План по самообразованию «Развитие связной речи детей посредством использования ИКТ технологий в подготовительной к школе группе» 2021-2022гг.
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа)

Кравченко Надежда Анатольевна

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_razvitie_rechi_21-22_gg.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Проверил:                                                                                                                                                                                                      «Утверждаю»

Старший воспитатель                                                                                                                                                                                   Заведующий МАДОУ

МАДОУ Д/С №4 «Дельфин»                                                                                                                                                                      Детский сад №4 «Дельфин»

Тимербаева Р.Р.                                                                                                                                                                                            МР Учалинский р-н РБ

                                                                                                                                                                                                                        ________ Муликова Г.Л.

                                                                                                                                                                                                                       « ___»_________2021г.

План по самообразованию педагога

 МАДОУ Детский сад №4 «Дельфин»

                              

Кравченко Надежда Анатольевна

(Ф.И.О. педагога)

    3 года                 _____1______

(стаж работы)                                 (кв. категория)

Тема: «Развитие связной речи детей посредством использования ИКТ технологий в подготовительной к школе группе»

(название темы)

2021-2022гг.

 (учебный год)

Подготовительная группа

 (возрастная группа)

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2021 -2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

«Развитие связной речи детей посредством использования ИКТ технологий в подготовительной к школе группе»

Цель: Расширить возможности использования современных информационно – компьютерных технологий для развития речи детей.

Задачи: Совершенствовать диалогическую форму речи; Формировать умение (по плану и образцы) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; Умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; Составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями; Развивать монологическую форму речи; Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Актуальность: 

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников. Развитие речи – сложный психический процесс, не сводимый к простому воспроизведению ребенком слышимой речи. Для развития речи ребенка нужно предлагать ему разнообразный речевой материал, необходимо ставить перед ребенком новые задачи общения, требующие новых средств общения.

Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.

Первоначально большинство педагогов были убеждены, что использовать ИКТ можно лишь изредка, как подручный материал, нынешнее же понимание роли информационных технологий – облегчить труд воспитателя, повысить работоспособность воспитанников, формировать стойкий интерес. Организация воспитательно-образовательного процесса с использованием ИКТ по развитию речи может способствовать высокой степени развитию речи детей. Использование ИКТ в развитие речи детей позволит расширению представления об окружающем мире, обогащению словарного запаса, дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли. Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Применение компьютера влияет на мотивацию детей, проявляется интерес, часто задают вопросы, охотно отвечают на заданные педагогом вопросы, что в свою очередь благоприятно влияет на развитие речи детей.

  Используя в работе ИКТ, воспитатель осуществляет и решает важные задачи развития дошкольника в современном обществе, способствует развитию успешной личности, так как является проводником в мир инноваций. ИКТ – средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность дошкольников и участвовать в освоении новых знаний. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни в обществе. Внедрение ФГОС дошкольного образования продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается воспитатель ДУ. Повышается роль педагога, и растут требования к его профессиональным качествам.

  Опыт организации воспитательное-образовательного процесса с использованием ИКТ на занятиях по развитию речи способствует высокой степени эффективности для развития всех сторон речи. Это долгая, непрерывная работа, которая подготавливает детей к жизни в условиях неограниченного доступа к информации.

  Таким образом, применение ИКТ в дошкольном обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, всестороннему развитию дошкольников. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.

Компьютерные технологии сегодня — один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность,

позволяет развиваться в духе современности.

Предполагаемые результаты по самообразованию: Совершенствование образовательного процесса; Активизация речевой деятельности дошкольников; Улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей; Достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования; Повышение профессионального уровня и компетентности педагога.

Этапы самообразования

Содержание работы

Практический выход, конечный продукт.

Форма отчета.

Формы работы с воспитанниками.

Конечный продукт выполнения работы, практический выход.

Формы работы с семьями воспитанников.

Конечный продукт выполнения работы, практический выход.

Сроки выполнения

Вводный.

Теоретический.

Организационно-диагностический

- Изучение научно-методической и  учебно - методической литературы

для разработки плана по самообразованию на год.

- Изучение нового материала по развитию речи на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях

Пополнение картотеки методической литературы

План самообразования.

Разработка сайтов

Оформить центр речевого развития детей.

Составление плана по воспитательно-образовательной работе с детьми

Провести диагностику детей по развитию речи (образовательная область «Коммуникация», «Развития речи») с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений.

Составления плана работы с семьями воспитанников

Сентябрь

Практический этап.

1.Составить картотеку «Пальчиковые игры для речевого развития детей по лексическим темам»

2.Разработать конспект ООД с использованием составление описательных рассказов по теме «Дары леса»

1.Разработать картотеку пальчиковых игр приложить.

2.Конспект ООД приложить

Организация и знакомство с правилами пальчиковых игр.

Организация ООД. Организация различных видов игр.

Консультация для родителей «Правильная речь – залог успешного обучения в школе»

Октябрь

1.Разработать картотеку артикуляционной гимнастики

2. Дидактическая игра по речевому развитию  «Ребусы»

1.Картотеку артикуляционной гимнастики приложить

1). Изготовление игры «Ребусы»

2). Знакомство с правилами.

Организация и знакомство с правилами

артикуляционной гимнастики.

Папка– передвижка «Речевые игры. Способы их проведения»

Ноябрь

1. Составить картотеку дидактических игр по развитию связной речи

2. Картотека  сюжетных картинок для развития связной речи дошкольников.

1. Разработать дидактическую игру по развитию связной речи приложить

2. Разработать картотеку

сюжетных картинок для развития связной речи

Организация и знакомство с правилами дидактических игр

Буклет для родителей «Как развивать речь ребёнка дома»

Декабрь

1. Картотека мнемотаблиц с текстами рассказов

2.Разработать мастер класс для педагогов «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников»

1. Картотеку мнемотаблиц приложить

2.Мастер класс для педагогов по теме приложить

Организация и знакомство с мнемотаблицами

Показ мастер – класса  на пед. часе для педагогов

Консультация для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»

Январь

1.Картотека загадок по развитию связной речи

2. Дидактическая игра с использованием ИКТ «Найди звук в слове»

1. Картотеку загадок приложить

1). Изготовление игры

2). Знакомство с правилами.

Отгадывание загадок. Самостоятельная деятельность воспитанников.

Консультация для родителей

«Использование загадок, как средство формирования выразительности речи»

Февраль

1. Картотека упражнений для развития речевого дыхания у детей

2. Разработка  итогового ООД с использованием ИКТ на тему «Скоро в школу нам идти!» по развитию речи

1. Разработать упражнений для развития речевого дыхания у детей

2. Конспект ООД приложить

Организация и знакомство с мнемотаблицами

Организация ООД. Организация различных видов игр.

Консультация для родителей «Чтение художественной литературы как средство речевого развития дошкольников»

Март

1.Разработка консультации для педагогов «Использование интерактивной доски на ООД по развитию речи»

2. Дидактическая игра «Цепочка слов»

1.Консультация для педагогов по теме «Использование интерактивной доски на ООД по развитию речи» приложить

1). Изготовление игры

2). Знакомство с правилами.

Чтение консультации на пед. часе для педагогов.

Консультация для родителей «Применение информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников в ДОУ»

Апрель

1. Анкетирование родителей «Речь моего ребенка. Хорошо ли он говорит?»

3.Дидактическая игра на фонематический восприятие «Найди пару»

1. Разработка анкет для родителей

1). Изготовление игры

2). Знакомство с правилами.

Консультация для

родителей «Использование

загадок, как средство

формирования

выразительности речи»

Май

Заключительный этап.

Отчет о проделанной работе.

Самоанализ. Диаграммы.

Отчеты

Диагностика работ воспитанников. Мониторинг.

Анкетирование родителей (анализ анкет).

Май

Литература

1.Арынгазин К.М «Методические рекомендации по работе с интерактивной доской и методика проведения занятий с её использованием».

2.Пышкина А.В. «Актуальность информатизации дошкольного образования и способах внедрения ИКТ в воспитательно- образовательный процесс детского сада»

3. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003. - с.27-43.

4.Бартенева Т.П «Использование ИКТ в процессе развития и обучения дошкольников».

5. Комарова Т.С. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании».

6. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.

7. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.

8. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.

9. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004. – 107 с.

10. Ершова Е.Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. – 64 с.

11. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.

12.Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» - 2009 г.

13. Алексей Майер: Управление инновационными процессами в ДОУ. Методическое пособие. - Сфера, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

План по самообразованию   «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...

План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» 2019-2020 учебный год

План по самообразованию    «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»    2019-2020 учебный год...

План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Ахметзяновой Н.Х.

План по самообразованию«Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей посредством театрально-игровой деятельности». (2021 – 2022 г.г.)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 164          План работы по самообразованию «Развити...

Отчет по теме самообразования «Развитие связной речи детей посредством использования ИКТ технологий в подготовительной к школе группе»

В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста....

План по самообразованию "Развитие связной речи детей раннего возраста посредством русских народных сказок".

Роль художественных произведений в жизни дошкольников непременно важна. Самым интересным и актуальным жанром является сказка. Сказка для детей-это особый мир, источник представлений о времени и простр...