Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Есипова Наталья Анатольевна

Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно. Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с педагогом упражнения у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект                                                                                       «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»

Аннотация к проекту

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и взрослых.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь педагогов.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, артикуляционная гимнастика и другие). Артикуляционная гимнастика одна из них. Знакомство детей артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно. Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с педагогом упражнения у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.

Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящие время.

Цель проекта: сформировать у воспитателей и родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием нетрадиционных, игровых приемов и методов для развития артикуляционной моторики дошкольников.

Задачи:

1. Расширение и углубление теоретических знаний по разделу звуковая культура речи.

2. Обследование детей, выявление нарушений звукопроизношения.

3. Раскрыть значимость артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.

4. Апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций по их использованию в воспитании правильного звукопроизношения.

5. Изучение, обобщение и внедрение в практику опыта коллег.

6. Развитие творческой инициативности детей, родителей и педагогов.

Гипотеза: Если в системе педагогической работы направленной на формирование звукопроизношения детей дошкольного возраста, активно использовать артикуляционную гимнастику в игровых и нетрадиционных методах и приемах, то это более эффективно скажется на воспитание правильного звукопроизношения, повысит эмоциональный настрой к занятиям и другим формам работы.

Ожидаемый результат:

1. Использование нетрадиционных и игровых приемов для развития артикуляционной моторики будет способствовать формированию правильного звукопроизношения дошкольников.

2. Повышение квалификации, профессионального и педагогического мастерства педагогов.

3. Повышение рейтинга МДОУ.

Этапы реализации :

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап.

3. Заключительный этап.

Стратегия осуществления проекта:

1 этап: подготовительный.

Обследование детей, выявление нарушений звукопроизношения.

Подбор информации о значимости артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.

Подготовка дидактических пособий и презентаций.

2 этап: основной.

Проведение артикуляционной гимнастики - включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. Правильное произношение звуков зависит от деятельности органов артикуляции, от подвижности и от деятельности гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности.

Беседы с воспитателями и родителями.

1. Работа с воспитателями – беседа о значимости артикуляционной гимнастики, рекомендациях по ее выполнению и проведению.

Цель: сформировать у воспитателей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения.

- Использовать в работе по подготовке речедвигательного аппарата традиционные и нетрадиционные средства развития в коррекционно-развивающей деятельности: Веселые истории для аритикуляционной гимнастики; сопряженная гимнастика или театр пальчиков и языка; авторские сказки; адаптированные сказки.

- Участие в районных конкурсах по данной теме.

Цель: апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций по использованию артикуляционной гимнастики в воспитании правильного звукопроизношения.

2. Работа с родителями:

– консультации о значимости артикуляционной гимнастики для выработки правильного звукопроизношения;

- выступление на родительских собраниях «Что такое и для чего нужна артикуляционная гимнастика»;

- создание комплексов упражнений с учетом нарушенного звукопроизношения (индивидуально, вклеивается в тетрадь для домашних заданий) ;

- создание презентаций.

Цель: сформировать у родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики.

Подготовка презентаций артикуляционной гимнастики «Веселый язычок», для детей.

3 этап: заключительный.

Создание презентаций детьми совместно с родителями:

1. Работа с детьми – слайды по сказкам про весёлого Язычка.

Цель: выработка правильных артикуляционных поз, развитие подвижности органов артикуляции.

2. Задания родителям и детям – сочинение своих сказок про весёлого Язычка с использованием любимых артикуляционных упражнений;

3. Создание презентаций по сочинённым сказкам.

Цель: закрепление полученных навыков.

Итоговая диагностика артикуляционных навыков детей дошкольного возраста.

Родительское собрание «Подведение итогов по реализации проекта».

Обобщение опыта работы по проекту и представление его на итоговом Педагогическом совете, городском методическом объединении воспитателей дошкольных образовательных учреждений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики»

Слайд 2

Речь – важнейшая психическая функция, присущая только человеку. По ряду причин число детей, страдающих речевыми нарушениями, возрастает. Известно, что все ученые, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечали большое стимулирующее влияние функции руки. Движения пальцев рук настолько положительно влияют на развитие нашей речи, что стали вспомогательной частью нашего языка. Вот почему проблема коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством развития мелкой , остается актуальной и сегодня.

Слайд 3

Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение "созидательной работе рук" для развития мышления и речи детей. В настоящее время учеными установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова) и совершенствование речи непосредственно зависит от степени тренировки рук. Бехтерев В. М. академик, психиатр, невролог, физиолог (1857 — 1927)

Слайд 4

Преодоление речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, при помощи развития тонких дифференцированных движений пальцев рук.

Слайд 5

* Стимулировать развитие речи через активизацию движений пальцев рук. * Овладеть приемами самомассажа и расслабления. * Развивать тактильную чувствительность и умение оперировать мелкими предметами . * Скоординировать движения обеих рук. * Развивать двигательную память, произвольность и точность движений .

Слайд 6

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Слайд 7

1.Организазионный (август-сентябрь) 2.Формирующий (октябрь-апрель) 3.Заключительный (май-июнь) ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

Слайд 8

Содержание работы Сроки Повышение квалификации в РИПК и ППРО по программе «Специальное (коррекционное) образование (логопедия)» в объеме 144 часов Подбор методической литературы по заявленной теме август Теоретический анализ состояния проблемы в научно-методической литературе август Подбор методик для диагностики уровня развития мелкой моторики у детей. август Диагностирование детей. сентябрь I . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП Цель: определение уровня сформированности мелкой моторики у детей с фонетико-фонематическим н едоразвитием .

Слайд 9

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СРОКИ Формирование кинестетической основы движения. В течение всего срока обучения Формирование кинетической основы движения В течение всего срока обучения Развитие динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений В течение всего срока обучения Самомассаж кистей и пальцев рук В течение всего срока обучения II . ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП Цель: развитие мелкой моторики у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Слайд 10

Выполнение фигурок из пальцев Формирование кинестетической основы движения.

Слайд 11

Формирование кинетической основы движения Динамические упражнения для пальцев рук. Этот теленок пьет молоко, Этот теленок ушел далеко. Этот теленок травку жует, Этот теленок копытцами бьет. Этот теленок мычит: «Почему все разошлись? Скучно мне одному!» Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел С этим братцем песни пел! Пальцы сжаты в кулачок, Распрямлять по одному пальцу, Начиная с большого. На последнюю строчку пальцы соединяются в щепотку. «Пять телят» Пальцы сжаты в кулачок, Поочередно разгибать пальчики, Начиная с мизинца. «Пальчик-мальчик»

Слайд 12

 перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы, удерживая их двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным и т.д. (бусины, пуговицы, перебирать разноцветную фасоль, горох и т.д.); одновременно выбрасывать кисти рук вперед, при этом пальцы одной руки сжимать в кулак пальцы другой соединять в кольцо ;  застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии на одежде;  завязывать и развязывать шнурки;  раскладывать счетные палочки, строить домики из них; Развитие динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений

Слайд 13

III . ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Цель: выявить количественные и качественные изменения в развитии ручной моторики и проследить взаимосвязь ее с коррекцией звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СРОКИ Диагностирование детей. май Выявить эффективность применения развития мелкой моторики в коррекционно-логопедической работе по развитию речевой деятельности июнь

Слайд 14

Повышение эффективности коррекционно-логопедической работы по развитию речевой деятельности. Сокращение сроков коррекции звукопроизношения. Овладение воспитанниками навыков самомассажа кистей рук. Расширение и обогащение словаря. Повышение мотивации к процессу обучения. Ожидаемые результаты

Слайд 15

Информационные ресурсы Безруких М.М., Филиппова Т.А. «Тренируем пальчики.» М.: Дрофа, 2000 г. Белякова О.В. «100 лучших игр для подготовки к школе.» М.: Айрис-пресс, 2007 г. Гаврика С.Е. «Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.» Ярославль: Академия развития, 1997 г. Кольцова М.М. «Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг .» Спб,1998 г. Комарова Т., Савенко А. «Коллективное творчество детей.» – М., 1998. Новиковская О.А. «Умные пальчики. 150 игр и заданий для детей от года до шести лет.» М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007 г. Сахарова О.М. «Готовим руку к письму.» М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008г. Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007 Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. «Особенности психического развития детей 5-7-летнего возраста.» М.: Просвещение, 1988 г.



Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ФГОС

НА ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако, в последнее время, детей с недостатками речи становится всё больше и больше. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны: ухудшение экологии, ослабленное здоровье детей, хронические заболевания родителей. Но они являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанной помощи. Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия)  и в меньшей степени – функциональные (дислалия). На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и т.д. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. 
В нашем детском саду создан дошкольный логопедический пункт,
в котором оказывается коррекционной помощи детям 5-7 летнего возраста, имеющим различные речевые нарушения.

Основными задачами в работе логопедического пункта: выявление, преодоление и своевременное  предупреждение  различных нарушений речи у детей - дошкольников; профилактическая работа и пропаганда  логопедических знаний среди работников детского сада  и родителей детей, посещающих детский сад. 

Основными формами организации коррекционно-воспитательной работы логопедического пункта являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Консультативный прием родителей проводится 1 раз в неделю в вечернее время.

На дошкольном логопункте занимаются дети со следующими нарушениями:  дислалия, ст. форма дизартрии, фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее по тексту ФФНР), общее недоразвитие речи (далее по тексту ОНР).

В рамках введения ФГОС приоритетной задачей для ДОУ становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и информационно-коммуникационной. А целью коррекционной работы в условиях логопункта является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений, препятствующих усвоению программного материала детьми, посещающими логопункт, повышение их речевой грамотности и активности. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности ребёнка. Для наших детей, имеющих различные речевые нарушения главным видом деятельности является коммуникативная. И целью общения с ребёнком в новых условиях ФГОС является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе коррекционной работы изменения. 

Также предполагается активная роль родителей в коррекционном процессе. В федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 г.№273-ФЗ ст.44 прописано: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся…обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка». Но, к сожалению, родители практически устранились из воспитательно-коррекционно-образовательного процесса. В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья. 

В связи с этим, нами был разработан и осуществлён детско-взрослый, практико-ориентированный, долгосрочный (годичный)  проект «Говорушка».

Актуальность данного проекта обусловлена недостаточным вниманием родителей к проблеме развития речи детей: не закрепляются поставленные логопедом звуки детей дома, поверхностные знания родителей о проблемах нарушения речи, а также ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционной логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ  общеразвивающего вида.

 Дошкольный период, а особенно старший дошкольный возраст (5-7 лет) является гиперсензитивным для развития речи. В этот период у ребенка интенсивно развивается и существенно формируется словарь и грамматические категории, усложняется механизм перехода внутреннего замысла во внешнюю речь, формируется контекстная речь – связная речь, и, конечно же, становится нормативным произношение. Большинство родителей все проблемы, связанные с обучением, воспитанием и коррекцией нарушений речи у детей, перекладывают на детский сад, сами при этом совершенно отстраняясь от этого процесса. Чтобы исправить данное мнение и активно вовлечь родителей в процесс коррекции речи был создан данный проект.

Цель: Формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с ребёнком.

    Задачи:

  • Установление партнёрских отношений с семьёй ребёнка – логопата, создать атмосферу общности интересов; 
  • Ознакомление родителей  с содержанием работы с ребёнком на логопункте;
  • Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах развития своего ребенка, пробудить в них интерес и желание участвовать в развитии речи  своего ребенка.

 Участники проекта:

  • Дети с 5 до 7 лет, посещающие логопункт детского сада (старшая и подготовительная группы детского сада)
  • Учитель-логопед, педагоги ДОУ, родители.

Мы ожидали от проекта следующие результаты:

  • Родители активно включаются в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, фиксируют свои достижения в «Дневнике успеха ребёнка».
  • Приобретение и изготовление родителями игр для, автоматизации произношения, развития фонематических процессов, пополнения и активизации словаря и формирования грамматических категорий, развития связной речи для домашнего использования, театры
  • Родители самостоятельно используют материалы сайта «Говорушки».
  • Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Проект реализовывали через следующие мероприятия:

На 1 Этапе. Подготовительный (информационно-аналитический)

  • Анкетирование родителей, с целью выяснения  образовательных потребностей родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, уровня мотивации, установить контакт с семьями логопатов, согласовать воспитательное воздействие
  • диагностика речевого развития детей
  • ознакомительная работа с родителями
  • сбор анамнестических сведений о ребёнке                                                  
  • оформление Соглашений с родителями об условиях обслуживания детей на  логопункте
  • Родительская встреча «Давайте знакомиться»
  • Индивидуальная беседа
  • Подбор методической литературы

2. Этап. Реализация проекта (практический)

  • Семинары- практикумы для родителей: «Артикуляционный и пальчиковый тренинг- первая ступень к развитию речи», «Раз словечко! Два словечко!» - пополнение словаря через словесные игры»
  • Оформление сайта «Говорушка»  govorushka.jimdo.com Выступление на родительских собраниях: «Роль семьи в коррекционном процессе», «Формирование грамматически правильной речи дошкольников»
  • Выступление в клубе молодой семьи «Пальцы помогают говорить»
  • Буклеты для родителей
  • Журнал для заботливых родителей «Речевая полянка»
  • Изготовление игр по развитию речи родителями для домашнего пользования
  • Работа с индивидуальными папками-тетрадями («Накопительный портфель ребенка», тетради успехов ребёнка)
  • Конкурс «Самая красивая и содержательная тетрадь»
  • Электронная библиотечка для родителей
  • Консультации по родительским потребностям
  • Создание банка электронных презентаций в помощь  родителям,  на занятия
  • Клуб «Поле речевых чудес» (ср.гр.)
  • Коррекционные занятия с детьми
  • Интервью красивой речи (с детьми)
  • Дни открытых дверей
  • Праздник речи
  • Вручение благодарностей родителям и детям по окончании логопункта

Результат проекта:

  • Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка.
  • Разработана и апробирована система методических и практико-ориентированных мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников 5-7 лет.
  • Создана копилка методических, практических и электронных пособий, картотек.
  • Выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании.
  • Качество речи детей повысилось, сроки автоматизации произношения сократились.
  • Участие в I Всероссийском конкурсе методических разработок «Проектные технологии в педагогической практике» ЦДО «Снейл» (получен диплом).

Литература и Internet-источники:

  1. Закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ.- М.:ТЦ Сфера, 2014.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" 
  3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения.  Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С. и др., М.:АРКТИ, 2006.
  4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666.
  5. http:/logorina.ru
  6. http://logopunkt.ru
  7. http://nsportal.ru


Предварительный просмотр:

Использование проектной деятельности в логопедической работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Актуальность темы

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений. 
На сегодняшний день Стандарт предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. 
И вот одной из таких педагогических технологий, которые позволяют развивать познавательные навыки детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, развивать критическое и творческое мышления является метод проектной деятельности. К тому же она позволяет объединить педагогов, детей и их родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. 
Трудно переоценить возможности для развития ребенка, которое дает проектная деятельность. И для детей с речевыми нарушениями эти возможности являются особенно актуальными и необходимыми. Очевидным является тот факт, что русский язык - очень сложный по своим парадигматическим отношениям. Наша лексика включает в себя исторические, иностранные слова и почти к каждому слову можно подобрать антонимы или несколько синонимов. Ребенку - дошколенку трудно сразу овладеть всеми отношениями слов, трудно построить свою фразу так, чтобы все слова правильно согласовывались друг с другом. Особенно трудно это малышам с нарушениями речи. Тем более трудная стоит задача для педагога - организовать наблюдение детей за языковой действительностью, сделать этот процесс увлекательным и интересным. Сделать процесс освоения лексической структурой речи интересным и максимально продуктивным для ребенка с речевыми нарушениями поможет метод проектной деятельности.
Еще большие перспективы технология проектной деятельности открывает в организации взаимодействия с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственном вовлечении их в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семьей. Работа логопеда с родителями ребенка всегда была тесной, но недостаточно вариативной. Основные формы взаимодействия логопеда с родителями это индивидуальные консультации, родительские собрания, информационные стенды. Не всегда, даже при индивидуальной консультации удается должным образом мотивировать родителей на активную работу по речевому развитию их ребенка. Но данные и отзывы воспитателей дошкольных образовательных учреждений об организации детско-родительских проектов показывает положительные результаты в плане мотивации родителей, повышение их заинтересованности на активное участие в образовательном процессе. Думаю такой же эффект может дать организация проектной деятельности для детей и родителей логопедом.
Но пока действие Федерального государственного образовательного стандарта не распространяется на систему логопедической помощи, особенно на логопункты. И это понятно. Довольно просто, и это уже повсеместно практикуется, организовать проектную деятельность по темам, касающимся речевого развития в специализированных детских садах для детей с речевыми нарушениями. Вся система работы там организована на коррекцию и развитие речи детей, поэтому и логопед и воспитатели имеют все возможности организовать такую форму работы. Но условия и система работы логопункта общеобразовательных дошкольных учреждений не дает таких широких возможностей для реализации проектной деятельности.
Встает вопрос, как быть логопедам логопункта? Как не упустить огромные возможности для речевого развития детей, которые дает технология проектной деятельности. Пока ответ один – становиться новаторами, пробовать внедрять и реализовывать новые технологии в своей профессиональной деятельности, осваивать и распространять новшества. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать эффективному развитию детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний. Вполне вероятно, что преобразования системы образования на государственном уровне коснется и логопедической помощи. Это так же подтверждает актуальность вопроса. 
Таким образом, темой моей итоговой работы по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ является внедрение проектной деятельности при речевом развитии на дошкольном логопункте, при развитии представлений о словах антонимах у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. 
Проблемой итоговой работы для меня является противоречие между наличием возможности использования технологии проектной деятельности для речевого развития детей на логопункте и отсутствием подобных экспериментов в собственной практике и в практике других специалистов.

Цель и задачи

Цель: апробация метода проектной деятельности в практику логопедической работы с детьми на логопункте ДОУ.
Для реализации проекта необходимо решить следующие задачи:
1.Проанализировать литературу по теме.
2.Разработать план проектной деятельности по теме.
3.Привлечь родителей к активному участию в работе.
4.Реализовать проект. 
5.Разработать и реализовать мониторинг, анализ проведенной работы.

II. Основная часть

Содержательно-технологический блок

Проект «Слова наоборот»

Цель: развитиеправильного и осознанного употребление детьми дошкольного возраста слов антонимов в речи; вовлечение родителей в поисковую деятельность детей; создание совместно с детьми и родителями иллюстрированного словаря антонимов разных частей речи; формирование у детей интереса к родному языку.
Образовательные и развивающие задачи:
•Познакомить детей с некоторыми антонимами.
•Развивать грамматические умения и способствовать формированию готовности к школьному обучению. Развивать экспрессивную лексику, расширять и обогащать словарь антонимов детей.
•Развивать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
•Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
Ожидаемые результаты: правильное и осознанное употребление детьми слов антонимов в речи; создание совместно с детьми и родителями копилки словарей; вовлечение родителей в поисковую деятельность детей; формирование у детей интереса к родному языку и к поисковой деятельности.
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители, учитель-логопед.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Этапы проекта: 
1.Провести родительское собрание (Информирование и мотивирование родителей на работу в форме проектной деятельности. Создание буклетов, которые содержат информацию о целях и задачах проектной деятельности, о планируемых результатах).
2.Подготовить методические материалы необходимые для работы над проектом детям и родителям (Аннотированный каталог ресурсов, памятки).
3.Оборудовать информационный уголок в группе (собрать все необходимые материалы с ответами (диски с детскими обучающими передачами по теме, наборы картинок слов антонимов, логопедические пособия: «Скажи наоборот», «Необычные часы» ) на проблемный вопрос, предоставить детям возможность свободного доступа к ним) 
Реализация проекта:
4.Постановка проблемы(в игровой форме детям представляются антонимы, ведется беседа о том что дети знают об этих словах, а что не знают).
5.Постановка целей для исследования (описание выделенных неизвестных фактов в виде целей для исследования).
6.Разработка план деятельности по достижению цели:
•к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
•где, в каких источниках можно найти информацию;
•какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
7.Обсуждение с детьми на какие вопросы им удалось найти ответы, как они это сделали.
8.Выбор детьми продукта (презентация или самодельный словарик).
9.Обсуждение плана создания продукта.
10.Создание детьми вместе с родителями иллюстрированного словаря антонимов.
11.Презентация своей работы (словаря) всей группе.
12.Самооценка ребенком проведенной работы по листу самооценивания. 
13.Подведение итогов, определение задач для новых проектов.
Предполагаемые результаты проекта: правильное и осознанное употребление детьми слов различных категорий в речи; создание совместно с детьми и родителями копилки словарей; вовлечение родителей в поисковую деятельность детей; формирование у детей интереса к родному языку.
Контрольно-оценочный блок
В виду новизны применения технологии проектной деятельности особенно остро встает необходимость разработки и реализации мониторинговых процедур, системы оценки качества для отслеживания эффективности технологии. Для этого нужно разрабатывать экспертные карты для оценки условий реализации проекта, его содержательной части и результатов, проводить фото и видеозапись для дальнейшего анализа.
Ресурсный блок (условия)
Для полноценного внедрения проектной деятельности в работу логопеда на логопункте, необходимы изменения в условиях организации логопедической помощи. Необходима разработка нормативно-правовой базы, где прописывалась бы возможность использования проектной деятельности в логопункте на равнее с урочной, выделялось бы на это отдельное время в графике работы. Необходима так же разработка соответствующих научно-методических материалов где были бы прописаны основные направления, задачи развития детей с разными речевыми нарушениями в проектной деятельности на логопункте, алгоритм проведения таких проектов. Также должно быть организовано необходимое материально-техническое оснащение.
Данный же проект «Слова наоборот» не требует больших материально-технических затрат. Все необходимое обычно имеется в арсенале любого дошкольного учреждения. А именно:
•Техническое оборудование: компьютер, проектор, фотоаппарат (в том числе и у родителей).
•Картинный материал: картинки с изображением слов антонимов.
•Материалы для творческой деятельности: альбомы, краски, кисти, карандаши, ножницы, клей и т.п.

III. Заключение

Выводы
Проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практике работы дошкольных образовательных учреждений, так как он как никакой другой поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает оформить замысел в виде культурно-значимого продукта, и ,конечно же, развивает познавательную и творческую активность дошкольника. 
Метод позволяет не просто запоминать и воспроизводить имеющиеся у обучающихся знания, а актуализировать их, обобщать, структурировать и осознанно применять на практике. Его применение позволяет достичь высоких результатов коррекционной работы, повышает мотивацию к учебно-познавательной и речевой деятельности.
Важнейшим его достоинством, является самостоятельное "добывание" знаний детьми. Только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает - "присваивает" знания и опыт, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями. Только самостоятельно проработав тему, изучив новые слова ребенок будет использовать их в собственной речи.
Думаю, технологии проектной деятельности будет востребованы в работе логопеда, так как содержат в себе большие потенциальные возможности, способствуют качественным изменениям в развитии речевых и речетворческих способностей детей дошкольного возраста, а также заинтересовывают родителей в образовательном процессе, стимулируют их к активному участию в развитии ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для родителей «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»

Проект призван привлечь родителей к совместному взаимодействию: логопед-родители-дети. Не раз опробирован, незначително изменялся в зависимости от ситуации....

Проект "Артикуляционная гимнастика - как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников."

Приект "Артикуляционная гимнастика - как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников."...

Проект «Артикуляционная гимнастика, как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»

Проект создан для родителей, чьи дети получают логопедическую помощь в ДОО. Чтобы повысить компетентность родителей в оценке значимости артикуляционной гимнастики, о правилах ее выполнения с возможнос...

Проект "Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников"

Проект долгосрочный (сроком на 1 год) для реализации в старшей группе детского сада....

Отчет о реализации инновационного проекта в средней группе « Колокольчик в соответствии с техническим заданием «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»

Тема инновационного педагогического проекта«Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников.»Цель: создание условий для формир...

Родительское собрание на тему: «Артикуляционная гимнастика - как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»

Родительское собрание на тему: «Артикуляционная гимнастика - как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»...