Организация логопедической помощи детям с нарушением речи, посещающим общеобразовательные группы
статья по логопедии на тему

Проблема возросшего количества детей детского сада с речевыми нарушениями становится все более актуальной. В нашем саду  работают с такими детьми логопеды. Консультативная работа с воспитателями  массовых групп и родителями помогает исправить речь детей в выпускных в школу группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация логопедической помощи детям с нарушением речи, посещающим общеобразовательные группы

   Проблема возросшего количества детей детского сада с речевыми нарушениями становится все более актуальной. В нашем саду  работают с такими детьми логопеды. Консультативная работа с воспитателями  массовых групп и родителями помогает исправить речь детей в выпускных в школу группах.

Дети, не посещающие логопедические группы, имеют нормальный слух и интеллект. Речевые нарушения незначительны (2 звука).

В связи с увеличением числа детей с различными речевыми нарушениями возникает проблема их адаптации в школе.

Коллективом МБДОУ  была организована психолого-медико-педагогическая служба, деятельность которой обеспечивается медицинским работником, учителями – логопедами, педагогом – психологом, инструктором по физической культуре, воспитателями.

Цель организации ПМПС – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития и воспитания детей с особенностями развития.

Все специалисты  службы работают во взаимодействии. В начале учебного года проходит комплексная диагностика детей, в которой принимают участие специалисты службы. Затем собирается консилиум, на котором обсуждаются результаты диагностики и каждый специалист планирует свою работу. Методист МБ ДОУ координирует работу.

Этапы работы психолого-медико-педагогической службы:

  1. Диагностика проблемы (на основе тестов, анкет, и документов).
  2. Анализ проблемы (для определения направлений работы специалистов с каждым ребенком; обсуждение результатов обследования детей, уточнение общей картины развития ребенка, определение причин нарушения, назначение каждому ребенку ведущего специалиста по имеющейся у него проблеме, который организует взаимодействие всех специалистов).
  3. Разработка образовательного маршрута (составление индивидуального плана помощи или коррекционной программы для ребенка; в образовательном маршруте прописывается содержание, длительность работы, ведущий специалист, намечаются методы и формы работы.).
  4. Решение проблемы (реализация образовательного маршрута).
  5. Анализ проделанной работы (определение динамики развития – положительная, положительная неустойчивая, положительная сегментарная, положительная недостаточная, отрицательная).
  6. Проектирование дальнейшей работы (корректировка образовательных маршрутов).

Деятельность  психолого-медико-педагогической службы регулируется психолого-медико-педагогическим консилиумом.

Порядок проведения консилиума:

  1. Консилиум проводится под руководством председателя, а в его отсутствие – заместителя.
  2. Специалисты представляют собранный материал на ребенка (детей) с заключением.
  3. Определяются направления коррекционной работы всех специалистов с ребенком.
  4. Протокол оформляется не позднее чем через 2 дня и подписывается председателем.

Структура и организация ПМПС:

  • ПМПС создается в ДОУ приказом заведующего.
  • В ПМПС входят: заместитель заведующего  по воспитательной и методической работе, медицинская сестра, врач педиатр, учитель – логопед, педагог – психолог,  инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели.
  • Обследование детей проводится по плану, по запросу – воспитателей, родителей.
  • С результатами обследования и индивидуальным планом работы с ребенком вправе ознакомиться в любое время как педагоги – воспитатели, так и родители ребенка.
  • По результатам обследования составляются представления специалистов по утвержденной форме.
  • На основании представлений специалистов составляется заключение консилиума, и даются рекомендации об образовательном маршруте или его изменении.
  • В сложных случаях диагностики или при невозможности принятия однозначного решения, делается запрос в городскую психолого-медико-педагогическую комиссию.

Особенности организации работы с детьми

Принципы построения обследования ребенка специалистами ПМПС:

  1. Целостный подход к ребенку. Оценка уровня социальной адаптированной и личностной целостности ребенка.
  2. Всесторонний анализ психофизического и социального развития ребенка.
  3. Комплексный подход к обследованию ребенка с позиций специалистов разных профилей.
  4. Анализ динамики развития ребенка.
  5. При наличии у ребенка трудностей в выполнении заданий, обследование строится по следующим принципам:
  • переход от простого к сложному;
  • переход от совместных действий со специалистом к самостоятельным действиям ребенка;
  • опора на сохраненные структуры психофизического развития ребенка;
  • распределение нагрузки в соответствии с динамикой умственной работоспособности ребенка;
  • обеспечение успеха ребенку в результате выполнения каждого шага обследования; подкрепление мотивации достижения;
  • использование адекватных индивидуальным и возрастным особенностям ребенка форм обследования (игра, индивидуальная работа с ребенком).

 Оформление документации по результатам обследования ребенка ПМПС.

Заключение состоит из 2 частей: заключение и рекомендации.

В заключении отражаются следующие параметры:
1. Индивидуальная структура развития (особенности отклонений – степень, стадия и особенностей развития ребенка).
2. Динамика развития.
3. Возрастные особенности ребенка.
4. Темп развития.
5. Интересы.
6. Способности.

В рекомендациях необходимо отразить особенности организации коррекционной и педагогической работы с ребенком с целью преодоления имеющихся барьеров в развитии ребенка.

На каждого ребенка (по запросу) оформляются карты развития, которые представляют собой файловую папку, в которую входят следующие документы:

  1. Данные на ребенка.
  2. Протоколы по результатам обследования ребенка специалистами.
  3. Заключения специалистов.
  4. Лист контроля динамики развития ребенка.

К сожалению, увеличивается тенденция роста числа детей имеющих речевые нарушения, но не имеющих возможности получать логопедическую помощь. Это происходит по различным причинам. Одно из них является то, что нуждающихся в логопедической помощи детей, чем логопедических групп, где можно ее получить. Перед учителями логопедами детских садов существует проблема своевременного оказания логопедической помощи детям. Считая эту проблему особенно важной коллективом МБ ДОУ и была организованна психолого-медико-педагогическая служба. Общими усилиями,  и преодолеваются негативные тенденции в развитии детей, стимулируется развитие речи и потенциальных возможностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Ранняя логопедическая помощь детям с нарушениями речи".

Материал для родителей, логопедов, воспитателей....

Интегрированные занятия с детьми с нарушением речи, посещающими оздоровительные группы

Учитель-логопед Дашкина Надежда Артуровна В данной статье обращено внимание на один из аспектов планирования и организации интегрированных занятий с детьми с нарушением речи, посещающими оздорови...

Педагогические основы оказания логопедической помощи детям с нарушениями речи.

В последние годы существует тенденция увеличения числа детей с различными нарушениями речи.  Язык является основным фактором общения между людьми. Основная задача полноценного развития детей явля...

статья «Организация логопедической помощи детям с речевыми недостатками»

СтатьяЗубаревой Натальи Николаевны «Организация логопедической помощи детям с речевыми недостатками» Я, Зубарева Наталья Николаевна, работая воспитателем первой младшей группы по...

2020 год Консультация на тему: «Ранняя логопедическая помощь детям с нарушениями речевого развития».

Консультация на тему:«Ранняя логопедическая помощь детямс нарушениями речевого развития»....

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ПОСЕЩАЮЩИМ МАССОВЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ГРУППЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Организация логопедической помощи детям, посещающим массовые общеобразовательные группы в дошкольном учреждении...

Ранняя логопедическая помощь детям с нарушением речевого развития

В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Поэтому важно выявить неблагополучное речевое развитие и преодолеть как можно раньше. Ранний возраст является уникальным, важны...