" Как весне мы помогали!"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Тедеты Мадина Валерьяновна

Фронтальное занятие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект комплексного логопедического занятия в старшей группе “Как Весне мы помогали”.

Тедеты М.В., учитель-логопед,

Гаглоева Л.Х., воспитатель,

МБДОУ №99 г. Владикавказ

Тема “Ранняя весна”

Программные задачи:

Совершенствование лексико-грамматических навыков у детей: практическое употребление в речи прилагательных-антонимов, подбор синонимов глаголов и прилагательных к существительному, согласование “числительное + существительное”.

Развитие зрительного, слухового, вербального внимания памяти, логического мышления, просодии, мелких, общих движений, артикуляционной моторики, координации речи с движением речевого дыхания.

Закрепление навыков и приемов рисования с использованием нетрадиционных техник, развитие пространственных ориентировок, умение оречевлять результаты продуктивной деятельности.

Прививать у детей интерес к малым формам фольклора, воспитывать добрые чувства друг к другу, к родной природе, развивать воображение, поэтическое видение живой и неживой природы.

Оборудование:

“Проталинки – ручеек – лужи - солнышко”, аудиозапись, сюжетная картина “Весна”, предметные картинки с изображением всех сезонов года, “сугроб”, “ручейки”, “солнышки” - призы.

Для для рисования: заготовки – пазлы для коллективной работы “Весна”, гуашь, ватные палочки, печатки из картофеля, поролон, свеча, кисти, салфетки.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Развитие просодии, закрепление понимания детьми слов-антонимов, лингвистического чутья.

Входят дети.

Логопед: Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться: “Доброе утро!?

Доброе утро – солнцу и птицам!

Доброе утро – доверчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

Логопед: А вы, какие сегодня?

– сердитые или (добрые), шумные или (спокойные), грустные или (веселые), больные или (здоровые), равнодушные или (отзывчивые), безучастные или (любознательные).

- Что значит “любознательные”? “Любят” + “знать”. Добрые – спокойные – отзывчивые – любознательные! Вот такими и оставайтесь! (фотографирование).

2. Введение в тему. Развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления.

Логопед: Если вы любознательные, то, наверное, ответите, какой сезон в природе называют “утром года”? (Это весна). Как понимаете эти слова? (Мир как будто пробуждается, просыпается от сна).

- Какое же сейчас время года? (Весна).

- Подойдите поближе к столу, перед вами картина “Весна”. Внимательно посмотрите и уберите “лишние” картинки, оставьте те, которые относятся к весне. Называйте, что убрали. (Клубника поспевает летом. Грибы растут осенью. На санках катаются зимой…) А сейчас назовите, что осталось. (Сосульки плачут. Грустный снеговик. Грачи прилетели.)

- Да “Грач на горе – весна на дворе”, грач – птица весенняя.

- Ответьте, грустный снеговик - это хорошо или плохо? Сосульки плачут – это хорошо или плохо? (ответы детей).

3. Развитие просодии, слухового, речевого, зрительного внимания, лингвистического чутья, диалогической формы речи.

Логопед: А теперь подойдем к окну и посмотрим, такая ли весна, как на картине у нас в Вологде. Какие весенние приметы вы увидели? (Ответы детей).

Давайте ласково позовем Весну:

- Ау! Ау! – аукаем,

Весну приаукиваем!

Логопед: Вот глянула Весна на природу и загрустила: все кругом пусто и голо… Сколько же ей придется поработать, чтобы всё вокруг приодеть и принарядить! Как же ей одной с этим справиться? Ещё больше загрустила Весна: без помощников ей не обойтись… Но кто же ей поможет?

Логопед: Специальные весенние задания выполняют три месяца:

март – зимобор, апрель – снегогон и май - цветень.

Что обозначают названия месяцев? (Ответы детей).

Логопед: На дворе март, о нем и поговорим:

а) Март-зимобор зиму поборол? (Март одолел зимнюю тьму, настала Весна света).

б) Март–капельник мы видели? (Ответы).

в) А еще в народе март называют протальником и солнечником. Много солнечных дней было в марте? (Нет. Март, то солнцем греет, то снегом сеет).

- А еще примета есть: длинные сосульки – к затяжной, долгой весне. Грустно.

Что же может сделать Весну счастливой? (Ответы детей)

Логопед: Будем тоже выполнять специальные весенние задания, помогать Весне.

- Вы готовы?

4. Развитие общих движений, слухового внимания. Согласование “числительное + существительное” (счет до 5).

Логопед: Предлагаю вам пройти на весеннюю звуковую полянку. Встанем друг за другом. Путь нелегкий. Сначала пойдем по проталинкам и будем их считать, затем ручеек (… перепрыгнем), а лужи (…перешагнем).

- Все дошли?

Сколько же было проталинок? А луж? (5 проталинок и 5 луж).

Логопед: А теперь прислушайтесь! (аудиозапись). Что за звуки были слышны? (Звук капели, шум ручья, крики воробья и грачей). Какие это звуки? (Это весенние звуки).

5. Артикуляционная гимнастика.

а). Так мы Весне помогаем, покажем, как сосульки тают. /Чередование положений широкого – узкого языка).

б). Скоро апрель – так звенит капель: /тдд – тдд - тдд/.

в). Нет больше стужи, на дорогах лужи / положить широкий язык на нижнюю губу, двигать им влево - вправо/

г). Совсем не много дней пройдет и на реке начнется ледоход. /Двигать нижней челюстью влево – вправо/.

6. Развитие вербальной памяти, интонационной оформленности речи, речевого дыхания, просодии, мелкой моторики пальцев.

Логопед: А здесь еще целый сугроб снега! Подойдем к нему погрозим:

- Полно, беленький снежок,

На талой земле лежать,

Время, беленький снежок,

Время таять пропадать!

- Поможем Весне пустить ручейки! (Дети распускают связанные из голубой пряжи “ручейки”, дергая за концы нитей).

Логопед: И вот в роще, разбуженной криком грачей,

Из-под холодной ладошки сугроба

Выполз, как ящерка, робкий ручей!

- Много ручейков … Спасибо. Вижу, вы устали присядьте на пенёчки, и я расскажу вам что-то интересное. Итак, дразнилка! Когда я была маленькой, такой как вы, с друзьями прогоняла зиму дразнилкой. Хотите – научу? Тогда я говорю, а вы – эхо – повторяйте, договорились?

Ва – во - ву! (сердито)

Ви - ве – ве! (высоким голосом)

Ва – во – ву? (сердито, низким голосом)

Ви – ве – вя! (высоким голосом)

Ва – во – ву! – У – хо – ди!

Логопед: Молодцы, кажется, у нас получилось. Вдруг зима послушается нас!?

- Но как ты, март, ни хмурься,

Будь хоть снег, хоть ветер,

Всё равно весною пахнет!

- Сделаем глубокий вдох и вберём в себя всю свежесть, красоту и доброту этого весеннего утра!

- Чем же Весна пахнет? / Тающим снегом, оттаявшей землей, талой водой/.

7. Подбор признаков и действий к предмету, развитие языкового чутья (родственные слова).

Логопед: Как интересно: тает – тающий – оттаявшая – талая – проталинка…

- Вы ничего не заметили? (Это похожие слова, семейка весенних родных слов).

- Весне будет приятно, что вы знаете еще много весенних слов. Я буду их называть, а вы догадайтесь, о чем я говорю:

а) Голубое – ясное – чистое – высокое (небо).

б) Лучистое – теплое – ласковое – ясное (солнце).

в) Говорливый – холодный – звонкий – студеный – веселый (ручей).

Логопед: А теперь сложнее:

а) Капель (какая?) (холодная, звонкая, весенняя, мартовская, веселая).

б) Почки на дереве (какие?) (ожившие, набухшие, пахучие).

в) Снег (какой?) (потемневший, рыхлый, грязный, старый, грустный, мокрый).

а) Солнце из-за тучи (Что делает?) (выглядывает, выплывает, показывается, появляется, смеется, обогревает, освещает, ласкает).

б) Лед на речке (что делает?) (тает, ломается, трещит, плывет, исчезает).

в) Первые проталины (что делают?) (темнеют, появляются, возникают, радуют глаз, замерзают, оттаивают).

- Спасибо, молодцы!

8. Развитие интонационной выразительности речи с движением. Игры на координацию речи с движением. Развитие воображения, мимики, метафорического восприятия окружающей природы, эмоциональной отзывчивости.

Логопед: Но где же главный помощник Весны, Солнышко? Позовем его!

(У окна): - Приди, приди, солнышко,

Под наше оконышко,

Засвети щедрее,

Нас согрей скорее!

Солнышко, выгляни,

Красное, посвети

На кудрявую березку,

На холодную водицу,

Покажись скорее,

Будь к нам подобрее! /появляется “солнце”/

Логопед: Люди добрые! Солнцу красному, лику ясному улыбнитеся распрекрасному! /Звучит запись из “Времен года” П.И. Чайковского “Апрель”/.

Логопед + дети: Солнышко яркое в небе сияет,

Лучами своими нас согревает.

/руки над головой, пальцы врозь, вращательные движения кистью/

Тучки по небу быстро бежали,

Лучики в тучках надолго застряли.

/ пальцы в “замок”, перекатывающие движения/

Но появился ветер могучий

И разогнал все мрачные тучи.

/ руки вверху волнообразные движения/

Солнышко снова на небе сияет,

Жаркие лучики нас согревают.

/руки над головой, пальцы врозь, вращательные движения кистью/

Логопед: А март? – Бродит месяц март по лужам

Медвежонком неуклюжим.

Смотрит солнце из-за тучи,

Речка льдинку плавать учит.

Март присел на солнцепёке,

Нарумянил себе щеки

И взглянул из-под руки,

Провожает ручейки…

Логопед: Тает снег! Тает лед!

Ура! Ура! Весна идет!

/ Входит Весна/

9. Обогащение и расширение художественного опыта детей с помощью нетрадиционных техник рисования.

Весна: Вот я и пришла. Я Весна – красна. Какие вы замечательные, добрые ребята! Вы мне очень помогли. Спасибо! Своими делами вы достали очень много радости. Вы и зиму дразнили, и солнышко звали, ручейки пускали, проталинки считали, много весенних слов назвали. Как хорошо, что у меня есть такие отзывчивые, добрые помощники. А забот, хлопот у меня очень много. Надо каждую травинку, каждое деревце, кустик разбудить от зимнего сна. Украсить лес, оживить всю природу.

Я буду рада, ну просто счастлива, если вы выполните ещё одно моё задание. Ребята, вы согласны? (Да!)

Весна: Я принесла вам рисунки, только дорисовать их не успела. Давайте, все вместе раскрасим их яркими красками по-своему, по-весеннему. А потом соберем все в одну большую картину.

/Дети берут части большой сюжетной картины и рисуют: солнышко и облака – тампонами из поролона, капель – печаткой из сырой картошки, набухшие почки на деревьях и кустах – ватными палочками, льдины на речке натирают свечой, проталины и воду - кистью/.

Весна: Какая яркая, весенняя получилась картина! Спасибо, молодцы!

В: На дворе – Весна-красна!

Чем Весна-красна ясна?

Солнцем жарким,

Д: Да!

В: Светом ярким,

Д: Да!

В: Клейкою почкой,

Д: Да!

В: Первым листочком,

Д: Да!

В: Небом ясным,

Д: Да!

В: Солнцем красным,

Д: Да!

В: Весна уже пришла, весна,

Капель на улице слышна.

Кап – кап, кра – кра и чик – чирик –

Весенний шум и гам, и крик!

Весна: Ребята, пусть на нашу картину прилетят грачи!

/Дети раскладывают фигурки птиц, проговаривая: “Грач сел на ветку”. “ А мой грач ходит под деревом”…/

Весна: Пусть на проталинках проснуться первые подснежники!

/Дети украшают рисунки вырезанными цветами/.

Весна: Я очень благодарна вам, поэтому каждому из вас я дарю по “солнышку”.

Пусть мой подарок согревает вас своими маленькими лучиками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"КАК СОЛНЦЕ ВЕСНЕ ПОМОГАЛО" (непосредственно образовательная деятельность по развитию речи с использованием опорных картинок в старшей группе).

Автором представлен конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, основными задачами которого являются:Уточнить и расширить представлени...

"Как Солнышко Весне помогало"

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы...

Конспект совместной деятельности для средней группы "Весну встречаем, насекомым помогаем"

Конспект совместной деятельности по художественному трудув средней группе«Весну встречаем, насекомым помогаем»Участник конкурса педагогических достиженийКалининского района в номинации«Инн...

интегрированая НОД 2-младшая группа детей от3-4 лет "Как солнце весне помогало"

интегрированая НОД 2-младшая группа детей от3-4 лет "Как солнце весне помогало"...

"Как Солнце Весне помогало"

Конспект НОД по позновательному развитию "Как Солнце Весне помогало"...

Наша игра расскажет вам о том, почему на Масленицу пекут и едят блины. Как Блиночек помог Весне.

Наша  игра  расскажет вам  о том, почему на Масленицу пекут и едят блины. Как Блиночек помог Весне....

Как весна солнышку помогала

Непосредственно – образовательной деятельностиРечевое развитие ( итоговое)...