Отчет по теме самообразования «Развитие связной речи детей посредством использования ИКТ технологий в подготовительной к школе группе»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Кравченко Надежда Анатольевна

В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

 

  Проверил                                                                                                                              

  Старший воспитатель                                                                                                      

МАДОУ Д/С №4 «Дельфин»                                                                                              

  Тимербаева Р.Р.________                                                                                              

  «    »                 20     г.                                                                                                        

Отчет по теме самообразования

 «Развитие связной речи детей посредством использования ИКТ технологий в подготовительной к школе группе»

        

Подготовил: воспитатель Кравченко Н.А.

        

г. Учалы 2022 г.

С 2021-2022 год я работала над темой самообразования «Развитие связной речи детей посредством использования ИКТ технологий в подготовительной к школе группе».

Выбор моей темы по самообразованию связан с целью повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Актуальность:

  В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Русский язык играет главную ролью в становлении личности ребенка-дошкольника. Являясь важнейшим средством

человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает

основы успешного обучения в школе. В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

-ухудшение состояния здоровья детей;

-существенное сужение объема "живого" общения взрослых и детей;

-глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

-недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка.

На мой взгляд, становление речевого общения ребенка со взрослым начинается с эмоционального общения. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи ребенка. Ребенок начинает реагировать на интонацию взрослого, особенности голоса, с которой произносятся слова. Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка со взрослыми. Взрослые — хранители опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка. Язык -важнейшее средство человеческого общения. Связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

И в связи с этим мной была определена тема работы с детьми – «Развитие связной речи детей посредством использования ИКТ технологий в подготовительной к школе группе».

Глубоко понимая важность и актуальность темы, я поставила перед собой следующую цель:

Цель моей работы заключалась: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития связной речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- изучение и использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей.

- создание предметно-развивающей среды по формированию и развитию связной речи у детей подготовительной к школе группы;

- разработка системы работы с родителями по развитию связной речи детей;

- обобщение опыта работы по данной теме.

Основная часть

Работу по теме самообразования я начала по следующим направлениям:

-изучение литературы

-работа над созданием развивающей среды

-занятия с детьми

- взаимодействие с родителями

Изучила соответствующую литературу по данной теме:

1.Арынгазин К.М «Методические рекомендации по работе с интерактивной доской и методика проведения занятий с её использованием».

2.Пышкина А.В. «Актуальность информатизации дошкольного образования и способах внедрения ИКТ в воспитательно- образовательный процесс детского сада»

3. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003. - с.27-43.

4.Бартенева Т.П «Использование ИКТ в процессе развития и обучения дошкольников».

5. Комарова Т.С. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании».

6. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.

7. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.

8. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.

9. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004. – 107 с.

10. Ершова Е.Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. – 64 с.

11. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.

12.Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» - 2009 г.

13. Алексей Майер: Управление инновационными процессами в ДОУ. Методическое пособие. - Сфера, 2008 г.

14. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

В течение года познакомилась с новыми инновационными технологиями через предметные издания и интернет.

При работе над темой по самообразованию мной были выделены следующие этапы:

  • Организационно-диагностический;
  • Практический этап;
  • Заключительный.

  • Первый этап включает в себя определение актуальности выбранной темы,

постановки цели и задач, планируемые результаты, изучение методической литературы.

  • Практический этап включает в себя теоретическое изучение вопроса и практическое применение его на практике. (занятие, дидактические игры, ИКТ игры, картотеки, мнетотаблицы)
  • И последний заключительный этап - подведение итогов работы по самообразованию, отчет, мониторинг, анкетирование родителей.

Посетила на педсоветах коллег, выслушала их доклады и выступления на совещаниях и педагогических советах. 

Педагогическая копилка пополнилась следующими материалами, которые

способствуют развитию речи детей:

Разработаны картотеки: 

  • Картотека пальчиковых игр по лексическим темам (развитие речи через мелкую моторику)
  • Картотека артикуляционной гимнастики
  • Картотека упражнений для развития речевого дыхания
  • Картотека дидактических игр по развитию связной речи
  • Картотека мнемотаблиц с текстами рассказов (подобрала мнемотаблицы по разным темам: времена года, животные и др.)

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:

 - обогащения словарного запаса

 - при отгадывании и загадывании загадок

 - при заучивании стихов

 - составления описательных и сюжетных рассказов

 - передачи содержания сказок.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Большое внимание уделяла составлению описательного рассказа по схеме, при помощи мнемотаблицы.

Работа над созданием развивающей среды, занятия с детьми:

  • Конспект ООД с использованием составление описательных рассказов по теме «Дары леса»;
  • Конспект ООД по развитию речи составление описательного рассказа

          по сюжетной картине с использованием ИКТ по теме: «Путешествие в    весенний лес».

  • Создание интерактивной игры «Ребусы
  • Дидактическая игра с использованием ИКТ «Найди звук в слове»
  • Дидактическая игра «Цепочка слов»
  • Дидактическая игра на фонематический восприятие «Найди пару»

Велась работа с родителями:

Памятки для родителей по обучению связной речи.

  • Рекомендации для родителей «Как развивать речь ребёнка дома»

Консультации

  • «Правильная речь – залог успешного обучения в школе»
  • «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»
  • «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи»
  • «Чтение художественной литературы как средство речевого развития дошкольников»
  • «Применение информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников в ДОУ»
  • «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи»

Анкетирование родителей «Речь моего ребенка. Хорошо ли он говорит?»

Папка-передвижка

  • «Речевые игры. Способы их проведения»

Велась работа с педагогами

Консультация:

  • «Использование интерактивной доски на ООД по развитию речи»
  • «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников»

Анализируя итоговый результат работы, я пришла к выводу, что процесс речевого развития представляет собой непрерывно и циклически повторяющиеся переходы от мысли к слову, и от слова к мысли, которые становиться более осознанными и содержательно богатыми. Также в мае провела мониторинг развития речи детей. При подведении результатов работы, в результате проводимой работы заметна положительная динамика в развитии речи детей. В целом, дети проявляют любознательность, стремление к познанию окружающего мира, умение общаться со сверстниками. У детей наблюдается ярко выраженный интерес к новому, появилась уверенность в своих силах и доброжелательном отношении к окружающим людям. В сотворчестве с другими детьми ярче проявляется индивидуальность каждого ребенка и его коммуникабельность.

Заключительная часть

 В результате работы над темой «Развитие связной речи детей посредством использования ИКТ технологий в подготовительной к школе группе» в течение года я пополнила свои теоретические знания, глубже познакомилась с методами, приёмами и способами работы, которые способствуют развитию речи детей, и старалась активно применять их на практике.

На этом изучение данной темы завершаю. Но работа по развитию речи детей остаётся одной из самых главных и актуальных тем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию связной речи и формированию лексико - грамматических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (тема "Одежда")

Данный конспект НОД предназначен для детей подготовительной группы с ТНР по лексической теме "Одежда". Деятельность включает в себя игровые упражнения, используется принцип интеграции образовательных ...

Статья «Развитие связной речи дошкольников посредством использования интерактивной технологии»

Опыт работы по использованию приёмов  интерактивной технологии для развития связной речи дошольников....

Отчет по теме самообразования «Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность».

Актуальность выбранной темы по самообразованию « Развитие связной речи детей дошкольного возраста  через театрализованную деятельность» обусловлена тем, что театрализованная деятельно...

Мастер-класс на тему: «Развитие связной речи детей посредством использования мнемотехники»

Мастер-класс для педагогов и членов творческой группы по развитию связной речи у детей с использованием мнемотехники....

План по самообразованию «Развитие связной речи детей посредством использования ИКТ технологий в подготовительной к школе группе» 2021-2022гг.

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей....

Отчет по теме самообразования "Развитие связной речи старших дошкольников"

Развитиесвязной речи старших дошкольников посредством игрового набора "Дары Фрёбеля"...

Отчет по теме самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через сказкотерапию»

Отчет по теме самообразования«Развитие связной речи детейстаршего дошкольного возраста через сказкотерапию»...