Развитие связной речи дошкольников с использованием поделок из природных материалов
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Семененко Елена Анатольевна

Очень важно, проводя развивающие занятия с дошкольниками, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т.д. но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх с использованием приподного материала. В своей работе я использую методику "Обучение и сочетание сказок". Цель ее - подвести детей к самостоятельному словесному творчеству, сочинению собственных сказок. Но, прежде чем приступить к сочинению сказок, начала или конца сказки, необходимо изготовить персонажей, желательно используя природный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отделение дошкольного образования детей

ГБОУ СОШ № 18 с углубленным изучением математики

Василеостровского района Санкт – Петербурга

Методическая разработка учителя – логопеда

Семененко Е. А.

«Развитие связной речи дошкольников с использованием поделок из природных материалов».

Очень важно, проводя развивающие занятия с дошкольниками, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх с использованием природного материала.

В своей работе я использую методику «Обучение и сочинение сказок». Цель  ее – подвести детей к самостоятельному словесному творчеству, сочинению собственных сказок. Но, прежде чем приступить к сочинению сказок, начала или конца сказки, необходимо изготовить персонажей желательно используя природные материалы.

Этапы работы по развитию связной речи данного метода:

  1. Сочинение концовки известной ребенку сказки («Теремок»,  «Колобок», «Снегурочка», «Лисичка со скалочкой» и т.д.).
  2. Сочинение сказки начатой логопедом (начиная с наиболее напряженного переломного момента истории).
  3. Сочинение сказок с хорошо знакомыми сказочными героями.
  4. Сочинение сказки на самостоятельно выбранную тему (самый сложный вид работы).

Методы работы по обучению детей сочинению сказок с использованием природного материала.

Коллаж из сказок

Детям предлагается придумать сюжет новой сказки с известными персонажами (Баба  Яга, Колобок, Красная Шапочка, Старик Хоттабыч, Василиса Прекрасная и т. д.)

Возможный пример «коллажа из сказок». Чиполлино, Мальвину и Ивана - царевича злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасения. Встретили они доброго волшебника, но он забыл заклинание. Дальше ребята вместе с логопедом придумывают, как помочь сказочным героям. А если предложить еще необычную картинку (например, изображение хвостов разных животных), дети смогут придумать неожиданный вариант развития действия.

Сказки из стишков

Существует множество коротких стишков, которые словно просят сказочного продолжения.

Стишок        

Зайку бросила хозяйка,                          

Под дождем остался зайка,        

Со скамейки слезть не смог -        

Весь до ниточки промок.        

Начало сказки

Проснулась хозяюшка ночью…

Бежала собачка мимо…

Прохожий вдруг увидел на скамейке зайку…

Стишок

        Идет бычок, качается,        
       Вздыхает на ходу:
       - Ох, доска кончается,
       Сейчас я упаду!

        Начало сказки

        Бычок упал и…

        Проходила мимо девочка…

                                       

        Стишок

       Жили дружно, жили тихо

       Ёж, ежата и ежиха.

       Ёж с ежихой для ежат

       Припасали все подряд.

       Вот ежиха у дорожки

       Видит гриб на толстой ножке.

     Начало сказки

     Ежиха потащила гриб в норку…

     Ёж в лесу встретил белку и…

 

    Стишок

    Рыбка плавает в водице,

    Рыбке весело играть.

    Рыбка, рыбка, озорница,

    Мы хотим тебя поймать.

    Начало сказки

    Плавала, плавала рыбка и встретила своих подружек. И стали они спорить       у кого хвост краше…

Сказки из считалки

Считалка

Чижик в клетке сидел,

Чижик громко песню пел,

Гу-гу-гу, чу-чу-чу,

Я на волю полечу.

Начало сказки

Однажды бабушка, покормив Чижика, забыла закрыть клетку…

Сказки из задачек

Задачка

Зайчиха бабушка испекла оладушки.

Угостила двух внучат,

Двух драчливых зайчат.

А внучата не наелись, с ревом блюдцами стучат.

Ну-ка, сколько зайчат ждут добавки и молчат?

Начало сказки

Обиделись зайчата на бабушку и решили убежать искать счастья по белу

свету…

Сказки о любимых игрушках

Любимые игрушки — довольно веский повод сочинять о них сказки. Любимую игрушку ребенок может сделать собственными руками из природного, подручного материала.

Многие дошкольники думают, что жители города Игр — самый веселый на свете народ. Но иногда игрушкам бывает очень скучно. Послушай, что рассказала однажды кукла Юля.

«Меня подарили на день рождения одной девочке. Сначала она обрадовалась и играла со мной целый день. А потом положила в большую -большую коробку. Там скучали другие куклы: маленькие и большие, старые и новенькие. Они и рассказали, что у их хозяйки очень много игрушек и каждый раз ей покупают новые. — И тут вдруг кукла Юля заплакала. — Может быть, девочка никогда не будет со мной играть? Я, наверное, умру от скуки. Что же теперь делать?

Попробуйте, ребята, помочь огорченной кукле Юле.

Сказки от превращений

Я превращаюсь… в кота                   

Начало сказки

Скучно мне стало все время находиться возле хозяйки, и я выбежал во двор…

Я превращаюсь…в бабочку

Начало сказки

Как хорошо летать над цветочками – все видно сверху. Но однажды…

Я превращаюсь… в цветок

Начало сказки

Жили - были я (колокольчик) и василек…

В процессе работы над развитием связной речи дошкольников, с использованием на занятиях поделок из природного материала создаются положительные условия для развития речи детей. Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления поделок, радость испытываемая в процессе работы очень важны для общего развития. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания ребенка.

Обогащение словаря, развитие звуковой культуры, образности речи, развитие словесно-логического мышления, творчества – вот далеко не полный перечень вопросов, которые позволяет решать данная методика.

Учитель-логопед: Семененко Е. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи дошкольников с использованием средств мнемотехники

В статье отражена работа по обучению пересказу с использованием мнемотаблиц....

Презентация "Развитие связной речи дошкольников с использованием мнемотехники".

Тема: Развитие связной речи дошкольников с использованием мнемотехники.Подготовила Карнаухова Ирина Михайловна  Прекрасна речь, когда она как ручеек,Бежит среди камней - чиста, нетороплива,И...

ПЛАН ПРОЕКТА: «Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы» вторая младшая группа

План пректной деятельности: "Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы" вторая младшая группа. Для реализации проекта были выбраны произ...

Итоговое занятие по проекту: «Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы» «Волшебный мир сказок В.Г. Сутеева»

quot;Волшебный мир сказок В.Г.Сутеева" Итоговое занятие по пректу: "Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы" вторая младшая груп...

Статья «Развитие связной речи дошкольников посредством использования интерактивной технологии»

Опыт работы по использованию приёмов  интерактивной технологии для развития связной речи дошольников....

Сценарий мастер – класса для педагогов «Развитие связной речи дошкольников с использованием карт Проппа и образовательных конструкторов»

Сценарий мастер-класса для педагогов по развитию речи детей старшего дошкольонго возраста в процессе конструирования...