«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
материал по развитию речи (средняя группа)

Лисицкая Вера Андреевна

Проблема развития связной речи актуальна и значима в настоящее время, так как от ее сформированности зависит познание окружающего мира и успешность обучения, и развитие личности в целом.

В соответствии с ФОП и ФГОС ДО формирование правильной речи является одной из главных задач дошкольного образования. В речи детей существует множество проблем, требующих незамедлительного решения, ведь любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

Проблема развития связной речи актуальна и значима в настоящее время, так как от ее сформированности зависит познание окружающего мира и успешность обучения, и развитие личности в целом.

В соответствии с ФОП и ФГОС ДО формирование правильной речи является одной из главных задач дошкольного образования. В речи детей существует множество проблем, требующих незамедлительного решения, ведь любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

Как известно: игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, того, что в нём заложено и проявлено. Благодаря дидактическим играм воспитательно-образовательный процесс проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Дидактическая игра развивает речь детей, обогащает и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Игра невозможна без речевого общения. Обладая развитой связной речью, дети могут аргументировано и логично излагать свои суждения, давать развёрнутые ответы на вопросы.

В игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая самостоятельный действенный и чувственный опыт.

Игры имеют большое познавательное значение - расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия и т.д. В ходе игры развивается речевая активность детей, воспитывается выдержка (ребёнок должен отвечать тогда, когда его спрашивают). В игре ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, они формируют его движения, внимание, умение сосредоточиться.

Для детей в возрасте 4-5 лет характерна большая устойчивость внимания. Они начинают различать довольно сложные формы предметов, звукосочетания. В этом возрасте увеличивается запас слов, развивается мышление: наряду с обобщением по внешним признакам дети начинают группировать предметы по материалу, качеству и назначению, устанавливают простейшие причинные связи в знакомых явлениях.

В своей практике для развития связной речи я использую игры с мячом. Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению. Примеры таких игр: «Мяч бросай и животных называй», «Назови ласково», « Подбери действие?», «Назови противоположности» и другие.

Очень нравятся детям различные игры с прищепками, которые также можно использовать по теме недели. Это такие игры, как: «Чей домик?», Чей хвостик?», «Чей малыш?» и т.д.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.

Широко известная игра «Волшебный мешочек» нравится детям за её неожиданность, сюрпризность. Её можно разнообразить, придумав различные варианты не только на развитие осязания, но и на развитие связной речи. Я использую ее для пополнение словарного запаса, совершенствования грамматического строя речи. Например, такие игры, как «Угадай предмет и опиши его», «Как ты узнал», «Расскажи про..» и т.д.

Словесные игры-дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Это игры:-« Скажи какой»:- Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький; «Летает - не летает»; «Назови одним словом» и т.д.

Игры с пальчиками- это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. В пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание дошкольников и легко запоминаются.

Также использую такие игры, как:

«Чего сколько?» Игра направлена на формирование умения правильно соединить существительное с числительным.

«Скажи наоборот» Игра упражняет в образовании антонимов в разных частях речи.

«Кто что делает?» Учим подбирать слова-действия. Наличие разнообразных глаголов обогащает нашу речь, помогает различать их многочисленные смысловые оттенки.

«Один - много» В русском языке есть несколько способов образования форм множественного числа. Дети часто их путают.

«Назови ласково» Учим образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

«Третий лишний» Выделяем признаки, по которым нужно объединить группу предметов.

«Отвечай быстро» Подбираем три прилагательных, обозначающих различные характерные свойства какого-либо предмета – цвет, вкус, размер и т. п.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр

Статья «Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр» раскрывает значимость дидактической игры в развитии связной речи, разновидности дидактических игр, а так же примеры тех игр, к...

Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорногоязыка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное овладение роднымязыком является необходимым условием решения з...

План по самообразованию "Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр"

План по самообразованию "Развитие связной  речи дошкольников  посредством дидактических игр"...

Статья на тему:"Развитие связной речи дошкольников посредствам дидактических игр".

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте является овладение связной речью, показывающей уровень культуры человека, его мышления и интеллекта. Возникнув впервые в раннем детстве в вид...

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР...

Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр

Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр...