интеллектуальная игра для старших дошкольников логопедической группы
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Задависвичка Любовь Ивановна

интеллектуальная игра "Азы грамоты" проводится в форме викторины. игра в командах стимулирует познавательную  активность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatieword_2.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра  «Азы грамоты»

Цели:

Образовательные:

  • закреплять знания о  звуках (согласный – гласный, твёрдый – мягкий, звонкий – глухой) и их акустических особенностях;
  • закрепление понятий «звук», «буква», «слово».
  • закреплять навыки звуко - буквенного анализа;
  • упражнять в понятии «слоги», продолжать учить делить слова на слоги
  • обогащать словарь:
  • - словами-определениями (прилагательными)
  • -синонимами и антонимами
  • Продолжать учить правильно употреблять предлоги, преобразовывать деформированную фразу.

Развивающие:

  • развивать фонематический слух детей;
  • Формировать навыки самоконтроля за правильным произношением звуков в собственной речи;
  • развивать психические процессы: внимание, мышление, творческое воображение.

Воспитательные:

  • прививать интерес к родному языку;
  • воспитывать у детей  интерес к логопедическим занятиям.

ОБОРУДОВАНИЕ

       Два набора сигналов (красный, синий, зеленый); индивидуальные карточки  и картинки для звуковых схем; 2 домика с 3-мя этажами , к ним  предметные картинки по числу игроков с 1 , 2, 3 слогами ; 2 шкатулки   с предметами для описания, 2 конверта с заданиями-(деформированные фразы), карточки для чтения, 2 мольберта , 2 корзинки, 12 картинок, песочные часы, магнитофон,(подобрать музыку)

Подготовительная работа:  дидактические игры «Слова-близнецы», «Скажи наоборот»,  «Живые слова», «Живые предложения», игры в командах

        Ход занятия:

 Дорогие ребята! Сегодня мы с вами проведем интеллектуальную игру «Азы грамоты», потому что грамотным быть –круто! Мы покажем вашим родным, чему мы с вами научились, порадуем их, я надеюсь, своими успехами в обучении грамоте. Для этого мы разделимся на 2 команды. Капитаны:

 Приветствие Команде Знаек –наш привет!

Команде Знатоков –наш привет!

Логопед объясняет правила игры: отвечает тот, кого спрашивают, слушаем друг друга, не расстраиваемся и не обижаемся. Работая в командах помогаем друг другу. Результаты  каждого конкурса оценивает компетентное жюри в составе:

Ребята! Встаньте в круг, возьмитесь за руки, закройте глаза и вместе со мной говорим:

Мы спокойны, мы спокойны.

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо.

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях? 

А сейчас –разминка  

игра «Скажи наоборот»

Старый -… (новый)       слабый –сильный    Весело — … (грустно)

Уронить -… (поднять)          Ночь- день      Устал — … (отдохнул).

Твердый – мягкий            Упал -… (поднялся)

Высоко- низко        Близко-далеко

Громко -… (тихо)           сладкий –горький, ласково-сердито        

Команды займите свои места

  1. итак:Конкурс первый

игра  «Раз, два, три — сигнал подними» я буду называю звуки а вы будете показывать соответствующий сигнал. Сначала выполняет команда Знайки.

Логопед произносит звуки, а дети поднимают сигналы (красный - на гласный звук, синий - на твёрдый согласный звук , зеленый – на мягкий согласный звук ).

Конкурс второй: «Звуковой анализ слова»

   

 Гласный звук, согласный звук

    Различай, не путай-

    Ну-ка, собери,  дружок,

    Слово из звуков

      Звуковой анализ слов: к картинке подобрать соответствующую звуковую схему –карточку  и составить звуковую схему этого слова. Команды выполняют одновременно. (Песочные часы) Заслушать анализ выборочно, по желанию детей, по 1 из каждой команды. Выполненные работы проверяют  жюри

Жюри подводит итоги

А пока жюри подводит итоги мы с вами проведем блицтурнир.(это быстрый конкурс) Члены команд зададут друг другу вопросы, на которые нужно ответить сразу, без подготовки, за правильный ответ –получаете баллы.

3 –й вопрос задает логопед-какое правило мы применяем, когда делим слова на слоги?

Конкурс третий: игра «Засели домик».  На мольбертах расположены домики, Ребята, необходимо выбрать1  любую картинку , разделить на слоги это слово   и поселить на соответствующий этаж.  Сколько этажей в доме? Например: Если слово состоит из 1 слога –на каком этаже это слово, (картинка) будет жить? И т.д. Знайки будут заселять синий домик, а Знатоки- зеленый.  Начали!

Капитаны, не забывайте помогать членам своей команды, если они затрудняются.

 Вопросы выборочно. Почему ты поставил свою картинку на 2 этаж?  Потому что в слове ба-тон 2 слога?И т.д. Жюри проверяет.

Конкурс четвертый. Игра «Путаница» Незнайка прислал каждой команде письмо, он как всегда не может справиться с заданием и просит вас помочь. Поможем? Логопед дает каждой команде по конверту в них задание. Я думаю, что это Буквоед раньше ел буквы , а теперь  добрался до предложений. перепутал в предложениях все слова. (Читаю предложения каждой команде по 2 предложения) вы должны правильно построить предложение. Чья команда готова?

Я пока запишу, вложу в конверт и передам Незнайке

Физминутка «Аты –баты шли солдаты, аты-баты на базар

Жюри подводит итоги

Звучит музыка

 Конкурс пятый: «Волшебная шкатулка» . в  каждой шкатулке лежит предмет о котором нужно рассказать. Поможет вам в этом  -таблица. Необходимо назвать предмет и как можно больше придумать слов, отвечающих на вопрос  Какой?. Каждое слово-фишка. Кто больше назовет –тот победит в этом конкурсе. Напоминаю, активно должны участвовать все члены команды. Итак, чья команда готова?  

Конкурс шестой капитанов: «Вставь пропущенную букву»

Логопед вызывает капитанов к мольбертам на них карточки со словами, в словах пропущенные буквы. Уважаемые капитаны вам необходимо вставить пропущенные буквы и прочитать слова.

Конкурс седьмой:   «Читайка» у каждого члена команды индивидуальные карточка для чтения (у одних- предложения, у других- слова) , читают все по очереди. Выиграет команда, которая прочтет быстрее и правильно (песочные часы)

Жюри подводит итог. Слово предоставляется Жюри

Каждая команда поздравляет друг друга -аплодисметами

Награждение медалями

Начинаем с веселой разминки. Дети встают в круг. Игра с мячом.

Ма — …мя

Па -…пя

То- …тё

Ду- …дю.

«Один – много»

Стол — …столы

Дерево -… деревья

Воробей — …воробьи

Дом — …дома

Нога — …ноги.

Молодцы! Разминка закончилась. Соревнование начинается!

Ничего на свете лучше нету,

Чем друзьям отпраздновать победу.

Потому, что дружба – это сила.

Сегодня у нас дружба победила!

Таня ,  банка, ставить, скамейка, под

Диван, собака, вылезать, из-под

Коза пастись, лес, за

Дима зонт, вынуть спина, из-за


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские интеллектуальные игры для старших дошкольников

Интеллектуальная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе обучения. Игра – не пустое занятие. Педагог должен развивать и поддерживать детскую игру не только для того, что...

Интеллектуальная игра для старших дошкольников "Знатоки родного края"

  Использование этнокультурного  компонента позволяет  сделать воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении более эффективным и продуктивным, создает необходимый...

Интеллектуальная игра для старших дошкольников "Умники и Умницы"

В рамках коллективного проекта "Литературное воспитание, как средство личностного развития дошкольника", реализуемого в детском саду, проводилась интеллектуальная игра для старших дошкольников "Умники...

Интеллектуальная игра для старших дошкольников Тема « Улочки Московские»

Интеллектуальная игра для старших дошкольников.Тема « Улочки Московские»  Составили: Пожалова Р. С.  - воспитатель ГБОУ Школа №1476 (Москва)Кизбабаева М. В. – ста...

Интеллектуальная игра для старших дошкольников «Умники и умницы»

Вовлечение детей в интеллектуальные соревнования, способствуя развитию интеллекта. Поддерживания интереса к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим и речевым с...

Интеллектуальная игра для старших дошкольников "В школе дорожных наук"

Данная игра проходит в форме КВН и поможет закрепить знания детей старшего дошкольного возраста правил дорожного движения, дорожных знаках и их назначении....

Интеллектуальная игра для старших дошкольников «Умники и умницы»

Цель: - поддерживать интерес к познавательной деятельности;- развивать память, мышление, внимание, коммуникативные навыки;- воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых...