Семинар для педагогов "Игры для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста"
материал по логопедии по теме

Окунева Наталья Сергеевна

Фонематические процессы включают в себя: - фонематический слух; - фонематическое восприятие; - фонемный анализ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskie_prootsessy.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка»

Семинар

на тему: «Игры для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста»

                                 Подготовил:

                                                                 учитель – логопед МБДОУ

                                                                «Детский сад «Сказка»

                                                                Окунева Н.С.

ст. Обливская

2016г.

Фонематические процессы включают в себя:

- фонематический слух;

- фонематическое восприятие;

- фонемный анализ.

Фонематический слух включает в себя процессы: способность слышать данный звук в слове; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы расположенные в разной последовательности; способность различать близко звучащие но разные по значению слова.

Фонематическое восприятие включает: умение определять линейную последовательность звуков в слове; умение определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце слова); осознание, подсчет количества звуков в слове.

Фонемный анализ включает: выявление порядка следования фонем; становления различной функции фонем; выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных языку.

 Фонематические процессы формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи. К концу первого года жизни (по данным Н.Х.Швачкина) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав). Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения (А.Н.Гвоздев). Н.Х.Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на:

- становление детского звукопроизношения;

- формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны;

- усвоение грамматического строя, словаря;

- овладения связной речью;

Общая задача и логопеда, и воспитателя – формирование правильной речи (фонетически, лексически, грамматически) как средства общения и развития ребенка, так как проблемы в становлении речевых функций значительно снижают коммуникативные возможности детей дошкольного возраста. Чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития. Давайте постараемся помочь детям вместе.

В связи с тем, что в настоящее время увеличилось количество детей, у которых отмечается задержка темпов речевого развития, следует больше уделять внимания правильной организации общения и коррекционной работы с такими детьми. Так как развитие речи подчиняется универсальным законам и проходит определенные этапы развития в жесткой последовательности, то необходимо смоделировать эти этапы и откорректировать несформированные механизмы развития речи на каждом этапе.

В младшем дошкольном возрасте необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверены в правильности произношения), другие – крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.

Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, чтобы учить малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух-, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.

«Угадай, что звучит»

Оборудование: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

 «Угадай, где звенит (где хлопнули)»

Оборудование: колокольчик.

Кроме развития фонематических процессов, данная игра способствует и развитию пространственного восприятия у детей.

«Чудесный мешочек»

Оборудование: мешочек, мелкие игрушки, изображающие, например, детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.

«Магазин»

Оборудование: игрушки, в названиях которых есть звуки «м - мь, п - пь, б – бь» (матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.)

 «Скажи, как я»

Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).

В возрасте 4 – 5 лет у детей значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую структуру даже в многосложных словах; их артикуляционный аппарат становится более подвижным, улучшается слуховое восприятие, фонематический слух.

Задача педагога на этом этапе учить детей внимательно слушать речь окружающих, подбирать слова, похожие по звучанию (ложка-кошка, мошка и т.д.), вычленять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук, узнавать знакомый звук в названиях игрушек, предметов или подбирать игрушки и предметы, в которых есть этот звук. Одновременно педагог ведет работу по уточнению и закреплению правильного произношения отдельных звуков. Особое внимание при этом уделяется правильному произношению в словах группы свистящих («с, сь, з, зь, ц»), шипящих («ж, ш, ч, щ»), с пяти лет сонорных («л, ль, р, рь») звуков.

К концу пребывания в средней группе многие дети усваивают и правильно произносят все звуки родного языка. Но если ребенок испытывает затруднения в выполнении перечисленных заданий, педагог может использовать предлагаемые ниже игры и упражнения. Их цель – развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.

«Возьми игрушку»

Оборудование: игрушки или предметы, названия которых состоят из трех-четырех слогов (крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.).

Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Педагог шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, тот так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его. Педагог следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо.

«Угадай, где кружки, а где кружки»

Оборудование: две кружки и два кружка.

Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над кружками и спрашивает, что находится сверху, а что снизу. Дети отвечают. Потом педагог меняет местами предметы и снова спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ.

Педагог следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали слова.

«Доскажи словечко»

Педагог произносит рифмованные строчки, не договаривая последнее слово, и просит детей договорить словечко в рифму (чтобы было складно). Для начала можно использовать известные детям стихи, например:

1)Уронили мишку на пол,

   Оторвали мишке …. (лапу).

2)Сосульке сегодня совсем не до сна,

   Ведь знает она: наступила …. (весна).

3)Дети на скамейку сели,

   Песню звонкую …. (запели).

4)Любит зайка лист капустный

   И полезный он, и ….(вкусный).

«Подбери рифмочку»

Педагог произносит слова, близкие по звучанию: «кошка- ложка, ушки- пушки». Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.

К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить практически все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но педагог по-прежнему уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит их различать звуки на слух и правильно произносить («с- з, с- ц, ш- ж, ч- щ, с- ш, з- ж, ц- ч, с- щ, л- р»). С этой целью проводится ежедневно артикуляционная гимнастика, а также работа по устранению недостатков произношения.

Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно, с ними велась предварительная работа.

Для детей старшего дошкольного возраста подойдет настольная игра «Путешествие по звукам».

Цель: закрепление навыков подбора слов на заданный звук; автоматизация поставленных звуков в словах.

Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагайте детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Параллельно с формированием навыков звукового анализа необходимо уделять внимание и развитию моторной сферы (общей, мелкой, артикуляционной моторики) и правильного дыхания (дыхательным упражнениям).

Использование игровых форм работы позволяет приблизиться к целевым ориентирам согласно ФГОС дошкольного образования и сформировать у детей дошкольного возраста необходимые предпосылки к обучению грамоте, умение применять полученные коммуникативные навыки в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста...

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста...

Презентация "Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста"

Презентация. Рекомендации воспитателям по развитию фонематических процессов у детей дошкольного возраста"...

Мастер – класс на тему: « Игровые технологии в развитии фонематических процессов у детей дошкольного возраста».

Данный мастер - класс проводит учитель - логопед для воспитателей в форме деловой игры, когда воспитатель выступает ребенком, выполняя зададания логопеда.В материале дается понятие о фонематическом сл...

Консультация для родителей «Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста»

Краткий теоритеческий материал для родителей о формировании фонематических процессов дошкольников и подборка игр для их развития....

Семинар – практикум на тему «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

Семинар – практикум на тему«Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста....