Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников в подготовительной к школе группе. Коррекционно-развивающая программа по логопедии.
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6 - 7 лет с 3 уровнем общего недоразвития речи, принятых в подготовительные группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_korrektsii_onr_u_doshkolnikov.doc191 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Пудожа Республики Карелия

Утверждаю

Директор МКОУ «СОШ № 1 г. Пудожа» РК

Гроль Е. П.

«___» _____________________ 2015 г.

Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников

в подготовительной к школе группе.

Коррекционно-развивающая программа

по логопедии

Составитель:

Бригоцкая Ю. А.

Учитель – логопед

Пудож, 2015


Содержание

Пояснительная записка …………………………………………………………………………3

Перспективное календарно – тематическое планирование ………………………………….8

Список литературы …………………………………………………………………………….24


Пояснительная записка

С каждым годом современное общество предъявляет все более высокие требования к развитию не только взрослого человека, но и ребенка. Растет объем знаний и умений, которыми дошкольник должен успеть овладеть перед школой.

Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их трудностями нужно позаботится о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения будущего школьника.

К сожалению, с повышением требований, растет и число детей, имеющих различные по степени своей тяжести нарушения в речевом развитии, устранение которых требует длительной и комплексной коррекционной работы.

Поэтому преодоление недостатков в речевом развитии у старших дошкольников является важной коррекционно-развивающей задачей всего периода дошкольного обучения, особенно последней его ступени (подготовительной к школе группе).

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с ІІІ  уровнем общего недоразвития речи (ОНР), принятых в подготовительные группы.

Программа преодоления общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста должна использоваться с учетом возрастного развития и дефекта речевого нарушения. Она осуществляет основной принцип обучения: постепенный переход от простого к сложному с соблюдением последовательности и систематичности в преподавании языкового материала с учетом закономерностей усвоения языка в норме.

Теоретической и методологической основой программы являются:

- положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка;

- учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-едагогическом подходе в системе специального обучения;

- исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.

Основной базой рабочей программы являются:

  • образовательная программа детского сада «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой;
  • «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой;
  • программа Г.В.Чиркиной «Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у детей»; «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада».

В основу разработки программы положены следующие принципы:

- принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

- принцип единства диагностики и коррекции;

- приоритетность коррекции каузального типа.

- деятельностный принцип коррекции, обеспечивающий взаимосвязь перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения умениями, навыками и знаниями, необходимыми дошкольнику;

- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей;

- принцип комплексности методов психологического воздействия;

- активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.

Целью программы является построение системы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей подготовительных к школе групп и предупреждение возможных трудностей в дальнейшем усвоении школьной программы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

Основные задачи коррекционно-развивающей программы:

  1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
  2. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
  3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.
  4. Формирование грамматического строя речи.
  5. Развитие связной речи старших дошкольников.
  6. Развитие коммуникативности, успешности в общении.
  7. Развитие неречевых психических процессов

Структура программы включает в себя следующие разделы:

1) развитие и совершенствование звукопроизношения и слоговой структуры слов;

2) развитие и совершенствование фонетической стороны речи:

3) развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

3) развитие самостоятельной развернутой фразовой речи;

4) подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения;

5) совершенствование неречевых психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).

По каждому разделу программы коррекционная работа ведется параллельно и с постепенным усложнением.

Данная программа имеет коррекционно-развивающую направленность и адресована детям подготовительного к школе возраста (седьмой год жизни) с общим недоразвитием речи 3  уровня.  

Основной формой реализации программы являются индивидуальные и подгрупповые (3 – 4 человека) коррекционные логопедические занятия.

На подгрупповых занятиях происходит уточнение, расширение и обогащение словарного запаса и отработки грамматических категорий, проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.

Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Также на индивидуальную коррекцию выносится тот материал, который  был недостаточно хорошо усвоен ребенком на групповых занятиях.

Коррекционные индивидуальные и групповые логопедические занятия проводятся по расписанию, каждое 1 раз в неделю, продолжительностью: индивидуальное – 20 минут, подгрупповое 25—30 минут, в соответствии с возрастными нормами. Срок реализации программы – 1 год.  

Для эффективной работы по коррекционно-развивающей программе необходимо создать хорошую материально – техническую базу. В логопедическом кабинете должно иметься всё необходимое для подгрупповых и индивидуальных занятий: дидактические пособия, предметные и сюжетные картинки, картотеки игр; столы и стулья по количеству детей; магнитная доска, наборное полотно; кушетка для проведения логопедического массажа и артикуляционной гимнастики; одно настенное и индивидуальные (по количеству детей) зеркала,  и др. материал.

Эффективность коррекционно - развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.

Характеристика речевого развития детей с ОНР III уровня

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом нарушено формирования всех компонентов речевой системы (звукопроизношение, фонематические процессы, лексика и связная речь, грамматика).

Для детей с III уровнем ОНР характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов. Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям («хвост — хвостик, нос — носик). Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики.

Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением (вместо «одежда» — «пальты́»), незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо - родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п.

Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.

В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки на заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п.  

В итоге логопедической работы дети должны научиться: 

      • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

      • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

      • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

      • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

      • владеть навыками пересказа, элементами творческого рассказывания;

      • владеть навыками диалогической речи;

      • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;

      • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; понимать и использовать простые и почти все сложные предлоги;

      • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

      Помимо этого, у детей должны быть достаточно развиты и другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:

      • фонематическое восприятие;

      • первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;

      • графо-моторные навыки;

      • элементарные навыки письма и чтения (печатания некоторых букв (а, о, у, ы, б, п и др.) слогов, слов и коротких предложений в пределах общеобразовательной программы).


Перспективное календарно-тематическое планирование к программе "Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников в подготовительной к школе группе"

Сентябрь – обследование речи детей, заполнения речевых карт, разработка коррекционный программ развития

Месяц

Неделя

Тема

Лексико-грамматические категории

Фонематические процессы

Связная речь

Неречевые психические процессы

Октябрь

1.

«Осень.

Осенние месяцы».

- Образование относительных прилагательных;

- Употребление предлогов;

- Образование существительных  мн. ч. Р. п.;

- Образование прилагательных от наречий;

- Определение первого гласного звука (в ударной позиции)

- Обогащение словаря (названиями времен года, осенних месяцев, качественными прилагательными).

- Составление предложений по вопросам;

- Рассказывание стихотворений об осени.

- Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, соединение по точкам);

- Формирование языкового чутья (объяснение понятий «Золотая осень»)

2.

«Овощи.

Фрукты».

- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;

- Образование относительных прилагательных;

- Употребление предлогов;

- Деление слов на  слоги;

- Обогащение словаря (существ. - названия овощей, фруктов; прилагательные – цвет, форма, размер, вкус).

- Составление предложений по вопросам;

- Составление рассказа описания по картинному плану.

- Развитие логического мышления (игра «Что лишнее», отгадывание загадок, лабиринт);

- Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика);

- Развитие слухового внимания, чувства рифмы (доскажи словечко).

3.

«Ягоды.

Грибы».

- Образование родственных  слов  от  слова «гриб»;

- Согласование  числительных с сущ. в роде, числе, падеже;

- Образование глаголов при помощи приставок;

- Образование  относительных  прилагательных;

- Обогащение словаря (существ. - названия грибов, ягод, родственные слова; прилагательные – цвет, форма, размер; глаголы - способами заготовки на зиму).

- Составление предложений по вопросам;

- Придумывание конца  предложения.

- Развитие логического мышления («Назови одним словом», «Четвертый – лишний);

- Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика);

- Развитие слухового внимания, чувства рифмы (доскажи словечко).

4.

«Хлеб.

Хлебобулочные изделия».

- Образование родственных слов;

- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- Образование относительных прилагательных;

- Образование существительных в им. и р. падежах мн. числа.

- Выделение гласного звука из ряда звуков (игра «Поймай звук»);

- Обогащение словаря (глаголы – что делают с зерном; прилагательное – какой бывает хлеб, существ. – название хлебобулочных изделий, профессий, техники, мест хранения).

- Составление предложений по вопросам;

- Составление рассказа «Как к нам хлеб пришел».

- Развитие мышления (отгадывание загадок по теме);

- Развитие памяти;

- Развитие речевого внимания;

- Формирование  языкового  чутья (объяснение  пословиц о хлебе);

- Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, обводка);

- Развитие координации движений.

5.

«Перелетные птицы».

- Образование сложных прилагательных (длиннохвостая, теплолюбивая);

- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- Употребление предлогов («Где птичка);

- Образование существительных с суффиксами –ат-, -ят- (грачата, скворчата и т.д.);

- Определение наличия или отсутствия звука в слове;

- Обогащение словаря (существ. – название перелетных птиц, части тела, детеныши – птенцы; признаки – внешний вид; глаголы – как передвигаются).

- Составление предложений по вопросам;

- Составление рассказа – описания по картинной схеме.

- Развитие мышления (отгадывание загадок по теме, «Четвертый – лишний», «У кого кто?»);

- Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, раскрашивание);

- Развитие пространственной ориентировки (на листе)

- Координация речи с движением (физ. минутка).

Месяц

Неделя

Тема

Лексико-грамматические категории

Фонематические процессы

Связная речь

Неречевые психические процессы

Ноябрь

1.

«Посуда.

Её назначение. Продукты  питания».

- Образование относительных прилагательных;

- Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже;

- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- Образование существительных в Р. п. мн. ч.);

- Придумывание слов на заданный звук

- Обогащение словаря (существ. – название посуды, классификация, места хранения; прилагательные – их чего сделала).

- Составление предложений о назначении посуды по вопросам (игра «Магазин»);

- Составление загадок – описаний;

- Пересказ «Сказки о чайнике».

- Развитие мышления (составление загадок, игра «Найди пару»);

- Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, разрезные картинки, раскрашивание);

- Координация речи с движением (физ. минутка, игра с мячом).

2.

«Мебель.

Её назначение».

- Образование притяжательных прилагательных;

- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- Деление слов на слоги;

- Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже;

- Образование относительных прилагательных;

- Обогащение словаря (существ. - предметы мебели, детали и составные части; прилагательные – классификация мебели, качественные прилагательные, антонимы; глаголы – назначение мебели; наречия).

- Выполнения многоступенчатых инструкций логопеда;

- Составление рассказа – сравнения;

- Составление предложений по вопросам.

- Развитие зрительного и  слухового внимания («Чего не хватает», «Будь внимателен»);

- Развитие ориентировки в пространстве (на парте, упр. «Расставь мебель»);

- Развитие координации речи с движением (динамические паузы);

3.

«Одежда, обувь, головные уборы».

- Образование относительных прилагательных;

- Употребление предлогов;

- Деление слов на слоги;

- Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже;

- Употребление существительных с наречием «много»;

- Употребление притяжательных местоимений;

- Обогащение словаря  (существ. - название предметов одежды и обуви, классификация одежды и обуви, детали одежды, профессии, связанные с изготовлением одежды и обуви; прилагательные - антонимы; глаголы, наречия).

- Составление предложений по вопросам;

- Составление описательных рассказов по плану.

- Развитие воображения (игра «Модельер одежды»);

- Развитие внимания и памяти (игра «Кто больше подберет слов»);

- Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, разрезные картинки, раскрашивание);

- Координация речи с движением (физ. минутка, игра с мячом).

4.

«Домашние животные, птицы и их детёныши».

- Образование притяжательных прилагательных;

- Употребление глаголов в ед. и мн. числе;

- Образование существительных в творительном падеже;

- Образование сложных слов;

- Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже;

- Обогащение словаря (существ. – названия домашних животных и птиц, их детенышей, птенцов, мест их обитания; прилагательные – их повадки, внешний вид; глаголы – способы передвижения, кто как голос подает).

- Составление предложение с предлогом «С»;

- Составление рассказа по опорным картинкам.

- Развитие мышления (отгадывание загадок, лабиринт);

- Развитие слухового внимания (игра «Закончи предложение»);

- Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, обводка, раскрашивание);

- Координация речи с движением (физ. минутка, игра с мячом).


Месяц

Неделя

Тема

Лексико-грамматические категории

Фонематические процессы

Связная речь

Неречевые психические процессы

Декабрь

1.

«Дикие животные и их детеныши. Подготовка зверей  к зиме».

- Образование притяжательных прилагательных;

- Употребление предлога «С»;

- Усвоение категорий творительного падежа;

- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- Согласование числительного и существительного в роде и числе;

- Выделение начального согласного звука;

- Обогащение словаря (существ. – место обитания, части тела, название детенышей; прилагательные – внешний вид, повадки; глаголы – способы передвижения).

- Составление предложений по вопросам;

- Составление предложений с предлогом «С»;

- Составление рассказа по сюжетной картинке «В лесу».

- Развитие мышления (отгадывание загадок);

- Развитие зрительного восприятия, внимания («Найди 4-х зверей);

- Развитие мелкой моторики, мимики, пластики (показ повадок зверей).

2.

«Зима.

Зимние забавы».

- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- Согласование существительных с  числительными  в  числе, роде  и  падеже;

- Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах;

- Образование сложных слов (голой лёд – гололед, падает снег – снегопад, ходит по снегу – снегоход);

- Употребление сложных предлогов (Дети спрятались за сугробом, выскочили из-за сугроба и т.д.);

- Обогащение словаря (Существительные - время года, стужа, метель, заносы, снежинки, лыжи, санки, коньки, зимние месяцы, прилагательные - качественные признаки, антонимы).

- Составление предложений по вопросам;

- Составление описательного рассказа по картинке;

- Составление сложных предложений со значением противопоставления (Зимой бывает снег, а осенью …).

- Развитие мышления («Исправь ошибку»,

лабиринт);

- Развитие слухового внимания, чувства рифмы (доскажи словечко, «Исправь ошибку»);

- Развитие мелкой моторики, пластики (физ. минутка).

3.

«Зимующие птицы»

- Образование притяжательных прилагательных;

- Образование сложных прилагательных;

- Образование существительных мн. числа в Р. и Им. падежах;

- Согласование числительных и существительными в роде, числе и падеже;

- Придумывание слов на заданный согласный;

- Обогащение словаря (существительные - классификация  птиц, части тела, детёныши – птенцы; прилагательные – внешний вид, характер; глаголы – кто так кричит).

- Составление предложений по вопросам (беседа о птицах);

- Составление предложений с предлогами «В», «На», «Под».

- Развитие мышления (установление причинно-следственных связей, отгадывание загадок);

- Развитие ориентировки в пространстве, на парте, внимания (игра «Найди птицу»);

- Развитие мелкой моторики, координации движений (игра на координацию речи с движением «Синичка», раскрашивание).

4.

«Новогодние праздники»

- Образование однокоренных слов от слова «снег»;

- Согласование числительных с существительными;

- Образование и употребление глаголов в форме будущего простого и сложного времени с частицей ся и без нее;

- Образование существительных в разных падежах;

- Дифференциация на слух акустически сходных фонем;

- Обогащение словаря (Существительные - утренник, Новый  год, Дед Мороз, Снегурочка, выступление, сказка; прилагательные - новогодняя, сказочная; наречия - шумно, красиво, нарядно).

- Составление предложений по вопросам;

- Составление описательного рассказа «Елочка».

- Развитие воображения (упр. «Укрась елочку»);

- Развитие мышления;

- Развитие мелкой моторики и координации движений;

- Развитие слухового внимания, чувства рифмы («доскажи словечко», «громко – тихо»);


Месяц

Неделя

Тема

Лексико-грамматические категории

Фонематические процессы

Связная речь

Неречевые психические процессы

Январь

3.

«Профессии. Орудия труда».

- Образование существительных от глаголов;

- Формирование  навыка словообразование, закрепление названий профессий («Кто работает на машинах»);

- Согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже;

- Понимание состава сложных слов (лесоруб – рубит лес;

- Обогащение словаря (существительные – название профессий, орудий труда; глаголы - профессиональные действия; прилагательные – профессиональные качества).

- Формирование  слоговой структуры на предложениях типа: «Регулировщик регулирует движение», «Часовщик чинит часы»;

- Составление рассказа «Кем я хочу быть и почему»

- Развитие мышления (отгадывание загадок, лото);

- Развитие мелкой моторики и координации движений;

- Развитие слухового внимания («Продолжи предложение»).

4.

«Транспорт. Правила дорожного движения».

- Образование сравнительной степени прилагательных;

- Образование относительных прилагательных;

- Образование существительных мн. числа;

- Согласование существительных и числительными в роде, числе и падеже;

- Употребление предлога «над»;

- Звуко-слоговой анализ слова «дом»

- Обогащение словаря (существительные - названия, составные части, профессии, связанные с транспортом; прилагательные - классификация видов; глаголы – плыть, лететь, ехать, взлетать, заводить, заправлять, чинить, ремонтировать; наречия – удобно, быстро, просторно, уютно).

- Составление предложений по вопросам (беседа о транспорте, видах транспорта, правилах дорожного движения);

- Составление предложений по опорным картинкам.

- Развитие мышления (отгадывание загадок, «Четвертый – лишний»);

- Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти («Чего не стало»);

- Развитие мелкой моторики и координации движений (графический диктант, физ. минутка).

5.

«Человек. Части тела».

- Образование существительных множественного числа (ухо - уши);

- Образование существительных с увеличительным и уменьшительно-ласкательным оттенком;

- Согласование существительных с числительными;

- Образование сложных прилагательных;

- Выделение последнего согласного в словах;

- Обогащение словаря (существительные – название частей тел; прилагательные – сложные, качественные, внешний вид человека; глаголы -  навыки гигиены).

- Составление  и употребление в речи сложных предложений с предлогом для;

- Составление описательного рассказа о частях тела человека по картинно-графическому плану

- Развитие мышления (отгадывание загадок);

- Формирование языкового  чутья: объяснение  понятий: «Золотые  руки», «Пропустить  мимо ушей», «Задирать  нос»;

- Развитие мелкой моторики и координации движений (отведи по точкам, физ. минутка);


Месяц

Неделя

Тема

Лексико-грамматические категории

Фонематические процессы

Связная речь

Неречевые психические процессы

Февраль

1.

«Семья».

- Образование сравнительной степени прилагательных;

- Образование притяжательных прилагательных;

- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- Употребления антонимов;

- Выделение начального согласного и гласного из слов типа «кот», «мак» и т. д.

- Обогащение словаря (существительные – названия членов семьи; прилагательные – качества, антонимы; глаголы – кто что делает в семье).

- Составление предложений со значением противопоставления;

- Составление рассказа по плану о маме или папе.

- Развитие зрительного и слухового внимания и памяти;

- Развитие логического мышления;

- Формирование общей и мелкой моторики.

2.

«Наш город. Наша Республика».

- Образование сравнительной степени прилагательных;

-Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах;

- Согласование числительных  с существительными в роде, числе и падеже;

- Дифференциация на слух слов, близких по звучанию (игра «Исправь ошибку»)

- Обогащение словаря (существительные: название города, Республики, главных улиц, достопримечательностей, праздников, животных и растений; прилагательные – какой наш город, Республика).

- Формирование вопросно-ответной речи;

- Составление распространенных предложений;

- Составление рассказа «Край, в котором я живу».

- Развитие  речевого, зрительного и слухового внимание, памяти, логического мышления;

- Развитие пространственной ориентировки (работа с картой)

3.

«Наша Армия.

День защитника отечества».

- Образование существительных в женского роде от существительных мужского рода;

- Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже;

- Выделение начального и последнего согласного;

- Обогащение словаря (существительные  - названия военный профессий; прилагательные – качественные признаки, классификация войск; глаголы – защищать, воевать, стрелять, заряжать и т. д.).

- Составление предложение по вопросам;

- Составление предложений по опорным словам.

- Развитие речевого и слухового внимания, логического мышления (отгадывание загадок, игра «Договори словечко», «Четвертый - лишний»);

- Развитие общей и мелкой моторики (физ. минутки, лабиринт);

4.

«Наша родина – Россия».

- Образование притяжательных прилагательных;

- Образование существительных в творительном падеже;

- Деление слов на слоги;

- Образование существительных Р. падеже мн. ч.;

- Обогащение словаря (Существительные – название городов, животный и растительный мир; прилагательные – относительные прилагательные – сильная, независимая и т. д.).

- Составление предложений по вопросам беседы;

- Составление рассказа «Россия – Родина моя» по опорным словам.

- Развитие памяти, логического мышления;

- Развитие речевого  и слухового внимания;

- Развитие общей и мелкой моторики (физ. минутки, пальчиковая гимнастика, раскраска).


Месяц

Неделя

Тема

Лексико-грамматические категории

Фонематические процессы

Связная речь

Неречевые психические процессы

Март

1.

«Ранняя весна. Восьмое марта».

- Образование качественных прилагательных;

- Согласование существительных  с числительными в роде, числе и падеже;

- Употребление антонимов;

- Определение количества и последовательности звуков в словах (мак, дом, кит  и т.д.); 

- Обогащение словаря (существительные - весенние явления,  месяцы; прилагательные - качественные прилагательные - солнечная, бирюзовый и т.д., антонимы; глаголы – оживает, просыпается; наречия - тепло, солнечно).

- Составление предложений по вопросам беседы;

- Составление сложных предложений с союзом потому что;

- Составление рассказа по картинно-графическому плану.

- Развитие мышления (установление причинно-следственных связей);

- Развитие слухового внимания;

- Развитие общей и мелкой моторики;

2.

«Животные жарких стран»

- Образование названий детенышей животных (игра «Назови семью»);

- Согласование существительных во множественном числе, роде, падеже;

- Образование притяжательных прилагательных;

- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- Согласование существительных с числительными в роде, числе;

- Определение места звука в слове;

- Обогащение словаря (Африка, названия животных и их детенышей; прилагательные – внешний вид, повадки, притяжательные прилагательные; глаголы – прыгает, плавает, гоняется, рычит и т.д.).

- Составление рассказов – описаний по предлагаемой схеме;

- Составление сложных предложение со значением противопоставления.

- Развитие мышления (отгадывание загадок, игра «Четвертый – лишний»);

- Развитие слухового внимания, зрительной памяти;

- Развитие общей и мелкой моторики (физ. минутки, пальчиковая гимнастика, раскрашивание).

3.

«Животные крайнего севера»

- Образование существительных множественного числа от единственного;

- Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже;

- Деление слов на слоги;

- Образование названий детенышей животных;

- Обогащение словаря (Существительные – названия животных и детенышей, Крайний Север, Антарктида, Антарктика; прилагательные – внешний вид, повадки; наречия – холодно, морозно и т.д.).

- Составление предложений по вопросам беседы;

- Составление загадок – описаний;

- Развитие мышления (отгадывание загадок);

- Развитие пространственной ориентировки, слухового внимания (графический диктант);

- Развитие общей и мелкой моторики (Упр.  «Ледокол»);

- Развитие зрительной памяти (игра «Кого не стало»).

4.

«Обитатели морей и океанов»

- Деление слов на слоги;

- Употребление антонимов;

- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- Образование существительных мн. числа от ед. ч.;

- Обогащение словаря (Существительные - части тела рыб, место обитания; прилагательные - морская, пресноводная, озёрная,..; глаголы - ловить, жарить, вялить, запекать,…

- Составление предложений по вопросам беседы;

- Составление предложений с союзом «а».

- Развитие зрительного восприятия, памяти («Вспомни и назови», «Чего не стало»);

- Развитие ориентировки в пространстве («Куда плывет рыбка»);

- Развитие общей и мелкой моторики (штриховка).


Месяц

Неделя

Тема

Лексико-грамматические категории

Фонематические процессы

Связная речь

Неречевые психические процессы

Апрель

1.

«Спорт».

- Образование сложных слов;

- Образование сравнительной степени прилагательных;

- Согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже;

- Употребление предлогов;

- Определение количества и последовательности звуков в слове;

- Обогащение словаря (Существительные - классификация видов спорта, названия спортсменов, спортивные снаряжения; наречия – быстро, успешно, результативно; прилагательные – качества спортсменов).

- Составление предложений по вопросам;

- Пересказ рассказа логопеда.

- Развитие памяти, логического мышления, внимания (решение логических задач, отгадывание загадок;

- Формирование общей моторики (физ. минутки, подвижные игры по теме);

- Формирование мелкой моторики (пальчиковые игры, выкладывание мозаики, обводка).

2.

«Космос».

- Образование родственных слов;

- Согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже;

-  Образование существительных множественного числа от единственного числа;

- Согласование существительных  с местоимениями;

- Придумывание слова на заданный звук;

- Обогащение словаря (Существительные – космос, планета, Вселенная, названия планет и спутников; прилагательные – качественные; глаголы – взлетать, приземляться и т. д.).

- Составление предложений по вопросам беседы;

- Составление предложений с  предлогами

«НА, В, ПО, С».

- Развитие зрительного внимания («Найди 2 одинаковые ракеты»);

- Развитие мышления, речевого и слухового внимания («4й – лишний», «Доскажи словечко»);

- Развитие общей и мелкой моторики, ориентировки на листе (физ. минутки, пальчиковая гимнастика, графический диктант).

3.

«Комнатные растения».

- Согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже;

- Определение первого  звука в словах;

- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;

- Образование  приставочных  глаголов;

- Обогащение словаря (существительные – названия комнатных растений, их частей; прилагательные - качественные; глаголы – садить, поливать, удобрять, растет, питается, расцветает, вянет).  

- Составление предложений по вопросам;

- Составление сложных предложений с союзом для того, чтобы.

- Развитие мышления (отгадывание загадок);

- Развитие слухового и речевого внимания («Отгадай слово»);

- Развитие общей и мелкой моторики (физ. минутки, пальчиковые игры, обводка по точкам).

4.

«Весна.

Труд людей весной».

- Образование приставочных глаголов;

- Употребление антонимов;

- Образование относительных прилагательных;

Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах;

- Составление слов из звуков, заданных в правильной последовательности;

- Обогащение словаря (существительные – весенние явления, месяцы; прилагательные – качественные прилагательные, антонимы; глаголы - пахать, сеять, садить, поливать и т.д.).

- Составление предложений по вопросам беседы;

- Составление предложений со значением противопоставления

(с союзом «а»);

- Употребление сложных предложений с союзом потому что.

- Развитие мышления, внимания («4й-лишний», «Бывает – не бывает»);

- Развитие общей и мелкой моторики (физ. минутки, пальчиковые игры, раскраска).


Месяц

Неделя

Тема

Лексико-грамматические категории

Фонематические процессы

Связная речь

Неречевые психические процессы

Май

1.

«Праздник Победы».

- Образование существительных во множественном числе от единственного числа;

- Образование относительных прилагательных;

- Согласование  числительных  с  существительными и прилагательными  в  роде, числе и падеже;

- Образование родственных слов от слова  «Победа»;

- Определение места звука в слове;

- Обогащение словаря (Существительные - салют, парад, победа, ветеран; прилагательные - относительные прилагательные; глаголы - воевать, сражаться, побеждать, погибать и т.д.).

- Составление предложений по вопросам;

- Пересказ рассказа логопеда.

Развитие логического мышления, памяти, внимания;

- Развитие мелкой и общей моторики (физ. минутка, пальчиковые игры, выкладывание  фигуры звёздочки  из  счётных  палочек  по  образцу);

- Формирование языкового  чутья (объяснение  понятия: «Мир строит, а война разрушает»).

2.

«Насекомые. Цветы».

- Образование притяжательных прилагательных;

- Согласование существительных с местоимениями;

- Развитие фонематического слуха, слуховой дифференциации (игра «Исправь ошибку»);

- Образование сложных слов;

- Образование глаголов при помощи приставок;

- Обогащение словаря (Существительные – название насекомых, цветов, строение тела, цветка; глаголы – кто какие звуки издает, кто как передвигается).

- Составление предложений по вопросам беседы;

- Составление сложных предложений со значением противопоставления.

- Развитие мышления (отгадывание загадок);

- Развитие слухового внимания;

- Формирование общей и мелкой моторики (физ. минутки, пальчиковая гимнастика, штриховка)

3.

«Школа. Школьные принадлежности».

- Образование глаголов в будущем времени;

- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;

- Образование существительных женского рода от мужского рода;

- Образование сравнительной степени прилагательных от наречий;

- Употребление сложных предлогов;

- Звуко-слоговой анализ слова «школа»;

- Обогащение словаря (существительные – школьные помещения, принадлежности, урок, перемена, звонок; глаголы – учиться, заниматься, читать, писать, считать).

- Составление предложений по вопросам;

- Составление предложение по опорным картинкам.

- Развитие мышления (отгадывание загадок);

- Формирование языкового  чутья: (объяснение  понятий: «Ученье свет, а неученье -тьма», «Ученье – путь к уменью»);

- Формирование общей и мелкой моторики, ориентировки в схеме (физ. минутки, пальчиковые игры, упр. «Найди домик»).

4.

Повторное обследование речи детей. Разработка рекомендаций на лето.


Список литературы

  1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – М.:  Детство-Пресс, 2006 г.- 128 с.
  2. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6 – 7 лет».
  3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1985
  4. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева.  Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда, 1999.
  5. Забродина Л. В. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: Астрель, АСТ, Транзиткнига, 2009 г.- 160 с.
  6. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. – М.: ГНОМ и Д, 2008 г.- 48 с.
  7. Крупенчук, «Тренируем пальчики – развиваем речь!, 5+
  8. Курдвановская Н. В. Планирование работы логопеда с детьми 5 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
  9. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ОНР. Сентябрь - декабрь. - СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 400 с.
  10.   Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ОНР. Январь - май. - СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 400 с.
  11. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб.:, 2004
  12. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 96 с.
  13. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет, Москва, 2002.
  14. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. 128 с. (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях)
  15. Филичева Т. Б., Г. В. Чиркина. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. – СПб.: Айрис-Пресс, 2007 г.- 224 с.
  16. Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: Академия, 2003 г.- 240 с.
  17. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Под редакцией Т. В. Волосовец — Москва, Сфера, В. Секачев, 2008 г.- 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».

Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать  вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс ...

Перспективное календарно-тематическое планирование к программе "Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников в подготовительной к школе группе"

Формирование  у  детей грамматически  правильной, лексически  богатой  и  фонетически  чистой  речи – одна из  важнейших  задач  в  системе...

Логопедическая ритмика как часть коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников

Выступление на районном методическом объединении логопедов, раскрывающее организацию и содержание работы по логоритмике...

Изоритмика в системе коррекционно-педагогической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников

Дети с общим недоразвитием речи редко имеют уверенную координацию пальцев рук. Изоритмика – это целый комплекс игровых упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаются ...

«Профилактика дисграфии в системе комплексной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников»

«Профилактика дисграфии в системе комплексной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников» Процесс овладения письменной речью важный и сложный для любого ребёнка. Нельзя сразу, ...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе преодоления общего недоразвития речи у дошкольников.

В статье обозначены здоровьесберегающие технологии: двигательный игротренинг, кинезиологические упражнения, подвижные игры, цветотерапия....