Статья «Развитие связной речи дошкольников посредством использования интерактивной технологии»
статья по развитию речи

Гороховская Юлия Викторовна

Опыт работы по использованию приёмов  интерактивной технологии для развития связной речи дошольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx34.72 КБ

Предварительный просмотр:

Идея опыта

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных интерактивных образовательных технологий.

Актуальность и перспективность опыта: 

Актуальность опыта определяется той уникальной ролью, которую играет речевое развитие в становлении личности ребенка - дошкольника. Сегодня в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта актуальной является проблема развития связной речи и формирование коммуникативной компетентности дошкольников, а также использование новых технологий в образовательном процессе.

Речевое развитие – это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого.

Этого от нас ждёт и школа, как от первой ступени образования. Успешное решение задачи развития связной речи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.

Однако, практика показывает, что у многих детей на конец дошкольного детства есть проблемы в речевом развитии:

  • из жизни ребёнка уходит активная речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером.
  • недостаточный словарный запас;
  • односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
  • бедная диалогическая речь;
  • затруднения в выстраивании монолога;
  • отсутствие умения обосновать свои утверждения.

Таким образом, особую актуальность приобретает использование интерактивных технологий как средства развития связной речи и коммуникативной компетенции дошкольников.

 Таким образом, мы стараемся разрешить те вопросы, которые в настоящее время требуют своего развития, что и определяет актуальность работы.

Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.

          Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Это потребовало изменения стратегии и тактики педагогического взаимодействия с детьми.

Интерактивная методика основывается на обучении действием и посредством действия: ребёнок лучше запоминает и усваивает то, что он делает. Главным условием развития личности ребенка в дошкольном возрасте является общение. Поэтому задача педагога специально организовать данную деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия – детей друг с другом, детей и взрослого.

Новизна опыта состоит:

  1. в разработке системы взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи посредством включения интерактивной технологии;
  2. в объединении интересов родителей и детей при подборе информации на заданную тему.

Трудности при использовании:

  • для детей: затруднения при выполнении речевых заданий на определённую педагогом тему; скованность при подаче информации.
  • использование данного опыта в работе требует от педагога компетентного подхода к решению задач речевого развития дошкольников, базирующегося на знании методики речевого развития детей дошкольного возраста, организации речевого взаимодействия с учётом индивидуальных особенностей детей, осуществления личностно-ориентированного взаимодействия с детьми.

Технология развития связной речи

Цель данной работы: развитие связной речи дошкольников посредством интерактивных технологий.

Задачи:

  1. Развивать умения творческого рассказывания, сочинительства, речевой импровизации.
  2. Поддерживать стремление и желание детей высказывать собственное мнение, активно     вступать в деловое общение со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.
  3. Развивать коммуникативные умения в процессе делового, игрового и творческого сотрудничества со сверстниками.
  4. Воспитывать инициативность, самостоятельность, творческое отношение к делу.

Использование традиционных методов и форм организации работы с детьми, не всегда дают возможность достичь высокого уровня развития речи детей. Поэтому наряду с ними я использую интерактивные методы и приёмы.         

Представляю вам ряд интерактивных методов и приёмов, которые, на мой взгляд, наиболее эффективны для развития связной речи детей. Эти методы и приёмы объединены в технологию.

Логика реализации интерактивной технологии включает следующую последовательность этапов.

I. Мотивационный этап.

Цель этапа – стимулирование интереса к деятельности, потребности детей в общении, активности речи.

Задачи

Методы и содержание работы

  • Развивать диалогическую речь.
  • Развивать информационно-коммуникативные умения (умение договаривать, слушать и слышать друг друга).
  • Развивать умения высказываться.

Методы стимулирования и мотивации речевой деятельности и общения детей:

  • сюрпризный момент,
  • создание проблемной ситуации,
  • решение исследовательской задачи
  • ситуации поддержки в самостоятельной деятельности ребенка
  • Использование ИКТ
  • моделирование проблемных ситуаций
  • «А что было бы, если бы…?»
  • «Хоровод»
  • «Цепочка»

  1. Этап накопления тематического содержания для развития связной речи и общения.

Цель этапа – обогащение представлений детей по теме.

Задачи

Методы и содержание работы

  • Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать планирующую функцию речи.
  • Воспитывать инициативность и активность в речевой и познавательной деятельности.
  • Развивать умение выбирать партнера для совместной деятельности, поддерживать и оказывать помощь в ходе сотрудничества.
  • Развивать умение работать в подгруппе: определять обязанности, определять последовательность деятельности, сообща преодолевать трудности.

Методы работы над содержанием детской речи и общения:

  • показ картин, иллюстраций, предметов и объектов, игрушек,
  • компьютерных презентаций, видео- и мультипликационных фильмов, опытов;
  • чтение художественных и познавательных текстов
  • рассказывание (историй из опыта, сказок, стихов и т.д.);

Практические методы:

  • организация исследовательской деятельности, изготовление поделок, атрибутов для игр и т.п.;
  • упражнение в умениях;
  • отгадывание кроссвордов, ребусов, сочинение загадок, составление коллажей.

 Коммуникативные методы:

  • викторины
  • "Хоровод"
  • «Синтез мыслей»
  • «Общий проект»
  • «Создание детской газеты»
  1. Этап освоения детьми речевых форм и коммуникативных умений.

Цель этапа – развитие у детей умения передавать свои мысли в понятных для слушателей и адекватных ситуации речевых формах с использованием формул речевого этикета.

Задачи

Методы и содержание работы

  • Развивать умения составлять описательный и повествовательный рассказ, рассказ-контаминацию.
  • Развивать речь-рассуждение в процессе доказательства, объяснения и планирования деятельности.
  • Развивать умение пересказывать художественные и познавательные тексты.
  • Развивать звуковую культуру речи, грамматически правильную речь, интерес к литературе.

Методы, обеспечивающие освоение языковых и речевых форм:

  • пересказ литературных произведений
  • моделирование
  • рассказывание по схеме, образец рассказа, анализ образца рассказа, составление плана рассказа, анализ плана монолога, рассказы по плану
  • составление диафильмов
  • «А что было бы, если бы…?»
  • «Мозговой штурм»
  •  «За и против»
  • «Микрофон» 
  • Метод «Интервью»
  • «Метод многоканальной деятельности»
  •  «Создание детской газеты»
  1.  Творческий этап.

Цель этапа – развитие самостоятельности и творчества детей в речевой деятельности и организации общения со взрослыми и сверстниками.

Задачи

Методы и содержание работы

  • Развивать умения творческого рассказывания, сочинительства, речевой импровизации.
  • Развивать коммуникативные умения в процессе делового, игрового и творческого сотрудничества со сверстниками.
  • Развивать индивидуальные творческие способности детей: организаторские, художественные, творческие.

  • сочинение рассказов по аналогии;
  • придумывание окончания к рассказу (описательному или повествовательному); придумывание продолжения и окончания к рассказу;
  • сочинение рассказа или сказки по плану или по схеме
  • -сочинение сюжетного рассказа; сочинение рассказа на тему;
  •  сочинение рассказа по пословице; сочинение загадок;
  • сочинения с использованием методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) 
  • «А что было бы, если бы… ?»
  • «Воображаемая картина», «Превращение»
  • «Создание детской газеты»,
  • «Перевоплощение» или «Реклама»
  • «Интервью»

Условия реализации педагогической технологии: развитие связной речи и общения детей построено на усложнении методов и приёмов интерактивной технологии по степени взаимодействия детей друг с другом, детей и педагога, а также с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей группы.

Содержание интерактивных методов:

  • "Хоровод".

 На начальном этапе роль ведущего выполняет воспитатель, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди еще не могут, затем активные дети. С помощью предмета (мяч, мягкое сердечко, цветочек), задаётся вопрос, задание. Дети отвечают на вопрос по очереди, передавая предмет рядом стоящему ребенку. Данный метод помогает развивать речь детей, обогащать словарный запас, активизировать в речи слова, относящиеся к той или иной теме недели. Также данная технология воспитывает у детей такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга, способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.

Этот метод можно использовать на родительских собраниях, вечерах досугов с родителями. Например, мы использовали игру в кругу «Передай сердечко, назови словечко» на тему «Почему я люблю город Колпино?». Родители включаются в новую для себя деятельность рассказывания, делятся с детьми и педагогами своими мыслями и впечатлениями.

  • Микрофон — метод работы, в ходе которого дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему. Например, ребенок берет микрофон, рассказывает в нескольких предложениях о себе, и передает микрофон другому ребенку. Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются. Мы использовали данный метод в проекте «С днём рождения, любимый город» для создания пожеланий своему родному городу.
  • Цепочка — метод работы, в ходе которого дети обсуждают задания и вносят свои предложения в имитированной цепочке. Например, мы составляем сказки по таблице, составленной из детских рисунков. Работа в цепочке по таблице помогает развить сюжет будущей сказки.
  • Синтез мыслей — метод работы, в ходе которого дети объединяются в малые группы. Дети выполняют  задание, например, коллаж определённого времени года на листе бумаги, разделившись на группы. После выполнения задания группа передает изображение в другую группу, участники которой проверяют и дорабатывают выполненное задание. По окончанию работы дети составляют общий рассказ о том, что дорисовали и почему.
  • Общий проект — метод работы, в ходе которого дети объединяются в несколько групп (3-4). Группы получают разные задания, каждое из которых направлено на решение определенного аспекта одной проблемы, например, нарисовать животных жарких стран и рассказать о них. Каждая группа представляет свой «проект» — коллективную работу «Наш зоопарк» и совместно обсуждают его.
  • Метод многоканальной деятельности — метод работы с детьми, в ходе которого обязательно задействуются различные анализаторы: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Мы используем этот метод при рассматривании картин. Например, используется такая последовательность работы: выделение объектов, изображенных на картине; представление объектов через восприятия различными анализаторами.

После подробного рассмотрения всех объектов, изображенных на картине, предлагаем детям  творческие задания: «прослушать» звуки картины; вести виртуальные диалоги от имени изображенных персонажей; почувствовать «ароматы» объектов природы, изображенных на картине; «выйти за пределы изображенного»: представить, что произойдёт на картине в будущем (прошлом). Например, при рассмотрении картины «Зимние забавы» были заданы следующие вопросы: как вы думаете, о чем говорят мальчики? Рассмотрите кору деревьев, какая она? Послушайте, какие звуки вы слышите на поляне у горки? Закройте глаза и ощутите, какие запахи ощущают дети на горке.

  • Активно использовался метод «Викторина». Метод-познавательная игра, которая состоит из вопросов на темы из различных отраслей знаний. Она расширяет обще-познавательное и речевое развитие детей. Вопросы отбираются с учётом возраста, программных требований и уровня знаний детей.

           (см. приложение)

  • «Мозговая атака (мозговой штурм)» — один из методов, который способствует развитию творчества и ребенка, и взрослого. Этот метод удобно использовать при обсуждении сложных проблем или вопросов. Дается время для индивидуального размышления над проблемой (до 10 мин.), затем собирается дополнительная информация для принятия решения. Дети — участники «мозговой атаки» должны выразить все возможные (и невозможные с позиции логики) варианты решения проблемы
  • Моделирование проблемных ситуаций — метод взаимодействия взрослого и детей для решения поставленной проблемы. Ситуация моделируется воспитателем специально. Преобладает творческое решение проблем, взаимный обмен мнениями, собственными знаниями и умениями и тому подобное. «За и против» — метод работы с детьми, в ходе которого детям предлагается решить проблему с двух сторон: за и против. Например, в рамках проекта «В городе моём зима», детям была поставлена задача рассказать, почему нравится зима (аргумент — «за») и почему не нравится зима (аргумент — «против»).
  • Превращение — метод работы, в ходе которого предлагаем детям разделиться на команды, каждая из которых загадывает слово или даже букву. Используя невербальные средства команда, представляет это слово другой команде, которая должна его отгадать. Мы используем данный метод, изучая животных, объекты города, и даже алфавит.
  • «А что было бы, если бы…?» — метод работы, в ходе которого предлагаем детям подумать и высказать свои предположения, например: «А что было бы, если бы исчезли вода на Земле?», «А что было бы, если бы хищные животные в сказках стали вегетарианцами?» и тому подобное.
  • Воображаемая картина — метод работы, в ходе которого предлагаем детям встать в круг и каждому ребенку по очереди описать воображаемую картину. Интересен этот метод в закреплении знаний об экосистемах (лес, пруд, луг), а также изучении космоса. Например, в НОД «Космическое путешествие», дети в воображаемой летающей тарелке представляли, что видят за стеклом иллюминатора.
  • «Перевоплощение» или «Реклама» — интерактивные методы обучения, когда детям предлагается разделиться на команды и представить себя на месте какого-либо предмета (книги, ручки, стола, куклы и тому подобное), а затем презентовать себя с точки зрения выбранной роли, пытаясь назвать все его положительные качества и функции.

Самыми же популярными среди детей и родителей, и интересными интерактивными методами я считаю следующие:

  • На этапе завершения любого проекта, подведения итогов работы использовался метод «Интервью». Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь. Как только дети начинают понимать важность соблюдения логики в беседе, задания усложняю за счёт введения рисунков, условных знаков: что сначала - что дальше – чем закончился диалог.

После усвоения последовательности ведения интервью по условным знакам работа усложняется: после предварительной беседы демонстрационный материал убирается, и дети самостоятельно ведут интервью.

Дети по очереди выступают в роли корреспондента, который опираясь на наглядный материал, поделку или изготовленный дома коллаж, рассказывает или задает вопросы о каком-либо событии. Если для решения задач развития диалогической речи дошкольников использовать игровые методы, в частности метод интервьюирования, то это усилит речевую мотивацию, создаст условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений.  Дети учатся преодолевать робость в общении, с удовольствием вступают в диалог с окружающими. А также в игровой форме познают новое или сообщают свои знания детям.

В нашей группе создан центр «Телеканал КАПИТОШКА», в котором «живет» наш микрофон, доступный детям в любое время и пользующийся огромной популярностью, камера и другие необходимые для игры материалы. Созданы условия для самостоятельной деятельности детей. В этой деятельности мы часто используем настоящую видеокамеру – это даёт возможность детям ощутить себя настоящими корреспондентами, а также проанализировать своё поведение и речь в ходе «пресс конференции» (по видео или аудиозаписи). Дети часто приносят в группу различные игрушки, энциклопедии. В режимные моменты мы устраиваем рекламу на нашем телеканале.

  • Метод «Создание детской газеты». Погружение в игру: «Мы – журналисты» позволило детям усвоить формы речевого взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Дети с удовольствием записывают свои творческие рассказы на диктофон, выступают в роли художников для создания иллюстраций газеты.

В группе созданы газеты с творческими рассказами на тему: «Как хорошо уметь читать», «Детский сад-какой он?», «Если бы я был Дедом Морозом...», «Если бы я был космонавтом», «Кем быть…».

Хочется отметить, что в своей профессиональной деятельности я широко использую метод проектов, что помогает мне связать процесс речевого развития и коммуникативных умений с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в речевую образовательную деятельность. Проекты позволяют объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок и родитель могут проявить себя, почувствовать себя успешными. С большой отдачей прошли проекты «Этот город самый лучший город на земле» (Колпино), «Никто не забыт – ничто не забыто», «Новый год к нам мчится», «Пушкинская осень», «Скоро в школу».

        

Результативность:

Педагогическая диагностика (мониторинг) позволила сделать вывод:

1.        в результате использования интерактивной технологии удалось добиться хорошей динамики речевого развития детей: речь детей стала более полной, содержательной, точной;

2.        дети стали замечать ошибки в речи у сверстников;

3.        творческие рассказы стали более разнообразными, наполнены содержанием и эмоциями;

4.        преодолена застенчивость, чувство скованности.

Использование интерактивной технологии способствует повышению самооценки детей, развитию логики мышления. Ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Такой подход способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

Выводы: 

Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в образовательный процесс, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают, происходит обмен опытом, знаниями и умениями.

         Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики, которое напрямую способствует  развитию связной речи детей. Также оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей.

Список литературы

1. Интерактивные технологии в работе с дошкольниками: Учебнометодическое пособие / В.А. Филиппова [и др.] / Под научной редакцией профессора ТГУ И.В. Руденко. – Тольятти: Издательство ТГУ, 2012. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

3.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.htm

4. Ушакова О.С. Развитие речи детей: Программа; методические рекомендации; Конспекты занятий / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – ВентанаГраф, 2008. – 288 с.

5. Скворцова О.В. Инновационная деятельность по внедрению интерактивных технологий в образовательный процесс детского сада / О.В. Скворцова, А.Ш. Мингалеева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/119/80119/60527?p_page=38

6. Виноградова Н. А., Микляева Н.В. Интерактивная развивающая среда детского сада" Учеб. пособие М., 2004

7.  Ельцова О.М., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О.М.Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005

8.  Кузеванова О.В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О.В.Кузеванова, Т.А.Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников при формировании культуры безопасности у дошкольников посредством использования интерактивных технологий в условиях реализации ФГОС ДО»

quot;Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, потонули бы, попали бы под машины, повыбивали себе глаза, поломали бы ноги и за...

Статья на тему:"Развитие связной речи дошкольников посредствам дидактических игр".

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте является овладение связной речью, показывающей уровень культуры человека, его мышления и интеллекта. Возникнув впервые в раннем детстве в вид...

Доклад на семинар «Развитие связной речи дошкольников с использованием современной технологии «Синквейн»

На сегодняшний день образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей — явление очень редкое. В чем же проблема? А проблем существует много — это бедный словарный запас, неумение сост...

Развитие связной речи дошкольников посредством использования мнемотехники

Мнемотехника - технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминаниеМнемотаблица - это схема в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в...

Отчет по теме самообразования «Развитие связной речи детей посредством использования ИКТ технологий в подготовительной к школе группе»

В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста....

План по самообразованию «Развитие связной речи детей посредством использования ИКТ технологий в подготовительной к школе группе» 2021-2022гг.

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей....

Формирование грамматического строя речи дошкольников посредством использования интерактивных технологий

Презентация для педагогов ДОУ. Раскрывает актуальность и значимость использования интерактивных технологий в формировании ГСР дошкольников....