Статья на тему:"Развитие связной речи дошкольников посредствам дидактических игр".
статья (подготовительная группа)

Телицина Марина Викторовна

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте является овладение связной речью, показывающей уровень культуры человека, его мышления и интеллекта. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно усложняется и обогащается. Овладение связной речью является высшим достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетической. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Телицина Марина Викторовна

Воспитатель подготовительной группы

Развитие связной речи дошкольников

посредствам дидактических игр

   Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте является овладение связной речью, показывающей уровень культуры человека, его мышления и интеллекта. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно усложняется и обогащается. Овладение связной речью является высшим достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетической. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

   В развитии связной речи детей подготовительной группы на первый план выступает формирование умений строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания.

Для детей старшего дошкольного возраста характерны следующие особенности развития связной речи: активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (словами еще, потом).

Дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, подавать уместные реплики.

В начале работы по данной теме было проведено обследование речевого развития детей по методике О.С.Ушаковой, которая проводилась либо в виде индивидуальной беседы с ребёнком, либо в заданиях диагностики включались в мотивированную подгрупповую организованную деятельность с детьми. И было выявлено, что среди всех компонентов развития речи хуже у детей развита связная речь.

   На первом этапе работы с детьми были подобраны простые дидактические игры для развития связной речи, объяснялись правила игры и последовательность. Дети с удовольствием и интересом слушали, объяснения. Впоследствии, когда дети запомнили последовательность и правила игры, пытались уже самостоятельно играть в них, привлекая других детей. Многие дети учили других детей играть в эти игры, активно привлекали товарищей к игре.

  Кроме дидактических игр использовали и другие формы работ.

   Давался план рассказа, который помогал детям составить рассказ, сказку. Если ребёнок при составлении рассказ, отходил от плана, другие дети его поправляли. Если ребёнок затруднялся в самостоятельном составлении описания, ему задавались уточняющие вопросы. Например, при описании картины, спрашивалось: «Во что одета девочка? Почему она так одета? А как ты думаешь, что она делает? и другие»

  Так же широко использовали прием совместного рассказывания. Например, при составлении письма сказочного героя к своему другу, составление новой сказки и в других случаях, дети поочередно высказывали предложения и совместными усилиями составляли рассказ, сказку.

  Параллельно использовался прием: продолжение рассказа другим                ребенком. Например, задания составить рассказ по серии сюжетных картинок. Три пары детей сначала выкладывают серию картинок, совещаясь, затем, рассказывают по ней. Остальные ребята выбирают понравившийся рассказ, отмечая четкость композиции, содержательность, средства выразительности.

  На втором этапе работы с детьми. Закреплялось умение детей составлять рассказы разных типов, используя для этого дидактические игры. При описании транспорта детям была предложена схема – описание, подсказывающую построение описания объекта. Когда объяснялась лишь одна описательная схема транспорта, дети стали при составлении собственных рассказов об игрушке, одежде, животных использовать схемы описания данных объектов. Использование дидактических игр повышает самостоятельность детей при составлении рассказов.

Для развития связной речи детей, в работе использовались следующие виды дидактических игр:

– игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и др.);

– настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото);

– словесные игры (без наглядного материала).

Такие как, «Вспомни случай», «Говорим по-разному», «Бюро путешествий», «Всегда под рукой», «Лучший друг»,  «Рассказы по картинкам»,  «Истории из жизни»,  «Мой репортаж», «Семейное ток-шоу», «Измени песню», «Чем закончилось?», «Угадай, что у меня в сумке»,  «Где мы были, вам не скажем, а что делали, покажем», «Так бывает или нет?», «Скажи наоборот», «Угощаю», «Добавлялки».

 На третьем этапе дети упражнялись сами играть в дидактические игры. Особенностью этого этапа является почти полная самостоятельность детей. Дети в организованной деятельности придумывали сказки, рассказы на готовую тему, составляли слова, решали ребусы, загадки.

      Велась работа и с родителями, перед началом которой было проведено анкетирование. В анкету вошли вопросы воспитания, взаимодействия с детьми и работы родителей по развитию речи детей. В результате анализа анкет, выявлено, что родители интересуются вопросами воспитания культуры общения, но уделяют этому недостаточно внимания.

На первом собрании родители были ознакомлены с результатами обследования речи детей, познакомлены с выявленными проблемами и особенностями работы по развитию речи детей.  Затем на консультациях были предложены дидактические игры, которые помогут развить связную речь детей. Участвуя в педагогическом процессе, родители хотели знать, как развиваются их дети, что им ещё необходимо для дальнейшего продвижения вперёд.     

  По итогам работы у детей: повысился уровень речевого развития; увеличился  словарный запас, содержательность, связность детских рассказов; отметилось увеличение самостоятельности детей при составлении рассказов, описаний, сказок. То есть использование дидактических игр влияет на развитие связной речи детей.

Таким образом, организуя различную деятельность детей, мы имеем возможность обогатить речевое развитие детей, углубить знания и развить представления.

Список литературы и источников

1. Минеева Ю.В., Салихова З., Левшина Н.И. Инновационные формы работы по речевому развитию у дошкольников// Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2. С. 35-37.

2. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие-конспект. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002. 47 с.

4. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятия / под ред. Ушаковой О.С. М.: ТЦ Сфера. 2015.176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр

Статья «Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр» раскрывает значимость дидактической игры в развитии связной речи, разновидности дидактических игр, а так же примеры тех игр, к...

Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорногоязыка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное овладение роднымязыком является необходимым условием решения з...

План по самообразованию "Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр"

План по самообразованию "Развитие связной  речи дошкольников  посредством дидактических игр"...

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР...

Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр

Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр...

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

Проблема развития связной речи актуальна и значима в настоящее время, так как от ее сформированности зависит познание окружающего мира и успешность обучения, и развитие личности в целом.В соответствии...