Интегрированные занятия с детьми с нарушением речи, посещающими оздоровительные группы
статья по логопедии по теме
Учитель-логопед Дашкина Надежда Артуровна
В данной статье обращено внимание на один из аспектов планирования и организации интегрированных занятий с детьми с нарушением речи, посещающими оздоровительные группы.
Для реализации аспекта комплексного подхода в планировании и организации интегрированных занятий участвуют все специалисты ДОУ, в деятельности которых можно выделить несколько этапов.
Первый этап (организационный). На данном этапе проводится ряд мероприятий, направленных на создание единой программы действий в обучении, воспитании, развитии воспитанников (диагностика, медико-психолого-педагогическое совещание ДОУ).
Второй этап (содержательный). Специалисты собираются на мини-педсовет, который помогает выработать единые требования педагогов к детям, озвучиваются возможности детей, осуществляется методический анализ содержания программного материала, выявляется основной принцип построения системы интегрированных занятий (тематический), в соответствии с которым между специалистами распределяются задачи и содержательный материал занятий.
Третий этап (процессуальный) – выбор методов, приемов и средств занятий, проведение интегрированных занятий.
Четвертый этап (результативный) - определение методов и средств контроля, самоконтроля; оценка качества знаний, умений, навыков детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dashkina_statya_1.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированные занятия с детьми с нарушением речи, посещающими оздоровительные группы.
Дашкина Надежда Артуровна
(учитель-логопед ГДОУ № 27 Колпинского района)
Исходя из современных требований содержания дошкольного образования, базовая программа дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) должна быть направлена на решение следующих задач:
- сохранение здоровья ребёнка;
- всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- профилактика и коррекция имеющихся отклонений в развитии;
- формирование основ базовой культуры личности;
- подготовка ребенка к жизни в обществе.
Возникает необходимость адаптирования и контролирования образовательной программы ДОУ таким образом, чтобы ее использование было направлено на реализацию поставленных задач с учетом возможных перегрузок детского организма.
Системой, способствующей данному адаптированию и контролированию, на наш взгляд, является внедрение интегрированных занятий, организованных специалистами ДОУ.
Анализ работ и программ позволяет утверждать, что наиболее полно обоснование дидактической значимости межпредметных (междисциплинарных) связей строится на основе различных ассоциативных связей (по противоположности, по сходству, месту, времени и т.д.). Доказано, что благодаря установлению межпредметных (междисциплинарных) связей у детей создаются взаимосвязанные представления об окружающем. Проблема межпредметных (междисциплинарных) связей связана проблемой интеграции и координации в образовании, в которой интеграция содержания образования – «взаимное совмещение» различных учебных дисциплин. Терминологически это связано с наличием предметной (дисциплинарной) структуры содержания образования. Наиболее успешно интеграция образования реализуется в виде интегрированных занятий, в которых происходит «взаимное совмещение» различных областей начальных знаний детей.
В настоящее время проблема внедрения интегрированных занятий в процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Для детей с проблемами в речевом развитии часто оказываются невыполнимыми требования, предусмотренные типовой программой (Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). Интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей. Правильное использование интегрированных занятий учитывает весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким.
В то же время возникает ряд проблем, которые, на наш взгляд, часто не учитываются при планировании и организации интегрированных занятий:
-интегрированные занятия должны быть четко спланированы, систематизированы, структурированы, включены в общее расписание занятий;
- в основе системы интегрированных занятий должна лежать образовательная программа ДОУ;
- важным условием организации интегрированного занятия является наличие общей идеи, цели;
- необходимо определить направления интеграции, проследить и выбрать оптимальные для развития детей интеграционные связи между определенными разделами программы;
- с целью профилактики и коррекции речевых нарушений организация интегрированных занятий должна контролироваться учителем-логопедом;
- в системе интегрированных занятий, общей целью которых является профилактика и коррекция речевых нарушений, должна прослеживаться взаимосвязь всех специалистов, работающих с детьми; то есть целесообразно использование комплексного подхода;
- при организации интегрированных занятий с целью профилактики и коррекции речевых нарушений необходимо учитывать особенности развития речевых и неречевых функций, возрастные и индивидуальные возможности детей.
Совершенствование дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных программ требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса.
Понимая внедрение системы интегрированных занятий в ДОУ комбинированного вида, имеющего в составе оздоровительные и массовые группы, с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, как сложный адаптационный и контролирующий образовательное содержание процесс, основными направлениями совершенствования его организации считаем:
- дальнейшее изучение и разработка теоретических аспектов реализации интегрированного подхода в условиях данного типа ДОУ;
- исследование взаимосвязи компонентов интегрированных занятий по направлениям речевое, физическое, музыкальное, эмоционально-волевое развитие детей, с учетом их оптимального сосуществования и ведущей цели (профилактика и коррекция различных речевых нарушений);
- создание методического комплекса, учитывающего не только речевые нарушения, но и соматические, интеллектуальные, физических проблемы детей;
- планирование и реализация системы интегрированных занятий на основе адаптирования определенной базовой образовательной программы ДОУ;
- осуществление внедрения интегрированных занятий, как способа взаимосвязи специалистов ДОУ данного типа, учитывая необходимость комплексного подхода для реализации поставленной цели.
В данной статье обратим внимание на один из аспектов планирования и организации интегрированных занятий с детьми с нарушением речи, посещающими оздоровительные группы.
Для реализации аспекта комплексного подхода в планировании и организации интегрированных занятий участвуют все специалисты ДОУ, в деятельности которых можно выделить несколько этапов.
Первый этап (организационный). На данном этапе проводится ряд мероприятий, направленных на создание единой программы действий в обучении, воспитании, развитии воспитанников (диагностика, медико-психолого-педагогическое совещание ДОУ).
Второй этап (содержательный). Специалисты собираются на мини-педсовет, который помогает выработать единые требования педагогов к детям, озвучиваются возможности детей, осуществляется методический анализ содержания программного материала, выявляется основной принцип построения системы интегрированных занятий (тематический), в соответствии с которым между специалистами распределяются задачи и содержательный материал занятий.
Третий этап (процессуальный) – выбор методов, приемов и средств занятий, проведение интегрированных занятий.
Четвертый этап (результативный) - определение методов и средств контроля, самоконтроля; оценка качества знаний, умений, навыков детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«На солнечной полянке» интегрированное занятие для детей с нарушениями речи
Цель – коррекция нарушений речи при обобщении и систематизации знаний по теме «Насекомые».Коррекционно - образовательные:1.Закреплять и расширять знания и представления детей об особ...
Интегрированное занятие с детьми с нарушениями речи "Едет Золушка на бал".
В этом занятии интегрирована работа логопеда и продуктивная деятельность (работа с бросовым материалом), что очень эффективно сказывается на деятельности детей....
Организация логопедической помощи детям с нарушением речи, посещающим общеобразовательные группы
Проблема возросшего количества детей детского сада с речевыми нарушениями становится все более актуальной. В нашем саду работают с такими детьми логопеды. Консультативная работа с воспитателями...
Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"
Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...
Интегрированные занятия с детьми с нарушениями речи
Залогом успешного обучения и воспитания детей с нарушениями речи является комплексный подход в организации коррекционно-образовательной работы. Примером такого комплексного подхода могут служить интег...
Конспект интегрированного занятия с детьми с нарушениями в развитии на тему: «Лёгкое - тяжёлое» с элементами экспериментирования.
Конспект интегрированного занятия с детьми с нарушениями в развитии на тему: «Лёгкое - тяжёлое» с элементами экспериментирования....
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ НА ТЕМУ: «ЛЁГКОЕ - ТЯЖЁЛОЕ» С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Формирование элементарной познавательно – исследовательскую деятельности и экспериментирование...