Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной логопедической группе. Тема "Транспорт."
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Тематическое занятие по развитию лексико-грамматических представлений. " Транспорт" НОД в подготовительной логопедической группе. Дети учатся образовывать сложные слова, спрягать глаголы в предложениях, изменять приставочные глаголы, обогащают словарь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД  учителя-логопеда  Гжелиной Натальи Евгеньевны в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.

Тема: "Транспорт. Повторение."

Цель: уточнить и расширить представления детей о транспорте (воздушный, наземный, водный, подземный.)

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1.  Учить отгадывать кроссворд.

2. Учить детей дифференцировать транспорт по месту передвижения.

3. Совершенствовать лексико-грамматический строй речи, активизировать словарь по теме  "Транспорт", учить образовывать сложные слова, образовывать приставочные глаголы, спрягать глаголы.

Коррекционно-развивающие:

4.Развивать мышление, речь, внимание, логику, конструктивную деятельность.

Коррекционно-воспитательные:

5. Воспитывать самостоятельность, активность на занятии.

Оборудование: конверты с разрезными картинками по теме: «Транспорт», кроссворд (на доске), картинки транспорта, магнитные картинки (лес, солнце, облако), игрушка самолет, взлётная полоса из картона, магнитофон, диск с музыкой, мяч.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

а) Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь, начнем занятие с того, что будем разгадывать кроссворд.

2. Основная часть.

а) Отгадывание кроссворда.

-  Я буду загадывать вам загадки. Отгадки записывать.  В кроссворде спрятана тема занятия. Слушайте внимательно.

По горизонтали: выставляю картинку-отгадку.

  1. Без разгона вверх взлетает, стрекозу напоминает.

Отправляется в полет наш российский… (вертолет).

  1. По шоссе шуршат их шины, мчатся бешено … (машины).

  1. Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. Что это? (Самолет)

  1. Братцы в гости снарядились, друг за друга прицепились.

И помчались – путь далёк, лишь оставили дымок. … (поезд)

  1. Что за чудо – синий дом, окна светлые кругом, носит обувь из резины, и питается бензином. (Автобус)

  1. Какой конь землю пашет, а сена не ест? ( Трактор)

По вертикали:

- А теперь по вертикали  -  какое слово получилось? Отгадайте по буквам.

-Транспорт.

б) Определение темы занятия.

- Правильно – это транспорт.  Какая тема занятия?

- Какие виды транспорта вы знаете?

- Воздушный.

- Наземный.

- Подземный.

- Водный.

- А ещё транспорт бывает пассажирским и грузовым.

в) Игра в мяч. Спряжение глаголов.

- Транспорт в жизни людей необходимое средство передвижения. Но он  может быть очень опасным, поэтому все должны знать правила дорожного движения для пешеходов.

- Давайте будем играть в мяч,  изменять предложения и вспомним некоторые правила. Вставайте в круг. Изменяете предложение и передаёте мяч соседу. Слушайте внимательно.

 - Переходить дорогу на зеленый свет светофора. 

Я                         ПЕРЕХОЖУ дорогу НА ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ                        СВЕТОФОРА.

      ТЫ                             ПЕРЕХОДИШЬ ДОРОГУ НА ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ СВЕТОФОРА.

     МЫ                              ПЕРЕХОДИМ  ДОРОГУ НА ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ СВЕТОФОРА.

     ВЫ                                ПЕРЕХОДИТЕ ДОРОГУ НА ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ СВЕТОФОРА.

    ОН                               Переходит ДОРОГУ на зеленый свет              светофора.

     ОНА                            Переходит ДОРОГУ на зеленый свет светофора.

     ОНИ                            Переходят ДОРОГУ на зеленый свет светофора.

 ( Стоять на красный  свет светофора.)

- Все должны помнить эти простые правила и внимательно переходить дорогу.

- Проходите на свои места.

        

в) Словообразование. Конструктивная деятельность.

- У вас на столах  лежат конверты. Это картинки транспорта, которые вы вдвоем должны собрать. Доставайте их. Собирайте.

- Кому попалось незнакомое слово кибитка?

- Как вы думаете, что это такое?

- Это дом на колесах, который везли лошади. В наше время такой вид транспорта на дорогах не увидишь.

- Назовите свою картинку и скажите какой это вид транспорта.

(Дети называют свои картинки:

- У меня на картинке … )

-Поднимите руку те, у кого водный транспорт.

- Опустите. Теперь поднимите руку те, у кого наземный транспорт.

- Какого вида транспорта на картинках нет?

- ( На картинках нет воздушного вида транспорта.)

- Послушайте и скажите: почему говорят ЛЕДОКОЛ?

- Почему говорят : ВЕЗДЕХОД?    (ПАРОХОД, ТЕПЛОВОЗ, САМОЛЕТ и др.)

- Молодцы!

г) Физкультминутка «Ехали мы, ехали,…»

- Давайте отдохнем. Представьте, что вы ведете машину.

                Ехали мы, ехали,  / Имитация езды за рулем./

До горки доехали. / Подняться на носочки, высоко потянуться

руками./

Въехали, съехали, /Показать направление «вверх»-«вниз»./

Дальше поехали. Показать направление «вперед»/.

Ехали мы, ехали, /Имитация езды за рулем./

До ямы доехали. /Наклон вперед, достать кончиками пальцев до пола/

Яму объехали,    / «Обнять» себя двумя руками./

Дальше поехали. /Показать направление «вперед»./

Ехали мы, ехали, /Имитация езды за рулем./

До речки доехали./Встречное движение руками от центра в сто

роны./

Мост переехали, /Показать направление «вперед-вверх»./

Дальше поехали. Показать направление «вперед»./

Ехали  мы, ехали, /Имитация езды за рулем./

До дома доехали. /Показать руками«крышу»над головой./

Во двор заехали, /Показать «забор», въезд в ворота./

Вот и приехали. /Хлопать в ладоши./

В дом забежали, /Имитация бега на месте./

На подушке полежали. /Ладошки сложить под щеку, «спать»./

Наши ручки отдыхали, / Встряхнуть кистями рук./

Наши ножки отдыхали /Несколько раз переступить на пятках./

И машине спать пора, / Руки «вперед-в стороны»./

На работу нам с утра. / Показать  «часы на руке»./

д) Образование приставочных глаголов.

- Как  хорошо прокатились на машине!

- А кто-то заметил, что  в стишке  повторяется одно и то же слово. Какое?

- (Ехали).

-  Ехать.

- Давайте   продолжим изменять слова.

- У меня в руках самолет. Он будет (что делать?) летать.  Можно отвечать хором.

Самолет со взлётной полосы … взлетел. Над лесом … пролетел.

И в небо …. полетел.

К облаку … подлетел. Вокруг облака  … облетел.  К солнышку  … подлетел. Чуть не обжёгся и быстро … отлетел. Ещё немножко … полетал. И на землю … прилетел.

Какое слово изменяли?

- Летать.

- А теперь вы попробуете.

- Хорошо.

  1. Итог занятия.

- О чём на занятии говорили?

- Какое новое слово узнали?

-Что ещё делали на занятии?

- Вы молодцы. Можете отдыхать. Принесите картинки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию лексико - грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с речевыми нарушениями.

Конспект занятия  по развитию лексико – грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с речевыми нарушениями.Задачи:Коррекционно – образовательные:Повторить и закре...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по теме “Морские обитатели”.

Конспект  занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по теме  “Морские обитатели”.Цель занятия: активизировать лексических запас слов у дете...

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе по теме «Дикие животные».

На занятии дети знакомятся с дикими животными средней полосы России. Для улучшения усвоения материала использованы современные методы и приемы: компьютерные презентации, сухой бассейн, работа с прищеп...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе «Человек. Наше тело»

Оборудование: предметные картинки (мальчик, парень, мужчина, дедушка, девочка, девушка, женщина, бабушка); изображение человека, мяч....