Модель взаимодействия уч.лог и восп.
статья по логопедии на тему

Бадретдинова Людмила Владимировна

Модель взаимодействия уч.лог и восп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_vzaimodeystviya_uch.log_i_vosp.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                        Бадретдинова Л. В.

                                                                                г. Нижнекамск

                                                                             МБДОУ №73

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

 С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Коллектив нашего сада наработал определенный опыт по  коррекционно-развивающей  работе с детьми  с тяжелыми нарушениями речи.  В основе работы, осуществляемой в логопедических группах МБДОУ №73, основополагающим является принцип комплексности коррекционно -

педагогической и психолого-логопедической работы. Он представляет собой взаимодействие различных специалистов: логопедов, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, педагога-психолога.  На основании этого принципа реализуется конечный результат коррекционного воздействия.

Отобрать наиболее эффективные пути и методы коррекционной работы нам позволяет комплексное изучение личности ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического и клинического обследования.

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счёт взаимодействия всех участников педагогического процесса и, в частности, воспитателя, логопеда.

Деятельность педагогов имеет много общего и направлена на решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

Единообразие подходов логопеда и воспитателя к речевой работе с дошкольниками, преемственность в требованиях к ним, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития речи и устранения её недостатков, использование ведущего вида – игровой деятельности  - все это залог успеха в логопедической работе. Этого можно достичь при условии готовности воспитателя и логопеда к осуществлению различных аспектов преемственности в педагогической работе.

Логопед определяет общие и частные задачи развития речи детей, совместно с воспитателем намечает объём и содержание всей речевой работы.  

Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов -это комплексность коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, работы по преодолению нарушений устной и предупреждению письменной речи.

Использование в логопедической работе продуктивной и игровой деятельности            позволяет  ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в   интересной и увлекательной форме.

Успех коррекционно-воспитательной работы в нашей  логопедической группе определяется  системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизнедеятельности детей. Единственный путь осуществления этого процесса – это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя, но при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы.  В результате этой работы были разработаны перспективные планы по развитию речи и основных психических процессов, методические рекомендации по проведению фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятий с воспитанниками, карточки – схемы, диагностические карты с целью отслеживания результатов каждого периода.

Для обеспечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения включили комплекс заданий, направленных на развитие когнитивных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и предпосылок их нормального развития. Предусматривается также развитие мелкой моторики, зрительно-пространственного и слухового гнозиса, познавательной активности,  мотивационной сферы.

Упражнения, направленные на развитие познавательной сферы, должны быть включены в структуру  каждой  деятельности и осуществляться параллельно с реализацией  образовательных  и воспитательных целей или в форме самостоятельных упражнений в виде игры, беседы или зарядки.

Использование данных методических разработок  в процессе коррекционного воздействия в ДОУ позволило добиться хороших и стойких результатов, что способствует более успешному обучению детей в школе.

Вся  коррекционно-развивающая  деятельность  в  дошкольном  учреждении проводится  фронтально, подгруппами, индивидуально,  в  повседневной  жизни.

При ведущей роли логопеда в коррекционно-развивающем процессе по преодолению речевых нарушений у детей, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда. Это:

-развитие слухового внимания и памяти,  фонематического восприятия;

-совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики;

-закрепление и автоматизация  поставленных логопедом звуков;

-закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах;

- закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;

-формирование диалогической и монологической форм связной речи;

-закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза;

-закрепление навыка  послогового чтения;

-подготовка детей к письму, формирование графических навыков;

-развитие памяти, внимания, мышления.

Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психических процессов  проблемного ребёнка в целом. В своей работе воспитатель руководствуется общедидактическими принципами системности и последовательности, принципом индивидуального подхода.

Логопед рекомендует воспитателю учитывать последовательность и степень усвоения заданий   на логопедических занятиях, при подборе для своих занятий доступный детям речевой материал, в котором содержатся уже усвоенные ими звуки и, по возможности, исключены ещё не изученные.

В связи с коррекционными требованиями изменяются также методы и приёмы работы воспитателя. Так, на начальном этапе на первый план выступают наглядные и практические методы и приёмы, как наиболее доступные детям с нарушенной речью. Словесные методы (рассказ, беседа) вводятся позднее.

Принцип индивидуального подхода предполагает учёт индивидуально-речевых особенностей детей. Это объясняется наличием различных по структуре и тяжести речевых нарушений у детей и неодновременностью их преодоления на логопедических занятиях. Поэтому принцип подхода требует от воспитателя глубокой осведомлённости о состоянии речи каждого ребенка.

Отличительной особенностью фронтальной работы воспитателя в логопедической группе является то, что, кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач, перед ним стоят и коррекционные задачи.

Поэтапность в работе логопеда обусловлена представлением о речи, как системе, усвоение элементов, которая, протекает взаимосвязанно и в определённой последовательности.

Логопед учитывает особенности и способности детей. Если ребёнок хорошо успевает по отдельным видам НОД, то логопед может по согласованию с воспитателем взять его  для индивидуальной логопедической работы.

         Во второй половине дня воспитатель работает,  по своей сетке занятий, обращая внимание на  закрепление  правильно произносимые  звуки  и развитие речи. Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях воспитатель осуществляет также коррекционную работу, значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их жизнедеятельности. Совместная работа логопеда и воспитателя над звукопроизношением по организации, приёмам, по продолжительности, требует различных знаний, умений, навыков.

Основные отличия:

Совместная работа логопеда и воспитателя над звукопроизношением

                 Логопед

Воспитатель

Исправляет речевые нарушения.

Участвует в коррекционном процессе под руководством логопеда.

Вырабатывает и тренирует  

подвижность органов  

артикуляционного аппарата,

правильное  дыхание.

По заданию в игровой форме закрепляет правильные движения и положения органов артикуляционного аппарата, дыхание.

 Подготовка к поставке звуков, постановка звуков.

Закрепляет произнесение поставленного логопедом звука.

Автоматизирует поставленный звук, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, чистоговорки, рассказы.

По заданию логопеда индивидуально закрепляет поставленный логопедом звук.

Совместная работа логопеда и воспитателя по развитию речи и

формированию лексико-грамматического строя

                 Логопед

Воспитатель

Формирует понимание грамматического значения слова, частей речи, работает над образованием новых слов с помощью суффиксов, приставок.

Вместе с логопедом определяет объем пассивного и активного словаря,  речевые навыки, которые необходимо закрепить.

Работа по активизации словаря, отрабатывает четкое произнесение речевого материала.

Обогащение словарного запаса по лексическим темам. Совершенствование грамматического строя речи.

Формирует навыки словоизменения, составление предложений определенного типа.

Продолжает упражнять в составлении предложений.

Вводит полученные знания и умения в самостоятельную речь.

Разучивает стихотворения, потешки, читает рассказы, сказки.

Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:

-организовывать и поддерживать речевое общение детей, побуждать внимательно, слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний;

-создавать ситуацию общения;

-формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи;

-организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;

-привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове;

-проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти;      

-привлекать внимание к интонационной стороне речи.

         В процессе работы происходит единение взрослых и детей, в итоге формируется единый коллектив, членам которого интересно встречаться, обсуждать проблемы и успехи, подходить к коррекции дефектов речи как к единому целенаправленному процессу.

Список литературы

  1. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. - М.: Секачев В.Ю., 2000.
  2. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учеб.-метод. пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М., 2003.
  3. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999.
  4. Карпова С.И., Мамаева В.В., Никитина А.В. Взаимодействие в работе специалистов речевой группы // Логопед в детском саду. – 2007. - № 9.
  5. Смирнова Л.Н. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя //Научно-методический журнал «Логопед». - 2008. - №2.
  6. Иванова О.Ф. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя //Научно-методический журнал «Логопед». - 2009. - №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель взаимодействия субъектов образовательного процесса в ДОУ

Представленная модель раскрывает интеграционные связи между специалистами ДОУ  врамках единого образовательного пространства....

Модель взаимодействия участников образовательного процесса по «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» М. А. Васильевой для детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье освещается модель взаимодействия участников образовательного процесса, которая обеспечивает образовательный процесс с опорой на ведущий вид деятельности детей - игру. Развивает познават...

Модель взаимодействия специалистов в лечебно-коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

Создание и апробация модели взаимодействия специалистов: тифлопедагога, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, медсестры-ортоптистки и инструктора по физической культуре в пр...

Модель взаимодействия МДОУ и родителей

Графическое изображение модели взаимодействия ДОУ и родителей:цель, задачи, направления , формы работы с родителями и результат....

Создание новой модели взаимодействия ДОУ и семьи

Чтобы отношения с родителями были партнерскими, чтобы роди¬тель и педагог были сотрудниками, педагогу нужно пересмотреть свои отношения с семьей. Педагог должен критически взглянуть на себя и попытать...

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...