Развитие связной речи дошкольников с использованием средств мнемотехники
статья по логопедии

Чумаченко Юлия Владимировна

В статье отражена работа по обучению пересказу с использованием мнемотаблиц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование мнемотаблиц в работе по обучению пересказу детей дошкольного возраста.

Формирование речи в онтогенезе находится в зависимости от ряда факторов, среди которых большое влияние оказывает сохранность  психофизиологических речевых механизмов, психических функций и процессов, особенно мыслительной деятельности.

Выгодский Л.С. утверждал, что «развитие мышления и речи совершается непараллельно и неравномерно»[1]. До некоторого момента  линии развития мышления и речи идут независимо друг от друга. К двум годам  речь начинает выполнять интеллектуальную функцию, а мышление становится речевым.[2] «Таким образом, получается саморегулирующееся круговое замыкание- два взаимовозбуждающих потока усиливают друг друга и регулируют процесс формирования человека. Задержка формирования одного компонента( мышления или речи) может вызвать или задержку всего развития, или даже его остановку».[3]

В дошкольном возрасте основным видом мышления является наглядно-образное мышление. В соответствие с научными данными, в среднем возрасте ребенок начинает  переходить от внешних проб к пробам совершаемых в уме. При решение задач с косвенным результатом начинается складываться более высокая форма наглядно-образного мышления. Создание реальных наглядных моделей  по общему закону перехода внешних действий во внутренние становиться источником настроения детских модельных образов - наглядное представление о разных сторонах действительности, в котором косвенном и обобщенном виде обозначены отношения вещей. К концу среднего дошкольного возраста дети уже осознано могут пользоваться наглядными моделями для обозначения качеств характерных не для одного предмета, а для целой группы сходных предметов. С помощью наглядных моделей могут изображать последовательности развития действий в сказках, рассказах, а так же в собственных сочинениях. Переход к построению схематизированных образов дающих возможность усваивать и использовать обогащение знания в неединственном направлении в развитии образного мышления. Важное значение имеет  то, что представление ребёнка постепенно приобретает гибкость, подвижность и ребёнок овладевает умением оперировать наглядными образами: представлять себе предметы в разных пространственных положениях, мысленно изменять их взаимное расположение. Наглядно-схематические формы мышления достигают высокого уровня обобщенности и могут приводить детей к пониманию существенных связей и зависимостей, но эти формы остаются образными формами и обнаруживают свою ограниченность, когда перед ребёнком возникают задачи требующие выделение таких свойств, которые нельзя представить наглядно в виде образов.

  Примерно в 4-5 лет у детей начинает появляться словесно - мыслительное мышление. Этому способствуют полученные знания, и развитие речи и достаточно развитое образное мышление. Показателями появления логического мышления являются вопросы, а именно познавательные. А также способность детей раскрывать связи, отношения между предметами и явлениями. Логическое мышление развивается на основе высоко развитом наглядно-образном мышлении.

Наглядно-действенное и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. При помощи речи взрослые руководят действиями ребёнка, ставят перед ним практические и познавательные задачи, учат способам их решения. Речевые высказывания самого ребёнка, даже в тот период, когда они ещё только сопровождают практическое действие, не предваряя его, способствуют осознанию ребёнком хода и результата этого действия, помогают поискам путей решения задач. С возрастом ребенка совершенствуется его мыслительная деятельность. Ребенок начинает глубже осознавать связи между различными явлениями и предметами окружающего мира, в результате чего возрастает степень связности его речи.

В норме, к  пяти-шести годам, кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности. В этом же  возрасте дети начинают понимать разного рода схематические изображения и пользоваться ими. Некоторую информацию, которую ребенок (особенно тот, у которого зрительное внимание развито лучше слухового)не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отображающими существенные черты изучаемых явлений.Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человечеством понятия, т. е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закреплённые в словах, а чтобы дошкольнику было легче это усвоить и используются схемы, модели и мнемотаблицы, являющиеся орудием мнемотехники.

Моделирование  является одним из методов мнемотехники и основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- развитие мелкой моторики при графическом воспроизведении.

Использование мнемотехники на занятиях по развитию речи особенно эффективно при пересказе текста и  описании предмета.

Работа с мнемотаблицами при обучению пересказу проводится поэтапно и имеет  свои специфические особенности.

Этап 1.Прослушивание текста.

Этап 2.Рассматривание каждой ячейки таблицы и связь абстрактных символов таблицы с  отдельными значимыми частями текста.

Этап 3. Связывание  воедино смысла изображенных образов по ячейкам в общее, т.е. пересказывание текста с опорой на символы.

Этап 4.Графическое воспроизведение таблицы детьми.

Этап 5. Целостное и последовательное воспроизведение ребенком  сюжета, с опорой на  мнемотаблицу.

Ниже представлен пример  таблицы и соответствующего текста для пересказа.

                                                         Осень.

Наступила осень[ячейка 1]. Солнце греет меньше.[Ячейка 2] Часто идут дожди. [Ячейка 3] Листья желтеют и опадают.[Ячейка 4] Становится холодно и люди надевают теплую одежду.[ Ячейка 5] Животные готовятся к зиме.[Ячейка 6]

Т.о.используя различные модели, схемы, мнемотаблицы, знаки, символы в процессе совершенствования  связной речи, мы формируем у детей память, внимание, наблюдательность и т.п, развиваем познавательные процессы, тем самым развивая мышление.


[1] Выгодский Л.С. Мышление и речь. М., 1934. с.76

[2] Корнишева О.Ю. К вопросу о соотношению особенностей познавательной деятельности и лексики у дошкольников с задержкой психического развития//речевая деятельность в норме и патологии:  Материалы межотраслевой научно-методической конференции.- СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена,1999.с.97

[3] Жинкин Н.И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. М.1972. с 10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие связной речи дошкольников с использованием мнемотехники".

Тема: Развитие связной речи дошкольников с использованием мнемотехники.Подготовила Карнаухова Ирина Михайловна  Прекрасна речь, когда она как ручеек,Бежит среди камней - чиста, нетороплива,И...

Развитие связной речи дошкольников с использованием поделок из природных материалов

Очень важно, проводя развивающие занятия с дошкольниками, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих вп...

Развитие связной речи дошкольников посредством использования мнемотехники

Мнемотехника - технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминаниеМнемотаблица - это схема в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в...

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: "Развитие связной речи детей через использование приёмов мнемотехники".

Индивидуальный план по самообразованию, план на данную тему помогает педагогу проводить коррекционную работу по развитию речи у детей дошкольного возраста. развитие речи является одним из важных приоб...

Активизация словаря детей 3-4 лет и содействие формирования связной речи дошкольников с использованием приемов мнемотехники Перспективно-тематическое планирование для детей второй младшей группы

Активизация словаря детей 3-4 лет и содействие формирования связной речи дошкольников с использованием приемов мнемотехники Перспективно-тематическое планирование для детей второй младшей группы...