Определение уровня сформированности монологической речи у детей с ОНР Диагностика связной речи по методике В.П. Глухова
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Смирнова Ирина Ивановна

Определение уровня сформированности

монологической речи у детей с ОНР

Диагностика связной речи по методике        В.П. Глухова.

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

Для определения уровня сформированности  монологической речи у детей с ОНР использовалась диагностика связной речи по методике        В.П. Глухова.

Диагностика была  направлена  на выявление возможностей детей в использовании различных видов связных высказываний - от единичной формы до составления рассказов с элементами собственного творчества. Определялась способность детей к передаче содержания знакомого литературного текста, зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации. Обследование включало семь последовательных заданий и проводилась индивидуально. Обследовано 15 детей 5 лет, имеющих общее недоразвитие речи.

 Первое задание методики обследования связной речи заключалось в составлении детьми предложений (на вопрос:«Скажите, что здесь нарисовано?») по пяти отдельным картинкам, изображающим простые действия (мальчик поливает цветы из лейки, девочка ловит бабочку сачком, девочка делает зарядку, мальчик пускает кораблик по ручью, мальчик строит дом из кубиков).

 Задание предназначалось для выявления у детей умений построить фразу, адекватно передающую изображенное действие, т.е. состояло в решении определённой семантико-синтаксической

Второе задание – составление предложение по трем картинкам, связанные одной темой  (с изображением девочки, корзинки и леса). Задание было направлено на выявление способности детей к установлению логико-смысловых отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы-высказывания.

Третье задание имело целью выявить возможности детей с речевым недоразвитием описательной речи в воспроизведении достаточно простого по структуре и небольшого по объёму текста знакомой сказки («Репка», « Теремок»). Текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа.

Четвертое задание используется для выявления возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. Рекомендуется использовать серии из трех-четырех картинок по сюжетам Н. Радлова («Ежик и гриб», «Кошки и птичка» и др.), а также серии с подробно представленным сюжетом (5-6 картинок), например «Медведь и зайцы»* и т.п. Картинки в нужной последовательности раскладывают перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть. Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки (например: «дупло», «поляна», «лужок» — по серии «Медведь и зайцы» и т.д.). При затруднениях, помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь. Кроме общих критериев оценки принимаются во внимание показатели, определяемые спецификой данного вида рассказывания: смысловое соответствие содержания рассказа изображенному на картинках; соблюдение логической связи между картинками-эпизодами.

Пятое задание – составление рассказа на близкую детям тему: «На нашем участке» ставило целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения детьми фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. В целях облегчения поставленной задачи детям предварительно давался план рассказа, состоящий из пяти вопросов-заданий. Предлагалось рассказать о том, что находится на участке; чем занимаются на участке дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; рассказать о занятиях и играх на участке зимой

Следующие два задания были направлены на выявление возможностей детей в составлении рассказов с элементами творчества и особенностей монологической речи при выполнении таких заданий.

Для шестого задания — составления описательного рассказа — детям  предлагались модели предметов (игрушки), так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов. Можно использовать такие игрушки, как куклы, в том числе персонажи известных сказок, игрушки, изображающие домашних животных (кошка, собака), грузовая машина-самосвал и др. Ребенку предлагается в течение нескольких минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану. Например, при описании куклы дается следующая инструкция-указание; «Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; скажи, из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове» и т.п. Может быть указана и последовательность отображения основных качеств предмета в рассказе-описании. При анализе составленного ребенком рассказа обращается внимание на полноту и точность отражения в нем основных свойств предмета, наличие (отсутствие) логико-смысловой организации сообщения, последовательность в описании признаков и деталей предмета, использование языковых средств словесной характеристики. В случае, когда ребенок оказывается не способным составить даже короткий описательный рассказ, ему предлагается для пересказа образец описания, данный логопедом.

 

Седьмое задание — продолжение рассказа по заданному началу (с использованием картинки) — имеет целью выявить возможности детей в решении поставленной речевой и творческой задачи, в умении использовать при составлении рассказа предложенный текстовой и наглядный материал. Ребенку показывают картинку, изображающую кульминационный момент сюжетного действия рассказа. После разбора содержания картинки дважды прочитывается текст незавершенного рассказа и предлагается придумать его продолжение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценки состояния связной речи детей

дошкольного возраста с ОНР

(по В.П. Глухову)

 

Вид задания

Критерии оценки выполнения задания

1.

Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам

5  – фраза грамматически правильно построена, адекватна по смыслу и точно отображает ее предметное содержание

4 – фраза адекватна по смыслу, имеет один из недостатков: мало информативна, ошибки употребления грамматической формы слова, не нормативный порядок слов, длительные паузы с поиском нужного слова

3 – сочетание недостатков информативности и лексико-грамматического структурирования при выполнении всех или большинства заданий

2 – адекватная фраза, составлена с помощью дополнительного вопроса, не все варианты задания выполнены

1 – отсутствие адекватного ответа с помощью дополнительного вопроса, фраза – перечисление предметов

2.

Составление предложения по трем картинкам, связанными тематически

5 – фраза адекватна по смыслу, составлена с учетом предметного содержания всех картинок, информативна, грамматически правильно оформлена

4 – фраза адекватна по смыслу, имеет один из недостатков: мало информативна, ошибки употребления грамматической формы слова, не нормативный порядок слов, длительные паузы с поиском нужного слова

3 – фраза составлена на основе предметного содержания 2-х картинок, при оказании помощи, составляется адекватное по содержанию высказывание

2– невозможность составления фразы по трем картинкам, помощь не эффективна

1б – задание не выполнено: правильно называются изображения, но фразу составить не может

3.

Пересказ небольшого знакомого литературного текста

5б – пересказ составлен самостоятельно, содержание передано полностью, грамматические категории соблюдаются, соблюдается связность и последовательность

4б – пересказ составлен с использование минимальной помощи, содержание предается полностью, незначительные нарушения связного воспроизведения, единичные нарушения структуры предложения

3б – отмечаются пропуски отдельных моментов высказывания, использует повторные наводящие вопросы, нарушена связность изложения, единичные смысловые несоответствия

2б – пересказ доступен по наводящим вопросам, значительно нарушена связность, последовательность изложения смысловые ошибки, бедность и однообразие языковых средств

1б – задание не выполнено

4.

Составление рассказа по серии картинок

5б – связный рассказ составлен самостоятельно, соблюдается последовательность в передаче событий, рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка

4б – рассказ составлен с некоторой помощью, содержание передано достаточно полно, отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования, единичные ошибки  в построении фраз

3б – рассказ составлен с использованием наводящих вопросов, нарушение связности повествования,  отмечаются пропуски действий, отдельные смысловые несоответствия

2б – рассказ составлен с помощью наводящих вопросов, резко нарушена связность, отмечается пропуск существенных моментов действия, смысловые ошибки, рассказ подменяется простым перечислением увиденного

1б – задание не выполнено

5.

Составление рассказа на основе личного опыта

5б – все фрагменты рассказа представляют связные развернутые высказывания, лексико-грамматические средства соответствуют возрасту

4б – рассказ составлен в соответствии с планом, основная часть фрагментов представлена информативными высказываниями, отмечаются единичные морфолого-синтаксические нарушения

3б – отражены все вопросы задания, информативность рассказа недостаточная, в большей части нарушена связность повествования, отмечаются аграмматизмы

2б – отсутствуют 1-2 фрагмента рассказа, большая его часть – простое перечисление предметов и действий, отмечается бедность содержания, нарушена связность речи, грубые лексико-грамматические недостатки

1б - задание не выполнено

6.

Составление рассказа на заданную тему

5б – рассказ составлен самостоятельно,  доведен до логического завершения, отмечается связность и последовательность изложения, языковое оформление соответствует грамматическим нормам

4б – рассказ составлен самостоятельно или с незначительной помощью, достаточно информативен и завершен, незначительные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающих общей логики, некоторые языковые трудности

3б - рассказ составлен с помощью повторных  наводящих вопросов, отдельные смысловые несоответствия, лексические и синтаксические затруднения, связность изложения нарушена

2б – рассказ составлен целиком по наводящим вопросам, резко нарушена связность, грубые смысловые ошибки, нарушена последовательность изложения, выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа

1б – задание не выполнено

7.

Продолжение рассказа по заданному началу

5б – рассказ составлен самостоятельно,  доведен до логического завершения, отмечается связность и последовательность изложения, языковое оформление соответствует грамматическим нормам

4б – рассказ составлен самостоятельно или с незначительной помощью, достаточно информативен и завершен, незначительные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающих общей логики, некоторые языковые трудности

3б - рассказ составлен с помощью повторных  наводящих вопросов, отдельные смысловые несоответствия, лексические и синтаксические затруднения, связность изложения нарушена

2б – рассказ составлен целиком по наводящим вопросам, резко нарушена связность, грубые смысловые ошибки, нарушена последовательность изложения, выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа

1б – задание не выполнено

 

 

 

Результаты обследования связной речи детей дошкольного

возраста с ОНР  (по В.П. Глухову)

сентябрь   2011год

(в баллах)

Имя ребенка

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

1.

Ксюша

3

4

3

3

3

3

3

2

Вероника

3

4

3

3

2

3

3

3

Даниил

2

3

2

2

2

3

1

4

Егор

 

2

3

4

3

3

3

3

5

Артем

 

3

3

2

2

2

1

2

6

Тимофей

 

4

4

3

3

3

2

2

7

Коля

4

4

3

3

2

2

2

8

Даша

2

1

2

2

3

3

2

9

Моника

 

3

3

3

3

3

3

2

10

Настя

2

3

3

3

1

1

1

11

Дима

 

4

4

3

3

3

3

3

12

Никита

 

3

3

3

2

2

3

2

13

Ксюша

 

4

3

3

3

3

2

3

14

Сережа

 

1

2

3

2

2

3

2

15

Амина

 

3

3

3

3

3

2

2

 

 

 

 

 

 

 

Результат обследования детей   по методике В.П.Глухова

  ( сентябрь2012год)

 

Имя ребенка

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

1.

Ксюша

4

4

4

4

4

4

3

2

Вероника

а

4

4

4

3

3

3

3

3

Данил

 

3

3

3

3

2

3

3

4

Егор

 

3

4

4

4

3

3

3

5

Артем

 

3

3

3

2

3

3

 3

6

Тимофей

 

4

4

4

3

3

3

3

7

Коля

 

4

4

3

3

3

3

3

8

Даша

3

3

3

3

4

3

3

9

Моника

 

4

4

4

3

3

3

3

10

Настя

а

3

3

3

3

3

3

3

11

Дима

 

4

4

4

4

4

4

4

12

Никита

 

4

3

3

3

3

3

3

13

Ксюша

 

4

4

4

3

3

3

3

14

Сережа

 

3

3

3

3

3

3

3

15

Амина

 

4

4

3

3

3

3

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результат обследования детей по методике В.П. Глухова

( май 2013г)

 

Имя ребенка

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

1.

Ксюша

5

5

5

4

4

4

4

2

Вероника

 

4

4

4

4

4

4

4

3

Данил

 

4

4

4

3

3

3

3

4

Егор

 

4

4

4

4

4

3

3

5

Артем

 

4

4

4

3

3

3

 3

6

Тимофей

 

4

4

4

4

4

3

3

7

Коля

 

4

4

4

4

4

3

3

8

Даша

4

4

4

4

4

3

3

9

Моника

 

4

4

4

4

4

4

3

10

Настя

 

4

4

4

4

3

3

3

11

Дима

 

5

5

5

4

4

4

4

12

Никита

 

4

4

4

4

3

3

3

13

Ксюша

 

5

4

5

4

4

3

3

14

Сережа

 

4

4

4

3

3

3

3

15

Амина

 

4

4

4

4

4

4

4

 

 Диагностика выявила достаточно  низкий уровень фразовой речи, используемой детьми (объём, структура фраз, бедность языковых средств).

При составлении рассказа по серии картинок, несмотря на предварительный разбор содержания каждой из 6-ти картинок с объяснением значения некоторых существенных деталей изображенной обстановки («дупло», «поляна» и др.), составление связного самостоятельного рассказа оказалось недоступным для всех детей. Требовалась помощь: вспомогательные вопросы, указание на соответствующую картинку или конкретную деталь. Для всех детей были характерны затруднения при переходе от одной картинке к другой (перерыв в повествовании, затруднение в самостоятельном продолжении рассказа).

Отсутствие сформированных навыков в данном виде рассказывания,  можно объяснить недостаточной подвижностью, слабой переключаемостью внимания, восприятия, памяти у детей с ОНР и недостаточной координацией указанных процессов с речевой деятельностью.

 

Обобщая материал по изучению состояния связной речи, можно  сделать следующие выводы:

– дети испытывают значительные затруднения в овладении основными видами связной монологической речи: пересказом; составлением рассказа по серии сюжетных картинок с предварительным расположением их в последовательности сюжета; составлением рассказа с опорой на заданный материал и самостоятельно узнаванием текстового сообщения;

– итоги выполнения заданий всех серий позволяют в качестве основных причин несформированости умений и навыков связной речи выделить нарушение двух видов операций, обеспечивающих смысловую организацию текстового сообщения, и операций, обеспечивающих его лексико-синтаксическое оформление.

Нарушение операций прослеживается в несформированности умения: передавать смысловую программу заданного текста; выделять большую программу целого текста; устанавливать временную последовательность изображенных на картинках событий; находить и развивать замысел; опознавать связные высказывания; выбора слов, преимущественно глагольной лексики; выбора средств межфразовой связи; чередование коммуникативно сильных и коммуникативно слабых предложений в рассказе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика диагностики связной речи у детей 4-5 лет (средняя группа)

Методика диагностики связной речи у детей 4-5 лет....

Диагностика связной речи у детей с ОНР в основу её положены методики: М.А. Поваляевой, Н.С. Жуковой

Методика М.А. Поваляевой направлена на выявления способностей детей подбирать точные и употреблять обобщающие слова.  Включает в себя 4 задания:1. Классификация понятий.Материал: 30 картинок с из...

«Развитие связной речи по методике Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносова у детей старшего дошкольного возраста».

laquo;Развитие связной речи по методике Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносова у детей старшего дошкольного возраста»....

Портфолио диагностических методик для определения уровня психических процессов у детей 7 лет с дисграфией

Портфолио диагностических методик для определения уровня психических процессов у детей 7 лет с дисграфией....

Диагностика определения уровня финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Диагностика разработана на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».Цель: опре...

Диагностика связной речи детей младшего дошкольного возраста

Диагностика связной речи детей младшего дошкольного возраста...