Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр
материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Усова Елена Андреевна

Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
НА ТЕМУ:

 

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

                                                                                                       

         Проблема развития связной речи актуальна и значима в настоящее время, так как от ее сформированности зависит и полнота познания окружающего мира, и становление сознания, и успешность обучения, и развитие личности в целом.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, при планировании и обсуждении деятельности, наблюдении на прогулке и т.д. зависит успешность ребёнка. Богатая словарным составом речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В соответствии с ФГОС, формирование правильной речи является одной из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем, требующих незамедлительного решения, ведь любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести в дальнейшем к учебной неуспеваемости.

Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности.

 Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Характеристика связной речи и ее особенности содержится в различной научно-методической литературе.

Вопросами развития связной речи занимались такие известные ученые, как Ушинский К.Д., Тихеева Е.И., Воробьева В. К., Бородич А.М., Усова А.П., Глухов В. П..Соловьева О.И. и другие.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог.

Диалогическая речь – первичная по происхождению форма речи, которая служит потребностям непосредственного живого общения.

Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

Речь в диалоге может быть неполной, сокращенной и иногда фрагментарной, но собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в уточнении и развертывании мысли.

Диалог протекает в определенной ситуации, то есть стимулируется внутренними и внешними мотивами, и может сопровождаться невербальными средствами общения.

Монологическая речь определяется как связное, логически последовательное высказывание одного лица, которое протекает относительно долго во времени и не рассчитано на немедленную реакцию слушателей. Монолог служит для целенаправленной передачи информации

Как известно: игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.  Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, того, что в нём заложено и проявлено. Благодаря дидактическим играм воспитательно-образовательный процесс проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.  

Дидактическая игра развивает речь детей, обогащает и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Игра невозможна без речевого общения. Обладая развитой связной речью, дети могут аргументировано и логично излагать свои суждения, давать развёрнутые ответы на вопросы.         В старшем дошкольном возрасте залогом успешного обучения связной речи является интенсивное развитие активного словаря и развитие грамматического строя речи детей (умение строить словосочетания и предложения, согласовывать слова, правильно употреблять падежные окончания, предлоги)

В ситуации игры знания усваиваются лучше. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребёнка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознаётся. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог участники данной игры. Нарушается это условие и педагог становится на путь прямого обучения.

       В игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая самостоятельный действенный и чувственный опыт.

Игры имеют большое познавательное значение, т.к. расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия и т.д. В ходе игры развивается речевая активность детей, воспитывается выдержка (ребёнок должен отвечать тогда, когда его спрашивают). Игры проводятся педагогом со всей группой, с подгруппой и индивидуально. В игре ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, они формируют его движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые важны для успешного обучения в школе.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию.

В своей практике для развития связной речи я часто использую игры с мячом. Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии.   Примеры таких игр: «Мяч бросай и животных называй», «Назови ласково», «Подбери действие?», «Назови противоположности» и другие.

Очень нравятся детям различные игры с прищепками, которые также можно использовать по данной теме. Для детей младшего дошкольного возраста – для образования существительных в родительном падеже, а для детей постарше – для образования притяжательных прилагательных (хвост волка, волчий хвост), для образования существительных с уменьшительным суффиксом.  Это такие игры, как: «Чей домик?», Чей хвостик?», «Чей малыш?» и т.д.

Широко известная игра «Волшебный мешочек» нравится детям за её неожиданность, сюрпризность. Её можно разнообразить, придумав различные варианты не только на развитие осязания, но и на развитие связной речи. Я использую ее для пополнение словарного запаса, совершенствования грамматического строя речи. Например, такие игры, как «Угадай предмет и опиши его», «Как ты узнал», «Расскажи про…»  и т.д.

Также в своей практике по развитию речи я часто использую красочное панно «Времена года», которое очень нравится и детям. Использую его для работы по лексическим темам: осень, зима, весна, лето. Дети с удовольствием собирают панно, отвечают на вопросы, составляют рассказы по данным темам.

К играм с предметами также относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях "Путешествие в страну сказок", о нормах поведения "Что такое хорошо и что такое плохо?".

 Настольно-печатные игры. Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.

В процессе игры воспитывается внимание детей, развивается память, связная речь. Игру можно проводить с группой детей и индивидуально. Во время игры логопед обращает внимание на речь детей, добивается правильного произношения звуков. С помощью игры можно быстрее научиться красиво, правильно говорить, учиться дружно играть вместе и радоваться успехам товарищей.

В своей работе я использую множество разнообразных настольно-печатных игр: «В мире слов», «Маленькие слова», «Расскажи сказку», «Подбери действие», «Противоположности» и т.д.

Словесные игры.  Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе. Это развивает умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. Все это, развивает речь ребенка-дошкольника и способствует активизацию связной речи.

Система современных дидактических игр для развития связной речи - это практическая деятельность, с помощью которой я проверяю и диагностирую: усвоили ли дети речевые навыки обстоятельно или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно.

Таким образом, современная речевая дидактическая игра способствует:

- умственному развитию детей,

- развитию логического и образовательного мышления,

- повышению речевой мотивации,

- побуждению детей к общению друг с другом,

- обогащению и закреплению словарного запаса,

- расширению знаний об окружающем мире,

- развитию словесного творчества,

-развитию коммуникативных навыков.

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: 2000г.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 1991г.

4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: 1974г.

5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: 1981 г.

6. Колунова Л.А., Ушакова О.С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №"9 .

7. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: 1982г.

8. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: 1984г.

9.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М.: 1991г.

10. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. - М.: 2010г.

11. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 1981 г. № 2.

12. Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: 1983г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр

Статья «Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр» раскрывает значимость дидактической игры в развитии связной речи, разновидности дидактических игр, а так же примеры тех игр, к...

Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорногоязыка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное овладение роднымязыком является необходимым условием решения з...

План по самообразованию "Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических игр"

План по самообразованию "Развитие связной  речи дошкольников  посредством дидактических игр"...

Статья на тему:"Развитие связной речи дошкольников посредствам дидактических игр".

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте является овладение связной речью, показывающей уровень культуры человека, его мышления и интеллекта. Возникнув впервые в раннем детстве в вид...

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР...

«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

Проблема развития связной речи актуальна и значима в настоящее время, так как от ее сформированности зависит познание окружающего мира и успешность обучения, и развитие личности в целом.В соответствии...