Презентация "Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста"
презентация по логопедии на тему

Закамалдина Наталья Николаевна

Презентация. Рекомендации воспитателям по развитию фонематических процессов у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon razvitie_fonematicheskih_protsessov.ppt1004 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие фонематических процессов Учитель – логопед: Закамалдина Н.Н.

Слайд 2

По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)». К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова ». То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

Слайд 3

Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой Звуковой анализ – вторая.

Слайд 4

Фонематическое восприятие включает: умение определять линейную последовательность звуков в слове; умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; осознание или подсчет количества звуков в слове.

Слайд 5

Под звуковым анализом понимается: 1) определение порядка слогов и звуков в слове; 2) выделение отдельных звуков; 3) выделение основных качественных характеристик звука (согл. – гл., тверд. – мягк.»

Слайд 6

Фонематическое восприятие Звуковой анализ -Не требует специального обучения -Требует специального обучения - Первая ступень к овладению грамотой - Вторая ступень к овладению грамотой - Формируется в период от 1 года до 4 лет - Формируется в более позднем возрасте - Способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно - Способность различать тоже самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме

Слайд 7

Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени: • словарным запасом грамматическим строем тормозит развитие связной речи

Слайд 8

Этапы развития фонематического восприятия Развитие неречевого слуха. 2. Развитие речевого слуха. 3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза .

Слайд 9

1. Развитие неречевого слуха упражнения включают задания на распознание: звучащих инструментов; звучащих предметов; действий предметов. Дети встают в круг. Педагог предлагает им незаметно для водящего передавать за спиной колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.

Слайд 10

2. Развитие речевого слуха различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса; различение слов, близких по звуковому составу; дифференциация слогов; дифференциация фонем . Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, козы и козленка и т. д. Педагог произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны поднять соответствующую картинку.

Слайд 11

3. Развитие навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учим определять количество слогов в слове и отхлопывать 2-х и 3-х сложные слова. Затем учим детей выделять гласные звуки из слова, согласные. Педагог предлагает детям внимательно послушать и определить, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый кружок. « Где звук?» Сначала дети определяют место звука только в начале, а затем в конце слова. И лишь когда они все это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук в середине слова.

Слайд 12

Для обучения детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу можно рекомендовать следующие приёмы: выделение первого звука анализируемого слова и придумывание детьми слов на выделенный звук; выделение последнего звука анализируемого слова и придумывание детьми слов с этим звуком: а) чтобы этот звук был первым в придуманном слове, б) чтобы этот звук находился в середине слова, в) чтобы этот звук был последним в слове придумывание слов на первый, второй, третий звуки анализируемых слов; придумывание слов из определённого количества звуков нахождение одинаковых и разных звуков в словах мак и рак и т.д.

Слайд 13

Игровые приёмы: Перепрыгни через скакалку столько раз, столько звуков в названном слове; покажи столько пальцев на руке, сколько звуков в анализируемом слове; пройди столько шагов, сколько согласных звуков в слове кукла. пусть подойдёт к столу тот , в имени которого столько звуков, сколько раз ударили в барабан ( 3 – Ира, 4 – Саша и т. д . ); игра « Начало слова за тобой » (назови первый звук слов с ак – рак, лак, бак и т. д . ) найди и опусти в « чудесный мешочек » игрушку, в названии которой второй звук гласный у ( кукла, жук, Буратино и т. д.) ; игра « Конец слова за тобой » (добавь третий звук слова: ма - мак, мал; ко – кот, ком, кол и т. д . )

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста...

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста...

Семинар для педагогов "Игры для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста"

Фонематические процессы включают в себя: - фонематический слух; - фонематическое восприятие; - фонемный анализ....

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста»

Образовательная программа «Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста», создана на основе «Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» (...

Мастер – класс на тему: « Игровые технологии в развитии фонематических процессов у детей дошкольного возраста».

Данный мастер - класс проводит учитель - логопед для воспитателей в форме деловой игры, когда воспитатель выступает ребенком, выполняя зададания логопеда.В материале дается понятие о фонематическом сл...

Консультация для родителей «Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста»

Краткий теоритеческий материал для родителей о формировании фонематических процессов дошкольников и подборка игр для их развития....