Перспективный календарно-тематический план по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе 5-6 лет компенсирующей направленности с ТНР (ОНР)
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему

Цыбирганова Юлия Михайловна

Логопедические занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи строятся с учетом требований как общей дошкольной, так и специальной педагогики.

На занятиях по развитию лексико-грамматических средств языка необходимо создать достаточный запас словарных образов, сложившихся уже на базе восприятия и осмысления объектов действительности. Основная цель этих занятий - обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств. 

Формирование грамматической правильности речи происходит на основе предварительно усвоенного материала по лексике и фонетике. Оно начинается с упражнений по различению и сопоставлению форм слов. Детей необходимо научить вслушиваться в окончания существительных, глаголов единственного и множественного числа, в изменения падежных окончаний одного и того же слова. Опыт показывает, что сравнение начальной формы с косвенной подготавливает детей к правильному использованию этих форм в устной речи.

На занятиях отрабатываются падежные формы, наиболее употребительные в разговорной речи. Вся работа по практическому усвоению лексико-грамматического строя языка является основой для формирования разных типов предложений. Затем модель предложения усложняется в соответствии с требованиями программы.

Составляя предложения по описанию различных действий, по содержанию картинки и т. п., они учатся связно рассказывать об увиденном.

Постепенно такие сообщения объединяются в короткий рассказ.

Предлагаю свой вариант перспективного  календарно-тематического плана

   по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perpektiv.plan_.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 I период  (сентябрь ,октябрь, ноябрь)

                                                                                        СЕНТЯБРЬ

                                           1,2,3 неделя- логопедическое обследование , НОД по Л/Г- 15,НОД по СР-7

Неделя

Лексическая

        тема

№ НОД

 Тема НОД  (формирование лексико-грамматических средств         языка)

                      Тема НОД( развитие связной речи)

4

Человек.    Части тела. Здоровье

1

Образование множественного числа имён

существительных  в именительном падеже.

2

Словообразование. Уменьшительно-ласкательные формы существительных.

1

Детский сад. Наша группа. Игрушки

1

                                          ОКТЯБРЬ

Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои в роде, числе ,падеже.

2

                                       

Падежные конструкции. Образование формы

родительного падежа множественного числа

имён существительных

2

Овощи.

Огород

1

                   

  Согласование существительных с количественными числительными один ,одна, одно  в роде ,числе, падеже.

2.Составление описательного рассказа об овощах с опорой на схему.

3

4

Фрукты.

Сад

Признаки осени

1

1

Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой ,моя, мои  в роде ,числе, падеже.

Слова-признаки

2.Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием сюжетных картин.

2.Составление коллективного рассказа «Осень на пороге»

с использованием  магнитной доски

1

Лес.

Деревья

1

2.

                          НОЯБРЬ

 Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом У

 

Относительные прилагательные

2

3

4

5

1

Грибы.

Ягоды

Перелётные птицы

Одежда

Обувь. Головные уборы

Зима. Признаки зимы.

1

1

1

1

1.

2.

Словообразование. Уменьшительно-ласкательные формы существительных

Распространение предложений с использованием существительных в родительном падеже

Соотнесение существительных мужского и женского рода с притяжательными местоимениями мой, моя

Образование существительных в родительном падеже с предлогом из

       

         II период(декабрь, январь, февраль)

                           ДЕКАБРЬ

  Слова-признаки

 

  Работа над фразой. Составление предложений с включением слов- признаков.

1.Пересказ рассказа Я.Тайца «По ягоды» с использованием предметных картинок

1.Пересказ адаптированного рассказа Л.Воронковой «Лебеди»с использованием сюжетных картин

1.Составление описательного рассказа  об одежде с опорой на схему

1.Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картин

2.Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам

2

 3

4

1

2

3

4

5

1

2

3.

4

1

2.

3.

4

1

Зимующие птицы

1.

2.

Предлог НА

 Предлоги НА,ПОД

1.Составление описательного рассказа  о зимующих птицах с использованием  схемы

Семья. Зимние забавы

Ново-

годний праздник

«Мебель»

«Посуда»

Продукты питания

Домашние птицы

Домашние

животные и их детёныши

Дикие животные

 и их детёныши

Наша армия. Защит-ники Отечества

Животные жарких стран

8 Марта Женский праздник

Женские профессии

Инструменты.

Мужские профессии

Животные холодных стран

Весна. Признаки весны

1

1

1.

2.

1.

2.

1.

2.

1

2.

1.

2.

1.

2.

1.

2.

1.

2

1

2

1.

2.

1.

2.

1

2

1.

2

1

2.

Образование притяжательных прилагательных

Работа над фразой. Составление простых  предложений с предлогами  НА, ПОД

 Слова-признаки

Работа над фразой. Составление простых  предложений с однородными прилагательными.

                         ЯНВАРЬ

             Новогодние каникулы

Употребление формы родительного падежа множественного числа имён существительных.

Согласование имён существительных с количественными числительными 2,5

Предлог В

Употребление предлогов В, НА,ПОД в предложениях

Образование относительных  прилагательных

Употребление относительных  прилагательных в предложениях с союзом а

Падежные конструкции. Употребление существительных в единственном и множественном числе в дательном падеже с предлогом с

Согласование имён существительных с количественными числительными 2,5

                       ФЕВРАЛЬ

Образование существительных единственного и множественного числа с суффиксами –ата,-ята-

       

Падежные конструкции. Употребление имён существительных в единственном и множественном числе в дательном падеже с предлогом с в предложениях

 

Образование имён  существительных единственного и множественного числа с суффиксами – онок- -ата 

Образование притяжательных прилагательных

Образование  имён существительных с суффиксами –ист, -чик,- ник

Составление простых предложений с именами существительными ,имеющими  суффиксами –ист, -чик,- ник

Падежные конструкции. Употребление существительных единственного и множественного  числа в творительном падеже с предлогом с/со

Образование притяжательных прилагательных

               III период(март ,апрель ,май)

                            МАРТ     

Подбор однородных прилагательных к именам существительным, согласование их в роде ,числе, падеже

 

  Образование   притяжательных прилагательных, включение их  в простые предложения  

   Образование  имён существительных с суффиксами –ница, -иц,- тель

 

Составление    простых предложений с включением слов сложной слоговой структуры    

Падежные конструкции. Образование творительного  падежа имён существительных в единственном  числе      

    Образование  имён существительных с суффиксами –чик,-щик

 

                         

Падежные конструкции. Употребление существительных единственного и множественного  числа в творительном падеже с предлогом с/со

Образование притяжательных прилагательных

                                  АПРЕЛЬ

1.Подбор однородных прилагательных к существительным ,согласование их в роде ,числе, падеже

Составление простых предложений с включением однородных прилагательных

1.Составление рассказа «Семейный ужин»по серии сюжетных картин(с элементами творчества

1. Составление рассказа «Новый год на пороге»по серии сюжетных картин с продолжением сюжета

1.Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации

1. Составление рассказа «Мячик»по серии сюжетных картин

1.Пересказ  басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»

1.Драматизация рассказа В.Сутеева «Утёнок и цыплёнок»

1. Составление описательного рассказа о домашних животных

 с использованием схемы

1.  Составление  рассказа по серии сюжетных картин «Нашли ежа

1.Составление рассказа «Граница -на замке по серии сюжетных картин

1. Составление описательного рассказа о животных жарких стран

 с использованием схемы

1.Составление рассказа по сюжетной картине «Как мы маму поздравляли»

1.Составление рассказа по личному опыту «Моя мама на работе»

1.Составление рассказа «Кем я хочу быть» по графическим схемам

1. Пересказ рассказа «Пингвиний пляж»

(по Г. Снегирёву)

1.Составление описательного рассказа «Весна идёт» по простым 1-фигурным сюжетным картинкам и опорным словам.

2

3

Космос

ТранспортПравила ПДД

1.

2.

1.

2.

               

Образование слов сложной слоговой структуры

   Составление простых   предложений с включением слов сложной слоговой структуры                             

Предлоги  К,ОТ

Образование приставочных глаголов

1.Пересказ сказки « Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили»

1.Пересказ  рассказа Г.Цыферова «Паровозик»с использованием опорным предметных картинок

4

Наш дом. Мой город Саратов

1.

2.

Образование отымённых прилагательных

    Образование относительных прилагательных

1.Составление  рассказа «Мой любимый город» по наглядной модели

1

2

Наша Родина-Россия

День Победы

 

1.

2.

1

2.

 

                                                МАЙ

Образование слов сложной слоговой структуры

   Составление простых   предложений с включением слов сложной слоговой структуры                             

Образование притяжательных прилагательных

             

                     

Пересказ рассказа»Дедушкин орден»

           

1.Составление рассказа «Москва-столица России» по опорным картинкам

1.Заучивание стихов о празднике, пересказы рассказов по циклу «Дети войны»

3

4,5

Лето. Цветы. Насеко-мые

Обследование

1

2.

Согласование имён существительных с количественными числительными два, пять, десять

Употребление предлогов НА,ПОД,В,К,ОТ в простых предложениях(итоговое контрольно-проверочное)

1.Составление рассказа «Лето красное пришло…» по сюжетной картине


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе «КАК ДЕТЕНЫШИ В ДЕТСКИЙ САД ХОДИЛИ»

На занятии в игровой форме дети закрепляют знания о домашних животных и их детенышах, учатся использовать в речи падежные конструкции....

Перспективное планирование по формированию лексико-грамматических представлений и развитие связной речи

В этом материале представлена работа по тематическому планированию на учебный год....

Учебный план занятий по формированию лексико – грамматических средств языка, развитию связной речи у детей с ОНР в подготовительной группе

Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции речи необходимо уделять большое внимание. Дефекты произношения сами собой не...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»

Задачи.Образовательные:1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе. 2. Закреплять навык образования множественного числа существит...

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».

Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне,   расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...

Методическая разработка "Перспективный тематический план занятий по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР".

Эффективность коррекционной работы с детьми с ОНР по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи определяется четким планированием занятий, которое предполагает актуально...

План занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи (старшая группа)

Примерный план занятий по обучению детей словообразованию, формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи (старшая группа)...