Интегрированные занятия с детьми с нарушением речи, посещающими оздоровительные группы
статья по логопедии по теме

Дашкина Надежда Артуровна

Учитель-логопед Дашкина Надежда Артуровна

 В данной статье обращено внимание на один из аспектов планирования и организации интегрированных занятий с детьми с нарушением речи, посещающими оздоровительные группы.

Для реализации аспекта комплексного подхода в планировании и организации интегрированных занятий участвуют все специалисты ДОУ, в деятельности которых можно выделить несколько этапов.

 Первый этап (организационный). На данном этапе проводится ряд мероприятий, направленных на создание единой программы действий в обучении, воспитании, развитии воспитанников (диагностика, медико-психолого-педагогическое совещание ДОУ).

 Второй этап (содержательный). Специалисты собираются на мини-педсовет, который помогает выработать единые требования педагогов к детям, озвучиваются возможности детей, осуществляется методический анализ содержания программного материала, выявляется основной принцип построения системы интегрированных занятий (тематический), в соответствии с которым между специалистами распределяются задачи и содержательный материал занятий.

 Третий этап (процессуальный) – выбор методов, приемов и средств занятий, проведение интегрированных занятий.

 Четвертый этап (результативный) - определение методов и средств контроля, самоконтроля; оценка качества знаний, умений, навыков детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dashkina_statya_1.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированные занятия с детьми с нарушением речи, посещающими оздоровительные группы.

Дашкина Надежда Артуровна

(учитель-логопед ГДОУ № 27 Колпинского района)

Исходя из современных требований содержания дошкольного образования, базовая программа дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) должна быть направлена на решение следующих задач:

 - сохранение здоровья ребёнка; 

- всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

- профилактика и коррекция имеющихся отклонений в развитии;

- формирование основ базовой культуры личности;

- подготовка ребенка к жизни в обществе.

Возникает необходимость адаптирования и контролирования образовательной программы ДОУ таким образом, чтобы ее использование было направлено на реализацию поставленных задач с учетом возможных перегрузок детского организма.

Системой, способствующей данному адаптированию и контролированию, на наш взгляд, является  внедрение интегрированных занятий, организованных специалистами ДОУ.

Анализ работ и программ позволяет утверждать, что наиболее полно обоснование дидактической значимости межпредметных (междисциплинарных) связей строится на основе различных ассоциативных связей (по противоположности, по сходству, месту, времени и т.д.). Доказано, что благодаря установлению межпредметных (междисциплинарных) связей у детей создаются взаимосвязанные представления об окружающем. Проблема межпредметных (междисциплинарных) связей связана проблемой интеграции и координации в образовании, в которой интеграция содержания образования – «взаимное совмещение» различных учебных дисциплин. Терминологически это связано с наличием предметной (дисциплинарной) структуры содержания образования. Наиболее успешно интеграция образования реализуется в виде интегрированных занятий, в которых происходит «взаимное совмещение» различных областей начальных знаний детей.

В настоящее время проблема внедрения интегрированных занятий в процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Для детей с проблемами в речевом развитии часто оказываются невыполнимыми требования, предусмотренные типовой программой (Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). Интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей. Правильное использование интегрированных занятий учитывает весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким.

В то же время возникает ряд проблем, которые, на наш взгляд, часто не учитываются при  планировании и организации интегрированных занятий:

-интегрированные занятия должны быть четко спланированы, систематизированы, структурированы, включены в общее расписание занятий;

- в основе системы интегрированных занятий должна лежать образовательная программа ДОУ;

- важным условием организации интегрированного занятия является наличие общей идеи, цели;

- необходимо определить направления интеграции, проследить и выбрать оптимальные для развития детей интеграционные связи между определенными разделами программы;

- с целью профилактики и коррекции речевых нарушений организация интегрированных занятий должна контролироваться учителем-логопедом;

- в системе интегрированных занятий, общей целью которых является профилактика и коррекция речевых нарушений, должна прослеживаться взаимосвязь всех специалистов, работающих с детьми; то есть целесообразно использование комплексного подхода;

- при организации интегрированных занятий с целью профилактики и коррекции речевых нарушений необходимо учитывать особенности развития речевых и неречевых функций, возрастные и индивидуальные возможности детей.

Совершенствование дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных программ требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса.

Понимая внедрение системы интегрированных занятий в ДОУ комбинированного вида, имеющего в составе оздоровительные и массовые группы, с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, как  сложный адаптационный и контролирующий  образовательное содержание процесс, основными направлениями совершенствования его организации считаем:

- дальнейшее изучение и разработка теоретических аспектов реализации интегрированного подхода в условиях данного типа ДОУ;

- исследование взаимосвязи компонентов интегрированных занятий по направлениям речевое, физическое, музыкальное, эмоционально-волевое развитие детей, с учетом их оптимального сосуществования  и ведущей цели (профилактика и коррекция различных речевых нарушений);

- создание методического комплекса, учитывающего не только речевые нарушения, но и соматические, интеллектуальные, физических проблемы детей;

- планирование и реализация системы интегрированных занятий на основе адаптирования определенной базовой образовательной программы ДОУ;

- осуществление внедрения интегрированных занятий, как способа  взаимосвязи специалистов ДОУ данного типа, учитывая необходимость комплексного подхода для реализации поставленной цели.

 В данной статье обратим внимание на один из аспектов планирования и организации интегрированных занятий с детьми с нарушением речи, посещающими оздоровительные группы.

Для реализации аспекта комплексного подхода в планировании и организации интегрированных занятий участвуют все специалисты ДОУ, в деятельности которых можно выделить несколько этапов.

 Первый этап (организационный). На данном этапе проводится ряд мероприятий, направленных на создание единой программы действий в обучении, воспитании, развитии воспитанников (диагностика, медико-психолого-педагогическое совещание ДОУ).

 Второй этап (содержательный). Специалисты собираются на мини-педсовет, который помогает выработать единые требования педагогов к детям, озвучиваются возможности детей, осуществляется методический анализ содержания программного материала, выявляется основной принцип построения системы интегрированных занятий (тематический), в соответствии с которым между специалистами распределяются задачи и содержательный материал занятий.

 Третий этап (процессуальный) – выбор методов, приемов и средств занятий, проведение интегрированных занятий.

 Четвертый этап (результативный) - определение методов и средств контроля, самоконтроля; оценка качества знаний, умений, навыков детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«На солнечной полянке» интегрированное занятие для детей с нарушениями речи

Цель  – коррекция нарушений  речи при обобщении и систематизации знаний по теме «Насекомые».Коррекционно - образовательные:1.Закреплять и расширять знания и представления детей об особ...

Интегрированное занятие с детьми с нарушениями речи "Едет Золушка на бал".

В этом занятии интегрирована работа логопеда и продуктивная деятельность (работа с бросовым материалом), что очень эффективно сказывается на деятельности детей....

Организация логопедической помощи детям с нарушением речи, посещающим общеобразовательные группы

Проблема возросшего количества детей детского сада с речевыми нарушениями становится все более актуальной. В нашем саду  работают с такими детьми логопеды. Консультативная работа с воспитателями...

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

Интегрированные занятия с детьми с нарушениями речи

Залогом успешного обучения и воспитания детей с нарушениями речи является комплексный подход в организации коррекционно-образовательной работы. Примером такого комплексного подхода могут служить интег...

Конспект интегрированного занятия с детьми с нарушениями в развитии на тему: «Лёгкое - тяжёлое» с элементами экспериментирования.

Конспект интегрированного занятия с детьми с нарушениями в развитии на тему: «Лёгкое - тяжёлое»  с элементами экспериментирования....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ НА ТЕМУ: «ЛЁГКОЕ - ТЯЖЁЛОЕ» С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Формирование элементарной познавательно – исследовательскую деятельности и экспериментирование...