Конспект подгруппового занятия по теме "Осень"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР

Лексическая тема «Осень»

Коррекционно-образовательные цели:

  1. Закрепление представлений об осени и её приметах.
  2. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме.
  3. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе в именительном падеже, составление простых предложений и распространение их прилагательными).
  4. Совершенствование навыка чтения слов с пройденными буквами и навыков звукового анализа и синтеза слов (выделение начального согласного звука в словах).

Коррекционно-развивающие цели:

  1. Развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

  1. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  2. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

  1. Наборное полотно.
  2. Мячи среднего размера.
  3. Корзинка с разноцветными бумажными листьями.
  4. Сюжетные картинки по теме.
  5. Предметные картинки для игры «Четвёртый лишний».
  6. Игра «Катины подарки».

Предварительная работа:

  1. Прогулка в лес, наблюдение за осенними изменениями в природе.
  2. Формирование умения различать деревья по характерным особенностям ствола, ветвей, листьев, коры.
  3. Разучивание упражнения «Осенью».

ХОД  ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент: (объявление темы занятия, создание эмоционального положительного фона, формирование умения ходить с перешагиванием через предмет).

Логопед приглашает детей пройти в кабинет и организует приветствие. По дороге к кабинету он раскладывает на полу на равном расстоянии друг от друга пять мячей.

Логопед. Представьте себе, что это не мячи, а лужи и вам нужно перешагнуть через лужи, чтобы добраться до места. Поставьте руки на пояс. Шагайте, высоко поднимая колени.

Дети идут, перешагивая через мячи. Логопед следит за правильностью выполнения упражнения и поддерживает детей, если они в этом нуждаются.

Логопед. Молодцы. Ловко выполнили задание, перешагнули через лужи и не промочили ноги. Садитесь за стол. Сегодня мы с вами будем говорить об осени.

  1. Беседа об осени с рассматриванием картинок

Составление предложений по картинкам.

Распространение предложений прилагательными.

[Уточнение и активизация словаря по теме «Осень». Совершенствование грамматического строя речи (составление простых предложений с опорой на картинки и их распространение)].

Логопед помещает на наборное полотно несколько сюжетных картинок.

На первой картинке дети собирают разноцветные листья в осеннем лесу.

На второй люди собирают яблоки в осеннем саду.

На третьей клин перелётных птиц в небе.

На четвёртой мальчики собирают в осеннем лесу грибы.

Логопед. Посмотрите на картинки. Какое время года нарисовал на них художник?

Дети. На картинка нарисована осень.

Логопед. Правильно. Теперь давайте расскажем, что нарисовано на каждой картинке. Что вы видите на первой картинке?

Дети. Дети собирают листья.

Логопед. Какие листья собирают дети?

Дети. Дети собирают разноцветные листья.

Логопед. Верно. Что нарисовано на второй картинке?

Дети. Люди собирают яблоки.

Логопед. Какие яблоки собирают люди?

Дети. Люди собирают красные яблоки.

Логопед. Расскажите о том. Что вы видите на третьей картинке?

Дети. Птицы улетают на юг.

Логопед. Какие птицы улетают на юг?

Дети. Перелётные птицы улетают на юг.

Логопед. Что вы видите на последней картинке?

Дети. Мальчики собирают грибы.

Логопед. Какие грибы собирают мальчики?

Дети. Мальчики собирают жёлтые лисички.

Логопед. Вы очень хорошо рассказали о том, что нарисовано на картинках. А какие ещё         приметы осени вы помните?

Дети. Осенью часто идут холодные дожди. Исчезают насекомые. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Люди одеваются в более тёплую одежду.

Логопед. Молодцы! Вы вспомнили приметы осени.

  1. Упражнение «Разноцветные листочки».

[Пополнение пассивного словаря относительными прилагательными. Совершенствование навыка чтения слов с пройденными буквами].

Логопед убирает с наборного полотна картинки и ставит на стол корзинку с листьями.

Логопед. По дороге в детский сад я набрала целую корзинку листьев. Посмотрите, какие они красивые, резные, разноцветные. Выберите по одному листочку, скажите, с какого он дерева, какого цвета.

Дети. Это оранжевый лист клёна.

Логопед. Правильно. Это оранжевый КЛЕНОВЫЙ лист.

Дети. А у меня жёлтый лист берёзы.

Логопед. Верно. Это жёлтый БЕРЁЗОВЫЙ лист.

Дети. Я взяла красный лист осины.

Логопед. Это красный ОСИНОВЫЙ лист.

Дети. Мне достался коричневый лист дуба.

Логопед. Коричневый ДУБОВЫЙ лист.

            А теперь поверните листочки. Что вы видите?

Дети. Буквы.

Логопед. Прочитайте, что написано на ваших листочках.

Дети. Кот.

Дети. Кит.

Дети. Мак.

Дети. Пума.

Логопед. Очень хорошо. Положите эти листочки на стол, а из корзинки выберите по одному ОСЕННЕМУ листочку.

  1. Упражнение «Осенние листочки»

[Развитие длительного плавного выдоха]

Логопед предлагает детям встать около стульчиков.

Логопед.  Встаньте прями, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте её от лица. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочки.

Упражнение выполняется 3-4 раза по команде логопеда. Логопед следит за тем, чтобы дети не надували щёки и не поднимали плечи.

  1. Упражнение «Осенью»

[Координация речи с движением. Совершенствование умений прыгать на носочках, приседать без опоры, ходить, высоко поднимая колени.]

Логопед приглашает детей выйти на ковёр, предлагает им встать лицом в круг и выполнить знакомое упражнение.

Вдруг закрыли небо тучи,

Начал капать дождь колючий.

Долго дождик будет плакать,

Разведёт повсюду слякоть.

Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги.

Поднимаются на носочки

Поднимают вверх перекрещенные руки.

Прыгают на носочках, держа руки на поясе.

Приседают, держат руки на поясе.

Идут по кругу, высоко поднимая колени.

  1. Упражнение «Прохлопай слова»

[Упражнение в передаче ритмического рисунка слов]

Логопед предлагает детям встать лицом в круг.

Логопед. А теперь давайте все вместе прохлопаем слова. Послушайте, как я прохлопаю слово ДОЖ-ДИ. А теперь вы прохлопайте слово кусты.

Дети. Кус-ты.

Логопед. Теперь слово рябина.

Дети. Ря-би-на.

Логопед. И наконец слово дуб.

Дети. Дуб.

Логопед. Отлично. Пройдите за стол.

  1. Упражнение «Четвёртый лишний»

[Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, связной речи]

Логопед помещает на наборное полотно 4 картинки: зонт, резиновые сапоги, спасательный круг, плащ-дождевик.

Логопед. Сейчас мы поиграем в игру «Четвёртый лишний».

 Посмотрите на картинки и подумайте, которая из них не имеет к отношение к осени.

Дети. Лишний спасательный круг.

Логопед. Почему?

Дети. Он нужен летом на пляже.

Логопед. Верно. А все остальные предметы нужны осенью. Для чего нужен каждый предмет?

Дети. Описывают каждый предмет.

Аналогично проводится работа ещё с двумя-тремя комплектами картинок.

 

  1. Игра «Катины подарки»

[Развитие фонематического представления, совершенствование навыка звукового анализа слов]

Логопед достаёт игру «Катины подарки» и помещает на доску большую картинку.

Логопед. Кого вы видите на картинке?

Дети. Девочку и игрушки.

Логопед. Правильно. Эту девочку зовут Катя. Она отдыхала на даче, но наступила осень, и Катя вернулась в город. Она привезла подарки своим игрушкам.

Логопед раскладывает предметные картинки.

Логопед. Что привезла Катя? Расскажите.

Дети. Конфету, морковку, малину, помидор, табурет, носки, нагрудник, кофту, пальму, нож, погремушку, палку, коляску, мороженое, тарелку, ножницы, тапки, мандарин.

Логопед. Правильно. Давайте поможем кате раздать подарки игрушкам. Каждая игрушка получит подарок, название которых начинается с того же звука, что и её название. С какого звука начинается слово Носорог?

Дети. Со звука [Н].

Логопед. Подберите носорогу подарки, названия которых начинаются со звука [Н].

Дети. Помещают картинки рядом с изображением носорога и комментируют. (нагрудник, носки, нож, ножницы).

Логопед. Молодцы. Всё сделали правильно. Подарки остальным игрушкам мы подберём потом.

  1. Общая артикуляционная гимнастика.

[Совершенствование артикуляционной моторики]

Логопед убирает игру и приглашает детей к зеркалу. Он сидит позади детей так, чтобы они хорошо видели его лицо в зеркало. Все упражнения логопед делает вместе с детьми. Даже если дети посещают логопедическую группу не первый год, на занятиях целесообразно проводить с ними и отрабатывать все упражнения общей артикуляционной гимнастики.

Логопед.  Сядьте правильно. Спину держите прямо. Руки положите на колени. Вспомните, как мы делали упражнение «Улыбка». Вот так.

Упражнение выполняется 3-4 раза. После каждого раза логопед предлагает детям проглотить слюну и отдохнуть. Затем дети под контролем логопеда делают упражнения «Хоботок», «Улыбка-Хоботок», «Лопаточка»

  1. Работа по картинке-загадке «Что ты видишь?»

[Развитие зрительного внимания, зрительного гнозиса. Профилактика нарушения письменной речи]

Логопед приглашает детей подойти к доске и встать полукругом, а на доску помещает картинку с наложенными изображениями листьев.

Логопед. Последняя игра сегодня – картинка-загадка «Что ты видишь?» Нужно сказать, что ты видишь на картинке, и обвести изображение пальцем.

Дети. Я вижу кленовый лист.

        Я вижу берёзовый лист.

        А я увидела дубовый листок.

        Не назвали только рябиновый лист Вот он.

Логопед. Молодцы. Это было очень трудное задание. Вы отлично справились с ним.

  1. Окончание занятия.

[Оценка работы детей]

Логопед предлагает детям вспомнить, о чём они говорили на занятии, чем занимались, какие задания было интересно выполнять. Затем оценивает работу каждого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект подгруппового занятия по оказанию эффективной специальной (коррекционной) помощи детям, имеющим речевые нарушения «Веселые поварята»

       План-конспект подгруппового занятия по оказанию эффективной специальной (коррекционной) помощи  детям, имеющим речевые нарушения «Веселые поварята» в страшей группе предназначен для педагогов, ...

Конспекты подгрупповых занятий

Постановка звука Л Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях...

конспект подгруппового занятия по автоматизации звуков [Р, РЬ] для детей 6-7 лет

Сюжетное занятие для детей 6-7 лет, на конец учебного года. Автоматизация звуков [Р, РЬ] изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте.В конспект включены пальчиковая игра, физ. минутка. с...

Конспект подгруппового занятия в средней группе для детей с ТНР на тему: "Звуки А-У-И".

Занятие направлено на практическое закрепление четкого произношения и различения гласных звуков по беззвучной артикуляции, описанию артикуляционного уклада; на закрепление навыков звукового анализа сл...

Конспект подгруппового занятия в средней группе для детей с ТНР на тему: "Цветущие комнатные растения (фиалка)".

Занятие направлено на закрепление и расширение представлений о комнатном растении - фиалке, его внешнем виде, особенностях ухода за ним; на расширение и активизацию словаря по теме (растение, стебель,...