке. Развивать внимание и словесно-логическое мышление.

12.

Предлоги К, ОТ

Учить определять пространственное расположение предметов с помощью предлогов К, ОТ, а также воспринимать, выделять и употреблять этот предлог в словсоч. и предложениях.

Третья

 

13.

Составление рассказа по сюжетной картине

Учить детей составлять рассказ по сюжетной картине, изображенные события на которой -конечный результат действия. Учить детей отвечать на вопросы со словами почему, правильно строить длинные фразы.

14.

Глаголы-антонимы

Учить детей правильно подбирать глаголы-антонимы, строить фразу по картинке.

Четвертая

 

15.

Глаголы-антонимы

Закрепить навыки и умения, полученные на занятии 14.

16.

Контрольное занятие по развитию связной речи

Подвести итоги усвоения материала за год.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы по формированию лексико-грамматических категорий и фонетической стороны речи

Примерное планирование по формированию лексико-грамматических категорий и фонетической стороны речи (по лексическим темам)....

конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развития речи по теме:"Растения луга "(с использованием мнемотехники)

конспект непосредсвенно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: "Растения луга"...

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕН

Одним из условий  успешной коррекционной работы является эффективное планирование. Данное планирование разработано для фронтальной и подгрупповой работы с детьми с ОНР с опорой на лексическую тем...

Перспективный календарно-тематический план по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе 5-6 лет компенсирующей направленности с ТНР (ОНР)

Логопедические занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи строятся с учетом требований как общей дошкольной, так и специальной педагогики.На занятиях по разви...