КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Липатенкова Олеся Викторовна

Конспект занятия по лексической теме "Транспорт"

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА  В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ.

                                                                       Учитель-логопед:

                                                                                Липатенкова Олеся Викторовна

                

Тема: « Транспорт»

Цели:

  1. Продолжать учить согласованию количественных числительных с прилагательными и существительными; согласованию прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; подбору существительных к глаголу и глаголов к существительному;
  2. Закреплять формирование обобщающих понятий «пассажирский транспорт», «грузовой транспорт»; дифференцировать грузовой и пассажирский транспорт;
  3. Упражнять детей в практическом употреблении существительных в Родительном падеже; в употреблении множественного числа существительных;
  4.  Уточнить понимание и практическое употребление приставочных глаголов  и предлогов в речи;
  5.  Развивать умение понимать обращенную речь; слуховое внимание;
  6. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
  7. Развивать умение ориентироваться в пространстве;
  8. Развивать общую и мелкую моторику;

Оборудование : игрушка Незнайка, домик, мост, гараж, синяя лента (река), легковая машина и автобус (которые смогут заехать на мост), предметные картинки пассажирского транспорта (автобус — автобусы, троллейбус — троллейбусы, трамвай — трамваи, автомобиль — автомобили, мотоцикл — мотоциклы, поезд, самолет — самолеты, теплоход — теплоходы); предметные картинки грузового транспорта (грузовик, молоковоз, хлебовоз, самосвал); предметные картинки специального транспорта (скорая помощь, пожарная машина, поливальная машина); зеленые флажки на каждого ребенка и для Незнайки; игрушки (самолет, самосвал); сюжетные картинки с транспортом различного цвета  (зеленый грузовик, синий грузовик, красный автомобиль); наложенные друг на   друга контуры  10 автомашин; нагрудные символы пассажирского транспорта и рули на каждого ребенка  и Незнайку;   запись сигналов  городского транспорта; 2 демонстрационных карточки «4-лишний» для дифференциации пассажирского и грузового транспорта; наборное полотно.

 Ход занятия:

1. Организационный момент:

 — Я сейчас назову несколько слов, а вы догадайтесь, о чем мы будем говорить на занятии: трамвай, автобус,  самолет, грузовик.  Догадались?

-  Мы будем говорить о транспорте.

 Из-за дверей слышен шум, плач.- Что это за шум, сейчас посмотрю. Незнайка, что случилось?

-«Да я из школы иду, там про машины, корабли, самолеты говорили и каким-то странным словом называли , я и не запомнил даже, а вы знаете, дети?»

- Кто из вас подскажет Незнайке это слово?   — Это транспорт.

- Знаешь, что, Незнайка, ты посиди на нашем занятии, дети у нас в садике много знают, и ты узнаешь. Только сиди тихо и слушай внимательно. Дети, повторите для Незнайки правило о том , как  надо сидеть на занятии:

Внимательно слушай, другим не мешай,

Когда тебя спросят – тогда отвечай.

  1.  «Отгадайте загадки»:

- У каждого из вас по две  картинки, на которых нарисован различный транспорт.  Я загадаю загадку. Тот, у кого картинка с отгадкой –   поднимет ее и назовет ответ.

  • По асфальту едет дом, ребятишек много в нем.

А над крышей вожжи, он ходить без них не может  (троллейбус)

  • Очень рано за окошком – стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам ходят красные дома. (трамвай)

  • Паровоз без колес, вот так чудо – паровоз.

Не с ума ли он сошел – прямо по морю пошел? (пароход)

  • Не машет крылом, а летает,

Не птица, а всех обгоняет    (самолет)

  • Несется и стреляет, ворчит скороговоркой

Трамваю не угнаться за этой тараторкой     (мотоцикл)

  • Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес,

Накорми меня бензином, на копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль,  побежит  ….(автомобиль)

  • Что за чудо – белый дом, ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины и питается бензином  (автобус)

Логопед забирает у детей отгадки и выставляет их на наборное полотно.

- Скажите, этот транспорт перевозит людей или  грузы? – Это транспорт перевозит людей.

- Как называют людей, которые едут в транспорте? –  В транспорте едут пассажиры.

-Как называется транспорт, который перевозит пассажиров? – Пассажирский транспорт .

  1. Игра «Чего не стало?»: 

— Давайте поиграем с этими картинками.  Незнайка, ты будешь убирать по одной картинке, а дети догадаются, чего не стало.

  1. Игра «Угадай по действию»: 

— У вас остались еще картинки. Догадайтесь, про какой транспорт я скажу:

- Эта машина помогает людям тушить пожары. – Это пожарная машина.

- Какая машина помогает поливать улицы? – Это поливальная машина.

- Какая машина помогает врачу     оказывать помощь ? – Это скорая помощь.

(логопед выставляет скорую помощь, пожарную машину, поливальную машину на вторую строчку наборного полотна). Это тоже транспорт, специальный.

- Все остальные машины возят грузы. Как называется транспорт, который возит грузы? – Это грузовой транспорт (логопед выставляет на наборное полотно самосвал, грузовик, молоковоз, хлебовоз)

  • «4-лишний»: Детям предлагаются две демонстрационные карточки для дифференциации пассажирского и грузового транспорта, дети называют «лишний» транспорт и объясняют, почему :лишний автобус, потому что он – пассажирский транспорт, а остальные машины – грузовой).
  • «Подбери предмет к действию»:

- Посмотрите на наборное полотно и подумайте, про какой транспорт можно сказать: летит? Плывет? Едет? Останавливается? Отплывает? Взлетает?  Тормозит?   Летит?

  • «Подбери  действие к предмету»: — Сейчас вы на минутку станете зеленым сигналом светофора. Я показываю вам игрушку и называю действие. Если я правильно называю действие, вы поднимаете зеленый флажок, разрешите движение.

Самолет – летит, плывет, гудит, стоит,  взлетает, прыгает, отплывает, приземляется.

Самосвал – едет, гудит, летит, стоит, заезжает, разгружается,  плывет, проезжает.

  • Игра «У меня есть» — «Один – много»: Логопед раздает детям предметные картинки с пассажирским транспортом, у логопеда  картинки с такими  же видами транспорта, но во множественном числе. Далее игра проводится в форме диалога.

- У меня есть автобусы. – А у меня есть автобус.

-  У меня есть трамваи. – Ау меня есть трамвай.

- У меня есть самолеты. – А у меня есть самолет.

- У меня есть троллейбусы. – А у меня есть троллейбус.

- У меня есть мотоциклы. – А у меня есть мотоцикл.

- У меня есть автомобили. – А у меня есть автомобиль.

Затем дети и логопед меняются карточками, игра повторяется снова. Теперь дети употребляют множественное число существительных.

  • Игра «У меня нет…»: логопед показывает  на  каждую из оставшихся  на наборном полотне картинок и говорит: «У меня  есть скорая помощь. А у тебя?» (смотрит на одного из детей и показывает жестом,   кому адресован вопрос)

- А у меня нет скорой помощи  (поливальной машины, пожарной машины, самосвала, хлебовоза, грузовика, молоковоза)

  • Игра  «Слова поссорились»: — Незнайка, а ты умеешь составлять предложения по картинкам? Попробуй, а мы  послушаем:

Зеленый машина едет между домами. Синяя грузовик   едет по мосту.

- Что-то у тебя,  Незнайка, слова поссорились, не хотят дружить. Помогите, пожалуйста, правильно составить предложения по этим картинкам: Зеленая машина едет между домами. Синий грузовик едет по мосту.

  • Игра «Кто внимательный?»: Детям предлагаются наложенные друг на друга контуры автомашин?

- Посчитайте, сколько здесь нарисовано  легковых автомашин? Сколько ты насчитал? Сколько ты? Давайте вместе посчитаем: Одна легковая автомашина, две легковые автомашины, три легковые автомашины …,  10 легковых автомашин.

 5. Физминутка:

На улице нашей машины, машины, машины малютки, машины большие.

Спешат грузовые, фырчат легковые. Торопятся, мчатся, как будто живые.

- Сейчас вы все станете водителями пассажирского транспорта. Возьмите руль и нагрудный символ. Выберете себе в группе гараж – любое место, какое захотите. Я включу магнитофон,  вы услышите шум транспорта и начнете движение по группе.  Движение должно быть безаварийным, поэтому  ваши автобусы будут ездить медленно, не сталкиваясь друг с другом. Когда вы услышите сирену милицейской машины, вы вернетесь в свои гаражи.

  • Понимание, употребление приставочных глаголов и предлогов: — Давайте подъедем к этой полянке, сядем, отдохнем. Что находится на поляне? Это дом, это мост, это река, это гараж.  Как вы думаете, где может стоять машина? – Машина стоит в гараже. Давайте посмотрим. А теперь покажите действие, которое я назову (каждому ребенку):

Машина выезжает из гаража.

Машина  объехала  вокруг дома.

Машина подъехала к мосту.

Машина заехала на мост.

Машина едет по мосту.

Машина съехала с моста.

Машина  отъехала от  моста.

Машина подъехала к гаражу.

Машина заехала в гараж.

- А теперь я буду показывать, а вы  говорите, что делает автобус  (дети составляют такие  же предложения)

6. Итог занятия:

 — Ну что, Незнайка,  ты запомнил, как по-другому назвать  машины, корабли, самолеты?

-Запомнил, а вы, дети, запомнили? А  как называется транспорт, который перевозит грузы?  Как называется транспорт, который перевозит пассажиров?

- Незнайка, тебе понравилось на нашем занятии?

- Да, понравилось. Дети такие молодцы, я сейчас   каждому пожму руку. Вы тут еще поиграйте, а  я пошел, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе по теме: "Детский сад"

В приложенном файле представлен конспект (технологическая карта) НОД по совершенствованию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР 3 уровня в старшей логопедической группе. В конспекты прописа...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе по теме: "Транспорт"

В приложенном файле представлен конспект (технологическая карта) НОД по логопедии (фронтальное занятие) по совершенствованию ЛГСР в старшей логогруппе у детей с ОНР 3 уровня по теме: Транспорт....

Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР

В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с онр по теме «ДЕРЕВЬЯ»

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи  в старшей   логопедической группе для детей с онр по теме:  «ДЕРЕВЬЯ»...

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе по теме «Дикие животные».

На занятии дети знакомятся с дикими животными средней полосы России. Для улучшения усвоения материала использованы современные методы и приемы: компьютерные презентации, сухой бассейн, работа с прищеп...